Конспект лекций по химии на тему "Дисперсные системы"
Оценка 4.9

Конспект лекций по химии на тему "Дисперсные системы"

Оценка 4.9
Лекции
doc
химия
10 кл
28.02.2019
Конспект лекций по химии на тему "Дисперсные системы"
Лекция 8 Дисперсные системы 1.Понятие о дисперсной системе 2.Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. 1. Понятие о дисперсной системе Чистые вещества в природе встречаются очень редко. Смеси разных веществ в различных агрегатных состояниях могут образовывать гетерогенные и гомогенные системы — дисперсные системы и растворы. Дисперсными называют гетерогенные системы, в которых одно вещество в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объеме другого. То вещество, которое присутствует в меньшем количестве и распределено в объеме другого, называют дисперсной фазой. Она может состоять из нескольких веществ. Вещество, присутствующее в большем количестве, в объеме которого распределена дисперсная фаза, называют дисперсионной средой. Между ней и частицами дисперсной фазы существует поверхность раздела, поэтому дисперсные системы называют гетерогенными (неоднородными). И дисперсионную среду, и дисперсную фазу могут представлять вещества, находящиеся в различных агрегатных состояниях — твердом, жидком и газообразном. В зависимости от сочетания агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной
Лекция 8 Дисперсные системы.doc
Лекция 8 Дисперсные системы 1.Понятие о дисперсной системе  2.Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. 1. Понятие о дисперсной системе  Чистые вещества в природе встречаются очень редко. Смеси разных веществ в различных  агрегатных состояниях могут образовывать гетерогенные и гомогенные системы —  дисперсные системы и растворы. Дисперсными называют гетерогенные системы, в которых одно вещество в виде очень  мелких частиц равномерно распределено в объеме другого. То вещество, которое присутствует в меньшем количестве и распределено в объеме  другого, называют дисперсной фазой. Она может состоять из нескольких веществ. Вещество, присутствующее в большем количестве, в объеме которого распределена  дисперсная фаза, называют дисперсионной средой. Между ней и частицами дисперсной  фазы существует поверхность раздела, поэтому дисперсные системы называют  гетерогенными (неоднородными). И дисперсионную среду, и дисперсную фазу могут представлять вещества, находящиеся в  различных агрегатных состояниях — твердом, жидком и газообразном. В зависимости от сочетания агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной  2.Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. Классификация дисперсных систем и растворов представлена на схеме 1.   Судите сами: без нильского ила не состоялась бы великая цивилизация Древнего Египта;  без воды, воздуха, горных пород и минералов вообще бы не существовала живая планета — наш общий дом — Земля; без клеток не было бы живых организмов и т. д. Взвеси Взвеси — это дисперсные системы, в которых размер частиц фазы более 100 нм. Это  непрозрачные системы, отдельные частицы которых можно заметить невооруженным  глазом. Дисперсная фаза и дисперсионная среда легко разделяются отстаиванием. Такие  системы разделяют на: 1)    эмульсии (и среда, и фаза — нерастворимые друг в друге жидкости). Это хорошо  известные вам молоко, лимфа, водоэмульсионные краски и т. д.; 2)    суспензии (среда — жидкость, а фаза — нерастворимое в ней твердое вещество). Это  строительные растворы (например, «известковое молоко» для побелки), взвешенный в воде речной и морской ил, живая взвесь микроскопических живых организмов в морской воде  — планктон, которым питаются гиганты­киты, и т. д.; 3) аэрозоли — взвеси в газе (например, в воздухе) мелких частиц жидкостей или твердых  веществ. Различают пыли, дымы, туманы. Первые два вида аэрозолей представляют собой  взвеси твердых частиц в газе (более крупные частицы в пылях), последний — взвесь мелких капелек жидкости в газе. Например, природные аэрозоли: туман, грозовые тучи — взвесь в  воздухе капелек воды, дым — мелких твердых частиц. Для химии наибольшее значение  имеют дисперсные системы, в которых средой является вода и жидкие растворы. Природная вода всегда содержит растворенные вещества. Природные водные растворы  участвуют в процессах почвообразования и снабжают растения питательными веществами.  