иинтегрированный урок по химии и биологии Типы химических реакций.docx
МКОУ Манушкинская СОШ
Интегрированный урок химии –биологии
по теме « Типы химических реакций»
Провела: учитель химии
МКОУ Манушкинской СОШ
Дагаева М.А.
Применяемые технологии:
Технология интегрированного обучения.
Игровая технология.
Групповые технологии
Информационнокоммуникационные технологии
Цель: формирование знаний о типах химических реакций и взаимосвязи процессов в органическом и
неорганическом мире.
Задачи:
Обучающие:
изучить
принципы классификации химических реакций,
типы реакций по составу и сложности веществ.
Закрепить умение составлять химические уравнения, описывать признаки реакции.
Развивающие:
Развивать:
основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение);
умения рефлексии своей деятельности, диалога в общении,
отстаивания своей позиции, работать с разными источниками информации.
логическое мышление;
умения излагать и доказывать свое мнение;
кратко излагать свою мысль.
Воспитывающие:
Воспитывать:
толерантность,
уважение к научному познанию,
умение работать в группе.
осознание значимости химических реакций для человека. Интегрированный урок химии –биологии
по теме « Типы химических реакций»
Цели:
Обучающие: изучить
принципы классификации химических реакций,
типы реакций по составу и сложности веществ.
Закрепить умение составлять химические уравнения, описывать признаки реакции.
Развивающие:
Развивать:
основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение);
умения рефлексии своей деятельности, диалога в общении,
отстаивания своей позиции, работать с разными источниками информации.
логическое мышление;
умения излагать и доказывать свое мнение;
кратко излагать свою мысль.
Воспитывающие:
Воспитывать:
толерантность,
уважение к научному познанию,
умение работать в группе.
осознание значимости химических реакций для человека.
Конспект урока
1. Оргмомент
Учитель биологии: Сегодня у нас не обычный урок, а интегрированный. Эпиграфом нашего
урока служат слова Леонардо да Винчи: « Знания, не проверенные опытом, матерью
всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок» (слайд 1)
Все, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью,
таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И
задача человека, изучив этот таинственный мир, постараться использовать полученные знания
во благо.
Учитель химии : Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным
миром химических реакций.
Чтобы сформулировать тему урока отгадайте загадку( слайд2) и посмотрите видеоролик
(слайд 3)
Учитель обобщает ответы учащихся.
Тема урока: «Типы химических реакций» (запись в тетрадь).
Определим цель урока: Ваши варианты.
Учащихся формулируют цель урока.
Цель урока: получение знаний о типах химических реакций (сл.4)
Какие задачи нужно решить для достижения цели урока?
Ученики ставят задачи урока •
•
•
•
•
Учитель биологии подводит итог: Задачи урока: ( слайд 5)
рассмотреть принципы классификации химических реакций
рассмотреть типы реакций по составу и сложности веществ
закрепить умение составлять химические уравнения,
проводить химические реакции и описывать их признаки .
рассмотреть процессы синтеза и расщепления в организме человека
Учитель химии: Сегодня на уроке нам помогают ученицы 11 класса_________________ они
будут фиксировать ваши ответы и в конце урока с их помошью мы подведем итоги.
Актуализация знаний:
Учитель химии: Для получения новых знаний нужно повторить изученный ранее материал.
1. Поиграем в химическое лото (задания на интерактивной доске) Вам необходимо найти
соответствие между явлением и изображением и объяснить, почему вы так считаете.
Выбирайте номера изображений и начнем розыгрыш.
2. Второе задание « Собери друзей по классам» (задания на интерактивной доске) Вам
необходимо объединить вещества по классам в соответствии с тем классом, который вы
выбрали на карточке
Молодцы. Необходимое знания для изучения новой темы у вас есть.
Получение новых знаний
Учитель биологии : Как вы думаете, какое количество химических реакций может протекать в
живой природе?
Ежесекундно в организме человека происходят сотни и тысячи всевозможных реакций. В
печени человека протекает около 20 000 000 химических реакций.
В химии, как и в других естественных науках (ботаника, зоология) по мере накопления фактов
возникает необходимость в их классификации.
Учитель химии :Вот по этой причине и создали классификацию химических реакций, которую
рассмотрим Замечательный русский поэт Федор Тютчев написал такие строки ; Нам не дано
предугадать как наше слово отзовется. Вы же , зная типы химических реакций сможем
предвидеть какие вещества образуются в результате проводимой реакции.
По составу и сложности веществ вступивших и образовавшихся входе реакции выделяют 4
типа реакций.
