Конспект нестандартного урока окружающего мира «Ориентирование на местности» (2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: формирование умений ориентирования на местности Задачи: Предметные: закрепление знаний сторон света, умения пользоваться компасом Метапредметные: • Учить ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; • Развивать коммуникативные навыки при работе в группе; • Развивать навыки самооценки Личностные: • Помочь осознать личностное значение изучения темы; • Укрепление здоровья детей, организация отдыха на свежем воздухе Планируемые результаты: Личностные результаты: • Формирование умений ориентирования на местности; • Умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач Метапредметные результаты: Регулятивные: • Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; • Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве; • Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: • Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию; • Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения совместной деятельности; • Умение осуществлять адекватную самооценку и принимать решение в ситуации выбора Познавательные: • Определение сторон горизонта с помощью компаса; • Умение осуществлять анализ объекта Предметные результаты: знание сторон света, умение пользоваться компасом, умение применять теоретические знания на практике в новой ситуации
Иконка файла материала урок В поисках клада.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 им. А. А. Араканцева г. Семикаракорска» Нестандартный урок­экскурсия  «В поисках клада» по теме: «Ориентирование на местности» 3 класс Подготовила: учитель начальных классов Божко А. А.                                             Пояснительная запискаУрок подготовлен   для 3 класса по УМК «Планета знаний», авторы учебника Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Запланирован в рабочей программе по окружающему миру в разделе «Природа вокруг нас».  Количество уроков в неделю – 2 часа, в год – 68 часов. Сценарий   урока­экскурсии   построен   с   учетом   здоровьесберегающих   технологий. Четко показывает реализацию системно­деятельностного подхода к обучению. Построен на основе коммуникативно­диалоговых, личностно­ориентированных технологий. На   уроке   организована   учебная   деятельность   как   проблемно­поисковая, исследовательская,   что   целенаправленно   развивает   универсальные   учебные   действия, обеспечивает   включение   обучающихся   в   совместную   деятельность   по   формулированию целей   урока   и   организацию   работы   в   группах   по   их   достижению,   формированию коммуникативных навыков. На   уроке­экскурсии   использована   форма   учебного   сотрудничества   –   работа   в группах;   созданы   условия   для   ведения   диалога,   поиска,   активной   мыслительной деятельности.  Учебная   ситуация   спланирована   четко.   При   этом   учебный   материал   служит   для организации   самостоятельной   учебной   деятельности,   в   которой   дети   осваивают универсальные   учебные   действия   –   самостоятельно   отрабатывают   полученные   знания, аргументируют   свои   ответы.   Все   виды   работ   помогают   обучающимся   совершать разнообразные действия, важные для личностного развития детей. Учебная мотивация детей сохраняется   и развивается на протяжении всего урока­ экскурсии, что приведет всех обучающихся к ситуации успеха.  Используя в организационно­мотивационном этапе активный метод знакомства «Встреча», следует помнить, что чувства, проявляемые при встрече друг с другом очень важны, ведь по ним можно судить о настроении, в котором  каждый участник начинает занятие. Упражнение­энергизатор «Пожелание» заряжает участников положительными эмоциями, развивает   творческие   способности,   стимулирует   быть   внимательными,   чтобы   не повториться.  Упражнение   «Паутинка»,   проводимое   во   время   рефлексии,   способствует   разрядке, созданию   хорошей   атмосферы,   пониманию   значимости   каждого   в   выполнении   общей задачи, служит мощным завершающим аккордом занятия. После выполнения упражнения можно отрезать от клубка части, равные двойной окружности запястья плюс 6 сантиметров для каждого участника и предложить сделать на память о занятии самодельный браслет.  