Конспект логопедического занятия "Перелетные птицы"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Коррекционно- образовательные цели: - Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах. - Расширение словарного запаса по лексической теме, - Совершенствование грамматического строя речи. Коррекционно- развивающие цели: - Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления. - Развитие общей и мелкой моторики. - Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности. Коррекционно-воспитательные задачи: - Воспитание любви к животному миру.
Иконка файла материала конспект.docx
Психолого­педагогическое сопровождение в общеобразовательных учреждениях является  неотъемлемой частью образовательного процесса. Психолого­педагогическое  сопровождение ­ комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в  решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Психолого­педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом М.Р.Битяновой  (1998),  определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе  которой создаются социально­психологические и педагогические условия для успешного  обучения и психологического развития ребенка в школьной среде. В то же время, следует отметить, что само понятие «сопровождение» следует  рассматривать не только в отношении деятельности психолога образования или педагога, но и других специалистов — логопедов, дефектологов, социальных работников, педагогов в  структуре образовательных организаций. В соответствии с этим в процессе реализации психолого­педагогического сопровождения  должны быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности  специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность,  консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников  образовательного процесса, экспертная деятельность по определению и коррекции  программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы. Каждое из этих направлений деятельности специалистов и  педагогов включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику,  конкретное содержательное наполнение. Процесс психолого­педагогического сопровождения цикличен и предусматривает  последовательную реализацию четырех этапов: диагностического,  поисково­вариативного,   практико­действенного и аналитического (по Л.Н. Харавиной). Первый этап –  диагностический  – предполагает первичный анализ всех компонентов,  составляющих основу психолого­педагогического сопровождения. На втором этапе осуществляется определение целевых ориентиров комплексного психолого­ педагогического сопровождения в рамках разрабатываемой программы индивидуального  сопровождения.  После детального определения всех образовательных потребностей  ребенка с ОВЗ, с учетом «стратегических» рекомендаций ПМПК по организации психолого­ педагогического сопровождения вначале обсуждаются, а затем разрабатываются и  детализируются отдельные компоненты сопровождения ребенка специалистами школьного  консилиума. Результатом этого этапа являются целостная индивидуально ориентированная  образовательная программа во всех своих компонентах, а само психолого­педагогическое  сопровождение приобретает характер междисциплинарного, учитывающего общность  аналитических подходов различных специалистов, последовательность подключения к  сопровождению специалистов школьного консилиума.  На третьем этапе совершаются реальные  действия всех субъектов инклюзивной  образовательной среды по осуществлению программы индивидуального психолого­ педагогического сопровождения ребенка, других субъектов инклюзивной практики. На этом  этапе важно постоянно отслеживать динамику индивидуального прогресса ученика. Точно  также важным является поддержание необходимых (прописанных в рекомендациях ПМПК и  детализированных в коллегиальном заключении школьного консилиума) ребенкуспециальных образовательных условиях, определяющих эффективную реализацию  адаптированной образовательной программы. На следующем этапе психолого­педагогического сопровождения происходит,  анализ  эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка  эффективности сопровождения ребенка в целом во всех его аспектах. Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в общеобразовательном учреждении. Логопедическое сопровождение включает в себя профессиональную деятельность  логопеда, направленную на преодоление у обучающихся и своевременное предупреждение  различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганду логопедических знаний  среди педагогов и родителей. Направления сопровождающей работы учителя ­ логопеда 1. Углубленное обследование устной и письменной речи обучающихся. 2. Анализ сопровождающей документации 3. Коррекционно­развивающая работа с обучающимися 4. Консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников  образовательного процесса 5. Экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального  сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной  программы. Коррекционно­развивающая работа с обучающимися с ОВЗ. Коррекционная работа проходит в форме индивидуальных и групповых логопедических  занятий. Содержание занятий направлено на обучение грамотному письму, на выработку  умения анализировать языковые средства в связи с содержанием и всей структурой текста,  коррекцию остаточных явлений лексико­грамматического недоразвития речи. Дети данной категории испытывают стойкие трудности формирования орфографического  навыка, не умеют оформлять устные и письменные высказывания, анализировать  написанное, не владеют навыками создания письменного текста вследствие недостаточной  сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению  полноценной учебной деятельностью. Документация учителя­логопеда при сопровождении обучающихся с ОВЗ  Рабочие программы групповых логопедических занятий по коррекции нарушений  устной и письменной речи  Диагностические карты  Письменные работы учащихся Результаты прохождения программ коррекционно­развивающих занятий Содержание коррекционной работы. Письменная речь тесным образом связана и с другими высшими психическими функциями и  процессами, сформированность которых является существенным фактором с точки зрения  успешности построения связного письменного высказывания. 1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности  Развитие зрительного восприятия и узнавания  Развитие зрительной и слуховой памяти и внимания  Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов  Развитие пространственных представлений, ориентации 1. Развитие основных мыслительных операций  Формирование навыков соотносительного анализа  Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму  Формирование умения планировать свою деятельность 1. Увеличение количества смысловых связей и формирование семантических полей 2. Развитие различных видов мышления Развитие наглядно­образного мышления. Развитие словесно­логического мышления. 1. Формирование положительных качеств личности, самостоятельности,  самоутверждения. 2. Развитие самоконтроля, формирование адекватной самооценки. Планируемые результаты логопедической работы:  Овладение навыками связной речи  Составление повествовательного текста по серии картин, по картине, из личного  опыта  Составление повествовательного текста по вопросам, по опорным словам, по плану  Деление текста на части по смыслу, составление плана для последующего пересказа  и записи  Восстановление деформированного текста в логической последовательности,  редактирование текста  Составление начала текста, конца текста  Составление описательных текстов о предмете, явлении  Давать подробный и сжатый пересказ текста  Запись составленного текста из 6 – 8 предложенийЗаключительным этапом работы по программе является мониторинг эффективности  коррекционной работы. Анализ проведенной работы по развитию связной письменной речи  обучающегося. Одним из важных направлений работы учителя­логопеда является консультационная работа с педагогами и родителями, логопедическое просвещение педагогов и родителей.  Разрабатываются конкретные логопедические рекомендации по работе с каждым ребенком  с ОВЗ. 7