Этот классный час способствует формированию у детей чувства коллективизма , он помогает детям стать дружнее, сдержаннее. Развивает внимание , мышление, память. В нём используются упражнение на сплочённость детского коллектива в начальной школе, дети смотрят мультфильм и поют всем знакомую песню о дружбе.
Цель: сформировать чувство коллективизма, взаимопонимания.
I. Организационный момент
Ход урока
О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты, писатели, учёные и философы. Например,
французский писатель Франсуа де Ларошфуко ещё в 17 веке сказал: “Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости –
это дружба”. А древнегреческий философ Сократ, который жил до нашей эры, писал: “Никакое общение между людьми невозможно
без дружбы”. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы. Но
сначала мы должны выяснить, что же такое дружба.
Учащиеся дают свои определения понятию “дружба”.
II. Вводная часть
А теперь обратимся к Толковому словарю Владимира Ивановича Даля, где он приводит такое определение дружбы:
“Дружба – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и
уважении”. На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. А что же такое бескорыстная дружба?
(Ответы детей).
Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе чтонибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком
потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.
Задание
Нужно вспомнить как можно больше песен о дружбе.
По каким признакам и качествам мы узнаем настоящего друга? Назовите эти качества.(По щелчку данные качества меняют свой
цвет). Где проявляются эти качества? (В поступках).
Мы все разные. У каждого из нас есть как достоинства, так и недостатки. Нужно быть терпимее друг к другу, уважать и пытаться
понять своих друзей. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся
одинаковые игры, занятия. Давайте узнаем, много ли у вас общего. Сейчас мы станем в круг и поиграем в игру, один круг будет двигаться по часовой стрелки а другой
каждым человеком что то общее и что то разное.
Как вы думаете, можно ли дружбу потерять? Что может разрушить дружбу? Послушайте сказку.
против, вам нужно найти с
Жилибыли два друга крот и хомяк. Крота звали Мур, а хомяка Рум. Они были очень большими друзьями и больше всего на свете
ценили свою дружбу. Однажды встретили Мур и Рум старую Сову – колдунью и стали хвастаться, какая у них долгая и нерушимая
дружба.
Так вы думаете, что нет ничего на свете, что смогло бы разрушить вашу дружбу? – спросила Сова.
Мы уверены – что бы ни случилось, наша дружба не может исчезнуть! говорили друзья. Можешь как угодно испытать нас, дружба
останется несокрушимой.
Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? – спросила Сова. – Стоит ли? Если вы потеряете вашу дружбу, восстановить ее
будет очень сложно.
Мы не боимся испытаний. Проверь нас! – настаивали Мур и Рум. – А если наша дружба не выдержит, значит, она не нужна нам.
Хорошо, я устрою вам испытания. Проверим крепость вашей дружбы. Вот первое испытание:
“Шорох морох, песнь сверчка,
Сослужите службу!
Пусть лишатся языка!
Пусть лишатся дружбы!”.
И тут же Мур и Рум забыли язык, на котором они общались. Но это ничуть не повредило их дружбе.
Ребята, как вы думаете, как наши герои научились понимать друг друга? (Использовали специальные знаки: позы, жесты)
Тогда Сова вернула друзьям способность общаться и произнесла новое заклинание, наводя чары для второго испытания:
“Шорох морох, шелест трав,
Треск в сосновых шишках,
Пробудите злобный нрав
В этих ребятишках!”.“Теперь точно поссорятся!” подумала Сова.
Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от неё, обнялись и пошли вместе к своему
дому.На третий раз Сова разбудила в их душах обидчивость. Стали Мур и Рум оскорблять друг друга и обвинять в том, чего никогда
не было. Более того, даже обычные слова казались им оскорблением, потому что стали они очень обидчивыми, и уже, казалось,
приходит конец их дружбе. Но друзьям удалось остановиться, потому что поняли они, что нет за их словами злобы. Но они сумели
простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла.
Попыталась Сова и в четвёртый раз. Вызвала она у Мура и Рума сильнейший страх. Друзья очень испугались, прижались друг к
дружке: вдвоём не так страшно. И дружба победила страх. Они сумели переплыть на другой берег, где был их дом.
Ничего не сделали с товарищами и жажда власти (“кто главнее?”), вызванная в их сердцах Колдуньей, и переживания горя.
Перед последним испытанием Сова всерьез задумалась: какие же ещё навести чары? И тут заговорила Рыбка, которая жила в пруду
возле дома Мура и Рума:
Одно только уничтожит их дружбу ...
Как вы думаете, ребята, что же может уничтожить дружбу?
В последний раз взялась ворожить Сова. Произнесла самое сильное своё заклинание:
“Шорох морох, в серых норах
Слово вспыхнуло, как порох!
Станьте одинокими,
В чувствах – неглубокими,
Дома запершись, в толпе,
На любой лесной тропе,
Надлежит вам по судьбе
Думать только о себе!”.
Отвернулись бывшие друзья друг от друга и разошлись в разные стороны. Почему? Потому, что Колдунья разбудила в сердцах Рума и
Мура такое качество, которое всё разрушает – даже самые добрые отношения. Как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно
живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению.
Никакая дружба не устоит, если просыпается в душе….
О чём же идёт речь?Эгоизм, себялюбие, стремление ставить своё Я на первом месте, свои интересы – выше интересов других людей, стремление
думать только о себе.
Вот такой грустный конец у этой сказки. Теперь вы знаете, каким испытаниям может быть подвергнута дружба. Наши друзья прошли
шесть испытаний и одно – не выдержали. Вспомните ещё раз, каким испытаниям подвергалась дружба Мура и Рума?
Лишение общего языка, злоба, грубость и обидчивость, страх, жажда подчинять всех, горе.
То, что произошло с дружбой Мура и Рума, бывает только в сказках, где встречается всякое волшебство, колдовство? Можно ли
дружбу разрушить, потерять без всякого колдовства?
Хотите ли вы быть самыми дружными в школе? Для этого давайте вместе составим правила дружбы.
Дети составляют правила дружбы.
Представьте себе, что вам, как и Маше, удалось поймать Золотую рыбку. Маша загадала два желания для себя и одно для своего
друга. Что бы вы попросили у рыбки для себя? А что для своих друзей?
На экране фрагмент из мультфильма “Маша и Медведь” “Ловись рыбка”.
Ребята, возьмите альбомный лист, положите на него свою ладошку, обведите её и вырежьте. Это ваша ладошка дружбы. Напишите на
ней своё пожелание для Золотой рыбки, что вы попросили для своих товарищей. Раскрасьте ладошку. У меня есть иголка с ниткой.
Когда все ладошки будут готовы, я соберу их на нитку и завяжу крепкокрепко, чтобы такой же крепкой была и ваша дружба.
Сейчас нужно встать всем в один большой круг и мы сплетем большой ковер дружбы, перебрасывая волшебный клубок нужно желать
что то, тому кого ты его перебрасываешь.
Сегодня мы с вами узнали, что же такое настоящая дружба, составили Правила дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то я
уверена, что вы будите настоящим другом и у вас будет много верных и надёжных друзей. В заключение нашего занятия предлагаю вам
исполнить песню «Настоящий друг».