Сложные процессы жизнедеятельности, происходящие в организмах человека и животных,  также протекают в растворах. Многие технологические процессы в химической и других отраслях промышленности, например получение кислот, металлов, бумаги, соды,  удобрений, протекают в растворах. Коллоидные системы Коллоидные системы — это такие дисперсные системы, в которых размер частиц фазы от 100 до 1 нм. Эти частицы не видны невооруженным глазом, и дисперсная фаза и  дисперсионная среда в таких системах отстаиванием разделяются с трудом. Их подразделяют на золи (коллоидные растворы) и гели (студни). 1. Коллоидные растворы, или золи. Это большинство жидкостей живой клетки  (цитоплазма, ядерный сок — кариоплазма, содержимое органоидов и вакуолей) и живого  организма в целом (кровь, лимфа, тканевая жидкость, пищеварительные соки, гуморальные жидкости и т. д.). Такие системы образуют клеи, крахмал, белки, некоторые полимеры. Коллоидные растворы могут быть получены в результате химических реакций; например,  при взаимодействии растворов силикатов калия или натрия («растворимого стекла») с  растворами кислот образуется коллоидный раствор кремниевой кислоты. Золь образуется  и при гидролизе хлорида желе­за(Ш) в горячей воде. Коллоидные растворы внешне похожи на истинные растворы. Их отличают от последних по образующейся «светящейся дорожке» — конусу при пропускании через них луча света. Это явление называют эффектом Тин­ даля. Более крупные, чем в истинном растворе, частицы дисперсной фазы золя отражают  свет от своей поверхности, и наблюдатель видит в сосуде с коллоидным раствором  светящийся конус. В истинном растворе он не образуется. Аналогичный эффект, но только для аэрозольного, а не жидкого коллоида, вы можете наблюдать в кинотеатрах при  прохождении луча света от киноаппарата через воздух кинозала. Коагуляция — явление слипания коллоидных частиц и выпадения их в осадок —  наблюдается при нейтрализации за­­рядов этих частиц, когда в коллоидный раствор  добавляют электролит. При этом раствор превращается в суспензию или гель. Некоторые  органические коллоиды коагулируют при нагревании (клей, яичный белок) или при  изменении кислотно­щелочной среды раствора. 2. Вторая подгруппа коллоидных систем — это гели, или студни, представляющие собой  студенистые осадки, образующиеся при коагуляции золей. К ним относят большое  количество полимерных гелей, столь хорошо известные вам кондитерские, косметические  и медицинские гели (желатин, холодец, желе, мармелад, торт «Птичье молоко») и конечно  же бесконечное множество природных гелей: минералы (опал), тела медуз, хрящи,  сухожилия, волосы, мышечная и нервная ткани и т. д. Историю развития жизни на Земле  можно одновременно считать историей эволюции коллоидного состояния вещества. Со  временем структура гелей нарушается — из них выделяется вода. Это явление называют  синерезисом. Растворы Раствором называют гомогенную систему, состоящую из двух и более веществ. Растворы всегда однофазны, то есть представляют собой однородный газ, жидкость или  твердое вещество. При кристаллизации жидкого сплава серебра и золота можно получить  твердые растворы разного состава. Растворы подразделяют на: •    молекулярные — это водные растворы неэлектролитов — органических веществ  (спирта, глюкозы, сахарозы и т. д.); •    молекулярно­ионные — это растворы слабых электролитов (азотистой, сероводородной кислот и др.); •    ионные — это растворы сильных электролитов (щелочей, солей, кислот — NaOH,  K2S04, HN03, НС104). Раствор — гомогенная (однородная) система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия. Поведение и свойства растворов электролитов, как вы хорошо знаете, объясняет другая  важнейшая теория химии — теория электролитической диссоциации, разработанная С.  Аррениусом, развитая и дополненная учениками Д. И. Менделеева, и в первую очередь И.  А. Каблуковым. Контрольные вопросы: 1.Что такое дисперсные системы? 2.При повреждении кожи (ранке) наблюдается свертывание крови — коагуляция золя. В  чем сущность этого процесса? Почему это явление выполняет защитную функцию для  организма? Как называют болезнь, при которой свертывание крови затруднено или не  наблюдается? 3.Расскажите о значении различных дисперсных систем в быту. 4.Проследите эволюцию коллоидных систем в процессе развития жизни на Земле.

Конспект лекций по химии на тему "Дисперсные системы"

Конспект лекций по химии на тему "Дисперсные системы"

Конспект лекций по химии на тему "Дисперсные системы"

Конспект лекций по химии на тему "Дисперсные системы"

Конспект лекций по химии на тему "Дисперсные системы"

Конспект лекций по химии на тему "Дисперсные системы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2019