На протяжении занятия у детей расширяются представления о космосе, Солнечной системе, планетах. Дети знакомятся с новым понятием "Орбита космического тела". В процессе разнообразных заданий у дошкольников развивается мыслительная деятельность (сравнения, умозаключения). Развивается самостоятельность и инициативность в различных видах деятельности (игра, общение).
Методическая разработка
Старшего воспитателя
Жикиной Н.В.
Конспект НОД "Космическое пространство" со старшими дошкольниками
Цель: создание условий для познавательной деятельности и формирования
представления детей о строении Солнечной системы.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления детей о космосе, Солнечной системе, планетах;
2.Закреплять и систематизировать знания детей о строении звезд, о
классификации (расположении) планет солнечной системы;
3. Дать новое понятие ОРБИТА космического тела.
Развивающие:
1.Развивать мыслительную деятельность (сравнения, умозаключения) ;
2.Совершенствовать виды речевого общения;
3.Способствовать развитию самостоятельности и инициативности в различных
видах деятельности (общение, игра, творчество).
Воспитательные:
1.Воспитывать уважительное отношение к профессии астронома, космонавта;
2.Вызвать чувство гордости за страну, первой покорившей космос;
3.Воспитывать взаимоуважение к друг другу.
Предварительная работа: беседы о космосе, чтение книг о космосе,
разучивание стихов, знакомство с планетами Солнечной системы, игры
познавательного характера, чтение энциклопедий, оформление выставки
"Космические дали", изготовление шлемов для детей.
Оборудование: компьютер, экран, слайды звездного неба, Солнечной
системы, планет, листы бумаги, звезда (пазлы), коробочка с 9 дисками с
цифрами и заданиями, карта с орбитами, кубики Зайцева.
Форма работы: подгрупповая.
Ход НОД.
Дети входят в группу под "космическую "музыку группы "Спейс".
Располагаются в кругу возле воспитателя.
Воспитатель: Ребята, послушайте, какая необычная музыка звучит.
Поприветствуем друг друга."Добрый день" мы скажем дружно,
Улыбнуться миру нужно,
Чтобы каждый ощутил
Радость, свет и много сил.
Воспитатель: Смотрите, какая то коробка, чья она, вы не знаете? (ответы). А
можно трогать чужие вещи? (дети: нет). Вот к коробке приложена записка.
Давайте прочитаем. Вдруг у нее есть хозяин.
Ребенок читает с воспитателем: " ДЛЯ САМЫХ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ.
Откройте и все поймете!"
Воспитатель: Ребята, здесь какие то диски. Что это значит? Зачем они
здесь? (предположения детей) Какие они?
Дети: Они круглой формы, разные по величине, светятся и т.д.
Воспитатель: Прямо, какая то загадка. Что они нам могут напомнить? Всего
девять. С чем мы можем их сравнить? (рассуждения детей).
Воспитатель: А здесь письмо. Узнаем от кого? (да). "Здравствуйте. Пишет
вам Звездочет. Если вы держите в руках коробку, значит есть надежда на
вашу помощь. Помогите разобраться и все расставить на места. Когда я
проводил очередные наблюдения за звездами в космическом пространстве
после магнитной бури, заметил, что некоторые планеты Солнечной системы
сместились с орбиты и поменялись местами. Наши приборы вышли из строя. Я
не могу правильно составить карту Солнечной системы. Нужно все вернуть на
прежнее место. Космические диски будут вам полезны. На них есть
определенные задания. Необходимо сложить ключевое слово пароль из
кубиков. Если они встанут на свои орбиты заработает система управления и
все восстановится. Только как все это сделать? ..."
Воспитатель. Ребята, что можно сделать для Звездочета? Как ему помочь?
Дети: ответы.
Воспитатель: Чтобы помочь Звездочету, надо отправиться в полет.
Согласны? Кем мы с вами будем?
Дети: космонавтами.
Воспитатель: Да, мы станем космонавтами. А кто был первым космонавтом,
облетевшим мир вокруг Земли. Кто же он?Дети: Юрий Гагарин.
На экране появляется слайд с фото.
Воспитатель: Да, именно Ю.А. Гагарин 12 апреля 1961 года совершил первый
полет в открытый космос на корабле"Восток1". Из космоса нашу планету он
увидел красивой, голубой, защищенной слоем воздуха. А это цвет чего? (ответ
воды) Цвет жизни.
Воспитатель: Ребята, какими качествами должны обладать космонавты?
Дети: Смелыми, умными, спортивными, отважными и т.п.
Воспитатель: Что ж, на дворе весна, на надо одеться потеплее, т.к. в космосе,
вы знаете, очень холодно. А как вы будете собираться в космическое
путешествие? (ответы детей).
Задание 1. ДИСК №1 " Что возьмешь с собой в полет начинающий пилот"...
Воспитатель: Нам нужно правильно собрать вещи, необходимые в космосе.
Будьте внимательны.
Дети выполняют задания на ковре.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием и получаете два кубика. Вы
правы, чтобы отправиться в космическое путешествие, необходим скафандр.
У нас с вами есть личные шлемы. Мы наденем их с вами и пройдем на
корабль.
Воспитатель с воспитанниками проходят в «ракету» и занимают свои
места.
Воспитатель: Внимание! Одеть скафандры, занять места в космической
ракете. Ребята, на какой планете мы с вами живем? (дети: Земля). Значит, мы
с вами кто?
Дети: люди, дети, земляне.
Воспитатель: Как назовем наш корабль (название) К полету готовы?
Начинаем отсчёт: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск.
Физкультминутка "Ракета"
Летим в ракете высоко,
Полет ракеты за горизонт.Дышим ровно, глубоко
Встречаем на пути своем
Кометы с радужным хвостом.
