Тема: Сезонные изменения в природе. Осень.
Цель: расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- подбирать прилагательные к существительному;
- учить подбирать слова- антонимы;
- согласование существительных с числительными;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением осени, листьев мяч.
Тема: Дифференциация согласных звуков КГХ в слогах, словах,
предложениях, тексте.
Цели:
учить различать согласные КГХ в устной и письменной речи в слогах, словах,
предложениях;
развивать фонематический слух, звукобуквенный и слоговой анализ и синтез;
совершенствовать навыки словообразования при образовании
прилагательных от существительных, учить подбирать родственные слова;
обогащать словарный запас, развивать память, логическое мышление,
внимание, формировать навыки грамотного письма;
воспитывать бережное отношение к животным, любознательность, чувство
товарищеской взаимопомощи.
Оборудование: игрушки бычок, поросенок, ворона, таблицы слогов, предметные картинки,
профили звуков, загадки, текст для чтения.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ребята! К нам на занятие прибежал бычок Гаврюша (показываю игрушку
бычка).
Он встревожен, его друзей похитила злая волшебница. Она их освободит, если Гаврюша
выполнит все её задания. Но бычок совсем не силен в этом. Поможем Гаврюше вернуть
друзей?
Гаврюша принес фотографии своих друзей. Посмотрите на фото и определите, кто это?
Конечно же это Хрюша и Каркуша! Наши любимые герои из
телепередачи.
Определите, какие звуки стоят в начале каждого имени (КГХ).
II. Основная часть. Задания от злой волшебницы. Вспомнить всё, что мы знаем о звуках и
буквах КГХ.
1. Задание №1. Артикуляция звуков КГХ и их характеристика, чем они похожи,
чем отличаются. Какой буквой обозначаются на письме.К: губы и зубы приоткрыты. Кончик языка опущен за нижние
зубы, задняя часть поднимается вверх и смыкается с небом.
Голосовые связки не вибрируют. К – согласный, глухой, бывает
твёрдый и мягкий.
Г: произносится так же, но голосовые связки работают, слышен голос (звонкий, согласный,
твёрдый и мягкий).
Х: отличается от артикуляции звука К тем, что корень языка не смыкается с небом, а
образует с ним щель, через которую проходит тёплая струя воздуха (согласный, глухой,
твёрдый и мягкий).
При произнесении звуков «К» и «Г» спинка языка (середина) высоко приподнята;
при произнесении звука «Х» спинка языка немного приподнята.
1. Задание №2. Игра «Будь внимательным». Накрыть буквы фишками. Гаврюша
передает каждому из вас листочки с буквами. Надо букву К накрыть фишкой
копейкой, Х фишкойхомяк, Г – гайка.
В Г О А Р К Н З М Е Ч Г П
И Х В К С К Н А З Г О Л У
Х К Н Т Ы Е Г З С Х Н Г Я
С И Г А Е Ч К З В С Ы Д Г
О Щ К Ш З Д Т Г С Н Х Ш
1. Задание №3. Чтение слоговых таблиц.
КАКОКУКЫ ХАХОХУХИ ГАГОГУГИ
КАГАГАКА ХАКАХАКА ГАКАХАГА
4. Задание №4. «Слог потерялся». Вставь в слово слоги КА, ХА, ГА.
РУ __, НО__, У__, __ЗЕТА, __НАВА, __ОС, МА__ЗИН, РУБА__, ДУ__.
5. Задание №5. Игра «Шифровальщик». Зашифруйте названия картинок, записав только
букву К, Г, Х. (петух, тыква, сапоги, клюшка, мак, черепаха, гриб, иголка, хомяк)
Сверьте запись с записью на доске: Х, К, Г, КК, К, Х, Г, ГК, ХК.
6. Задание №6. Игра «Доскажи словечко». Назвать пары слов, чем они похожи, чем
отличаются. Записать их, подчеркнуть буквы, которыми они отличаются.
Младший мой братишка Глеб,
Очень любит свежий ….. хлеб.
У людей на пальцах ногти,У зверей на лапах …. когти.
Нет еды, мы скажем – голод,
Нет тепла, мы скажем …. холод.
Мы пришли сегодня в гости,
Принесли собачке … кости.
