Конспект классного часа "Традиции и обычая русской семьи" (3-4 класс)
Оценка 4.6

Конспект классного часа "Традиции и обычая русской семьи" (3-4 класс)

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
классное руководство
3 кл—4 кл
22.03.2018
Конспект классного  часа "Традиции и обычая русской семьи" (3-4 класс)
Классный час начинается с чтения учителем легенды « Как появилась дружная семья». Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств...doc
Конспект классного часа Традиции и обычая русской семьи (3-4 класс).doc
муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №153»  города Новосибирска классный час 3 класс составитель: Калашникова Л.П. учитель начальных классов ВКК  1 Тема:  «Традиции и обычаи русской семьи» Цель:  Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья». Задачи:  o Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья»,  выявить ее особенности. o Углубить, упрочить нравственные понятия о семье, традициях и обычаях русской семьи o Формирование системы нравственных взглядов и убеждений о счастливой семье o Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения,  эстетический вкус.  o Способствовать сплочению и развитию классного коллектива. Оборудование: планшеты с надписями « Семья», « Дружная семья», признаками дружной семьи,  карточки с названиями членов семьи; ребус. Форма проведения: этическая беседа Возраст детей: 9­10 лет Ход занятия. 1.Организационный момент. Психологический настрой. ­Сегодня, 1 сентября – в День знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на   очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.  2. Определение темы занятия. Целеполагание. ­Итак, наш первый урок в этом учебном году – Урок семьи и семейных ценностей. Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой. ­А для начала мне бы очень хотелось узнать, как вы провели лето: как отдохнули, где побывали и с кем.  (рассказы детей о своем летнем отдыхе). 3. Работа по теме . 1) ­ Здорово вы провели каникулы, хорошо отдохнули. Знаете, я заметила, что вы все рассказывая о свом отдыхе, употребляли слова «мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тетя». А кто это? (члены семьи). ­ Совершенно верно, люди с которыми мы вместе живем, отдыхаем, которые рядом и в праздники и в трудную минуту – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надежные друзья. ­ А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей?  (мнения детей). Вы верно считаете, что и наш класс можно назвать семьей.  Конечно, мы не родственники,но мы видимся   каждый   день   в   школе   и   во   дворе,   вместе   узнаем   что­то   новое,   радуемся   победам   и огорчаемся из­за неудач. Не зря учителей называют классными мамами. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее. ­А как вы считаете, для чего человеку семья?   (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботяться друг о друге, помогают). 2) ­Я хочу прочитать вам одну легенду. Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».   2 Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы   семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств (на доске таблички со словами):         Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба ­Прочтём названия этих качеств.  Запомните, ребята, эту легенду. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие.  А значит, все будут счастливы. 3) ­ Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа). ­А как вы называете своих родителей?  4) ­Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей?    Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы не устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?  Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.   А сколько  всяких разных дел  мамы  успевают  сделать  за один только день! Приготовить  утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть.   Помыть  и  уложить  вас   в  постель.   Потом   постирать,  пошить,  и  повязать,  и   посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто?  (папы) 5) –Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что­то подсказать. Не огорчайте своих мам и пап, берегите их. ­ А как вы помогаете своим родителям?    (ответы детей). Молодцы! Замечательные помощники! А если ваши близкие отдыхают, как надо себя вести? 4. Физкультминутка. 