Конспект логопедического занятия: Сезонные изменения в природе. Осень.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Сезонные изменения в природе. Осень. Цель: расширение и активизация словаря. Задачи: - образовывать множественное число существительных; - учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами; - учить образовывать относительные прилагательные; - подбирать прилагательные к существительному; - учить подбирать слова- антонимы; - согласование существительных с числительными; - развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление. Оборудование: картинки с изображением осени, листьев мяч.
Иконка файла материала конспект.docx
Тема: Дифференциация согласных звуков К­Г­Х в слогах, словах, предложениях, тексте. Цели:      учить различать согласные К­Г­Х в устной и письменной речи в слогах, словах,  предложениях; развивать фонематический слух, звуко­буквенный и слоговой анализ и синтез; совершенствовать навыки словообразования при образовании  прилагательных от существительных, учить подбирать родственные слова; обогащать словарный запас, развивать память, логическое мышление,  внимание, формировать навыки грамотного письма; воспитывать бережное отношение к животным, любознательность, чувство  товарищеской взаимопомощи. Оборудование: игрушки бычок, поросенок, ворона, таблицы слогов, предметные картинки, профили звуков, загадки, текст для чтения. Ход занятия I. Организационный момент. ­ Ребята! К нам на занятие прибежал бычок Гаврюша (показываю игрушку  бычка). Он встревожен, его друзей похитила злая волшебница. Она их освободит, если Гаврюша  выполнит все её задания. Но бычок совсем не силен в этом. Поможем Гаврюше вернуть  друзей? ­ Гаврюша принес фотографии своих друзей. Посмотрите на фото и определите, кто это? ­ Конечно же это Хрюша и Каркуша! Наши любимые герои из  телепередачи. ­ Определите, какие звуки стоят в начале каждого имени (К­Г­Х). II. Основная часть. Задания от злой волшебницы. Вспомнить всё, что мы знаем о звуках и  буквах К­Г­Х. 1. Задание №1. Артикуляция звуков К­Г­Х и их характеристика, чем они похожи,  чем отличаются. Какой буквой обозначаются на письме.К: губы и зубы приоткрыты. Кончик языка опущен за нижние  зубы, задняя часть поднимается вверх и смыкается с небом.  Голосовые связки не вибрируют. К – согласный, глухой, бывает  твёрдый и мягкий. Г: произносится так же, но голосовые связки работают, слышен голос (звонкий, согласный,  твёрдый и мягкий). Х: отличается от артикуляции звука К тем, что корень языка не смыкается с небом, а  образует с ним щель, через которую проходит тёплая струя воздуха (согласный, глухой,  твёрдый и мягкий). При произнесении звуков «К» и «Г» спинка языка (середина) высоко приподнята; при произнесении звука «Х» спинка языка немного приподнята. 1. Задание №2. Игра «Будь внимательным». Накрыть буквы фишками. Гаврюша  передает каждому из вас листочки с буквами. Надо букву К накрыть фишкой­ копейкой, Х­ фишкой­хомяк, Г – гайка. В Г О А Р К Н З М Е Ч Г П И Х В К С К Н А З Г О Л У Х К Н Т Ы Е Г З С Х Н Г Я С И Г А Е Ч К З В С Ы Д Г О Щ К Ш З Д Т Г С Н Х Ш 1. Задание №3. Чтение слоговых таблиц. КА­КО­КУ­КЫ ХА­ХО­ХУ­ХИ ГА­ГО­ГУ­ГИ КА­ГА­ГА­КА ХА­КА­ХА­КА ГА­КА­ХА­ГА 4. Задание №4. «Слог потерялся». Вставь в слово слоги КА, ХА, ГА. РУ __, НО__, У__, __ЗЕТА, __НАВА, __ОС, МА__ЗИН, РУБА__, ДУ__. 5. Задание №5. Игра «Шифровальщик». Зашифруйте названия картинок, записав только  букву К, Г, Х. (петух, тыква, сапоги, клюшка, мак, черепаха, гриб, иголка, хомяк)               Сверьте запись с записью на доске: Х, К, Г, КК, К, Х, Г, ГК, ХК. 6. Задание №6. Игра «Доскажи словечко». Назвать пары слов, чем они похожи, чем  отличаются. Записать их, подчеркнуть буквы, которыми они отличаются.  