Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"
Оценка 4.7

Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
классное руководство
3 кл—4 кл
25.09.2019
Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"
Конспект классного часа направлен на развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики. В ходе игры и беседы учащиеся не только получают полезную информацию о нормах поведения, но и сами анализируют поступки других, делают выводы
Классный час 4 класс вежливость на каждый день.doc
Классный час " “Вежливость на каждый день”. Цель: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными  нормами, правилами поведения, правилами этики. Оформление: 1) Книжная выставка: 2) На стенах плакаты с высказываниями: ­ “Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик”. И.Гёте. ­ “Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как  вежливость”. Сервантес. ­ “Вежливость порождает вежливость”. Э.Роттердамский.  ­ “Остерегайся сам того, что не одобряешь в других”. ­ “Не делай другому того, чего не желаешь себе”. “Золотое правило”. ­ “Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой”. Фидроусл. ­ “У человека нет выбора – он должен остаться человеком”. ­ “Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только  захотеть”.  1 уч.  ­ Добрый день! – тебе сказали. ­ Добрый день! – ответил ты. Как две ниточки связали  Теплоты и доброты. 2 уч.  ­ Здравствуйте! – ты скажешь человеку ­ Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.  И, наверно, не пойдёт в аптеку И здоровым будет много лет. 3 уч. ­ Нам желают “Доброго пути!” ­ Будет легче ехать и идти.  Приведёт, конечно, добрый путь  Только к доброму чему­нибудь. 1 уч. ­ Знаешь ли ты, что за дата 21 ноября? Нет, а жаль! 21 ноября –  международный день приветствий! Да, да, приветствий. Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям  Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и  взаимопонимания между народами всех стран мира. И пусть в этот день каждый человек пожелает добра и счастья близким и  незнакомым людям, и конечно же, подарит им свою лучезарную улыбку. Здравствуйте, дети! Здравствуйте, люди, мы любим вас!  (Исполняется песня “Мы желаем счастья вам”). 1 Учитель:  А удивились бы вы, если бы при встрече с вами я сказала: ­ “Будь весел! Радуйся!. Я тебя вижу!”. ­ “Здоров ли твой скот? Ел ли ты сегодня?”. ­ “Хорошо ли вы потеете?”. “Мир с тобой!”. Наверное, некоторые приветствия вызвали у вас улыбку? И напрасно.  Ведь, например, слова: “Здоров ли твой скот?” ­ это и приветствие и  пожелание благополучия. Ведь в старые времена основу жизни монголов –  кочевников составляло его стадо. Здоровые животные – хватит еды – всё  благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым  кормилицам скотовода – всё равно, что пожелать здоровья ему самому и его  близким. А какие приветствия знаете вы? 2 уч.  Знаете ли вы, что рабы Древнего Рима обнажали обритые головы. ­ Рыцари поднимали забрала тяжёлых шлемов и стягивали с рук боевые  рукавицы. ­ Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. ­ Военные отдают друг другу честь. ­ Женщине, доящей корову, говорили “Море под коровой!”. ­ Девушке, черпающей воду “Свеженько тебе”. ­ Молотильщикам “по сто на день, по тысяче на неделе”.     Учитель: А что же всё это объединяет? 3 уч. – Все эти приветствия объединяет одно – “пожелание добра и  благополучия”.  1 уч.  Не от тяги к сусловью И сложилось не вчера,  Это братское с любовью пожелания добра. И живётся вроде лучше, И на сердце веселей, Коль другим благополучья пожелаешь на земле. 2 уч.  Здравствуйте!  Поклонившись мы друг другу сказали, Хотя были совсем незнакомы. Здравствуйте!  Что особого тем мы друг другу сказали? Просто “здравствуйте”, 2 Больше ведь мы ничего не сказали, Отчего же на капельку солнца Прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастье Прибавилось в мире? Отчего же на капельку радости Сделалась жизнь?   Учитель. В кодексе приличий на востоке приводится старинный стих: “Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий,  приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его  родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое­то отношение”. 3 уч. В старину на Руси в деревне принято было здороваться даже с  незнакомыми людьми. Но многое ещё зависит от того, как вы поздоровались. Петя – Да ну, с этими здоровканьями – одни неприятности. Я на улице скоро  нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого  знакомого не пропустить. Как увижу, “Здрасьте!” кричу. И мне же ещё  выговор делают: “До чего же ты, Петя, некультурный просто ужас!”. (Давайте посмотрим, как Петя здоровается) Петя бежит по улице. Руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник  поднят, ноги консервную банку подбрасывают. Навстречу ему мед. Сестра.  Он на бегу бодро прокричал не то “дрась”, не то “брысь” и помчался вперёд.  