1,2,3,4,5, ­ Начинаю я считать. Мама, папа, брат, сестра, А мизинчик – это я! 6). – Каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они, в свою очередь, появились благодаря появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают. ­ У кого есть бабушка и дедушка? Как часто вы их видите? Как общаетесь?    (ответы учащихся) ­Да. Старших членов своей семьи – бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков. 4. Традиции и обычаи русской семьи 1) Как воспитывали ребенка на Руси 3 В системе духовных ценностей восточных славян сохранение племени было основным понятием. Жизнь   отдельного   человека   всецело   зависела   от  семьи,   общины   и   племени.   Уклад   жизни   славян определял   традиции   в   воспитании   детей,   нравственные   ценности,   передаваемые   из   поколения   в поколение. В детях воспитывали  уважение  к повседневному труду, как к наиболее  достойному  и значимому занятию человека.. В   дохристианской   Руси   воспитательные   методы   были   тесно   связаны   с  языческими представлениями о природе и окружающем мире. Воспитание было направленно, прежде всего на то, чтобы   развить   в   каждом   ребенке   важные   и   полезные   для   общины   качества   характера,   такие   как трудолюбие, честность, исполнительность, уважение к старшим и т.д. Через традиционные обряды и фольклор ребенок учился основам различного вида деятельности, узнавал природу и окружающий мир. О детях заботилась вся семья, и опека это начиналась задолго до его появления на свет. Издревле члены славянской семьи старались оградить беременную женщину от всяких напастей. Например, в последние перед родами месяцы женщину даже не выпускали из дому, потому что в доме она на­ ходилась под опекой домового и священного огня домашнего очага. Да и вообще, боясь сглаза, даже сам факт беременности женщина пыталась скрыть  по возможности дольше, а срок родов хранила в строжайшем секрете. Но сама беременная считалась любимицей богов и могла приносить счастье и удачу. Женщину, ждущую ребенка, иногда специально приглашали в сад и угощали яблоком. Согласно приметам, если беременная отведает яблоко с молодой яблони, дерево весь свой век будет богато плодоносить. Процесс   рождения   славяне   считали   один   из   самых   сакральных   событий.   Они   верили,   что рождение, как и смерть, нарушает тонкую грань между миром живых и мертвых людей. Поэтому рождение ребенка считалось опасным делом не только для матери и новорожденного, но и для всех родичей. По этой причине женщина не оставалась рожать дома, чтобы не навредить остальным. Она чаще всего уходила в лес или хотя бы в другое помещение, например, в баню. Существовало много обычаев и обрядов, цель которых была помочь женщине в родах. 11апример, чтобы тело матери легче раскрывалось, и ребенок быстрее родился, роженице расплетали волосы. Даже в доме открывали все окна и двери, развязывали узлы и отпирали замки. В родах будущей матери обычно помогала опытная женщина, которая сама уже имела нескольких здоровых детей. Не редко на родах присутствовал и муж, это было обычным делом и считалось, что нет ничего дурного в том, что рядом со страдающей женщиной находится любящий и надежный человек.          Если рождался мальчик, то пуповину перерезали на топорище или стреле для того, чтобы он рос хорошим охотником или мастеровым. Если появлялась на свет девочка, то пуповина отсекалась на веретене, чтобы девочка  росла трудолюбивой рукодельницей. Пупок ребенку перевязывали льняной ниткой, куда вплетались волосы отца и матери. Самые первые манипуляции, которые совершались с новорожденным  были связаны с многими обрядами   и   верованиями.   Кстати,   христианский  обычай   при   крещении   окунать   ребенка   в   воду встречается у многих народов, далеких от христианских традиций. Этнографы видят в этом обычае отголоски древнего ритуала приобщения человека к Космосу. Глава семейства брал на руки новорожденного и показывал его Небу и восходящему Солнцу, чтобы жизнь ребенка была долгой. Затем младенца показывали Огню очз! а и растущему месяцу, чтобы малыш рос крепким и здоровым. Потом отец прикладывал своего ребенка в Земле­Матушке и окунал его в Воду. Таким образом, новорожденный представлялся всем Божествам Вселенной, всему Миру, Космосу и отдавался под их покровительство. Потом ребенку давали имя, однако оно хранилось в строжайшем секрете. Славяне считали, что имя во многом определяет судьбу человека. Имя нужно было оберегать от злых духов и недобрых людей, поэтому у славян долгое время существовал обычай двойных имен: одно имя тайное, давалось при рождении, а другое имя было мирским. Воспитание ребенка рассматривалось как процесс его взросления, который проходил в несколько этапов: "молодой" ­ 3­6 летнее дитя, "чадо" ­ 7­12 летний ребенок, "отрок" ­ подросток 12­15 лет. Дети до 3­4 лет находились под опекой матери. Роль матери в воспитании на протяжении всего периода детства была весьма важной. Вот отчего вступившего во взрослую жизнь человека называли "матёрым", то есть воспитанным матерью. 