Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности "Край ты мой, моя Югра" (подготовительная группа)
Оценка 4.6

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности "Край ты мой, моя Югра" (подготовительная группа)

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
окружающий мир
Детсад
24.01.2017
Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности "Край ты мой, моя Югра" (подготовительная группа)
Конспект составлен по мотивам хантыйской сказки Бесстрашная Татья". Дети знакомятся с бытом, промыслами народов ханты и манси. Оказывают помощь в выполнении заданий. С удовольствием принимают участие в продуктивной деятельности. В деятельности прослеживается гендерный аспект (мальчики называют занятия мужчин - народов ханты, девочки - женщин).
Конспект Край ты мой, моя Югра, ты богата и добра.docx
Цель: приобщение детей к культуре и традициям народов Севера. Задачи:  Расширять познавательные интересы детей к быту, культуре народов Ханты­Мансийского автономного округа – Югры;  Приобщать воспитанников к богатому литературному наследию через национальные игры, сказки, легенды;  Воспитывать  у детей толерантность, дружелюбие, уважение к людям других национальностей. Словарная работа: обогащать словарный запас детей названиями предметов быта, одежды народов ханты и манси: нярики, малица, кисы. Предварительная работа: чтение художественной литературы «Мифы, сказки и легенды народов ханты и манси». Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой; рассматривание, рассказ, показ, игра, объяснение. Ход непосредственно­образовательной деятельности: Звучит   спокойная   хантыйская   мелодия.   На   экране   выведен   слайд   с изображением стойбища оленей, рядом поселение народов ханты и манси. Дети входят в зал. Встречает детей девушка: Девушка:   Вуща   вулаты,   нявремат!   На   хантыйском   языке   это   значит: Здравствуйте, дети! Меня зовут Татья! Вы меня узнали?  Дети: Да! Бесстрашная Татья, из хантыйской сказки. Татья:  Как называется округ, в котором мы живем? Как называют коренных жителей нашего округа? Дети: Ханты и манси – коренные народы. Девушка Татья: Но не только ханты и манси проживают в нашем округе, здесь живут люди разных национальностей.  Всех людей мы называем ханты, ханты – русский, ненец и узбек, потому, что слово это «хантэ» ­ в переводе значит «человек». Посмотрите   на   меня,   я   сегодня   в   нарядном   платье.   Платье   мое   расшито орнаментом   хантыйских   мастериц,   спереди   платье   украшено   нагрудным украшением,   голова   украшена   налобным   украшением,   на   ногах   у   меня хантыйская обувь, расшитая бисером – нярики.  Татья: Как вы думаете,почему я нарядная? Дети: Унашего округа был день рождения. Ему исполнилось 85 лет. Татья: Верно. У мужчин хантов   одежда выглядит вот так: малица (платье), кисы (обувь), пояс, на поясе нож в ножнах. Как называется мужское платье?  Дети: Малица. Татья: Как называется обувь? Дети: Кисы. Татья: Что находится на поясе? Дети: Нож в ножнах. Татья: Ханты ­ мудрый, смелый, трудолюбивый, здоровый народ. Всему они учатся у природы. Их так и называют «Дети природы». Все что у них есть – это дары от природы, но самым священным для них является огонь. Его ханты оберегают,   поддерживают,   чтобы   всегда   горел.   Я   вас   тоже   приглашаю   к своему огню. Поворачивается вместе с детьми к огню, огонь не горит. На экране выходит изображение злого духа Комполэна, звучит фонограмма голоса: Комполэн: Татья! Это я погасил твой огонь. Когда то ты победила меня, я хочу с тобой рассчитаться. Если тебе нужен огонь, выполни задания, которые будешь находить в лесу под камнем и корой, выполнишь – получишь огонь, не выполнишь – огонь останется у меня! Девушка Татья: Вы узнали, кто это?  Дети: Лесной дух – Комполэн. Татья: Правильно. Одной мне в лесу не справиться! Нявремат, дети, поможете мне вернуть огонь?  Дети: Да, поможем! Девушка Татья: На улице сейчас зима. Нужно надеть теплую одежду. Имитация «Надеваем теплую одежду». Дети проговаривают название хантыйской одежы, которую «надевают». Девушка Татья: Трудной будет наша дорога! Готовы? Тогда вперед!  На экране выходит слайд «Тайга. Тропинка в лесу». Дети двигаются по залу в сопровождении игрового упражнения: Девушка Татья:  По дороге ровной весело идем! Топ­топ­топ (выполняют широкие шаги). Посмотрите, снежный сугроб. Возьмем в руки снег, какой он? Дети: Снег мягкий, пушистый, легкий. Татья: Поиграем со снего, подуем на него. Татья:   Продолжаем   путь.   Впереди   болото,   по   нему   идем!   Чавк­чавк­чавк (высокое поднимание колена в ходьбе).  Смотрите, дети, а вот и камень с корой и первым заданием: нужно ответить: чем богат наш югорский край? Дети: Нефтью, газом, лесом, животными, растениями. Девушка   Татья:   Верно!   Каких   животных   нашего   леса   вы   знаете?   Какие деревья растут в нашем лесу? А какие растения собираем мы в лесу? Дети: Ягоды, грибы. Татья: Хочу с вами поиграть в игру «Угадай ягоду». С детьми проводится дидактическое упражнение – эксперимент «Какая на вкус» (дети с закрытыми глазами угадывают на вкус ягоды (брусника или клюква). Затем рассматривают ягоды, сравнивают, делают вывод. Дети: Клюква – кислая, круглая, крупная ягода. Брусника – сладкая, круглая, маленькая. Татья: Молодцы! Идем дальше! За болотом мостик, по нему стучим! Стук­ стук­стук­стук (выполняют мелкий, дробный шаг). Впереди   снежная   гора,   поднимаемся!   