Сегодня мы остановимся на реакциях соединения и разложения.
Для этого проведем лабораторные опыты № 1 и № 2 по инструкционной карте. Работаем в
парах. Обратите внимание инструкцию по технике безопасности. Наблюдения заносите в
инструкционную карту. На выполнение работы 5 мин.
Лабораторная работа( работа в группах)
Тема: «Типы химических реакций»
Цель: сформировать понятия о сущности реакций разложения, соединения, замещения и
обмена, выяснить условия их протекания, наблюдать и описывать проведенные
химические реакции.
Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, пробиркодержатель, спички; медная
проволока, гидроксид меди, оксид меди, Формируем умения: проводить наблюдения за признаками реакций, анализировать и
делать выводы, соблюдать правила техники безопасности.
№ Тип химической
реакции
Ход работы
(Что делать?)
1
2
Реакция ?
Реакция ?
3
Реакция ?
4
Реакция ?
На пламене
спиртовки
накалить медную
проволоку.
Возьмите
пробирку с
гидроксидом
меди (2).
Пробирку
держите, слегка
наклонив к
отверстию.
Аккуратно
прогрев всю
пробирку,
нагревайте ту её
часть, где
находится
гидроксид меди
(2).
В пробирку с
соляной
кислотой (HCl)
бросить гранулы
цинка.
В пробирку с
соляной
кислотой (HCl)
бросить гранулы
цинка.
Вывод
(Определение)
Уравнение химической
реакции
(Признаки реакции)
медь+кислородоксид
меди(2)
Cu+?> CuO
Гидроксид меди (2)
оксид меди + вода
Cu(OH)2 ? + ?
Цинк+соляная кислота
водород+ хлорид цинка
?+НСIZnCI2+?
Цинк+соляная кислота
водород+ хлорид цинка
?+НСIZnCI2+?
Учитель химии: Обсуждаем результаты
по результатам опытов дайте определение проведенной реакции
№1
Какие вещества по составу и сколько вступили в химическую реакцию?
Какие вещества по составу и сколько образовались в результате реакции ?
Как Вы думаете, к какому типу относится данная реакция?
Давайте попробуем дать определение данной реакции.
Начиная со слов:
Реакция соединения это химическая реакция между несколькими более простыми
веществами, в результате которой образуется ______________________________
Сравним наше определение с определением данным в учебнике № 2.
Какие вещества по составу и сколько вступили в химическую реакцию?
Какие вещества по составу и сколько образовались в результате реакции ?
Как Вы думаете, к какому типу относится данная реакция?
Давайте попробуем дать определение данной реакции.
Начиная со слов
Реакция разложения это химическая реакция в результате которой из _________, образуется
___________.
Сравним наше определение с определением данным в учебнике.
Запишите уравнения проведенных реакций на доске.( учащиеся работают у доски)
Учитель биологии: Динамическая пауза « Стрельба глазами» под музыку( Таблички со
знаками О, С которые держат помошники) ( слайд 7, шторка )
Учитель биологии: Как вы считаете, а в организме человека протекают реакции соединения и
разложения?
Что это за процессы?
С некоторыми из них Вы давно знакомы из курса природоведения, ботаники и зоологии.
Какие вещества поступают в организм человека для осуществления процессов
жизнедеятельности? ( Пища, кислород, вода)
Учитель химии: О действии кислорода на организм человека нам расскажет Зорюкова Инна,
которая работала над проектом « Роль кислорода в обеспечении функции внешнего дыхания у
школьников» (слайды 8 16)
Учитель биологии: Таким образом в организме человека постоянно происходит обмен
веществ, который представляет собой совокупность двух противоположных типов ре
акций: реакции
соединения или синтеза и разложения или расщепления. А как называются эти реакции в биологии вы
узнаете из текста 1
Текст 1 тексты раздаются группам
Анаболические реакции
–
это реакции синтеза новых молекул. Протекают они с поглощением
ческого состава клеток и тканей организма. Совокупность
энер
гии, обеспечивая постоянство хими
этих ре
акций носит название
пластического обмена.