7. Задание №7. Игра «Кто быстрее».
Помогите Каркуше, Гаврюше и Хрюше отобрать слова с их
любимыми звуками. Определите место звуков К, Г, Х в слове.
Запишите слова в три столбика. Образуйте прилагательные
от существительных:
капуста – капустный хлеб хлебный
груша – грушовый огурец – огуречный
тыква – тыквенный
1. Задание №8. Отгадывание загадок. Волшебница решила загадать вам загадки.
Очень зелены, густы
в нашем садике ... кусты.
Затвердела снега корка, будет скользкой наша
... горка.
Мы пришли сегодня в гости,
принесли собачке ... кости.
Жаворонка слышен голос,
зреет в поле спелый ... колос.Определите место звуков ГКХ в словахотгадках? Образовать родственные слова к словам
отгадкам.
Кусты – кустик, кустистый, кустовой, куститься.
Горка – горочка, горный, пригорок, гористая, горец.
Кости – косточка, костяной, костлявый, костистый, костный.
Колос – колосок, колосья, колосится, колосистый.
1. Физкультурная пауза.
Грач качался в гамаке, (наклоны в сторону)
Гуси в волнах на реке. (наклоны впередназад)
Мимо голуби летели (покачивание руками)
И на веточку присели. (приседания)
Веточка качается (покачивание руками)
Неплохо получается.
1. Работа с предложениями и текстом. У Гаврюши новое задание. Надо прочитать
слова и составить из них предложения. Расставь их по порядку так, чтобы получился
рассказ. Придумать название рассказу, прочитать его. Назвать слова со звуками КГ
Х.
Белка, гнезда , выбралась, из. (Белка выбралась из гнезда.)
Поскакала, еловыми, за, шишками, она. (Она поскакала за еловыми шишками.)
Шишки, белка, сидит, ёлке, на, шелушит, и. (Сидит белка на ёлке и шишки шелушит.)
Вкусная, зверька, у, будет, кладовой, еда, в. (Будет вкусная еда у зверька в кладовой.)
Закружилась, лесу, вьюга, вдруг, в. (Вдруг закружилась в лесу вьюга.)
Гнезду, поспешила, к белка. (Белка поспешила к гнезду.)
Забралась, гнездо, белка, тёплое, в. (Забралась белка в тёплое гнездо.)
Пол, хвоей, гнезде, укрыт, в, сухой. (Пол в гнезде укрыт сухой хвоей.)
1. Бисерография «Укрась хвост петуха». Волшебница отпустила друзей Гаврюши.
Друзья принесли вот таких красивых петушков. Детям
раздаются петушки из пластилина с хвостиками из
проволоки. Дети должны за пять минут украсить
хвостики (нанизать на проволочку бисер).
Пока вы будете украшать хвосты петухам, я вам
расскажу про хвосты.Хвосты есть почти у всех животных. С помощью хвоста рыбы плавают. Рак ползает по
дну, правда, задом наперед. Кенгуру отталкивается от земли и прыгает дальше всех.
А потом сядет на хвост, как на стул и отдыхает. У птиц хвост вместо руля. Без него не
смогли бы летать ни вверх, ни вниз, ни влево, ни вправо. Белка, перепрыгивая с ветки
на ветку, рулит своим хвостом. А у лошадей и коров хвост – мухобойка. А в хвосте у
гремучей змеи погремушка, которой она отпугивает врагов.
Но для чего петуху такой красивый хвост? Наверное, чтобы куры думали, что он генерал, и
слушались его. Вспомните, для чего хвосты рыбам, кенгуру, раку, белке, птицам, змее?
III. Итог занятия.
Ребята! Вы сегодня большие молодцы! Вы спасли друзей от злой волшебницы, научились
различать звуки и буквы КГХ и научили этому зверушек. Гаврюша, Хрюша и Каркуша дарят
вам этих красивых петушков и хотят, чтобы вы дома выучили стишок, записали его в
тетрадку, подчеркнули наши буквы и нарисовали к нему картинку:
Хомкахомка хомячок,
Пушистый бочок,
Глазки бусинки черны,
Лапки очень коротки,
Хвостик маленький,
Носик красненький!