Конспект к уроку Ассирийская держава
Оценка 4.7

Конспект к уроку Ассирийская держава

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
история
5 кл
10.08.2018
Конспект к уроку Ассирийская держава
Поурочная разработка для 5 класса по теме "Ассирийская держава". Урок предполагает работу с картой в классе, работу с документальными источниками, проверка домашнего задания в виде теста, а также проверка домашней работы у доски. в уроке предусмотрено закрепление материала. Урок разработан с требования ФГОС для Учебника Вигасина "История Древнего мира", 5 класс
ассирия.docx
Ассирийская держава Цель:  познакомить учащихся с понятием "держава";  выяснить в чем сила и слабость ассирийской державы;  продолжить учить различным способам и приемам работы на уроке и дома для  достижения поставленной цели;  воспитывать чувство сопричастности и сочувствия к угнетённым народам. Оформление:  карта учебника "Древний Восток" стр.31;  карта "Ассирийская держава в VIII­VII вв. до н.э.; Понятия:  держава ­ большое и сильное государство;  империя ­ государство, которое включает в себя территории завоёванных им стран; Итак, мы познакомились с мифами, которые вошли в Библию. Узнали о взглядах древних евреев на мир, на появление человека, на то, кем они представляли своих героев, познакомились   с   библейскими   заповедями,   по   которым   можно   жить   и   сегодня...   На территории   восточного   Средиземноморья   кроме   древних   евреев   проживали   и   древние ассирийцы, жители Ассирии. Они смогли создать сильное и мощное государство. ­Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную державу? Учитель. Ребята, свой урок я хочу начать с таких слов: (слайд1) "Россия ­ священная наша держава Россия ­ любимая наша страна. Могучая воля ­ великая слава Твоё достоянье на все времена." Задание. Вам знакомы эти слова? ­ Да, это слова из государственного гимна нашей страны (сл. Михалкова). Учитель. Я не случайно начала урок с этих слов. Какие понятия характеризуют нашу страну? ­ Держава, любимая страна. Задание. Как вы понимаете слово "держава"? Держава ­ большое и сильное государство. (Слайд2) Учитель. Тема нашего урока: "Ассирийская держава". (Слайд3) Задание. Какую цель мы поставим на урок, что мы должны выяснить?(Слайд4) ­ В чём сила государства и почему оно такое большое? Учитель. Правильно. У любого государства, как и у человека, есть сила, и есть  слабость. Зачитывается цель урока. Итак, мы отправляемся в Ассирию X в. до н.э. Покажите на линии времени. Путешественникам всегда нужна карта? ­ Да. (Слайд6) Откройте атласы. Посмотрите внимательно на карту. X в. до н.э. В верхнем и среднем течении реки Тигр между Сирией на западе, государством Урарту на севере и Вавилонским царством (Двуречье) на юге находилась Ассирия. (Заметьте, я не называю держава.) Задание. Посмотрите на цвета и условные знаки на карте и определите, чем  занимаются жители этой страны? В чём её сила? Может в хозяйстве? ­ Вдоль реки Тигр ­ плодородные земли, они позволяют заниматься земледелием.  Степи удобны для скотоводства. На севере горы ­ богаты рудами металлов, можно  заниматься ремеслом. Задание. Из каких металлов уже имелись орудия труда, оружие у народов  древнего мира? ­ Медь; бронза; железо. Обрабатывать железо люди начали около X в. до н. э. Еще раньше они научились обрабатывать медь и бронзу. Но в отличие от этих металлов железо было прочнее. Как это открытие могло повлиять на жизнь людей?  (Это привело к изменению орудий труда человека. С помощью железных орудий труда можно было рубить лес, распахивать твердые почвы, копать глубокие колодцы. Со временем каждая семья могла изготовить себе топор, лопату, наконечник для плуга. Из железа можно было изготовлять и оружие для армии.). из какого металла ассирийцы изготавливали свои орудия труда и оружие? (Ребята говорят об использовании железа).  Также страна находилась на пересечении важнейших торговых путей. Столицами её  были города Ашшур и Ниневия. учитель Ашшур находится на перекрёстке важнейших торговых путей. Торговля  здесь играла главную роль. Ашшуром правил совет купцов ­ старейшин. Одного из  старейшин избирали на год правителем, который ведал городской казной и его именем  назывался год его правления. Царь в эти времена исполнял обязанности жреца и  военачальника и подчинялся совету купцов ­ старейшин. Учитель. Сильна в хозяйстве страна? ­ Сильна. В чём ещё сила государства, может в культуре? (Идёт работа с текстом учебника,  стр.85. 