Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"
Оценка 4.9

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
история
1 кл—4 кл
05.09.2019
Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"
В данном материале рассказывается про историю развития утюга. От самых старейших времен до самых современных.История развития очень интересная и продолжительная.Говорится о том из каких материалов были сделаны утюги,и как они работали.Материал расчитан для учащихся начальных классов. Также может подойти и для старших классов
конспект.docx
Классный час  с элементами исследовательской работы «Путешествие в прошлое». Форма проведения: классный час. Контингент: учащиеся 4 класса. Время проведения: 40 минут. Оборудование: мультимедийная установка, экспонаты выставки, конверты с заданиями. Цель:   показать   слушателям   разные   формы,   методы,   приемы   проведения классного часа. Задачи:  1. Познакомить   учащихся   с   особенностями   воспитания   детей   Древней Руси. 2. Проследить историю развития бытовых предметов на примере утюга.  Ход занятий: 1. Организационный момент занятия. Приветствие участников. 2. Сообщение темы занятия. Ведущий   представляет   себя,   называет   цель   и   план   занятия,   сообщает необходимую информацию участникам.  3. Введение в тему занятия. Семейное хозяйство в Древней Руси. Важной   характеристикой   семьи   является   совместный   труд   и   ведение хозяйства.   Семья,   дом­   это   школа   трудовых   навыков,   и   не   только   для взрослых, но и для детей. Что умели крестьянские дети 100 лет назад  (Вопрос слушателям) В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и   систематическому   труду:   это   было   одновременно   и   главным   вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём, взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных подростков… Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Во­первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели залог того, станет. человеком каким он         Во­вторых,   авторитет   матери   с   отцом   в   крестьянских   семьях   был непререкаем.   Обычно   родители   были   едины   во   взглядах   на   воспитание   и обязанности чада, а если даже в чём­то и не были между собой согласны, то никогда   не   демонстрировали   этого   публично,   поэтому   у   ребёнка   не   было шансов   «перетянуть»   одного   из   родителей   на   свою   сторону. В­третьих,   ни   с   девочками,   ни   с   мальчиками   не   было   принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и   поощряли,   всячески   подчёркивая,   что   он   принёс   пользу   всей   семье. Дети   вступали   во   взрослую   жизнь   прекрасно   подготовленными   и адаптированными. Возрастные критерии для детей были очень чёткими, и, соответственно, так же обязанности. разделялись трудовые чётко их           Возраст   измеряли   семилетиями:   первые   семь   лет   –   детство   или «младенчество». Малышей называли «дитё», «младень», «кувяка» (плачущий) прозвищами. и ласковыми другими       Во вторые семь лет наступало отрочество: ребёнок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха.   Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери. Что умел мальчик 100 лет назад (Вопрос слушателям) Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из   сыновей   должны   были   вырасти   будущие   «кормильцы»,   «заботники»   и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы. В   первую   семилетку   жизни   мальчик   постигал   многие   азы   крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось   умение   мастерить   игрушки   из   различных   материалов,   плести лукошки   и   короба,   и,   конечно   же,   лапти,   которые   должны   были   быть крепкими, непромокаемыми. тёплыми,     Многие 6­ и 7­летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком. Во   вторую   семилетку   жизни   за   мальчиком   окончательно   закреплялись устойчивые   и   разнообразные   хозяйственные   обязанности,   причём   они приобретали чёткое половое  разделение. Например, ни один отрок не был обязан   ухаживать   за   младшими   братьями   и   сёстрами   или   заниматься огородом,   зато   он   должен   был   научиться   пахать   и   молотить   –   к   такой физически привлекали. тяжёлой девочек работе не           Нередко уже в 7­9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»:   родители   отдавали   их   в   пастухи   за   умеренную   плату.   К   этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец. Работа на земле В   русских   деревнях   землепашество   было   подтверждением   полноценного мужского   статуса.   Поэтому   мальчики­подростки   должны   были   работать   в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали   на   ней   верхом,   «когда   отец   ведёт   борозду». Если   земля   была   комковатой,   то   отец   усаживал   сына   на   борону,   чтобы утяжелить   ее,   а   сам   вёл   лошадь   под   уздцы.   Подростки   принимали   самое урожая. активное участие сборе и в С 11­13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли   небольшой   участок   пашни,   на   котором   можно   было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником. Уход за скотиной Ещё одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим старших. руководством   Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит». Промысловые занятия Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надёжным   источником   дохода.  