Логопедическое занятие по тме "Весна" - дети вместе с логопедом обобщают представление о весне и типичных весенних явлениях в природе. В процессе расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, тонкую моторику.Цель:
уточнить и расширить знания детей с ОВЗ по теме «Весна»;
расширить и активизировать словарь детей по данной теме.
Коррекционно-образовательные задачи:
закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.
развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
Конспект логопедического занятия 2 класс
Тема: «Весна»
Цель:
уточнить и расширить знания детей с ОВЗ по теме «Весна»;
расширить и активизировать словарь детей по данной теме.
Коррекционнообразовательные задачи:
закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование
существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать
прилагательные к сущ.
развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным
предложением;
Коррекционно развивающие задачи:
совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании;
развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; Коррекционно
воспитательные задачи:
воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить
правильному поведению в природе.
Оборудование: игрушкасолнышко, картинки с изображением времён года, картинки с
изображением признаков весны, картинки к игре "Что перепутал художник?", мячи суджок,
рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке.
Ход занятия.
I. Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнце»)
Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?
Дети: Солнышко.
Логопед: давайте поприветствуем солнышко и друг друга. А вот о чём мы будем говорить на
занятии вы узнаете из стихотворения, которое я прочту.
(Логопед читает загадку)
Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
(Весна).(дети договаривают хором: весна).
Догадались, о каком времени года мы будем говорить?
Дети: о весне
Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит
сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим!
Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит чтонибудь у весны.
(Логопед передаёт игрушкусолнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну
принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц,
подснежники и т.д. Садятся на стульчики).
II. Основная часть.
Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на столе 3
картинки времён года: весна, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке
изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на
второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке
называют признаки весны. Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.
Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.
1. (Проводится массаж лица).
Светит яркое весеннее солнышко — поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. — постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. — пощипывание
А всётаки солнышко светит сильнее. — снова поглаживание
2. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в
одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок
оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели
птицы: «Кукуку», — куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Ддд», —
стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и
оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на
чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся(часики). На поляне
расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли
солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.
3. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»
Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши,
если услышите слово, относящееся к весне.
Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают,
снежинки, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.
(Логопед просит объяснить слово капель)
Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил
попутешествовать.
(логопед обращает внимание детей на суджок)4. СуДжоктерапия «Сказка про Ёжика»
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жилбыл маленький Ежик. Показать шарик в
открытой ладони.
Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.
Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком СуДжок
Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика,
огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая,
извилистая.
Катать шарик по ладони вперед назад.
Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был
переброшен тонкий мостик.
Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.
Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом
второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!
Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.
А там поляна — большая, круглая, красивая!
Круговые движения шариком по ладони.
На поляне видимоневидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и матьи мачеха, и
медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!
Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.
Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй,
третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!
Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.
Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до
своего домика!
Катать шарик по ладони вперед назад.
А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном!
Зажать шарик в ладошке.
5. Упражнение "Что перепутал художник?"
Логопед. Ребята посмотрите, какую картину нарисовал рассеянный художник? На ней
изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник?
6. Упражнение «Клен» (координация речи с движением)
За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа
руки на поясе)
Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх.Наклоны туловища вправо влево)
Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленноКлен тугие кулачки.разжимают кулачки)
Прислонился он к окошку. (4 прыжка)
А, едва растает снег, (Наклоны)
Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают
Клен протянет раньше всех. друг другу правые ручки —рукопожатие)
Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою
весеннюю полянку. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы:
подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны.Дети их раскрашивают).
Логопед: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!
III. Итог занятия
Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно
понравилось? Посмотрите, а солнышко то непростое, тут есть кармашек. (Логопед достает
из игрушки сладкие призы).