Конспект логопедического занятия на формирование словаря существительных у детей с моторной алалией. Игры для формирование словаря существительных.
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
дефектология
2 кл—4 кл
12.08.2018
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе устранения речевых нарушений у детей с моторной алалией.
Нарушения речи у школьников носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи.
Для эффективности усвоения знаний на всех этапах логопедической работы широко используются лингвистические и дидактические игры.
Конспект.docx
Конспект логопедического занятия на формирование словаря существительных у
детей с моторной алалией. Игры на формирование словаря существительных.
Тема: Закрепление звука [Ж], лексическая тема «Насекомые»
игра «Друзья»
Цель: формирование навыков звукового анализа, активного словаря существительных,
навыков чтения и письма
УУД которые формируем на этом занятии:
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат
действия, планировать свои действия;
познавательные: использовать схемы и модели, строить речевое высказывание в устной и
письменной форме, проводить сравнение, классификацию, работать по образцу.
Устанавливать аналогии;
коммуникативные: строить понятные для товарищей высказывание, отвечать на вопросы,
задавать вопросы.
Ход:
1.
Он рогатый и усатый,
Многоногий и крылатый,
Издаёт гудящий звук
Ну конечно это –(жук)
Ребята, отгадайте загадку
Изображение жука на слайде.
Правильно, молодцы! (Выставляется картинка с изображение жука.) Вы наверное уже
догадались к кому мы сегодня отправимся в гости, как вы думаете к кому? ( К жуку и его
друзьям) (слайд), чтобы попасть на лесную полянку вы должны сказать какой первый звук
в слове Жук.
Напомните, пожалуйста, звук Ж это какой звук? (Согласный.) Почему? (Язык
поднимается за зубы и образует преграду для воздуха.) А какой согласный твердый или
мягкий? (Твердый.) Каким цветом мы обозначим звук Ж? (Синим.) Правильно, ребята,
молодцы. А помните секрет про звук Ж? (звук Ж всегда твердый, и младшего братца –
согласного мягкого звука у него нет.) А теперь приложите руку к горлышку, почувствуйте,
работают ли ваши голосовые связки? (Работают, гудит горлышко.) Значит звук Ж …
(звонкий). Итак, звук Ж согласный твердый и звонкий звук.
Сколько слогов, букв в слове «Ж»ук – 3, сколько звуков 3 , сколько гласных звуков,
сколько согласных звуков. (молодцы)
Встаньте пожалуйста, давайте изобразим буку Ж, на какое насекомое она похожа?
Прочитаем слово – жук, напечатайте его у себя в тетрадочках , теперь нарисуем схемку
этого слова ______, звук ж – согласный обозначаем его в нашей схемке синим кружком, у
– гласный –( красным кружком, к согласный ( синим кружком)
Молодцы
Чистоговорка
Покажите как жужжит жук:
Повторите за мной.
Над Жорой жук, кружа, жужжит.
От страха Жора весь дрожит.
Дети, а кто такой жук? (Насекомое.),
У нашего жука есть друзья, конечно же кто ? (насекомые). Не подскажите ли вы мне, как
называется жук, у которого большая часть головы занята рогом ?(жук носорог), Что вы о нем знаете?
Самец жуканосорога в среднем в длину достигает 25—43 мм, а самка 2641 мм. Тело
имеет продолговатую форму, выпуклое и широкое. У самца тело равномерное, а у самки
назад слегка расширенное.
Окрас спинки жука варьирует от темнобурого до краснобурого цвета. Брюшко и
конечности значительно светлее, желтовато бурого цвета, покрыты волосками желто
коричневого цвета. Хитиновый покров жука блестит.
Насекомые очень любят играть .
Мы волшебники немного
Был один, а стало много( кто помнит как называется эта игра?)
поиграем в игру «Один – много» , я буду называть одно насекомое, а вы много : например
жук – жуки, много жуков; бабочка – бабочки, бабочек, стрекоза стрекозы, стрекоз;
мотылек – мотыльки, мотыльков; шмель – шмели, шмелей; пчела пчелы, пчел; оса – осы,
ос; кузнечик – кузнечики, кузнечиков, (ребята вы заметили, что когда мы изменяли слово,
у нас изменялось окончание в слове).
Развеселились наши насекомые и решили узнать кого больше, но вот беда они не знают
как это сделать, поможем им,
Сколько их – всегда мы знаем
Хорошо мы все считаем .
