Конспект логопедического занятия на формирование словаря существительных у детей с моторной алалией. Игры для формирование словаря существительных.
Оценка 4.8

Конспект логопедического занятия на формирование словаря существительных у детей с моторной алалией. Игры для формирование словаря существительных.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
дефектология
2 кл—4 кл
12.08.2018
Конспект логопедического занятия на формирование словаря существительных у детей с моторной алалией. Игры для формирование словаря существительных.
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе устранения речевых нарушений у детей с моторной алалией. Нарушения речи у школьников носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Для эффективности усвоения знаний на всех этапах логопедической работы широко используются лингвистические и дидактические игры.
Конспект.docx
Конспект логопедического занятия на формирование словаря существительных у  детей с моторной алалией. Игры на формирование словаря существительных. Тема: Закрепление звука  [Ж], лексическая тема «Насекомые»  игра «Друзья» Цель: формирование навыков звукового анализа,  активного словаря существительных,   навыков чтения и письма ­ УУД которые формируем на этом занятии:  ­регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу,  различать способ и результат  действия,  планировать свои действия;  ­ познавательные: использовать  схемы и модели, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, проводить сравнение, классификацию, работать по образцу.  Устанавливать аналогии;  ­ коммуникативные: строить понятные для товарищей высказывание, отвечать на вопросы,  задавать вопросы. Ход: 1. Он рогатый и усатый, Многоногий и крылатый, Издаёт гудящий звук Ну конечно это –(жук) Ребята,  отгадайте загадку ­ Изображение жука на слайде. Правильно, молодцы! (Выставляется картинка с изображение жука.)  Вы наверное уже  догадались к кому мы сегодня отправимся в гости, как вы думаете к кому? ( К жуку и его  друзьям) (слайд), чтобы попасть на лесную полянку вы должны сказать  какой первый звук  в слове Жук.   Напомните, пожалуйста, звук Ж это какой звук? (Согласный.) Почему? (Язык  поднимается за зубы и образует преграду для воздуха.) А какой согласный твердый или  мягкий? (Твердый.)   Каким цветом мы обозначим звук Ж? (Синим.) Правильно, ребята,  молодцы. А помните секрет про звук Ж? (звук Ж всегда твердый, и младшего братца –  согласного мягкого звука у него нет.) А теперь приложите руку к горлышку, почувствуйте, работают ли ваши голосовые связки? (Работают, гудит горлышко.) Значит звук Ж …  (звонкий). Итак, звук Ж согласный твердый и звонкий звук.  Сколько слогов,  букв в слове «Ж»ук – 3, сколько звуков ­3 , сколько гласных звуков,  сколько согласных звуков.   (молодцы) ­  Встаньте пожалуйста, давайте изобразим буку Ж, на какое насекомое она похожа?  Прочитаем слово – жук, напечатайте его у себя в тетрадочках , теперь нарисуем схемку  этого слова ______,  звук ж – согласный обозначаем его в нашей схемке синим кружком, у  – гласный –( красным кружком, к ­ ­согласный ( синим кружком)  ­ Молодцы Чистоговорка Покажите как жужжит жук: Повторите за мной. Над Жорой жук, кружа, жужжит. От страха Жора весь дрожит. ­ Дети, а кто такой жук? (Насекомое.), ­  У нашего жука есть друзья, конечно же кто ? (насекомые). Не подскажите ли вы мне, как  называется жук, у которого большая часть головы занята рогом ?(жук носорог),  Что вы о нем знаете? Самец жука­носорога в среднем в длину достигает 25—43 мм, а самка 26­41 мм. Тело  имеет продолговатую форму, выпуклое и широкое. У самца тело равномерное, а у самки  назад слегка расширенное. Окрас спинки жука варьирует от темно­бурого до красно­бурого цвета. Брюшко и  конечности значительно светлее, желтовато­ бурого цвета, покрыты волосками желто­ коричневого цвета. Хитиновый покров жука блестит.  ­  Насекомые очень любят играть .  Мы волшебники немного Был один, а стало много( кто помнит как называется эта игра?) поиграем в игру «Один – много» , я буду называть одно насекомое, а  вы много : например  ­  жук  – жуки, много жуков;  бабочка – бабочки, бабочек,   стрекоза­ стрекозы, стрекоз;   мотылек – мотыльки, мотыльков;  шмель – шмели,  шмелей; пчела­  пчелы, пчел;  оса – осы, ос;   кузнечик – кузнечики, кузнечиков, (ребята вы заметили, что когда мы изменяли слово,  у нас изменялось окончание в слове).  ­ Развеселились наши насекомые и решили узнать кого больше, но вот беда они не знают  как это сделать, поможем им,  Сколько их – всегда мы знаем­ Хорошо мы все считаем . Сейчас мы с вами поиграем в игу  «Посчитай не ошибись» ­  . (логопед раздает карточки на которых нарисованы кружки, дети  выходят к доске,  показать карточку с количеством кружочков и назвать такое же количество названных  насекомых) : например – 1 муха, 3 мухи). Комар ­1,2,5,3, ­ Бабочка – 1, 2,6,4,  ­ Ты дружочек не зевай и словечко приласкай: Игра «Скажи ласково» (в какую игру мы  сейчас сыграем?)  ­     я вам буду бросать мяч и называть насекомое, а вы называйте их ласково (н –р  жук –  жучок, паук, комар, таракан, стрекоза, пчела). (молодцы ребята). На лесной полянке собралось много насекомых, расселись они по своим местам отдохнуть  (слайд) Игра: «Кто где сидит» Посмотрите на картинку Кто на листочке?; (На листочке оса) ;Где  шмель? (над  листочком), под чем паук? Под листочком паук. Давайте запишем графически последнее  предложение (Под листочком паук) Сколько слов  в этом предложении? Как пишем первое слово в предложении (пишем с заглавной буквы),  Что ставим в конце предложения? (в конце предложения ставим точку) Итог. У кого мы в гостях сегодня побывали (у жука и его друзей ), как одним словом  назовем, жуки , муравьи, тараканы  (Насекомые). В какие игры мы играли с насекомыми?  • Эмоциональная рефлексия . Поднимите руку, кому было интересно (скучно)? Кто  старался? Кто все запомнил?  Для формирования словаря существительных у детей с моторной алалией я взяла  несколько игр, эти игры можно включать при работе над любыми лексическими темами,   как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях Игра «Один – много» Цель: учить образовывать существительные множественного числа именительного и  родительного падежей. Ход игры:  я называю один предмет ( по аналогии,  показываю  предмет, картинку с одним  предметом, игрушку, муляжи овощей и фруктов, при помощи таблиц ), а вы называете  много этих предметов. Например:  яблоко – яблоки, много яблок;  машинка, машинки, машинок; цветок цветы,  цветов. УУД : познавательные – действовать по образцу,   владеть общим приемом задач; слушать  и понимать речь других; Регулятивные – принимать и сохранять  учебную задачу. Правильно выполнять  инструкцию; Коммуникативные – строить речевые высказывания; Личностные – мотивация к обучению Игра «Скажи ласково» Ты дружочек не зевай – Да словечко приласкай. Цель: формирование  умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. Игру можно провести с мячом.  Педагог бросает мяч и называет предмет. учащиеся  называют его ласково при помощи уменьшительно ласкательного суффикса. Например: Ребята,   сейчас я буду вам  бросать мяч и называть предмет, а вы назовите его  ласково, или в уменьшительной форме. Воробей – воробушек, синица – синичка, снегирь – снегирѐк и т. Д Познавательные – умение  действовать по образцу; строить речевое высказывание в устной  форме, регулятивные ­  умение принимать и воспринимать словесную инструкцию,  оценивать правильность выполнения действий; коммуникативные – использовать речь для  регуляции своего действия. Принимать и сохранять учебную задачу. Игра «Веселый счет» Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с числительными. Логопед раздает( карточки на которых нарисованы кружки или предметы)  дети  выходят к доске,  (показывают карточку с количеством кружочков и назвать такое же количество  названных предметов, или картинки овощей, фруктов, тех предметов по  лексической теме  над  которой вы работаете). Например : у вас на карточке 3 кружка. Я называю предмет – воробей, вы выходите к  доске,  показываете карточку и говорите; Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев. (Снегирь синичка Игра «Кто где » Подскажите мне ребятки  Где сидят мои котятки Цель: расширять словарь детей, учить , правильно употреблять предлоги с  существительными Игру можно проводить с использованием предметных картинок, игрушек и др. пособий. Например : возьмем картинку ; спрашиваем ребенка где котенок­ котенок на крыше, за  трубой, около двери…,  УУД которые формируем в этой игре: Познавательные – умение  действовать по образцу,  умение  использовать знаково символическиесредства, строить речевое высказывание в  устной и письменной форме, проводить сравнение;  регулятивные ­  умение принимать и  воспринимать словесную инструкцию, оценивать правильность выполнения действий;  коммуникативные – использовать речь для регуляции своего действия. принимать и  сохранять учебную задачу.

Конспект логопедического занятия на формирование словаря существительных у детей с моторной алалией. Игры для формирование словаря существительных.

Конспект логопедического занятия на формирование словаря существительных у детей с моторной алалией. Игры для формирование словаря существительных.

Конспект логопедического занятия на формирование словаря существительных у детей с моторной алалией. Игры для формирование словаря существительных.

Конспект логопедического занятия на формирование словаря существительных у детей с моторной алалией. Игры для формирование словаря существительных.

Конспект логопедического занятия на формирование словаря существительных у детей с моторной алалией. Игры для формирование словаря существительных.

Конспект логопедического занятия на формирование словаря существительных у детей с моторной алалией. Игры для формирование словаря существительных.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2018