Энергетическое «топливо», необходимое для жизне
деятельности, животные и человек
дом воздуха. Энергия извлекается главным образом из углеводов,
получают вместе с пищей и кислоро
ров и белков. Из пищеварительного тракта эти вещества попадают в кровь и лимфу в виде
жи
аминокислот, глюкозы, жирных кислот. Далее эти вещества поступают в ткани и клетки организма
человека. Часть веществ используется для построения специ
фических для данного организма
молекул белков, жиров и углеводов, для обменных процессов в тканях и органах, из другой части
тате распада крупных химических молекул на более мелкие
посту
пивших в организм веществ в резуль
и простые выделяется энергия. Эта энергия расходуется на реакции биологиче
ского синтеза,
временно в организме человека из мелких
клеточного деления, мышечного сокращения и т. д. Одно
молекул синтезируются более крупные специфические для данной клетки структуры.
Таким образом, обмен веществ представляет собой совокупность двух противоположных
это реакции синтеза
акций: анаболических и катаболических.
Анаболические реакции
типов ре
– гии, обеспечивая постоянство хими
новых молекул. Протекают они с поглощением энер
состава клеток и тканей организма. Совокупность этих ре
акций носит название
ческого
пластического обмена.
Катаболические
реакции
–
При расщеп
лении высокомолекулярных соедине
реакций, обеспечиваю
щих организм энергией, называют
энергетическим обменом.
это реакции распада крупных молекул на более мелкие, простые.
ний выделяется энергия. Поэтому совокупность
Оба
вида обмена неразрывно связаны и представляют собой не
ского обмена происходят при обяза
отделимые друг от друга
тельном участии
процессы. Реакции пластического и энергетиче
ферментов и регули
руются нервной и эндокринной систе
мами.
Учитель биологии: Для сохранения массы тела, роста и возмещения энергозатрат орга
низму
ства
щества (белки, углеводы, жиры, витамины) и неорганические веще
необходимы органические ве
ответствовать состоянию организма и
(минеральные соли, вода и кис
лород) . Их количество должно со
условиям его существования. За период, равный средней продолжи
тельности жизни человека, им по
требляется примерно 1,3 т жиров, 2,5 т белков, 12,5 т углеводов и 75 т воды. Организм постоянно
очищается от конечных продуктов обмена, образующихся при расщеп
лении веществ, что достигается
рабо
той органов выделения. (слайд 17)
Проблема. Почему умственное, физическое и психическое развития
человека
замедляется при недостатке питательных веществ, поступающих в организм. Предлагаем вам
поработать с текстом № 2 , который поможет вам разобраться в данной проблеме.
Текст № 2
Обмен белков. Белки занимают важнейшее место среди органических элементов клетки. На их
долю приходится более 50% сухой массы клетки. В живом организме постоянно происходит синтез и
распад белков. Синтез белков осуществляется при участии аминокислот, постоянным источником
которых являются белки пищи.
В пищеварительном тракте белки распадаются до аминокислот. Аминокислоты всасываются в
кровь. Пройдя через сосуды и клетки печени, они доставляются в клетки тканей органов, где вновь
синтезируются белки, но уже специфичные для данной клетки, для данного органа. Так, в мышечных
клетках и волокнах синтезируются белки актин и миозин, а в клетках молочной железы – казеин и т.
д. Из 20 входящих в состав белков аминокислот 10 синтезируются в организме, а 10 не синтезируются
(незаменимые аминокислоты) . Без незаменимых аминокислот нарушается синтез белков,
останавливается рост, уменьшается масса тела. Жизнь и нормальное состояние организма невозможны
при отсутствии в пище хотя бы одной из незаменимых аминокислот.
Для человека важно поступление с пищей полноценных белков. Только из них в организме
могут синтезироваться свои специфические белки. Особенно большое значение полноценные белки
имеют для растущего организма, так как в нем в большом количестве создаются новые клетки.
Важна не только биологическая ценность поступающих с пищей белков, но и их количество.
При недостаточном количестве белков нормальный рост организма приостанавливается или
задерживается. К полноценным белкам относят преимущественно белки животного происхождения.
Особенно большую ценность для организма представляют белки мяса, рыбы, яиц, молока и других продуктов питания. Неполноценные белки преимущественно растительного происхождения. Пища
человека должна содержать такое количество белков, чтобы полностью удовлетворять все
потребности организма. Количество белка, необходимое организму, различно для людей разного
возраста, пола и профессий. Суточная потребность в белках у детей от 4 до 7 лет – около 70 г, после
7 лет – 80 г, у взрослых людей – 118 г. Если человек занимается тяжелым физическим трудом, то
норма белка в пище должна быть увеличена до 130 – 140 г в сутки. Белки в организме не
откладываются в запас.
Если в организм поступает больше белков, чем требуется, излишек подвергается распаду. При
уменьшении количества белков в потребляемой пище распад их уменьшается. Таким образом
организм поддерживает свое химическое равновесие. При недостатке белковых веществ в пище
(например, при голодании) организм расходует белок собственных тканей.