2) Встреча новорожденных У Славяно­Ариев встреча новорожденных сопровождается особыми  обрядами и обычаями. С рождением ребёнка прибавляется в семье новая жизнь, которую олицетворяют зажжённые свечи из белого воска в знак чистоты. Новорожденного мальчика заворачивают в отцовскую рубаху, а девочку 4 ­ в материнскую, и кладут на пороге, означающем грани двух миров, своего и иного. Домовладыке­ отцу   предоставляется   право   либо   поднять  его,   то   есть   признать,   либо   отвергнуть.   В   «Книге драгоценных   сокровищ»   утверждается,   что   когда   притягивалась   душа   с   качествами   витязя   и рождался  сын, то отец брал обнажённый меч, клал его перед новорожденным и говорил: «Не оставлю  тебе в наследство  никакого имущества, а будешь иметь то, что приобретёшь себе  этим мечом». Когда же притягивалась душа с качествами веси, то ребёнка брали на руки, клали на землю (если ожидался пахарь) , или на порог (если ожидался купец) , или на очаг ( если родилась девица), затем поднимали, обносили вокруг избы и целовали. Гости приносили подарки: зерно, тмин, соль, позднее ­ деньги, при этом кумовья играли в обрядах важную роль. До того, как кто­ либо из чужих людей прикасался к новорожденному (что запрещается в течение 10 дней после рождения, ибо в это время женщина считается слабой и неспособной защитить своё дитя), проводится обряд, способствующий развитию ума, разума и интеллекта ребёнка. Обряд наречения имени проводился после окончания срока родильной  слабости ­ поры особой опасности для ребёнка со стороны злых демонов и колдунов: обычно он совершался на 10­й или 12­й день после рождения. Согласно учению звездочтения, этот обряд может быть отложен, если происхо­ дит какое­нибудь необычное природное явление или он неуместен с культурной точки зрения: «Если происходит   переход   Солнца   из   одного   созвездия  в   другое,   или   затмение,   или   совершается   обряд поминания   усопших   предков,  церемония   наречения   имени   не   может   быть   благоприятной. Подготавливаясь к обряду, моют и очищают дом, мать совершает омовение, ребёнка купают.  Затем мать укрывает ребёнка чистой тканью и, смочив его голову водой, передаёт отцу. После этого проводится обряд почитания Прародителя, Его пяти стихий и других божеств. По окончании обряда отец наклоняется к правому уху ребёнка и, касаясь его своим дыханием, обращается к нему: «О, дитя! Ты, поклоняющийся Роду, родился в таком­ то месяце под таким­ то сочетанием светил,   поэтому   твоё   духовное   имя...   И   твоё   мирское   имя   ...».   После   этого   ребёнок   как   бы приветствует всех, и ведун благословляет его, называя по имени и говоря: «Живи долго, прекрасное дитя!».   Торжество   заканчивается  угощением   священнослужителей,   собравшихся   родственников   и друзей. Мальчикам предписывается давать имя, состоящее из чётного количества слогов, а девочкам ­ из нечётного. Судя по письменным источникам,  детей у Славяне­ Ариев нарекали по желанию отца или матери. Обязательно принимали участие в  обряде волхвы, но присутствовали и посторонние люди, что отмечено в Лаврентьевской летописи. 3) День Петра и Фсвронии День   Петра   и   Февронии   (Феврония   Русалънща)—   народно­православный   праздник. Отмечается 25 июня (8 июля). День покровительствовал семье и любим. 11ервый покос. В этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов, поэтому купаться уже было безопасно. Пётр и Феврония — православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака. В России 26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании комитета по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового праздника —  «Дня семьи, любви и верности». Одним из главных инициаторов возрождения и популяризации этого праздника является супруга Дмитрия Медведева Светлана. Ей же принадлежит идея ромашки как символа праздника. 4) Установление праздника Князь Пётр в летописных источниках не упоминается. