Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №103»
СОГЛАСОВАНО Методист МБОУ «СОШ № 103» __________ В.И.Сапелкина «___»___________2018 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №103» ____________________В.В.Ищук «___»__________2018 г. |
|
Рабочая программа
учителя-логопеда
Индивидуальные занятия с учащимся 5 класса
по коррекции общего недоразвития речи, обусловленного моторной афазией
Учебный год: 2018-2019
Общее кол-во часов 41, Учитель-логопед
кол-во часов в неделю 2 Соломина Анна Владимировна
Пояснительная записка.
Афазия - это полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражениями коры больших полушарий головного мозга, чаще всего возникает после перенесенного инсульта, опухолях мозга или черепно-мозговой травмы. Ее развитие зависит от локализации мозгового поражения. Афазия бывает различных форм и степени тяжести — от незначительных затруднений в артикуляции или названии предметов до полной потери понимания речи или речевого выражения мысли.
Существует несколько форм афазии, однако можно выделить две основных формы афазии:
Сенсорная афазия Вернике - это нарушение понимания речи, как чужой, так и собственной при сохранении способности говорить. Возникает при повреждении левой височной доли головного мозга. Как правило больной говорит довольно охотно и много, однако в связи с утратой понимания того, что он слышит, он не понимает ни себя, ни окружающих. Форма сенсорной афазии характеризуется двумя основными чертами:
Моторная афазия Брока - это нарушение способности говорить при сохранении способности понимать речь. Возникает при повреждении лобной доли головного мозга (двигательного речевого центра Брока). Больной с трудом произносит или не произносит слова, в основном произносит простые слова или по слогам. Основными чертами формы моторной афазии являются:
Логопед в процессе индивидуальной работы с больными афазией модифицирует имеющиеся в арсенале дефектологии приемы и методы коррекционно - педагогической работы, привнося свой индивидуальный опыт.
Лечение афазии заключается отнюдь не только в восстановлении способности, но и в восстановлении пораженной части головного мозга, являющейся причиной расстройства речи.
Выделяют несколько форм афазии, которые характеризуются нарушением либо понимания речи, либо ее воспроизведения. При тяжелых случаях афазии у человека нарушается способность как понимать окружающих, так и говорить. Это речевое расстройство чаще возникает у лиц пожилого возраста как следствие тяжелых мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга.
У детей афазию диагностируют, когда органическое повреждение мозга произошло после овладения ребенком речью. При этом афазия приводит к нарушению дальнейшего ее развития, иногда к распаду сформированной речи. Афазия часто приводит к глубокой инвалидизации.
Возможности компенсации речевых и психических нарушений у детей и взрослых резко ограничены. Взрослые с афазией, как правило, теряют профессию, с трудом адаптируются в быту. Непонимание окружающих, невозможность выразить свои желания вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность, плаксивость.
Логопедическое воздействие на учащегося с моторной афазией в первую очередь заключается в расторможении речи и создании у него психологической готовности, а также условия для появления намерений и желания разговаривать. Коррекционное обучение должно быть направлено на преодоление нарушений фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи, развитие внимания, слуховой и зрительной памяти, мыслительных процессов.