Ох­ох­ох­ох   (выполняют   движения переваливаясь с бока на бок)! Смотрите,   а   вот   и   второй   камень   с   корой   и   заданием:   мальчикам   нужно назвать мужские занятия народов ханты? Дети: Рыболовство, охота, оленеводство. Девушка Татья: Девочки, назовите женские занятия народов ханты? Дети: плетение из бисера, приготовление пищи, хранение огня, выделка шкур, смотрят за детьми, убирают в чуме (следит за порядком, уютом).  Девушка Татья: Правильно, молодцы! Отдохнули немного, идем дальше! Нужно пройти по кочкам. Прыгаем по ним! (Эх­ух, эх­ух, эх­ух). А вот и камень с корой и третьим заданием: нужно изобразить жизнь народов ханты: сначала нужно построить дом. Как называется хантыйский дом? Дети: Хантыйский дом называется – чум. Татья: мальчики принесите шесты, девочки держат шесты, а я буду связывать их веревкой, чтобы не падали. Сейчас мы будем украшать «оленью шкуру» хантыйским   орнаментом».   Вот   вам   трафареты   и   краска.   Девочки   наносят орнамент по низу, мальчики наносят орнамент в середине.  Дети выполняют в центре зала задание (связывают шесты веревками, заранее приготовленные, украшают орнаментом «оленью шкуру»). Девушка Татья: связали шест с другим шестом, потом еще с одним шестом, покрыли «оленьей шкурой». И вот готов хантыйский дом. Мы чумом этот дом зовем, в тайге холодной, хмурой. Дом готов, мужчины охотники и рыболовы наловили рыбы, а хозяйки – хантеечки сейчас будут ее чистить. Чистить ее нужно   вот   так   (показывает).   Мальчики   охотники   принесли   в   дом   шкурки животных,   и   сейчас   будут   их   выделывать,   чтобы   были   они   мягкими. Выделывать их нужно вот так (показывает). Посмотрите, как хорошо и быстро мы все сделали!  Раздается фонограмма голоса Комполэн. Комполэн: Хорошо Татья! Молодец! Ты снова меня победила! Я возвращаю тебе огонь. Я не буду больше с тобой соревноваться, ты сильная и смелая девушка, друзья твои хорошие помощники! Прощай! Дети обращают внимание на место для огня и отмечают,  что огонь снова горит. Девушка Татья: Без вас я бы не справилась с заданиями. Пэмасипа, нявремат! Это означает – спасибо, дети. В моем огне есть волшебные искорки, давайте возьмем их и с ними,  в честь нашей победы, исполним танец у костра. Дети вместе с Татьей под хантыйскую мелодию выполняют несколько движений хантыйского танца. После танца присаживаются вокруг костра. Девушка Татья: Вам понравилось у меня в гостях? Скажите пожалуйста, что является священным для хантов? Дети: Огонь. Татья: Для чего нужен огонь? Дети: приготовить пищу, для тепла. Татья: девочки, какие задания выполняли? Дети: украшали чум, чистили рыбу. Татья: мальчики, что делали вы? Дети: помогали строить чум, выделывали шкуры. Татья:   Пришла   пора   прощаться!   Примите   от   меня   кузовок   с   шишками   из таежного леса. Сделаете из них поделки. Йэм улэм, нявремат! До свидания, дети. Дети прощаются с девушкой, уходят из зала. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» Конспект непосредственно­образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Приобщение к социокультурным ценностям» на тему: «Край ты мой, моя Югра, ты богата и добра!» (подготовительная группа 6­7 лет) Павлик Т.В. воспитатель г. Советский, 2015 г.

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности "Край ты мой, моя Югра" (подготовительная группа)

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности "Край ты мой, моя Югра" (подготовительная группа)

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности "Край ты мой, моя Югра" (подготовительная группа)

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности "Край ты мой, моя Югра" (подготовительная группа)

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности "Край ты мой, моя Югра" (подготовительная группа)

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности "Край ты мой, моя Югра" (подготовительная группа)

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности "Край ты мой, моя Югра" (подготовительная группа)

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности "Край ты мой, моя Югра" (подготовительная группа)

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности "Край ты мой, моя Югра" (подготовительная группа)

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности "Край ты мой, моя Югра" (подготовительная группа)

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности "Край ты мой, моя Югра" (подготовительная группа)

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности "Край ты мой, моя Югра" (подготовительная группа)

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности "Край ты мой, моя Югра" (подготовительная группа)

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности "Край ты мой, моя Югра" (подготовительная группа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017