Тема: «Ориентирование на местности» Цель: формирование умений ориентирования на местности Задачи:  Предметные: закрепление знаний сторон света, умения пользоваться компасом Метапредметные: Учить ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;  Развивать коммуникативные навыки при работе в группе;  Развивать навыки самооценки Личностные:  Помочь осознать личностное значение изучения темы;  Укрепление здоровья детей, организация отдыха на свежем воздухе Планируемые результаты:  Личностные результаты:  Формирование умений ориентирования на местности;  Умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач  Метапредметные результаты: Регулятивные:  Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;  Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;   Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные:  Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию;  Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения совместной  деятельности;  Умение осуществлять адекватную  самооценку и принимать решение в ситуации  выбора Познавательные:  Определение сторон горизонта с помощью компаса;  Умение осуществлять анализ объекта  Предметные результаты: знание сторон света, умение пользоваться компасом, умение применять теоретические  знания на практике в новой ситуации Подготовка к уроку: учитель совместно с родительским комитетом выезжает в урочище,  намечает маршрут экскурсии. Родители заготавливают для  «клада» фрукты, игрушки,  различные  школьные принадлежности, помогают в оформлении: пишут послания, делают  метки из цветной бумаги, готовят карточки с животными и растениями леса  Группа родителей выезжает к месту проведения урока за 1­2 часа, прячет послания,  расклеивает метки, прячет «клад» поблизости от места стоянки.  Организация: сбор детей с родителями, деление на команды. Для каждой команды  определен свой маршрут и спрятан свой «клад», т. к. идти по одному маршруту всем  классом затруднительно.Ход урока­экскурсии: I Организационно­мотивационный этап:  1. Активный метод знакомства «Встреча» Цель: встреча друг с другом, определение настроения каждого и группы в целом Дети становятся в круг. Все по очереди здороваются, делая шаг вперед, совершая  при этом какое­нибудь движение, позу, жест, стараясь продемонстрировать свое настроение в  данный момент. После каждого представления весь класс пытается догадаться, какое  чувство хотел выразить выступавший.  2. Упражнение – энергизатор “Пожелание”  ­ Давайте начнем сегодняшний урок­экскурсию с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Кто­либо из вас подойдет к любому из нас, поздоровается и выскажет пожелание. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание.  II Постановка целей урока: ­  Получив   пожелание   от   одноклассника,   вы   зарядились   положительными   эмоциями, которые нам не помешают. Ведь сегодня у нас необычный урок, который пройдет здесь, на природе, в красивом месте в урочище Сусарево.  Полюбуйтесь донской природой ранней осенью!  ­   Урок­экскурсия   имеет   название   «В   поисках   клада».   Всем   интересно   будет   отыскать «клад» первым?! Какие знания потребуются, чтобы справиться с поставленной задачей? Ответы детей­ Вы, ребята, должны показать своим родителям, которые присутствуют здесь, насколько правильно умеете ориентироваться в лесу, определять маршрут движения, т. е. применять теоретические   знания   на   практике.  А   чтобы   отправиться   в   поисках   клада,  необходимо разделиться на две команды. Предлагаю взять одну любую   карточку из предложенных (предлагаю   набор   карточек   с   изображениями   растений   и   животных   леса).   Теперь, когда каждый из вас познакомился с изображением на своей карточке, прошу как можно быстрее объединиться по своему признаку, создать «семью», команду. (создаются группы «животные леса» и «растения леса») III Работа по теме урока: ­ Поприветствуйте членов своей команды, с которыми вы отправитесь выполнять задание! Пожелайте друг другу удачи! ­ Чтобы знать маршрут, необходимо найти на одном из ближайших деревьев послание.  (Листки бумаги с посланиями для команд прикрепляются на сучках на высоте 1,5м, чтобы   дети   сами   могли   его   снять.   Какое   послание   команда   найдет,   по   такому маршруту и направится).Дети разбегаются по полянке в поисках посланий. Взрослые все время следят, чтобы дети не отклонились от маршрута. Послание 1 Уважаемые кладоискатели! Пройдите 23 шага на север и найдите дуб. На южной сверните на восток и идите до развилки двух дорог, стороне ствола должна быть синяя метка. От нее отыщите пень, где будет спрятано следующее послание. Послание 2 Уважаемые кладоискатели! Пройдите 23 шага на юг и найдите дуб. На северной стороне ствола должна быть красная метка. От нее сверните на запад и идите до развилки двух дорог, отыщите пень, где будет спрятано следующее послание. ­ Прочитайте содержание своих посланий. Сможете выполнить задание? Отгадав загадку, получите прибор, который поможет пройти маршрут. Чудо ­ друг, чудо ­ круг. Знает он, где север ­ юг. (компас) Дети получают компасы и отправляются выполнять задание. На пеньке находят цветную метку, значит, здесь надо искать записку с посланием, в котором вопрос и 3 варианта ответа. К каждому варианту дано направление дальнейшего пути. Если выбор ответа будет правильным, то дети пойдут по верному направлению. В противном случае дети пойдут по ложному пути и не увидят следующей метки. Послание 1 Уважаемые кладоискатели! Какая группа предметов относится к неживой природе? 1.Дом, одежда, мебель.2.Снег, вода, песок. 3.Муха, карась, крокодил. Послание 2 Уважаемые кладоискатели! Какая группа предметов относится к неживой природе? 1.Стул, платье, чашка. 2.Солнце, гранит, камень. 3.Комар, щука, черепаха. Второй вариант является верным, к нему дается следующее направление.   «От развилки дорог пойти по левой (правой) дороге, пройти 10-15м и найти метку, от метки повернуть на запад (восток) и идти до куста шиповника. Здесь и надо искать следующее послание» В послании  вопрос с тремя вариантами ответа. Послание 1 Уважаемые кладоискатели! Какая группа животных относится к домашним животным? 1.Оса, муха, шмель. 2.Ёж, заяц, лось. 3.Овца, коза, свинья. Послание 2 Уважаемые кладоискатели! Какая группа животных относится к диким животным? 4.Оса, муха, шмель. 5.Ёж, заяц, лось.6.Овца, коза, свинья. Третий и второй варианты правильные.  Продолжение маршрута:  пересечь две дороги, повернуть на север (юг), пройти «От куста шиповника повернуть на юг (север), еще 5-6м, найти канаву и здесь искать следующее послание». Послание 1 Уважаемые кладоискатели! Определите породу дерева, которое расположено ближе всего к месту, где было найдено послание. 1.Осина. 2.Тополь. 3.Клён. Послание 2 Уважаемые кладоискатели! Определите породу дерева, которое расположено ближе всего к месту, где было найдено послание. 1. Береза. 2. Ольха. 3. Осина. Если дети дали ответ – осина, они пойдут по правильному пути.  Задание:  «Станьте лицом к осине, спиной к канаве и идите вперед 10 шагов, затем поверните на юг, пройдите еще 10 шагов и начинайте искать « клад». «Клад» спрятан в кустах. Дети   бросаются   на   поиски   «клада»   врассыпную   и   находят   его   быстро.   Команда, отыскавшая   «клад»   первой,   получает   небольшие   дополнительные   призы   (календарики, закладки, т.п.). Поскольку «клад» спрятан рядом с местом стоянки, где ждет детей основная часть родителей, нетрудно проследить, чтобы дети не убежали далеко. Находка   «клада»   сопровождается   ликующими   возгласами   детей,   настроение   у   всех прекрасное.IV Рефлексия: упражнение “Паутинка”  Учитель берет клубок тесьмы (лучше красивого сутажа) и предлагает ученикам встать в круг. Взяв конец тесьмы, передает клубок, разматывая его, ученику напротив, называя одно из своих положительных качеств, играющее роль в успешной работе команды (или что он/она получил/а в ходе экскурсии), второй ученик, удерживая отрезок тесьмы (нитки) рукой (или намотав на палец), передает клубок следующему, называя одно из своих качеств (знаний, умений) и так далее, пока остатки клубка вновь не окажутся у учителя.  В конце концов, оказывается, что все  связаны единой “сеточкой – паутинкой из  положительных качеств”. Дети и взрослые садятся за общий «стол», приготовленный родителями для пикника.