Глядя  на   отца   и  старших  братьев,  мальчик сначала   в   форме   игры   перенимал   навыки   рыболовства   и   охоты,   а   затем совершенствовал искусство. это     Уже к 8­9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить её острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было  неплохим материальным подспорьем.   К 9­12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель и к 14,   пройдя   испытательный   срок,   стать   полноценным   её   членом.   Тогда   он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов. Что умела девочка 100 лет назад (Вопрос слушателям) В первую семилетку девочек учили прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной. Во вторую семилетку учили выгонять корову на пастбище и доить ее,мыть посуду, убираться, приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу. В третью семилетку девочки работали наравне со взрослыми Уборка в доме В обязанности девочки­подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам   и/или   переносные   скамьи;   вытрясать   и   чистить   половики;   убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И   если   в   теплое   время   года   это   было   скорее   развлечением,   то   стирка   в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание. Пригляд за младшими В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку­подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась   за   кольцо   к   центральной   балке   потолка   («матице»).   Старшая сестра,   сидя   на   лавке,   вставляла   ногу   в   петлю,   качала   люльку,   а   сама рукоделием. занималась   Помимо   укачивания   младенца,   к   10   годам   маленькая   нянька   могла   сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И,   конечно   же,   успокоить   плачущего   малыша,   развлечь   его   песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10­12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»:   мукой,   картошкой,   яблоками,   другими   овощами   и фруктами, отрезами ткани. Ткачество Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки­катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем   этим   занимались   долгой   зимой   в   большой   «бабьей»   компании. Уже в 5­7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд­мейд» обязательно оставляли маленькой   мастерице,   а   на   следующем   этапе   она   начинала   готовить   свое приданое. Воспитание моральных норм мальчиков и девочек • почитать старших,  • милосердно относиться к нищим и убогим, •  гостеприимству,  • уважению к плодам труда, основам веры, • •  защищать  свою семью,   контролировать себя, свои эмоции. От труда всех  членов семьи зависит ее благополучие. Главное­ желание и стремление каждого члена семьи вложить свои силы в создание домашнего уюта. 4. Актуализация знаний слушателей. А) Мозговой штурм «Обязанности детей Древней Руси и в настоящее время» в группах. Участники   делятся   на   две   группы.   Предлагается   по   очереди   называть обязанности детей в семье в Древней Руси и в настоящее время. Б) Представление нового материала о бытовых приборах прошлого. Участники семинара подводятся к выводу, что в наше время труд в семье стал намного проще благодаря наличию бытовой техники, бытовым приборам. И  предлагается проследить эволюцию утюга через презентацию. Задача учителя: расширить знания учащихся. История утюга. С древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно. Как бы это абсурдно ни звучало, но даже наши предки хотели выглядеть красиво, хотя, казалось бы, что им­то гладить? :) Тем не менее первый утюг появился еще в тот период, когда главным нарядом были шкуры   диких   животных.   Вместе   с   человеком   утюг   прошел   все   стадии эволюционного развития и значительно изменился за эти почти 4 века. От слегка обработанного булыжника до суперсовременного электрического агрегата прошло немалым 380 лет. Да что там говорить — даже для волос утюг изобрели. Но обо всем по порядку. История усовершенствования утюга длинная   и   занимательная,   а   фантазия   людей,   предпринимавших   попытки улучшить сие средство, и вовсе впечатляет. С удовольствием ей поделимся с вами. Камень Итак,   сначала   для   разглаживания   одежды   использовали   плоский   камень: влажная   одежда,   придавленная   таким   «утюгом»,   высыхая,   лишалась   части складок, а вот уже в IV веке до нашей эры древние греки изобрели способ плиссировки   своих   просторных   одежд   из   полотна   с   помощью   горячего металлического прута, напоминавшего скалку. Рубель А на Руси довольно долго использовали глажку при помощи небольшой палки с ровным круглым сечением, называвшейся «вальком», «качалкой» или просто «скалкой»,   и   рифленой   доски,   имевшей   множество   названий   —   «рубель», «ребрак», «пральник». Утюг с горящими углями внутри появился лишь в середине XVIII века. До этого одежду гладили инструментом, очень похожим на большую сковородку. Самым   близким   предшественником   современного   утюга   была   жаровня   с углями. Выглядела она практически так же, как обычная сковородка: внутрь чугунной жаровни с ручкой закладывались горячие угли и такой своеобразной «сковородой» начинали водить по одежде. «Утюг» не отличался удобством и безопасностью:   работать   с   его   помощью   было   неловко,   искры   и   мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки. Первое   письменное   упоминание   об   утюге   в   России   встречается   в   книге записей царицы Евдокии – супруги Михаила Федоровича Романова в 1636 году: «1 января в 31 дня, кузнецу Иванке Трофимову выдан 5 алтын, а он за те деньги   должен   сделать   в   царицыну   палату   утюг   железный».    