Младший мой братишка Глеб, Очень любит свежий ….. хлеб.  У людей на пальцах ногти,У зверей на лапах …. когти.  Нет еды, мы скажем – голод, Нет тепла, мы скажем …. холод.  Мы пришли сегодня в гости, Принесли собачке … кости. 7. Задание №7. Игра «Кто быстрее». Помогите Каркуше, Гаврюше и Хрюше отобрать слова с их  любимыми звуками. Определите место звуков К, Г, Х в слове.  Запишите слова в три столбика. Образуйте прилагательные  от существительных: капуста – капустный хлеб ­ хлебный груша – грушовый огурец – огуречный тыква – тыквенный 1. Задание №8. Отгадывание загадок. Волшебница решила загадать вам загадки. Очень зелены, густы в нашем садике ... кусты. Затвердела снега корка, будет скользкой наша ... горка. Мы пришли сегодня в гости, принесли собачке ... кости. Жаворонка слышен голос, зреет в поле спелый ... колос.Определите место звуков Г­К­Х в словах­отгадках? Образовать родственные слова к словам­ отгадкам. Кусты – кустик, кустистый, кустовой, куститься. Горка – горочка, горный, пригорок, гористая, горец. Кости – косточка, костяной, костлявый, костистый, костный. Колос – колосок, колосья, колосится, колосистый. 1. Физкультурная пауза. Грач качался в гамаке, (наклоны в сторону) Гуси ­ в волнах на реке. (наклоны вперед­назад) Мимо голуби летели (покачивание руками) И на веточку присели. (приседания) Веточка качается ­ (покачивание руками) Неплохо получается. 1. Работа с предложениями и текстом. У Гаврюши новое задание. Надо прочитать  слова и составить из них предложения. Расставь их по порядку так, чтобы получился  рассказ. Придумать название рассказу, прочитать его. Назвать слова со звуками К­Г­ Х. Белка, гнезда , выбралась, из. (Белка выбралась из гнезда.) Поскакала, еловыми, за, шишками, она. (Она поскакала за еловыми шишками.) Шишки, белка, сидит, ёлке, на, шелушит, и. (Сидит белка на ёлке и шишки шелушит.) Вкусная, зверька, у, будет, кладовой, еда, в. (Будет вкусная еда у зверька в кладовой.) Закружилась, лесу, вьюга, вдруг, в. (Вдруг закружилась в лесу вьюга.) Гнезду, поспешила, к белка. (Белка поспешила к гнезду.) Забралась, гнездо, белка, тёплое, в. (Забралась белка в тёплое гнездо.) Пол, хвоей, гнезде, укрыт, в, сухой. (Пол в гнезде укрыт сухой хвоей.) 1. Бисерография «Укрась хвост петуха». Волшебница отпустила друзей Гаврюши. Друзья принесли вот таких красивых петушков. Детям  раздаются петушки из пластилина с хвостиками из  проволоки. Дети должны за пять минут украсить  хвостики (нанизать на проволочку бисер). Пока вы будете украшать хвосты петухам, я вам  расскажу про хвосты.Хвосты есть почти у всех животных. С помощью хвоста рыбы плавают. Рак ползает по  дну, правда, задом наперед. Кенгуру отталкивается от земли и прыгает дальше всех.  А потом сядет на хвост, как на стул и отдыхает. У птиц хвост вместо руля. Без него не  смогли бы летать ни вверх, ни вниз, ни влево, ни вправо. Белка, перепрыгивая с ветки на ветку, рулит своим хвостом. А у лошадей и коров хвост – мухобойка. А в хвосте у  гремучей змеи погремушка, которой она отпугивает врагов. Но для чего петуху такой красивый хвост? Наверное, чтобы куры думали, что он генерал, и слушались его. Вспомните, для чего хвосты рыбам, кенгуру, раку, белке, птицам, змее? III. Итог занятия. ­ Ребята! Вы сегодня большие молодцы! Вы спасли друзей от злой волшебницы, научились  различать звуки и буквы К­Г­Х и научили этому зверушек. Гаврюша, Хрюша и Каркуша дарят  вам этих красивых петушков и хотят, чтобы вы дома выучили стишок, записали его в  тетрадку, подчеркнули наши буквы и нарисовали к нему картинку: Хомка­хомка хомячок, Пушистый бочок, Глазки бусинки черны, Лапки очень коротки, Хвостик маленький, Носик красненький!