А она только руками развела и тяжело вздохнула: “Учат их, учат, а толку  мало”. 1 уч. ­ Нет, поздороваться с человеком так, чтобы “на капельку солнца  прибавилось в мире”, тоже надо уметь. Вот ответьте, например, кто здоровается первым, если встретились:  ­ младший и старший?  ­ мальчик и девочка? ­ два мальчика? И кстати, кто подает первым руку? ­ Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе  человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Иван увидел своего  классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: “Здравствуйте,  Светлана Алексеевна”.   Учитель. Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть, всё в  порядке?  2 уч. ­ В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения.  (Звучит музыка В. Савельева “Если добрый ты”) 3 уч. 3 ­ Ежели вы вежливы и к совести не глухи,  Вы место без протеста уступите старухе. Если вы вежливы в душе, а не для виду, В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.  И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,  Не будете с товарищем трещать как две сороки. Ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей, И с дедушкой, и с бабушкой, вы их не перебьёте,  И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке Некрасова и Гоголя возьмёте не навеки. И ежели вы вежливы, ­ тому, кто послабее,  Вы будете защитником, пред сильным не робея.   Учитель – Давайте поиграем в речевой этикет. (Каждому раздаются карточки) 1. Назовите слова приветствия. 2. Выскажите просьбу. 3. Какими словами лучше всего начать знакомство?  4. Как принято извиняться в культурном обществе? 5. Есть ли несколько слов утешения и одобрения у тебя в запасе? 6. Слова благодарности. 7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?  8. Ира обижена: “Вчера ты, Витя, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это  невежливо”.Витя удивлён:, А почему я должен здороваться? Ты первая  увидела, вот бы и здоровалась. Кто прав? 9. Ольга говорит: “Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне  притворяться?”. Права ли Ольга? 10. Тебя обозвали. Твоя реакция?   Учитель – Человек – существо общественное и не живёт изолированно от  других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает  праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты  сам. И здесь тоже действуют определённые правила этикета. Многие из них  нашли отражение в русских пословицах, например: “В чужом доме не будь  приметлив, а будь приветлив”, “Потчевать потчуй, а неволить не неволь”, “К  обедне ходят по звону, а к обеду по зову”, “Где рады, там не учащай, а где не  рады, век не бывай”, “В гости ходить – надо и к себе водить”, “Умей в гости  звать, умей и встречать”, “Приехал – не здоровался, уехал – не простился”, ­  говорили о невежливом госте. “У него гостят четыре угла, он сам себе рад” ­  обсуждали негостеприимного человека.   4 Учитель – А как поступите вы в следующих ситуациях. (Раздают карточки) 1. Ты пришёл в гости к приятелю, а он празднует день рождения. Как ты  поступишь?  2. К тебе в гости пришёл приятель, который не нравится твоим родителям.  Как следует поступить?  3. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и  сломал его. Твои действия. 4. Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек.  Твои действия. 5. Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую­либо  историю, а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь?  6. Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как  правильно задать вопрос? 7. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно: 8. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не  заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать?  9. Если ты сидишь и с удовольствием пьёшь чай с мятным пряником, и вдруг  неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?   1 уч. ­ А теперь посмотрите сценку. После соревнований Лена сказала Тане: “Знаешь, приходи ко мне сегодня  часов в пять. Я тебе открытки свои покажу и плейер новый. Музыку  послушаем.”. ­ Ладно, ­ ответила Таня. – Приду. Часов в шесть Лена уже перестала ждать подругу. Она решила поужинать, и в  это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Лена шла к двери, кто – то  несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка. ­ Привет, ­ сказала Таня. – Это я. Она прошла в комнату, бросила мокрую  куртку и шапку в кресло и огляделась: ­ А у вас ничего. Подходяще. Это что? – и она схватила статуэтку кошки,  сделанную из ракушек. ­ Это мама из Сочи привезла. На память. ­ Здорово сделано. – Таня нажала посильнее, и ракушки раскололись. Лена взглянула испуганно, но ничего не сказала. А гостья в это время уже  вертела в руках фломастеры, поочерёдно пробуя каждый цвет на  полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Таня  отправилась бродить по комнатам. ­ Сколько стоит? А это где покупали? – поминутно спрашивала она, трогая  хрустальную вазу, макроме на стене, экибану на журнальном столике.  