Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с учащимся с заиканием

  • Образовательные программы
  • Разработки курсов
  • docx
  • 22.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа логопеда с учащимся с з
Иконка файла материала план афазия.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №103»

 

 

  СОГЛАСОВАНО

Методист МБОУ «СОШ № 103»

 __________ В.И.Сапелкина

«___»___________2018 г.

                           УТВЕРЖДАЮ

      Директор МБОУ «СОШ №103»

                                           ____________________В.В.Ищук

 «___»__________2018 г.

 

Рабочая программа

учителя-логопеда

 

Индивидуальные занятия с учащимся 5 класса

по коррекции общего недоразвития речи, обусловленного моторной афазией

 

 

Учебный год: 2018-2019

Общее кол-во часов 41,                                                                                                                                                   Учитель-логопед

кол-во часов в неделю 2                                                                                                                         Соломина Анна Владимировна  

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Афазия - это полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражениями коры больших полушарий головного мозга, чаще всего возникает после перенесенного инсульта, опухолях мозга или черепно-мозговой травмы. Ее развитие зависит от локализации мозгового поражения. Афазия бывает различных форм и степени тяжести — от незначительных затруднений в артикуляции или названии предметов до полной потери понимания речи или речевого выражения мысли.

Существует несколько форм афазии, однако можно выделить две основных формы афазии:

  • сенсорную
  • моторную

Сенсорная афазия Вернике - это нарушение понимания речи, как чужой, так и собственной при сохранении способности говорить. Возникает при повреждении левой височной доли головного мозга. Как правило больной говорит довольно охотно и много, однако в связи с утратой понимания того, что он слышит, он не понимает ни себя, ни окружающих. Форма сенсорной афазии характеризуется двумя основными чертами:

  • речь больного непонятная окружающим ввиду отсутствия в ней смысла (непонимание собственной речи приводит к потере контроля над ней, больной изобретает новые слова, заменяет буквы или слоги в существующих, меняет слова местами, произносит несвязные между собой вереницы слов и предложений)
  • речь окружающих и собственная непонятна больному (в связи с нарушением восприятия звука, потерей различия звукового состава слов, больной не понимает смысла в том, что он слышит) 

Моторная афазия Брока - это нарушение способности говорить при сохранении способности понимать речь. Возникает при повреждении лобной доли головного мозга (двигательного речевого центра Брока). Больной с трудом произносит или не произносит слова, в основном произносит простые слова или по слогам. Основными чертами формы моторной афазии являются:

  • речь больного плохо различима, однако чаще понятна и имеет смысл, сопровождается красноречивыми жестами (больному с трудом дается произношение и переход от одного слова к другому)
  • речь окружающих для больного понятна хорошо

Логопед в процессе индивидуальной работы с больными афазией модифицирует имеющиеся в арсенале дефектологии приемы и методы коррекционно - педагогической работы, привнося свой индивидуальный опыт.

Лечение афазии заключается отнюдь не только в восстановлении способности, но и в восстановлении пораженной части головного мозга, являющейся причиной расстройства речи.

Выделяют несколько форм афазии, которые характеризуются нарушением либо понимания речи, либо ее воспроизведения. При тяжелых случаях афазии у человека нарушается способность как понимать  окружающих, так и говорить. Это речевое расстройство чаще возникает у лиц пожилого возраста как следствие тяжелых мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга. 

У детей афазию диагностируют, когда органическое повреждение мозга произошло после овладения ребенком речью. При этом афазия приводит к нарушению дальнейшего ее развития, иногда к распаду сформированной речи. Афазия часто приводит к глубокой инвалидизации. 

Возможности компенсации речевых и психических нарушений у детей и взрослых резко ограничены. Взрослые с афазией, как правило, теряют профессию, с трудом адаптируются в быту. Непонимание  окружающих, невозможность выразить свои желания вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность, плаксивость.

Логопедическое воздействие на учащегося с моторной афазией в первую очередь заключается в расторможении речи и создании у него психологической готовности, а также условия для появления намерений и желания разговаривать. Коррекционное обучение должно быть направлено на преодоление нарушений фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи, развитие внимания, слуховой и зрительной памяти, мыслительных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема коррекционного занятия

 

ноябрь

  1

Формирование навыка подбора родственных и однокоренных слов. Анализ предложений с пропущенными однокоренными словами (все  живое  хочет жить).  Словарно-объяснительные диктанты. Группировка слов по значениям. Сравнение и обоснование своего выбора «С горы несся. . . (водный, водянистый) поток». Самостоятельное выполнение различных за­даний с последующим выводом. Игровые упражнения на развитие логичес­кого мышления, на закрепление навыка поль­зования полученными знаниями «В гости к родственникам» , «Узнай родственника» , «Горка»  и т.д.