1 группа ­ 4п., 2 группа ­ 5п.) Вывод. Сила государства в культуре. Учитель. Держава ­ великая страна и держит первенство во всём, в том числе и по  величине (площади). Я приглашаю вас отправиться в Ассирийскую державу в VIII­VII веке  до н.э. (Слайд7) Отметьте на линии времени. Это всё та же небольшая страна? ( Работа с картой "Ассирийская держава в VIII ­  VIIвв. до н.э.") ­ Нет, это очень большое государство. Почему же страна стала такой большой? ­ Она вела завоевательные походы, под власть Ассирии попали многие страны:  Двуречье, Сирия, Финикия, Палестина. Совершали победоносные походы на юг ­ в Египет и на север ­ в горное царство Урарту. (Учащиеся выполняют задание № 75 в Рабочей тетраде по истории древнего  мира под ред. Г.И.Годера ) Учитель. Но как такая небольшая страна победила множество стран и народов? Вывод. Причины побед ассирийской армии: (Слайд10)  регулярная армия из свободных ассирийцев;  войско вооружено оружием из железа; (Слайд11)  в Ассирии появилась конница; (Слайд12)  использовали тараны ­ осадные приспособления; (Слайд13 ­14)  ассирийцы могли в полном вооружении переплывать через реки. (Слайд15) Задание. Ниневию в древности называли ­ городом крови; Ассирию ­ логовом львов; ассирийских царей ­ владыками вселенной. Почему? Работа по группам:   до н. э.) Чтение документа на стр 89. Из    (859 ­824   гг.     III     анналов Салманасара     Салманасар III ­ царь Ассирии, вел борьбу с государством Урарту. К Арзашку, царскому городу Араму урартского, я приблизился. Араму урартский испугался горечи моего сильного оружия и сильной битвы и оставил свой город. В горы Аддури он поднялся; за ним поднялся и я, сильную битву устроил я в горах, 3400 воинов поверг своим оружием, как Адад, туч над нами пролил я дождем, и кровью окрасил я горы, как   шерсть,   его   лагерь   я   захватил,   его   колесницы,   всадников,   коней,   мулов,   телят, имущество   и   богатую   добычу   привел   я   с   гор.   Араму,   свою   жизнь   спасая,   убежал   на недоступную   гору.   В   моей   могучей   силе,   как   тур,   раздавил   я   его   страну,   поселения превратил в развалины и сжег огнем. Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М, 1987. С. 75. Вопросы к документу: ­С   какой   целью   ассирийские   цари   совершали   свои   военные   походы   в   соседние страны? (С целью обогащения.) ­Что  забирали   с   собой   ассирийские   воины   в   качестве   добычи?  (Воинов,   оружие, коней, домашний скот...) ­Какой   характер   носили   войны,   которые   вели   цари   Ассирии?  (Захватнический, грабительский, несправедливый.) ­Цари какой известнейшей страны также активно вели военные походы?  (Фараоны Египта.) Рассказ учителя. 4. Одним   из   последних   царей   Ассирии   был   Ашшурбанапал.   Он   был   человеком образованным.   Об   этом   свидетельствуют   многочисленные   исторические   документы, которые   были   найдены   в   его   библиотеке.   Однако   сохранились   документы,   которые раскрывают его с другой стороны (зачитать). Надпись Ашшурбанапала Царь Египта, которому царь Ассирии, отец, мой родитель, нанес поражение и страной которого   он   овладел,   забыл   мощь   Ашшура   и   великих   богов,   моих   владык,   доверился собственным   силам,   пошел   на   наместников,   которых   отец,   мой   родитель,   поставил   в Египте... Гонец ирибыл в Ниневию и сделал мне об этом сообщение. Из­за этих событий разгневалось мое сердце и разожглось мое нутро. Я... двинул мои величавые боевые силы... и   направил   поход   на   Египет.   Чтобы   помочь   царям,   наместникам   в   Египте,   рабам, смотрящим на мое лицо, я спешно передвигался... я нанес в битве на широкой равнине поражение его войску... Он оставил Мемфис и бежал в Фивы, чтобы спасти свою жизнь... Царей­правителей,   наместников,   которых   поставил   в   Египте   отец...   