Утюги   были дорогой   вещью.   При   литье   их   украшали   орнаментом,   их   передавали   по наследству от матери к дочери. Наличие утюга в доме считалось символом достатка   и   благополучия   его   хозяев.   Иногда   утюг   даже   выставлялся   на салфеточке рядом с самоваром в качестве украшения на видном месте и как бы невзначай, но с гордостью демонстрировался всем гостям.  Чугунный утюг Им на смену пришли «углевые» утюги. Они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь   поостывшие   угли,  в  отверстия   дули,  либо   размахивали   утюгом   из стороны в сторону. Трубач Большие   чугунные   утюги   весили   до   10   кг   и   предназначались   для   глажки грубых тканей. Для проглаживания тонких тканей и мелких деталей одежды —   манжет,   воротничков,   кружев   —   пользовались   маленькими   утюжками, размером всего лишь с пол­ладони. Коробка Разновидность «угольных» утюгов — так называемые утюги­коробки — также пользовались   огромной   популярностью.   Сзади   они   имели   отверстие,   куда вставлялся нагретый чугунный брусок. Литые чугунные утюги Еще одна старинная разновидность утюгов — литые чугунные, разогреваемые на открытом огне или в горячей печи. Появились они в XVIII веке и еще производились в нашей стране даже в 60­х гг. XX столетия: несмотря на то, что уже давно был изобретен электрический утюг, во многих домах не были предусмотрены розетки Газовый утюг В конце XIX века стали производить газовые утюги. Принцип их работы был тот же, что и у газовых плит: утюг разогревался от горящего газа. В корпус такого утюга была вставлена металлическая трубка, подсоединенная другим концом   к   газовому   баллону,   а   на   крышке   утюга   располагался   насос.   С помощью   насоса   газ   загонялся   в   нутро   утюга,   где,   сгорая,   нагревал гладильную   подошву.   Легко   представить,   насколько   опасными   были   такие утюги: по их вине нередко происходили утечки газа — со всеми вытекающими отсюда последствиями: взрывами, пожарами и жертвами. Спиртовой утюг В начале XX века большей популярностью стал пользоваться спиртовой утюг. Устроен   он   был   по   принципу   керосиновой   ламы:   поверхность   утюга нагревалась спиртом, который наливался внутрь и поджигался. Весил такой утюг не очень много, его можно было использовать как дорожный вариант. Вот   только   стоил   он   как   небольшое   стадо   овец   или   хорошая   корова… Спиртовой   утюг   стоил   10   рублей,   а   комнату   с   мебелью,   отоплением   и самоваром можно было снять в Москве за 5 рублей. Электрический утюг Днем   рождения   электрического   утюга   можно   считать   6   июня   1882   года. Именно в этот день американец Генри Сили запатентовал изобретенный им электрический   утюг.   Нагревательным   элементом   была   электрическая   дуга между угольными электродами, к которым подводился постоянный ток. Ранние   модели   электрических   утюгов   были   небезопасны   (из­за несовершенства   конструкции   они   сильно   били   током),   но   к   1892   году компании  General  Electric   и  Crompton  &Co   модернизировали   электроутюг, начав   использовать   в   его   конструкции   нагревательную   спираль.   Такая спираль, спрятанная внутри корпуса утюга перед его подошвой, была надежно изолирована   от   корпуса.   Наконец­то   бить   своих   владельцев   током   утюги перестали, и пользоваться ими стало намного безопаснее. Наконец,   к   30­м   годам   XX   века   в   конструкции   электрического   утюга появился   важный   элемент   —   термостат,   который   стал   следить   за температурой   и   отключать   нагревательную   спираль,   когда   достигался необходимый уровень нагрева подошвы. А в конце 70­х годов и сами подошвы утюгов   видоизменились:   они,   наконец,   перестали   быть   металлическими   и   Новый   материал   значительно   снизил стали   стеклокерамическими. коэффициент   трения   основания   утюга   о   ткань,   и   теперь   все   современные устройства скользят по ней, что существенно облегчает глажку.  История утюга на этом не заканчивается… Предложить подумать как будет выглядеть утюг будущего. 5. Практическая работа в группах (создание мини­проектов) Работа в группах. А) Каждой группе дается задание, которое должно быть выполнено в течение  5­7 минут. Группа 1. Распределить фразеологизмы на две группы (созидательный труд и безделье). Приклеить их и подписать. Группа 2. Рассматривая предметы выставки и используя полученную информацию, написать известные народные промыслы. Группа 3. На ленте времени составить эволюцию письменных предметов. Группа 4. Продолжить пословицы о труде. Б) Защита и представление мини-проектов. Каждая группа представляет свою работу. 6. Подведение итогов, рефлексия. Участники подводятся к выводу о том, что благополучие семьи зависит от вклада каждого члена семьи в общее дело. Рефлексия. В лукошке лежат свитки с вопросами. Что нового Вы узнали на классном часе? Что было интересно? Что больше всего запомнилось? Какие эмоции Вы испытывали в ходе занятия? Какую пользу Вам принесло занятие?

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"

Конспект классного часа " Путешествие в прошлое"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2019