Календарно-тематический план
№ п/п |
Тема коррекционного занятия |
|
ноябрь |
||
1 |
Формирование навыка подбора родственных и однокоренных слов. Анализ предложений с пропущенными однокоренными словами (все живое хочет жить). Словарно-объяснительные диктанты. Группировка слов по значениям. Сравнение и обоснование своего выбора «С горы несся. . . (водный, водянистый) поток». Самостоятельное выполнение различных заданий с последующим выводом. Игровые упражнения на развитие логического мышления, на закрепление навыка пользования полученными знаниями «В гости к родственникам» , «Узнай родственника» , «Горка» и т.д. |
|
2 |
Составление словосочетаний и предложений с однокоренными словами, объясняющими значение корня . Сравнение слов по их лексическому значению, их группировка. Образование однокоренных слов по задан-схеме (МОРЕ - , , ) и т . д . |
|
3 |
Формирование навыка нахождения безударной гласной в корне слова и проверочных слов . Постановка ударения в словах и нахождение безударной гласной (игровые упражнения, графические диктанты, шифровки) . Работа по расширению активного словаря за счет подбора родственных проверочных слов и уточнения их значений . Анализ процесса усвоения знаний о безударной гласной (исправление ошибок, доказательства и обоснование правильности выбора, игровые задания). |
|
4 |
Формирование навыка образования слов при помощи суффиксов и адекватного их применения: - уменьшительно-ласкательных (-ИК-.-ЕК-, -ОК-, -ЕК- , -УШК-, -ШК- , -ОНЬК- , -ЕНЬК- , -ЕЧК- , -ОЧК-,-Ц-,-ИЦ-,-ЕЦ-) ; - увеличения (-ЮЦ-, -УЩ-) ; - прилагательных и глаголов . Наблюдение за изменением слов при образовании их с помощью суффиксов (ТЕЛО—ТЕЛЬЦЕ, НОС -НОСИК- НОСИЩЕ, и т.д.). Отбор и преобразование слов . Подбор и объяснение выбора слова с нужным суффиксом в словосочетаниях и предложениях: «У великана ... , а у гнома ... « (усики, усищи) . |
|
5 |
Формирование навыка образования слов при помощи суффиксов и адекватного их применения: - обозначающих детенышей ( -ОНОК- , -ЕНОК- , -ЕНЫШ-); Объяснение изменения значений слов от выбранного суффикса. |
|
6 |
Формирование навыка образования слов при помощи суффиксов и адекватного их применения: - обозначающих лиц по профессии или роду деятельности (-ЧИК-, -ЩИК-, -ТЕЛЬ-, -НИК-, -ИСТ-, -ЕЦ-, -ЕР-, -ИК-, -НИЦ-) ; Образование слов , словосочетаний по схемам . |
|
декабрь |
|
|
7 |
Формирование навыка образования слов при помощи приставок и их адекватного употребления в речи: - обозначающих направленность движения (В-, ВЫ- , ДО- , ЗА- , НА- ) ; - с гласной А (НАД-, ЗА-, НА-); Наблюдение за изменением смысла слов при образовании их с помощью приставок (говорить - наговаривать, проговорить, подговорить , отговорить и т.д.). Введение вновь образованных слов с приставками в словосочетания, предложения
|
|
8 |
Формирование навыка образования слов при помощи приставок и их адекватного употребления в речи: неизменяемых приставок : с гласной О (СО-, ПРО-, ВО-, ОБ-, О-, ОБО- , ПО- , ПОД- , ПОДО- , ОТ- , ОТО- ) ; |
|
9 |
Формирование навыка образования слов при помощи приставок и их адекватного употребления в речи: - неизменяемых приставок У- , ВЫ- , В- ; Наблюдение за ролью приставочных глаголов в контексте . Преобразование слов с помощью приставок Смыслоразличительная роль их в речи . |
|
10 |
Формирование навыка образования слов при помощи приставок и их адекватного употребления в речи: неизменяемых приставок ИЗ-, ИС- , ЧЕРЕЗ-, ЧЕРЕС-, БЕЗ-, БЕС-, ВОЗ- , ВОС- , ВЗ- , ВС-, РАЗ-, РАС-, РОЗ-, РОС- ; |
|
11 |
Формирование навыка образования слов при помощи приставок и их адекватного употребления в речи: - приставок ПРЕ-, ПРИ-. Объяснение изменения значений слов от выбранной приставки (прилечь, присесть, приостановиться и т.д.) . Подбор и обоснование выбора приставки. Образование новых слов с приставками по заданной схеме (ПРИ - шить, -бежать, -нести, -везти, -образовать и т.д. ) . |
|
12 |
Подбор подходящих по смыслу слов с приставкой в предложения и обоснование своего выбора. Соотношение между значением и формой приставочного слова. Сравнение лексического значения слов в зависимости от приставок Обоснование самостоятельного выбора подходящего по смыслу слова в словосочетаниях, предложениях (работа по карточкам). Подбор слов с противоположным значением с приставкой. Смысловой анализ слов с приставками, введение их в словосочетания и предложения. Анализ процесса усвоения знаний о приставке , ее роли (исправление ошибок, доказательства и обоснование правильности выбора, игровые задачи) . |
|
13 |
Формирование понятия о предлогах и способах их использования в речи. Уточнение представлений о смысловом (семантическим) значении предлогов. Ознакомление с условным обозначением предлогов как об отдельном слове . Шифровка и расшифровка текстов с предлогами, графические диктанты (предлог + существительное). |
|
январь |
||
14 |
Формирование навыка правильного употребления той падежной формы имени существительного, которого требует связанный с существительным предлог . Составление словосочетаний и предложений. Упражнения на исправление ошибок в текста. |
|
15 |
Формирование навыка различения предлогов и приставок . Наблюдение за соотношением предлогов и глагольных приставок. Упражнения на слитное и раздельное написание25. Например : (Пере) прыгнул (через ) порог .