я   вернул   и   снова поставил их на место их должности. Египтом я снова завладел... С обильным награбленным добром и с тяжелой добычей я благополучно вернулся в Ниневию... Михайловский Ф.А. История Древнего мира. М., 2000. С. 49­50. Вопросы к документу. ­ Каким мы видим Ашшурбанапала при подавлении восстания в Египте? (Жестоким завоевателем.) Закрепление изученного материала V. ­ Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную державу?  (Они научились обрабатывать   железо,   изготовлять   из   железа   грозное   оружие,   создали   сильную   армию, широко   начали   применять   конницу,   жестоко   подавляли   восстания,   на   захваченных территориях им помогали править наместники, которые подчинялись только ассирийским царям.) ­ Почему такая мощная и сильная держава в 612 г. до н. э. распалось?  (Силу ее подточили восстания народов покоренных территорий.) Подведение итогов урока VI. Домашнее задание: прочитать § 18 Вигасина или § 17 Михайловского; подготовить развернутый   ответ   на   вопрос:   «Почему   ассирийцы   смогли   создать   мощную   и   сильную державу?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 74 (с. 62). Дополнительный материал Искусство   Ассирии   складывалось   как   искусство   придворное.   Военизированный характер государства определял направленность его тем и образов, воздействовал на дух зодчества страны. Ассирийские города были крепостями, обнесенными мощными стенами и обведенными   рвом.   Въездные   башенные   ворота   представляли   собой   сложную   систему укреплений, которые служили не только оборонным целям, но и являлись показателем богатства и могущества города. Не случайно про стену в VIII—VII вв. до н. э. ассирийской столицы Ниневии говорили: «Та, которая своим ужасным сиянием отбрасывает врагов». Стены древнейшей столицы Ашшура (начало VIII в. до н. э.), выложенные из сырцового кирпича,   достигали   15­18   метров   в   высоту,   6   метров   в   толщину   и   были   к   тому   же укреплены   на   фундаменте   из   огромных   каменных   глыб.   Покрытые   цветной   глиняной обмазкой, они поверху были украшены сверкающими на солнце голубыми глазурованными кирпичными зубцами и золотисто­желтой каймой. Дмитриева Н.А., Виноградова НА. Искусство Древнего мира. М., 1989. С. 126­127. Заключение. Да, ассирийцы вошли в историю как безжалостные завоеватели. (Слайд18) Из каждой  покорённой страны в Ниневию привозили мешок земли и высыпали у городских ворот  столицы в знак того, что ассирийцы навсегда овладели этой землёй. Закройте глазки и представьте, что вы жители тех самых покорённых стран. У меня в  руках горстка земли из этих покорённых стран. Я беру её в руки и чувствую: она живая, тёплая, она плачет. Её истоптали враги, полили кровью и зовёт она на борьбу против своих  врагов. Так в чём же слабость Ассирийской державы? ­ В том, что покорённые народы не смирились со своим положением, они обязательно  поднимутся на борьбу. Учитель. (лента времени) Не более ста лет была Ниневия столицей могущественной  империи. Но, породив войны, она в войнах и пала. В 612г. до н.э. Ниневия была осаждена и  захвачена вражескими войсками, а народы покорённых стран тоже поднялись на борьбу.  Согласно преданию, последний царь Ассирии, чтобы не попасть в плен сам бросился в  огонь пожара. Почему? (работа с рисункомучебника, стр. 85) (Слайд19) Закрепление. Выполнение задания № 76 в Рабочей тетраде по истории древнего  мира под ред. Г.И.Годера ) Проверка.  Рефлексия. Ну, вот и подходит к концу наше путешествие. Мне подарили красивый  кувшин, который ассирийцы привезли из завоёванных стран. Но я не хочу его оставлять  себе. Он оставляет в памяти тяжёлые воспоминания, мятежные воспоминания. Я передаю  его вам. (Ребята говорят о том, почему они не хотят его брать себе). Возвращение домой. Задание на дом. П.18, упр.77.

Конспект к уроку Ассирийская держава

Конспект к уроку Ассирийская держава

Конспект к уроку Ассирийская держава

Конспект к уроку Ассирийская держава

Конспект к уроку Ассирийская держава

Конспект к уроку Ассирийская держава

Конспект к уроку Ассирийская держава

Конспект к уроку Ассирийская держава

Конспект к уроку Ассирийская держава

Конспект к уроку Ассирийская держава
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.08.2018