Обобщение опыта работы по теме"Использование стратегии смыслового чтения на логопедических занятиях"
Оценка 4.6

Обобщение опыта работы по теме"Использование стратегии смыслового чтения на логопедических занятиях"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
дефектология
2 кл—4 кл
02.04.2017
Обобщение опыта работы по теме"Использование стратегии смыслового чтения на логопедических занятиях"
В данной работе представлена система приемов для работы с текстом, основанная на стратегии смыслового чтения – «чтение с остановками». Данная стратегия используется для пробуждения интереса учащихся к чтению как процессу, а при гармоничном включении в нее других стратегий и заданий способствует повышению техники чтения и пониманию прочитанного.
Использование стратегий смыслового чтения на логопедических занятиях с мл школьниками.docx
Обобщение педагогического опыта учителя­логопеда МОУ «Школа № 5 г. Черемхово» Дмитриевой О.В.  «Использование стратегий смыслового чтения на логопедических занятиях с младшими школьниками» «Люди перестают мыслить,  когда перестают читать» Д.Дидро      Основным источником развития  является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека,   которое   должно   совершенствоваться   на   протяжении   всей   его   жизни   в   разных ситуациях деятельности и общения.           В   «Примерной   основной   образовательной   программе   начального   образования»   под смысловым чтением понимается  «осмысление цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от   цели;   извлечение   информации   из   прослушанных   текстов   различных   жанров;   определение основной   и   второстепенной   информации;   свободная   ориентация   и   восприятие   текстов художественного,   научного,   публицистического   и   официально­делового   стилей;   понимание   и адекватная оценка». [2, с.98]  техническую   и   смысловую.     Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны:  Техническая   сторона  предполагает   оптическое   восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и   А.Р.Лурия, перевод   их   в   устно­речевую   форму   (Т.Г.Егоров,   А.Н.Корнев, М.И.Оморокова,С.В.Цветкова,   Д.Б.Эльконин).  Смысловая   сторона  включает   в   себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т.Г.Егоров, А.Н.Корнев, А.Р.Лурия,   С.В.Цветкова,   Д.Б.Эльконин).   У   начинающего   чтеца   понимание   возникает   в результате   анализа   и   синтеза   слогов   в   слова,   а   у     опытного   смысловая   сторона   опережает техническую,   о   чем   свидетельствует   появление   смысловых   догадок   в   процессе   чтения (А.Р.Лурия,  (М.Н.Русецкая)        Все исследователи сходятся в одном: чтение ­   неоднородный психический процесс, и эта однородность   рассматривается   как   одна   из   характеристик,   делающих   его   сложным   как   для овладения, так и для исследования.      Процесс овладения учащимися чтения в начальной школе включает два последовательных этапа (Д.Б.Эльконин): освоение  техники чтения  (первый год обучения в школе) и освоение смыслового чтения (второй и последующие годы обучения). Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.  В концепции универсальных   учебных   действий   (А.Г.Асмолов,   Г.В.Бурменская,   Володарская   И.А.   и   др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с: осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; определением основной и второстепенной информации;    формулированием проблемы и главной идеи текста. На логопедические занятия попадают дети с нарушением речи или сниженным темпом речевого развития,   поэтому   процесс   формирования   навыка   чтения   у   них   затруднен,   замедлен   и   с технической   стороны,   и   со   смысловой   стороны:   недостаточная   скорость   чтения,   слабо сформированное зрительное и фонетическое восприятие, саморегуляция, мышление и внимание, а так же другие психические функции. Таким образом, формирование правильной читательской деятельности у детей с речевыми нарушениями является актуальной. Так как эти нарушения приводят к большому количеству ошибок при чтении (ошибки в чтении графически сходных букв или обозначающих звуки, сходные по звучанию, месту и способу образования; пропуски, перестановки   букв,   слогов;   неправильное   чтение   окончания   слов   и   т.п.),   недостаточному осмыслению   прочитанного   и,   как   следствие,   снижению   интереса   к   чтению.   Поэтому   для комплексного развития техники чтения (и техники, и понимания) я использую систему приемов для   работы   с   текстом,   основанную   на   стратегии   смыслового   чтения   –   «чтение   с остановками».  