 

2

Составление словосочетаний и предложений с однокоренными словами, объясняющими значение корня . Сравнение слов по их лексическому значе­нию, их группировка. Образование однокоренных слов по задан-схеме (МОРЕ -      ,        ,      ) и т . д .

 

  3

Формирование навыка нахождения безу­дарной гласной в корне слова и провероч­ных слов . Постановка ударения в словах и нахожде­ние безударной гласной (игровые упражнения, графические диктанты, шифровки) . Работа по расширению активного словаря за счет подбора родственных прове­рочных слов и уточнения их значений . Анализ процесса усвоения зна­ний о безударной гласной (исправление оши­бок, доказательства и обоснование правиль­ности выбора, игровые задания).

 

4

Формирование навыка образования слов при помощи суффиксов и адекватного их примене­ния: - уменьшительно-ласкательных (-ИК-.-ЕК-, -ОК-, -ЕК- , -УШК-, -ШК- , -ОНЬК- , -ЕНЬК- , -ЕЧК- , -ОЧК-,-Ц-,-ИЦ-,-ЕЦ-) ; - увеличения (-ЮЦ-, -УЩ-) ; - прилагательных и глаголов .

Наблюдение за изменением слов при об­разовании их с помощью суффиксов (ТЕЛО—ТЕЛЬЦЕ, НОС -НОСИК- НОСИЩЕ, и т.д.). Отбор и преобразование слов .

Подбор и объяснение выбора слова с ну­жным суффиксом в словосочетаниях и предло­жениях: «У великана ... , а у гнома ... « (усики, усищи) .

 

  5

Формирование навыка образования слов при помощи суффиксов и адекватного их примене­ния: - обозначающих детенышей ( -ОНОК- , -ЕНОК- , -ЕНЫШ-); Объяснение изменения значений слов от выбранного суффикса.

 

6

Формирование навыка образования слов при помощи суффиксов и адекватного их примене­ния: - обозначающих лиц по профессии или роду деятельности (-ЧИК-, -ЩИК-, -ТЕЛЬ-, -НИК-, -ИСТ-, -ЕЦ-, -ЕР-, -ИК-, -НИЦ-) ; Образование слов , словосочетаний по схемам .

 

декабрь

 

  7

Формирование навыка образования слов при помощи приставок и их адекватного употреб­ления в речи: - обозначающих направленность движения (В-, ВЫ- , ДО- , ЗА- , НА- ) ; - с гласной А (НАД-, ЗА-, НА-); Наблюдение за изменением смысла слов при образовании их с помощью приставок (говорить - наговаривать, проговорить, под­говорить , отговорить и т.д.). Введение вновь образованных слов с при­ставками в словосочетания, предложения

 

 

  8

Формирование навыка образования слов при помощи приставок и их адекватного употреб­ления в речи: неизменяемых приставок : с гласной О (СО-, ПРО-, ВО-, ОБ-, О-, ОБО- , ПО- , ПОД- , ПОДО- , ОТ- , ОТО- ) ;

 

9

Формирование навыка образования слов при помощи приставок и их адекватного употреб­ления в речи: - неизменяемых приставок У- , ВЫ- , В- ; Наблюдение за ролью приставочных гла­голов в контексте . Преобразование слов с помощью приставок Смыслоразличительная роль их в речи .

 

  10

Формирование навыка образования слов при помощи приставок и их адекватного употреб­ления в речи: неизменяемых приставок ИЗ-, ИС- , ЧЕРЕЗ-, ЧЕРЕС-, БЕЗ-, БЕС-, ВОЗ- , ВОС- , ВЗ- , ВС-, РАЗ-, РАС-, РОЗ-, РОС- ;

 

11

Формирование навыка образования слов при помощи приставок и их адекватного употреб­ления в речи: - приставок ПРЕ-, ПРИ-. Объяснение изменения значений слов от выбранной приставки (прилечь, присесть, приостановиться и т.д.) . Подбор и обоснование выбора приставки. Образование новых слов с приставками по заданной схеме (ПРИ - шить, -бежать, -нести, -везти, -образовать и т.д. ) .