Экибана ей не понравилась. 5 ­ Чего барахло всякое в доме держите? – на лице Тани ясно выразилось  презрение ко вкусам хозяев. Зато туалетный столик в комнате родителей вызвал у неё особый интерес. Она открыла флакон духов, перевернула его и трясла над своей головой, пока не  вылила почти половину. Потом помазала кремом свои руки, понюхала их и,  сказав, что пахнет клубникой, намазала ещё и лицо. Затем она дунула в пудру  и, душистое облако разлетелось на ковёр. Лена, в это время вскипятила чай и пригласила гостью к столу. Та критически оглядела чашки с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянула к себе  ручку холодильника. ­ Ты колбасы нарежь, Лен: А это селёдка, что ли? И селёдку давай. Я знаешь  как солёное люблю. И, наевшись и напившись вдоволь чаю, Таня взялась за куртку и шапку. ­ Ну, я пошла. Пока. Завтра ещё приду. Да, я у тебя две кассеты взяла,  посмотрю дома. Отдам как – нибудь, ­ и она побежала по лестнице. А у вас, ребята, не бывали такие гости? Как вы к ним относитесь?    Учитель: Давайте мы разберём несколько ситуаций. Ситуация первая Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит “Клуб  кинопутешествий”. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе  с отцом. Здравствуй, Наташа. Папа дома? Папы нет, — Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде  задвижки. — Жаль. До свидания. А как бы вы поступили на месте Наташи?  Ситуация вторая Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто  быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил — антилопа.  Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша  предложил: “Пошли к нам, ребята. У меня “Жизнь животных” есть. И поедим, а то здорово есть хочется”. А мама ругаться не будет? — спросил Витя. Ну, что ты! Она у меня не такая! Мальчикам открыла мама Алеши. Она была в стареньком платье, в фартуке.  Из­под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка. В ванной работала  стиральная машина, а в комнате, куда прошли мальчики, вся мебель была  сдвинута. Видно, началась большая уборка. — Вы уж извините, ребята,— у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам  чего­нибудь перекусить. 6 Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их  остаться. Всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом? Ситуация третья В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: “Входите, открыто!” На пороге появилась... Марина. Это было полной неожиданностью. Они, конечно,  знакомы. Но она и жила далеко, и училась не в его классе. Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином: продолжать или  оставить? Можно ли спросить, зачем пришла Марина? Если ей срочно нужна  книжка, которую придется долго искать на стеллаже в соседней комнате, как  следует поступить? Ситуация четвёртая Скоро, в школу. Уроки ещё не сделаны.А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра  заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в  настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю.  Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами.  Потом нашли песенник и стали петь песни. Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А  уроки? А мамина просьба? Учитель – А сейчас викторина – “Правильно ли это? Вы должны отвечать хором, да или, нет. “Правильно ли это?” 1. В общественном транспорте причёсываться? 2. После еды оставлять ложку в тарелке? 3. Ходить в театр в спортивном костюме? 4. Печенье и пирожки брать с подноса руками? 5. Случайно задев кого­либо наступить на ногу, вежливо извиниться. 6. Входить в общественный транспорт в грязной пачкающей одежде.  1 уч. А теперь определите, что неправильно сервировано на праздничном  столе. (Время 1 минута)  2 уч. Однажды у древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился  благовоспитанности?” ­ “У невоспитанных, ­ ответил он, ­я избегал делать то,  что делают они”.  К сожалению, встречаются взрослые и дети с двойным стандартом поведения:  на людях они одни, дома – другие. В школе или на работе они вежливы,  предупредительны. А дома с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны.  Подумайте и вспомните, не вели ли вы так себя с мамой, бабушкой или с  младшей сестрой? Это говорит о невысокой культуре и плохом воспитании.  Нужно воспитывать в себе культуру поведения. Были ли вы свидетелями  случаев некрасивого поведения в школе, в театре, в общественном  транспорте? 7 (Дети делятся своими наблюдениями)   3 уч. Да, к сожалению, мы довольно часто видим людей, которые не снимают  головной убор при входе в библиотеку или театре, на улице бросают обёртки  от конфет или мороженого на тротуаре, ходят в мятом костюме, грязной  обуви, допускают грубость, невежливо отвечают на вопросы, толкают и не  считают нужным извинится. Как называются такие люди?  (Некультурными, невежливыми, невоспитанными.) (Дети отвечают) А сейчас нарисуйте 1 карикатуру на невоспитанного грубого человека. Автор  самого смешного рисунка получит приз. Время на выполнение задания ­ 5  минут. (Все желающие выполняют задание.)   Учитель – А теперь послушаем частушки. 1) Заиграй­ка, балалайка, Балалайка три струны. Ну­ка вспомним­ка, ребята,  Как мы вести себя должны. 2) В поезд входят три девчонки: “Ух, народу сколько тут! Занимай места быстрее, А то бабушки займут!”  3)  Петя ловко ловит рыбу, Может лодки мастерить, Только “здравствуй” и “спасибо” Не умеет говорит. 4)  Тётя Сима попросила Слазить Петю на чердак. “Извините, тётя Сима, Я Вам вовсе не батрак!”. 5)  Говорит лентяйке мать; ­ Убери свою кровать! ­ Я бы, мама, убрала, Только я ещё мала”. 6)  Коля ссорится с друзьями, В ход пускает кулаки, 8 У задиры под глазами Не проходят синяки. Учитель – А сейчас я предлагаю вам такое задание. В течение 5 минут три  группы напишут свои предложения в общий свод законов общения нашего  класса. За основу можно взять опыт всего человечества. Кто­то вспомнит  заповеди из Библии, кто­то советы психологов. 1 уч. Дорогие друзья. Воспитывать себя всегда очень непросто. Этого не  умеют даже очень­очень умные дельфины и очень­очень добрые слоны. Зато  настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Да­ да. Когда какой­нибудь мальчик или девочка старается изо всех сил во всём  всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребёнок уже начал  воспитывать самого себя. 2 уч. – Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость,  предупредительность по отношению к другим людям. Давайте учиться  доброте, умению различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давайте  говорить друг другу комплименты. (Исполняется песня Б.Ш.Окуджавы “Давайте говорить друг другу  комплименты) Стихотворение “Заповедь” 1 уч.  Владей собой среди толпы смятенной,  Тебя клянущей за смятенье всех, Верь сам в себя наперекор Вселенной И маловерным отпусти их грех. Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них, Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других. 2 уч.  Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслишь, мысли не обожествив, Равно встречай успех и поруганья,  Не забывая, что их голос лжив. Останься тих, когда твоё же слово Калечит плут, чтоб уловить глупцов, Когда вся жизнь разрушена и снова Ты должен всё воссоздавать с основ, 3 уч.  Умей поставить в радостной надежде На карту всё, что накопил с трудом, Всё проиграть и нищим стать, как прежде, И никогда не пожалеть о том. 9 Умей принудить сердце, нервы, тело Тебе служить, когда в твоей груди Уже давно всё пусто, всё сгорело, И только воля говорит: “Иди!” 4 уч.  Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и твёрд с врагами и друзьями, Пусть всё в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь человек. Киплинг  Учитель – И напоследок наши три напутствия. Подумайте над ними. Напутствие первое.   ­ “Сострадальник и друг” ­ такое обращение было принято в письмах к  друзьям на Руси в XIV веке. ­ “Сострадальник” ­ тот кто сопереживает, сострадает, сочувствует, тот, кто  нужен любому человеку.   1 уч. – Напутствие второе. ­ Шекспир считал, что улыбкой можно добиться большего, чем мечом.  Хочешь завоевать друзей – улыбайся! Подсчитано, что в произведениях  Л.Толстого упоминается 97 оттенков улыбки. А сколько оттенков  используете вы?    2 уч. ­ Напутствие третье. ­ Представьте, что за вами постоянно наблюдает человек, которого вы очень  уважаете, и поэтому вы не хотите, чтобы он изменил о вас своё хорошее  мнение. Все свои поступки совершайте под “взглядом” этого человека.    10

Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"

Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"

Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"

Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"

Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"

Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"

Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"

Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"

Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"

Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"

Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"

Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"

Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"

Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"

Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"

Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"

Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"

Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"

Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"

Конспект классного часа "Вежливость на каждый день"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2019