Консультация для воспитателей
на тему «Народная игра как средство формирования навыков общения
детей дошкольного возраста»
Сегодня педагоги, психологи, родители все чаще отмечают, что многие
дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими,
особенно со сверстниками. Дети не умеют по собственной инициативе
обратиться к другому человеку, не могут поддерживать и развить
установившийся контакт, не приобретают опыт сотрудничества, не умеют
согласовывать свои действия с партнерами, адекватно выражать им свою
симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или
замыкаются в одиночестве. Умения и навыки, в том числе и коммуникативные,
не приходят к человеку сами собой, они приобретаются ценой усилий,
затраченных на обучение. Однако родители, воспитатели и специалисты
детского сада, как первые учителя ребёнка, могут во многом помочь ему в
этом нелёгком труде, если начнут прививать навыки общения уже в самом
раннем возрасте и применяя верные методы.
В системе дошкольного образования для обучения, воспитания и развития
детей активно используется наследие народной педагогики, в том числе
народные игры. Благодаря своей образности народные игры увлекают детей
дошкольного возраста. Народная игра, как и любая другая игра, выполняя
различные воспитательные функции, может служить средством приобщения
детей к народной культуре и является одним из средств формирования
навыков общения детей дошкольного возраста. Таким образом, включая
народную игру в учебновоспитательный процесс, педагог ненавязчиво,
целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей
навыкам общения. Во всех программах есть свои особенности, но в каждой
речь идёт лишь о речевом развитии ребёнка, которое отчасти включает в себя
формирование на базе имеющихся знаний навыков общения. Игра это то, что объединяет всех детей, характеризует уровень их развития и способствует
формированию навыков общения у детей дошкольного возраста.
Пальчиковые игры: движения пальцев ребенка соединяются с короткими
ритмическими стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими
детьми. Драматические игры: в основе этих игр лежало действие.
Развивающиеся в диалоге персонажей. Это маленькие, разыгрываемые детьми
пьески, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, прием все они
сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость,
пантомимой.
трусливость.
Состязательные игры: отличительной ее особенностью была установка на
Игра сопровождалась пением песенок,
победу, утверждение превосходства. Состязание может быть простым,
например, в беге, прыжках, в ловкости, и усложненным, то есть с применением
какоголибо инвентаря: веревок, мячей, шаров, палок, камешков. В
состязательных играх распределение ролей происходит с помощью различных
жеребьевок, считалок. Театр начинается с вешалки, а народная игра с
определения водящего или разделения играющих на две группы. Народная игра
настолько значима в человеческой судьбе, что по ним можно судить о
личности, характере, интересах, склонностях, способностях человека.
Народные игры помогают дошкольникам сделать первые шаги в овладении
грамотой, развивать математические способности, художественное дарование в
разных направлениях. Вопервых, народная игра представляет собой образец
высоко педагогического мастерства. Во – вторых, народные игры влияют на
воспитание ума, характера воли, развивают нравственные чувства, физически
укрепляют ребенка.
Итак, игра – не пустое занятие. Это первая школа для ребенка. Не случайно
сегодня представители старшего поколения – бабушки и дедушки,
обладающие большим жизненным опытом предостерегают не в меру строгих
родителей: «Не мешайте детям играть». Несмотря на увлеченность
современных дошкольников компьютерными играми, народная игра по прежнему удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные вопросы.
При организации игр необходимо учитывать многие факторы: возраст
играющих, для детей – малышей следует брать наиболее простые игры,
постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных
правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением,
хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Малышам очень
сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них
необходим. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на
воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно
проветрить и тщательно убрать. В играх с движениями надо ограничить
пространство, оно должно быть небольшим, для того что бы дети не устали, а
игра протекала оживленно. Необязательно проводить сразу со всей группой,
можно разделить ребят: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и
судей. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.
Объяснение должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать
показом отдельных элементов или всего игрового действия. Воспитатель
должен помнить, что игра для детей не просто отдых, а наука которая может
приносить радость. И потому относиться к игре надо очень серьезно, не
забывая, что каждое движение, каждое слово важно. Главным популярным
содержанием любого праздника, досуговой акции является игра, соревнование,
конкурсы, потехи т д. ярким примером в этом являются народные праздники.
В чем же польза игр?
Общение детей друг с другом, общение детей и родителей. В отличие от
компьютерных игр в такие игры в одиночку не поиграешь.
У детей формируются умения договариваться, так как необходимо вспомнить
правила, установить очередность и т. д.
Формируются умения разрешения конфликтной ситуации. Дети могут
контролировать неправильный ход. Формируются умения достойно проигрывать. Победитель, как правило, один,
зато остальные получают значимый урок.
Конспект на тему " Народные праздники на Руси"
Конспект на тему " Народные праздники на Руси"
Конспект на тему " Народные праздники на Руси"
Конспект на тему " Народные праздники на Руси"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.