Учитель биологии
1. При участии каких веществ осуществляется синтез белков в организме.
2.
3.
4.
5.
Что является источником белков в организме.
Где в организме человека белки распадаются до аминокислот
В каком месте синтезируются белки, специфичные для данного организма.
Что происходит в организме при недостаточном количестве белков и почему
это происходит ( консультант назначает докладчика)
Учитель химии: Мы рассмотрели 2 типа реакций: соединения и разложения. Познакомились
с протеканием реакций этого типа в организме человека. Предлагаю проверить, насколько успешно
вы усвоили изучаемый на уроке материал в ходе выполнения самостоятельной работы. (5 мин)
Самостоятельная работа по теме « Типы химических реакций» № 1. ( карточки)
→ BaO
Fe → 2 О3 + H2O
Подобрать коэффициенты, отметить реакции соединения и разложения.
1. Ba + O2
2. Fe(OH)3
3. HNO3 + CaO
4. Какие вещества участвуют в синтезе белка в организме
Тест по теме « Типы химических реакций» № 2.
3 )2 + H2O
Ca(NO
→
→
CaCl
→ K2S
C→ 2H2 + H2
2 + H2
Подобрать коэффициенты, отметить реакции соединения и разложения.
1. CH4
2. Ca + HCl
3. K + S
4. Что происходит при катаболических реакциях в организме
Тест по теме « Типы химических реакций» № 3.
Подобрать коэффициенты, отметить реакции соединения и разложения.
1 HgO
→
Hg + O
2 →
2. BaO + H2SO4
3. Fe + Cl2
4. Что происходит при анаболических реакциях в организме
→ FeCl3
4 + H2O
BaSO
Тест по теме « Типы химических реакций» № 4
Подобрать коэффициенты, отметить реакции соединения и разложения.
1.
2.
3.
4.
Li + N2
K 2S + CuCl2
N 2O
В каком случае организм расходует собственный белок .
Li→ 3N
↓
→
N→ 2 + O2
CuS + KCl
Учитель химии: Отложите тетради. Проведите самопроверку правильности выполнения задания,
затем взаимопроверку друг у друга. Поставьте оценки. Узнайте правильные ответы( слайд 18)
Сдайте тетради помошникам.
Учитель биологии: Устно ответим на 4 вопрос самостоятельной работы
Оценка за урок. Слово помошникам.
Учитель биологии: Рефлексия : Чтобы оценить свою работу на уроке, предлагаем заполнить
таблицу самооценки достижений.
Таблица самооценки:
ученика(цы)____ 8 "___" класса ________________________________________
Вопросы для самооценки (Самооценка по 10балльной шкале)
в начале этого урока
в конце этого
урока
Формируемые действия
Я умею записывать схемы химической
реакции
Я умею расставлять коэффициенты в
схемах реакций
Я умею определять типы химических
реакций
Я умею называть вещества
Самооценка степени участия в работе
группы
У меня вызывают затруднения:
_______________________________________________________________________________________
_______
Учитель химии: Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке? Если комфортно поднимаете зеленую,
если было тревожно красную. Если вы довольны своей работой на уроке поднимите зеленую карточку, если не совсем красную
Домашнее задание ( слайд 19)
Учитель биологии: по химии : параграф 2930, вопросы: на «5» 1,2; 3; на «4»1,2; № на «3» 1.
( после каждого параграфа)
По биологии : параграф 33 , вопросы: 1,2,7,8 (выбрать два по желанию)
Всем спасибо за сотрудничество!( слайд 20)
Приложение для помошников
Ведомость оценок за урок.
ФИО
Проверка
знаний
Лабораторная
работа
Работа с
текстам
(биология)
Самостоятельная
работа
итог
Конспект интегрированного урока химии –биологии по теме « Типы химических реакций»
Конспект интегрированного урока химии –биологии по теме « Типы химических реакций»
Конспект интегрированного урока химии –биологии по теме « Типы химических реакций»
Конспект интегрированного урока химии –биологии по теме « Типы химических реакций»
Конспект интегрированного урока химии –биологии по теме « Типы химических реакций»
Конспект интегрированного урока химии –биологии по теме « Типы химических реакций»
Конспект интегрированного урока химии –биологии по теме « Типы химических реакций»
Конспект интегрированного урока химии –биологии по теме « Типы химических реакций»
Конспект интегрированного урока химии –биологии по теме « Типы химических реакций»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.