Данная стратегия используется для пробуждения интереса учащихся к чтению как процессу, а при гармоничном включении в нее других стратегий и заданий способствует повышению техники чтения и пониманию прочитанного. Структура   использование   стратегии   смыслового   чтения   «чтение   с   остановками»  на логопедических занятиях выглядит следующим образом: 1. Этап предчтения  (включение)­  это  восприятие   текста,   раскрытие   его   содержания   и смысла,   своеобразная   расшифровка,   когда   из   отдельных   слов,   фраз,   предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений   слов,   нахождение   соответствий,   узнавание   фактов,   анализ   сюжета   и   фабулы, воспроизведение   и   пересказ. Этап   введения   учащихся  в   предстоящие   события   текста, включение в учебную деятельность, начало  диалога с текстом.  Например: «Сегодня мы поговорим с…,  познакомимся с …, узнаем о новом …» и т.п. После прочтения названия текста учитель задает вопрос: «Почему именно так называется произведение? Что, как кажется   учащимся,   может   произойти   в   рассказе   с   таким   названием?   О   чем   нам   хочет рассказать   автор?»   и   т.п.   (стратегия  «рассечение   вопроса»).   Можно   предложить рассмотреть иллюстрации, фото к рассказу, найти в Интернет картинку на заданную тему. Так определяется цель прочтения данного текста с использованием стратегий: «ориентиры предвосхищения», «предварительные вопросы», «опорные картинки»  и др. затем дается задание к тексту по ходу его чтения: вставить пропущенные буквы, слоги (окончания слов), слова; исправить деформированные слова (анаграммы); найти ошибку в тексте и др. 2. Этап чтения (осмысления) ­  это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью   привлечения   имеющихся   знаний,   интерпретация   текста.   Здесь   происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление   над   контекстом   и   выводами.  Учитель,   как   ведущий   диалога   с   текстом, заранее выделяет в тексте  2­3 остановки  (можно использовать специальный знак, чтобы дети останавливались в нужном месте) – в зависимости от размеров текста. Во время этих остановок   учитель   задает   вопросы,   побуждающие   к   критическому   мышлению   («Что заставило   героя   поступить   именно   так?»   «Как   дальше   будут   развиваться   события?» непонятные   слова  (стратегия  «глоссарий»  ),  проверить   выполнение   задания   по   ходу прочтения текста  (стратегия «поймай ошибку», «анаграммы», «дополни слово» и др.), проанализировать   средства   художественного   выражения  (подобрать     синонимы, сравнить и т.п.) 3. Этап   постчтения   (рефлексия)   ­  это   создание   собственного   нового   смысла,   то   есть присвоение   добытых   новых   знаний   как   собственных   в   результате   размышления. Определение основной мысли текста и подтекста, скрытого смысла (стратегия  «вопросы после текста»).   После окончания работы с текстом учитель предлагает учащимся   на выбор   несколько   пословиц,   (или  цитат,   расхожих   выражений),   связанных   с содержанием текста и отражающих различные подходы к интерпретации сюжета (стратегия « пословицы, цитаты»). Детям нужно выбрать одну из них – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту – и обосновать свой выбор (можно предложить написать сочинение),  высказать свое мнение, свои мысли, в результате размышлений по данной теме. Это можно сделать и в качестве домашнего задания. Можно, в зависимости от текста и этапа обучения, составить синквейн к тексту, основному смыслу (стратегия «синквейн»).       Работая по данной стратегии смыслового чтения, я отметила не только повышение уровня сформированности     навыка   чтения,   но   и   заинтересованность   в   процессе   чтения:   детям нравится «говорить с писателем», чувствовать себя разведчиками и исследователями (искать в   тексте   нужную   информацию),   воспринимать   чтение   текста   как   источник   новых   знаний, чувственных переживаний и размышлений, а не монотонное, утомительное упражнение. Такой подход  к работе над прочтением текста развивает:     самостоятельность читателя, его познавательную мотивацию; приемы   понимания   текста,   умения   и   навыки   работы   с   художественными   и информационными текстами; способствует   развитию   общеучебных     умений   школьников,   формированию   культуры умственного труда; учит   анализаровать,   выбирать,   отбирать,   организовывать,   интегрировать   читаемый материал  и  тем  самым  формирует  и  воспитывает  независимо,  критически  мыслящего читателя. Работая по этой теме, имею следующие методические продукты:  Подборку текстов  и иллюстраций для логопедической коррекции (Приложение №1)  Разработала методические рекомендации по работе с данными текстами (Приложение №2)  Разработала   карту   наблюдения   за     уровнем   сформированности   навыков   смыслового чтения (Приложение №3).  