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой. Князь Давид правил в Муроме с 1205­го но 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего неизвестно. Святые канонизированы Русской православной церковью в 1547 году. Вскоре после канонизации была составлена известная «Повесть о Петре и Февронии Муромских». По мнению исследователей, в повести объединены два народно­поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой   деве.   С   устно­поэтической   народной   традицией   связан   и   образ   центральной   героини   — Февронии.   Жанр   «Повести   о   Петре   и   Февронии   Муромских»   не   находит   соответствий   ни   с исторической повестью, ни с агиографической. Днём церковного почитания святых является 25 июня по старому стилю. Указание летописей на то, что кончина князя Давида (Петра) и княгини и их погребение выпали па Светлую Седмицу (апрель) 1228 года, вызывает вопрос несоответствия времени смерти и даты церковного почитания. Церковная 5 богослужебная   практика   знает   два   случая   поминовения   святых   —   в   день  их   кончины   и   в   день перенесения их святых мощей. В связи с этим исследователи высказываю! предположение, что с датой 25 июня связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего Борисоглебского кафед­ рального собора в нонопостроенный собор Рождегтва Богородицы, уже существовавший в  XV  иске (обновлённый в XVI веке) на Воеводской горе, где мощи хранились до советского времени. Собор был снесён в конце 1930­х годов. 5. Тренинг «Назови ласково близких и родных» 6. Обобщение.  На доске ребус   7я.  ­ Итак, о чем мы сегодня говорили? Ребус подскажет вам.  (о семье). ­Что же такое семья? А почему 7 я?  (мама, папа, я, 2бабушки, 2 дедушки). ­Но количество членов семьи может быть разным. Семья может быть многодетной, где больше трех детей. У нас в классе есть такие семьи? Может быть неполной, где кроме детей, только мама или только папа. Есть такие? ­А   какую   семью   можно   назвать   счастливой?     Да,   главное,   чтобы   в   семье   царили   лад,дружба, взаимопонимание,   доброта,….   –   тогда   и   будет   в   этой   семье   все   хорошо.   Тогда   и   назовут   ее счастливой. 7. Творческая работа. ­А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью.  (Дети рисуют на тему «Моя семья».) 8. Дидактические игры о семье           1) Игра «Круг любви» Дети встают в круг. Учитель бросает мяч кому ­ либо из детей. Этот ребёнок отдаёт мяч соседу и выходит из круга. Задача детей вернуть его в круг. Для этого каждый произносит слово, которое у него ассоциируется со  словом «любовь», и быстро передаёт мяч своему соседу. Если мяч минуту успеет вернуться к началу круга, то ребёнок за кругом становится на своё место. Если не успеет, игра проигрывается ещё раз, пока того или иного человека не вернут в круг любви. 2) Игра «Приветливые ­ неприветливые» Дети   делятся   на   пары.   Одна   пара   изображает   приветливых   маму   и   дочь   (сына),   другая   ­ неприветливых   маму   и   дочь   (сына),   третья   пара   изображает   приветливых   бабушку   и   дедушку, четвёртая ­ неприветливых бабушку и дедушку и т.д. Дети должны разыграть сценку и диалог от лица своих героев. 9. Пословицы о семье 10. Рефлексия  Что вы расскажете о нашем уроке дома родным?  О чём мы сегодня говорили?   Что нового вы узнали? 1. Батурина   Г.И.   Нравственное   воспитание   школьников   на   народных   традициях: методический материал / М.: Народное образование, 2012 Литература: 2. http://shkoladetei.ru 6

Конспект классного часа "Традиции и обычая русской семьи" (3-4 класс)

Конспект классного  часа "Традиции и обычая русской семьи" (3-4 класс)

Конспект классного часа "Традиции и обычая русской семьи" (3-4 класс)

Конспект классного  часа "Традиции и обычая русской семьи" (3-4 класс)

Конспект классного часа "Традиции и обычая русской семьи" (3-4 класс)

Конспект классного  часа "Традиции и обычая русской семьи" (3-4 класс)

Конспект классного часа "Традиции и обычая русской семьи" (3-4 класс)

Конспект классного  часа "Традиции и обычая русской семьи" (3-4 класс)

Конспект классного часа "Традиции и обычая русской семьи" (3-4 класс)

Конспект классного  часа "Традиции и обычая русской семьи" (3-4 класс)

Конспект классного часа "Традиции и обычая русской семьи" (3-4 класс)

Конспект классного  часа "Традиции и обычая русской семьи" (3-4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2018