|
|
февраль |
||
16 |
Формирование навыка различения предлогов и приставок. Сравнение словосочетаний с приставками и предлогами. Например: (До) ехал (до) ручья. (До)води дело (до)конца. и т.д. Анализ процесса усвоения учащимися знаний о различии приставки и предлога. |
|
17 |
Формирование навыка различения предлогов и приставок. Подбор подходящих по смыслу предлогов и приставок в словосочетания, предложения, тексты. |
|
18 |
Формирование навыка различения предлогов и приставок. Творческие задания (исправление ошибок, запись возможных вариантов, перекрестные проверки и т.д). Дидактические игры «Не ошибись», «Заказ», «Не пропусти» и т.д.
|
|
19 |
Формирование практического навыка подбора антонимов . Нахождение в текстах антонимов, уточнение их значений. Подбор антонимов к выделенным словам, вставка в предложения и тексты. Группировка слов по значениям: ПРИБЛИЖЕНИЕ - УДАЛЕНИЕ и т.д. Введение их в сложные предложения . Анализ различий антонимов в тексте . Сравнение слов, словосочетаний и предложений с антонимами (ХОЛОДНЫЙ УТЮГ - ГОРЯЧИЙ УТЮГ , ХОЛОДНОЕ ПАЛЬТО - и т.д.). |
|
20 |
Введение в речь фразеологических оборотов с антонимами. Объяснение значений предложений, пословиц с антонимами (БОЛЬШЕ ДУМАЙ, А МЕНЬШЕ ГОВОРИ). Анализ процесса усвоения учащимися знаний об антонимах. Нахождение и исправление неправильно подобранных антонимов . |
|
21 |
Формирование практического навыка подбора синонимов. Наблюдение за синонимическими рядами . Нахождение в текстах синонимов, уточнение их значений. Подбор синонимов к выбранным словам, вставка в предложения и тексты. Введение в речь фразеологических оборотов с синонимами .