 

  12

Подбор подходящих по смыслу слов с при­ставкой в предложения и обоснование своего выбора. Соотношение между значением и формой приставочного слова.

Сравнение лексического значения слов в зависимости от приставок Обоснование самостоятельного выбора подходящего по смыслу слова в словосочета­ниях, предложениях (работа по карточкам). Подбор слов с противоположным значением с приставкой. Смысловой анализ слов с приставками, введение их в словосочетания и предложения. Анализ процесса усвоения зна­ний о приставке , ее роли (исправление оши­бок, доказательства и обоснование правиль­ности выбора, игровые задачи) .

 

13

Формирование понятия о предлогах и спосо­бах их использования в речи. Уточнение представлений о смысловом (семантическим) значении предлогов. Ознакомление с условным обозначе­нием предлогов как об отдельном слове . Шифровка и расшифровка текстов с пред­логами, графические диктанты (предлог + существительное).

 

январь

  14

Формирование навыка правильного упо­требления той падежной формы имени суще­ствительного, которого требует связанный с существительным предлог . Составление словосочетаний и предложений. Упражнения на исправление ошибок в тек­ста.

15

Формирование навыка различения предлогов и приставок .

Наблюдение за соотношением предлогов и глагольных приставок. Упражнения на слитное и раздельное написа­ние25. Например : (Пере) прыгнул (через ) порог .

 

февраль

  16

Формирование навыка различения предлогов и приставок.

Сравнение словосочетаний с приставками и предлогами. Например: (До) ехал (до) ручья. (До)води дело (до)конца. и т.д. Анализ процесса усвоения учащимися знаний о различии приставки и предлога.

17

Формирование навыка различения предлогов и приставок.

Подбор подходящих по смыслу предлогов и приставок в словосочетания, предложения, тексты.

  18

Формирование навыка различения предлогов и приставок. Творческие задания (исправление ошибок, запись возмож­ных вариантов, перекрестные проверки и т.д). Дидактические игры «Не ошибись», «Заказ», «Не пропусти» и т.д.

 

19

Формирование практического навыка подбора антонимов .

Нахождение в текстах антонимов, уточ­нение их значений. Подбор антонимов к выделенным словам, вставка в предложения и тексты. Группировка слов по значениям: ПРИБЛИ­ЖЕНИЕ - УДАЛЕНИЕ и т.д. Введение их в слож­ные предложения .

Анализ различий антонимов в тексте .

Сравнение слов, словосочетаний и пред­ложений с антонимами (ХОЛОДНЫЙ УТЮГ - ГОРЯ­ЧИЙ УТЮГ , ХОЛОДНОЕ ПАЛЬТО -  и т.д.).

20

Введение в речь фразеологических обо­ротов с антонимами. Объяснение значений предложений, пос­ловиц с антонимами (БОЛЬШЕ ДУМАЙ, А МЕНЬШЕ ГОВОРИ). Анализ процесса усвоения учащимися знаний об антонимах. Нахождение и исправление неправильно подобранных антонимов .

  21

Формирование практического навыка подбора синонимов. Наблюдение за синонимическими рядами . Нахождение в текстах синонимов, уточ­нение их значений. Подбор синонимов к выбранным словам, вставка в предложения и тексты. Введение в речь фразеологических обо­ротов с синонимами .

 

22

Анализ и объяснение оттенков значений синонимов в предложениях и текстах. Группировка слов по значениям (лечить­ся, нестись , торопиться , спешить и т.д.). Введение их в речь.

  23

Распределение синонимов по степени обозначаемого действия или признака (блес­теть - сверкать, красивый - прекрасный ) . Анализ оттенков значений предложений.

март

24

Корректировка текстов (замена повторя­ющегося слова синонимом) Выбор более точного синонима в предло­жении, текст из слов , данных в скобках (тишина - затишье - безмолвие) .

  25

Сравнение слов , словосочетаний и пред­ложений с синонимами. Исключение «лишнего» слова в ряду си­нонимов. Использование синонимов и синонимичес­ких рядов для усиления выразительности речи (творческие пересказы, устные сочинения) . Дидактические игры: «Синонимы», «Скажи иначе»  и др .

  26

Многозначность слов.