Сейчас мы с вами поиграем в игу «Посчитай не ошибись»
. (логопед раздает карточки на которых нарисованы кружки, дети выходят к доске,
показать карточку с количеством кружочков и назвать такое же количество названных
насекомых) : например – 1 муха, 3 мухи). Комар 1,2,5,3, Бабочка – 1, 2,6,4,
Ты дружочек не зевай и словечко приласкай: Игра «Скажи ласково» (в какую игру мы
сейчас сыграем?)
я вам буду бросать мяч и называть насекомое, а вы называйте их ласково (н –р жук –
жучок, паук, комар, таракан, стрекоза, пчела). (молодцы ребята).
На лесной полянке собралось много насекомых, расселись они по своим местам отдохнуть
(слайд)
Игра: «Кто где сидит»
Посмотрите на картинку Кто на листочке?; (На листочке оса) ;Где шмель? (над
листочком), под чем паук? Под листочком паук.
Давайте запишем графически последнее предложение (Под листочком паук) Сколько слов
в этом предложении? Как пишем первое слово в предложении (пишем с заглавной буквы),
Что ставим в конце предложения? (в конце предложения ставим точку)
Итог. У кого мы в гостях сегодня побывали (у жука и его друзей ), как одним словом
назовем, жуки , муравьи, тараканы (Насекомые). В какие игры мы играли с насекомыми?
• Эмоциональная рефлексия . Поднимите руку, кому было интересно (скучно)? Кто
старался? Кто все запомнил?
Для формирования словаря существительных у детей с моторной алалией я взяла
несколько игр, эти игры можно включать при работе над любыми лексическими темами,
как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях
Игра «Один – много»
Цель: учить образовывать существительные множественного числа именительного и
родительного падежей.
Ход игры: я называю один предмет ( по аналогии, показываю предмет, картинку с одним
предметом, игрушку, муляжи овощей и фруктов, при помощи таблиц ), а вы называете
много этих предметов. Например: яблоко – яблоки, много яблок; машинка, машинки, машинок; цветок цветы,
цветов.
УУД : познавательные – действовать по образцу, владеть общим приемом задач; слушать
и понимать речь других;
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу. Правильно выполнять
инструкцию;
Коммуникативные – строить речевые высказывания;
Личностные – мотивация к обучению
Игра «Скажи ласково» Ты дружочек не зевай –
Да словечко приласкай.
Цель: формирование умения образовывать существительные при помощи уменьшительно –
ласкательных суффиксов.
Игру можно провести с мячом. Педагог бросает мяч и называет предмет. учащиеся
называют его ласково при помощи уменьшительно ласкательного суффикса.
Например: Ребята, сейчас я буду вам бросать мяч и называть предмет, а вы назовите его
ласково, или в уменьшительной форме.
Воробей – воробушек, синица – синичка, снегирь – снегирѐк и т. Д
Познавательные – умение действовать по образцу; строить речевое высказывание в устной
форме, регулятивные умение принимать и воспринимать словесную инструкцию,
оценивать правильность выполнения действий; коммуникативные – использовать речь для
регуляции своего действия. Принимать и сохранять учебную задачу.
Игра «Веселый счет»
Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с числительными.
Логопед раздает( карточки на которых нарисованы кружки или предметы) дети выходят к
доске, (показывают карточку с количеством кружочков и назвать такое же количество
названных предметов, или картинки овощей, фруктов, тех предметов по лексической теме
над которой вы работаете).
Например : у вас на карточке 3 кружка. Я называю предмет – воробей, вы выходите к
доске, показываете карточку и говорите;
Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев. (Снегирь синичка
Игра «Кто где »
Подскажите мне ребятки
Где сидят мои котятки
Цель: расширять словарь детей, учить , правильно употреблять предлоги с
существительными
Игру можно проводить с использованием предметных картинок, игрушек и др. пособий.
Например : возьмем картинку ; спрашиваем ребенка где котенок котенок на крыше, за
трубой, около двери…,
УУД которые формируем в этой игре: Познавательные – умение действовать по образцу,
умение использовать знаково символическиесредства, строить речевое высказывание в
устной и письменной форме, проводить сравнение; регулятивные умение принимать и
воспринимать словесную инструкцию, оценивать правильность выполнения действий;
коммуникативные – использовать речь для регуляции своего действия. принимать и
сохранять учебную задачу.
Конспект логопедического занятия на формирование словаря существительных у детей с моторной алалией. Игры для формирование словаря существительных.
Конспект логопедического занятия на формирование словаря существительных у детей с моторной алалией. Игры для формирование словаря существительных.
Конспект логопедического занятия на формирование словаря существительных у детей с моторной алалией. Игры для формирование словаря существительных.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.