Результаты наблюдения за динамикой  сформированности навыков смыслового чтения  ( на примере логопедических групп одной параллели) 20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0 18 14 17 14 14 12 12 10 15 12 14 13 11 8 8 10 7 8 9 7 9 9 6 5 12 11 10 8 8 7 5 6 1 2 3 4 5 7 6 8 2014г.(май) 9 10 11 12 13 14 15 16 2015г. (май) 3.  Заключение.        Несомненно, все предложенные задания по работе с текстом, не являются чем­то новым и необычным,   но   в   данном   сочетании   и   систематическом   использовании   они   являются   очень эффективными. К тому же, в условиях введения ФГОС от учителя требуется как раз не столько огромный  багаж методов, способов и приемов формирования учебных навыков у учащихся, сколько  умение   грамотного   и   гармоничного   их   выбора   и   сочетания,   опираясь   на индивидуальные особенности своих учеников, для достижения ими высоких результатов. Обучая   стратегиям   чтения,   мы   формируем   универсальные   учебные   действия   у   учащихся. Стратегия   чтения   –   программа   действий,   путь   чтеца   по   осмыслению   текста.   И   учителю необходимо   направить   на   самый   оптимальный   путь   своих   учеников.   Стратегий   чтения множество,  учитель вправе выбрать  те, которые будут работать на результат. Мой  опыт по использованию   системы   знаний   по   работе   с   текстом,   основанный   на   стратегии   смыслового чтения   с   остановками,   оказался   положительным,   что   и   позволило   мне   поделиться   данной практикой с коллегами. Надеюсь, он окажется полезным и другим педагогам. В свое время мне помог опыт учителя­логопеда одной из образовательных школ г.Рязани  Елховой И.В., которая помогла мне систематизировать материал по данной проблеме. Данная работа может заинтересовать не только логопедов, но и педагогов начальных классов, учителей русского языка и литературы. Желаю успехов! Список литературы и Интернет­ресурсов: 1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мыли. Система знаний: пособие для учителя /под редакцией А.Г.Асмолова. – М.:Просвещение, 2. 2010;  ://минобрнауки.рф/документы/922/файл/227/10.07.20­Примернаяпрограмма_НОО.   http   pdf 3. БеденкоМ.В., Савельев А.Н. Блицконтроль. Скорость чтения и понимания: 2 класс.­М.: 5 4. 5. за знания, 2008.­128с. БеденкоМ.В., Савельев А.Н. Блицконтроль. Скорость чтения и понимания: 3 класс.­М.: 5  за знания, 2008.­128с. БеденкоМ.В., Савельев А.Н. Блицконтроль. Скорость чтения и понимания: 4 класс.­М.: 5  за знания, 2008.­128с. 6. Загашев И.О. Заир­Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.­СПб:  7. Альянс­Дельта, 2003.­284с 8. Соболева   О.В.   Понимание   текста:   зачем,   кого,   чему   и   как   учить   /   О.В.   Соболева.   – [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702305 9. http://festival.1september.ru/articles/632538/; 10. http://wiki.tgl.net.ru/index.php/Смысловое чтение 11. 12. http://school2100.com/upload/iblock/cff/cff31f46b37bd8fe6d02f4473e2ebc54.pdf ; http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm

Обобщение опыта работы по теме"Использование стратегии смыслового чтения на логопедических занятиях"

Обобщение опыта работы по теме"Использование стратегии смыслового чтения на логопедических занятиях"

Обобщение опыта работы по теме"Использование стратегии смыслового чтения на логопедических занятиях"

Обобщение опыта работы по теме"Использование стратегии смыслового чтения на логопедических занятиях"

Обобщение опыта работы по теме"Использование стратегии смыслового чтения на логопедических занятиях"

Обобщение опыта работы по теме"Использование стратегии смыслового чтения на логопедических занятиях"

Обобщение опыта работы по теме"Использование стратегии смыслового чтения на логопедических занятиях"

Обобщение опыта работы по теме"Использование стратегии смыслового чтения на логопедических занятиях"

Обобщение опыта работы по теме"Использование стратегии смыслового чтения на логопедических занятиях"

Обобщение опыта работы по теме"Использование стратегии смыслового чтения на логопедических занятиях"

Обобщение опыта работы по теме"Использование стратегии смыслового чтения на логопедических занятиях"

Обобщение опыта работы по теме"Использование стратегии смыслового чтения на логопедических занятиях"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017