Наблюдения за многозначностью слов в контекстах. Выделение их, определение зна­чений. Составление предложений из данных сло­восочетаний (меткий лук - зеленый лук). Подбор синонимов к многозначным словам (ворона - ротозей, разиня) . Введение их в предложение. Пересказ текста с заменой одинаковых слов, близких по значению («Не хочет косой косить косой» , говорит : «Коса коса». Объяснение и замена омонимов близкими по смыслу словами. Введение в речь словосочетаний с пря­мым и переносным значением (копна сена -копна волос, намылить шею - ?? и т.д.) 3. Составление предложений со словосоче­таниями типа: золотая брошь , золотая голова золотая осень и т.д.

Сравнение предложений, включающих мно­гозначные слова (потерять Здоровье - поте­рять вечер). Определение разницы в прямом и пере­носном значении слов (глубокая река - глу­бокая старость) . Обоснование разницы в значении много­значных слов (кисть руки - кисть художника-кисть винограда).

  27

Выделение словосочетаний в предложении
и установление связей между словами при по­
мощи вопросов:
1) постановка вопросов от главных слов в
предложении к подчиненным :
РАБОТАЛИ (где?) В САДУ и т.д.;
2) схематическое изображение связей между
словами в предложении:
ПЕСНЯ < --------------------  > ЛИЛАСЬ
1                  1

1                  1 ГРУСТНАЯ          ИЗ ОКНА  и т.д. 3) объяснение значений встретившихся в тексте словосочетаний

 

  28

Работа над устойчивыми словосочетани­ями, фразеологизмами, образными выра­жениями: - объяснение их значений; - замена близкими к ним; - введение в предложения; - объяснение цели их использования .

 

  29

Конструирование самостоятельных сло­восочетаний: составление словосочетаний из данных слов путем объединения их по смыслу и при изменении формы слова: - Солнце, ночь, река, птицы, поле, летний, певчие, убранное, лунная, яркое , теплая ; - Лунный, дорожка; привязать, ветка; звонкое, голос,- позвонить, друг; встретиться, друг; - Грести , писать , шагать ; быстро , сильно , красиво и т.д.

  30

Составление словосочетаний по данному главному слову путем подбора подходя­щих по смыслу зависимых слов : - свет (какой?) , уважать (кого?) , радоваться (чему?) , верить (во что? и т.д. 3) составление словосочетаний по данному зависимому слову путем подбора главно­го слова : - товарищу (рад , помог , отдал и т.д.) - товарища (узнал, встретил, обидел) ; - горячее, вкусное, сладкое .... ; - быстро .... , медленно .... и т.д.

апрель

  31

Составление словосочетаний по данным однокоренным словам, требующим поста­новки существительных в разных падежах - благодарить (кого?, за что?) , бла­годарность (кому?) и т.д.

  32

Составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления су­ществительного с определенным предло­гом: - интерес к .... ; любовь с .... ; отчет о .... ; надежда на .... ; и т . д . ; 6) составление словосочетаний, в которых предлог соответствует глагольной при­ставке : - забежать за . . . . ; отплыть от . . . . ; и т.д.

  33

Формирование навыка составления предло­жений по данному образцу. Чтение образцов . Отработка интонации , выразительности, выяснение значения предло­жения: -выделение предложения из речевого потока; -отработка интонации законченности предло­жения ( . ? ! );

  34

-отработка интонации перечисления при од­нородных членах, при обращениях и прямой речи, при вводных словах, логических пауз: -отработка навыка эмоционально окрашивать свою речь , произносить предложения в ус­коренном или замедленном темпе , тише или громче.

35

Составление предложений по вопросу ло­гопеда. От конкретных вопросов (что?) до вопросов, требующих составления сложных предложений (почему?, зачем? и др.) . Составление предложений, аналогичных данному, на эту и другие темы. 

36

Формирование навыка конструирования предложений . Восстановление деформированного текста.

37

Деление сложного текста без точек и заглавных букв на предложения.

  38

Ступенчатое распространение простого предложения с помощью вопросов.

  39

Сокращение распространенного предло­жения. Соединение двух или трех простых пре­дложений в одно сложное или простое с одно­родными членами.

май

40

Построение сложных предложений из нес­кольких различных элементов . Составление сложных предложений с опо­рой на зрительные символы. Выражение одной и той же мысли в нес­кольких вариантах.

41

Самостоятельное творческое составле­ние предложений по опорным  словам (2-3 слова), по одному опорному (новому) слову.

Итого: 41

 


 

Посмотрите также