|
|
22 |
Анализ и объяснение оттенков значений синонимов в предложениях и текстах. Группировка слов по значениям (лечиться, нестись , торопиться , спешить и т.д.). Введение их в речь. |
|
23 |
Распределение синонимов по степени обозначаемого действия или признака (блестеть - сверкать, красивый - прекрасный ) . Анализ оттенков значений предложений. |
|
март |
||
24 |
Корректировка текстов (замена повторяющегося слова синонимом) Выбор более точного синонима в предложении, текст из слов , данных в скобках (тишина - затишье - безмолвие) . |
|
25 |
Сравнение слов , словосочетаний и предложений с синонимами. Исключение «лишнего» слова в ряду синонимов. Использование синонимов и синонимических рядов для усиления выразительности речи (творческие пересказы, устные сочинения) . Дидактические игры: «Синонимы», «Скажи иначе» и др . |
|
26 |
Многозначность слов. Наблюдения за многозначностью слов в контекстах. Выделение их, определение значений. Составление предложений из данных словосочетаний (меткий лук - зеленый лук). Подбор синонимов к многозначным словам (ворона - ротозей, разиня) . Введение их в предложение. Пересказ текста с заменой одинаковых слов, близких по значению («Не хочет косой косить косой» , говорит : «Коса коса». Объяснение и замена омонимов близкими по смыслу словами. Введение в речь словосочетаний с прямым и переносным значением (копна сена -копна волос, намылить шею - ?? и т.д.) 3. Составление предложений со словосочетаниями типа: золотая брошь , золотая голова золотая осень и т.д. Сравнение предложений, включающих многозначные слова (потерять Здоровье - потерять вечер). Определение разницы в прямом и переносном значении слов (глубокая река - глубокая старость) . Обоснование разницы в значении многозначных слов (кисть руки - кисть художника-кисть винограда). |
|
27 |
Выделение словосочетаний в предложении 1 1 ГРУСТНАЯ ИЗ ОКНА и т.д. 3) объяснение значений встретившихся в тексте словосочетаний
|
|
28 |
Работа над устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, образными выражениями: - объяснение их значений; - замена близкими к ним; - введение в предложения; - объяснение цели их использования .
|
|
29 |
Конструирование самостоятельных словосочетаний: составление словосочетаний из данных слов путем объединения их по смыслу и при изменении формы слова: - Солнце, ночь, река, птицы, поле, летний, певчие, убранное, лунная, яркое , теплая ; - Лунный, дорожка; привязать, ветка; звонкое, голос,- позвонить, друг; встретиться, друг; - Грести , писать , шагать ; быстро , сильно , красиво и т.д. |
|
30 |
Составление словосочетаний по данному главному слову путем подбора подходящих по смыслу зависимых слов : - свет (какой?) , уважать (кого?) , радоваться (чему?) , верить (во что? и т.д. 3) составление словосочетаний по данному зависимому слову путем подбора главного слова : - товарищу (рад , помог , отдал и т.д.) - товарища (узнал, встретил, обидел) ; - горячее, вкусное, сладкое .... ; - быстро .... , медленно .... и т.д. |
|
апрель |
||
31 |
Составление словосочетаний по данным однокоренным словам, требующим постановки существительных в разных падежах - благодарить (кого?, за что?) , благодарность (кому?) и т.д. |
|
32 |
Составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления существительного с определенным предлогом: - интерес к .... ; любовь с .... ; отчет о .... ; надежда на .... ; и т . д . ; 6) составление словосочетаний, в которых предлог соответствует глагольной приставке : - забежать за . . . . ; отплыть от . . . . ; и т.д. |
|
33 |
Формирование навыка составления предложений по данному образцу. Чтение образцов . Отработка интонации , выразительности, выяснение значения предложения: -выделение предложения из речевого потока; -отработка интонации законченности предложения ( . ? ! ); |
|
34 |
-отработка интонации перечисления при однородных членах, при обращениях и прямой речи, при вводных словах, логических пауз: -отработка навыка эмоционально окрашивать свою речь , произносить предложения в ускоренном или замедленном темпе , тише или громче. |
|
35 |
Составление предложений по вопросу логопеда. От конкретных вопросов (что?) до вопросов, требующих составления сложных предложений (почему?, зачем? и др.) . Составление предложений, аналогичных данному, на эту и другие темы. |
|
36 |
Формирование навыка конструирования предложений . Восстановление деформированного текста. |
|
37 |
Деление сложного текста без точек и заглавных букв на предложения. |
|
38 |
Ступенчатое распространение простого предложения с помощью вопросов. |
|
39 |
Сокращение распространенного предложения. Соединение двух или трех простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами. |
|
май |
||
40 |
Построение сложных предложений из нескольких различных элементов . Составление сложных предложений с опорой на зрительные символы. Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах. |
|
41 |
Самостоятельное творческое составление предложений по опорным словам (2-3 слова), по одному опорному (новому) слову. |
|
Итого: 41 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.