Летят метеориты вслед,
От них порой немало бед.
Но нам не страшно ничего,
Мы "Один за всех, все за одного!"
(Голос за кадром): Внимание! Вас приветствует бортовой компьютер!
Для продолжения полета чуть прибавим обороты,
Наш космический корабль пусть летит вперед, но что это?
Есть еще задание второе испытание.
Задание 2 ДИСК №2 "Отгадайте загадки, отгадкой которой служит
продолжение следующей"
Воспитатель: Попробуем их разгадать, ребята. Вы готовы? Начнем.
1. Чтобы глаз вооружить 2. Телескопом сотни лет
И со звездами дружить, Изучают жизнь планет.
Млечный путь увидеть чтоб Нам расскажет обо всем
Нужен мощный…(телескоп) Умный дядя...(астроном)
3. Астроном он звездочет, 4. До луны не может птица
Знает все наперечет! Долететь и прилуниться.
Только лучше звезд видна Но зато умеет это
В небе полная …(луна) Делать быстрая…(ракета)
5.У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
Поанглийски: "астронавт",
А порусски … (космонавт).
Воспитатель: Быстро вы отгадали загадки. Мы продолжаем наш полет по
своей космической орбите. Еще 2 кубика космических у нас в руках.
Сверкают звезды красивые,
Мчится комета с хвостом красно синяя.
А вот планеты по кругу кружатся.
Лишь по своей орбите движутся.
На слайде показаны планеты, Солнечная система.
Воспитатель: Ребята, запомните, пожалуйста. У любого космического тела,
будь то планета, спутник, которое совершает свой путь вокруг Солнца, естьОРБИТА. Наш космический корабль тоже будет находиться на своей орбите,
чтобы не сойти с траектории движения. Повторим вместе ОРБИТА. Каждая
планета движется по своей орбите. Она имеет в космическом пространстве
свое местоположение. Некоторые планеты состоят из горных пород,
некоторые – из газа, и только на одной есть кислород, а значит, жизнь. Это
наша Земля. Нам с вами нужно проверить правильность расположения планет
в Солнечной системе, составить карту и выслать Звездочету. Но прежде
нужно выполнить следующее задание.
Задание 3 ДИСК № 3."Космический словарь ".
Воспитатель: Необходимо назвать как можно больше слов, связанных с
космосом. Вы мне поможете? (ответы детей). Я передаю вам шлем, вы
называете слово и передаете следующему (ракета, спутник, инопланетяне,
скафандр, планета, луна, метеор, комета, космонавт, астероид, вселенная,
телескоп, звезда, солнце)
Воспитатель: Спасибо, много вы вспомнили космических слов. Молодцы!
Корабль движется дальше по своей орбите. У нас 2 заветных кубика.
На слайдах космическое пространство.
Физкультминутка
Летим в ракете высоко,
Но нам не страшно ничего.
Ведь наш девиз таков:
Один за всех и все за одного.
Звучит песня "Звездопад" муз. А.Пахмутовой сл. Добронравого
Воспитатель: Ребята, вот и прошел звездопад. Звезд разных величин здесь
видимо невидимо. Звезды это большие космические объекты, вокруг них
образуются целые системы, как например наша Солнечная система.
Есть звездыкарлики, а есть звездыгиганты.
Метеориты, кометы различные пролетели,
Планеты солнечной системы чуть они задели.
Вот следующее испытание. Нас ждет "Звездное "задание.
Задание 4.ДИСК №4 "Все части найди звезду соедини". Соберите пазлы в
единую звезду (желтую).Воспитатель: Молодцы, вы дружно работали и все сделали самостоятельно. 2
кубика у нас. Вы догадались, что у меня в руках?
Дети: Звезда, Солнце.
Воспитатель: Вы совершенно правы, у меня звезда по имени солнце. Итак,
Солнце и вращающиеся вокруг него планеты составляют Солнечную систему.
Она включает в себя все планеты и спутники, кометы и метеоры, космическую
пыль и лёд. Что вы видите в центре Солнечной системы?
Показ на слайде.
Дети: В середине, в центре Солнечной системы находится Солнце.
Воспитатель: Наше Солнце это звезда огромный раскалённый шар. Этот
шар излучает тепло и свет, который так необходим всему живому людям,
животным, растениям. У звезды Солнце есть своя семья, только это не
сыновья и дочки, а планеты. Сколько вы знаете планет Солнечной системы?
(ответ: 9). Лишь на одной есть жизнь. Что это за планета? (дети: ЗЕМЛЯ) А
почему? Дети: потому что здесь есть вода и воздух. Вспомним нашу
известную считалочку, где установлен правильный порядок планет.
Жил на свете Звездочет.
Он планетам вел подсчет.
Меркурий раз, Венера два,
Три Земля, Четыре Марс.
Пять Юпитер, Шесть Сатурн,
Семь Уран. Восьмой Нептун,
А открытый Плутон карликовой планетой стал он.
Воспитатель: Все планеты разные по величине, имеют свои орбиты, пути
движения вокруг Солнца. Многие исследователи посвятили свою жизнь
изучению бескрайних космических пространств. Астрономы, космонавты,
ученые пытаются раскрыть секреты Вселенной. И сегодня мы с вами поможем
Звездочету создать карту планет солнечной системы.
Сегодня вместе с вами
Мы солнечную систему изучали.
Планет у Солнца восемь,
Запомнить их вас просим.
9 планета карликовая, холодом задета.Воспитатель: У нас 9 дисков, присланных Звездочетом. Расставим их как
планеты. Кто мне поможет?
Ребенок: Меркурий – Венера – Земля – Марс – Юпитер – Сатурн – Уран –
Нептун – Плутон.
Воспитатель: Ребята, по какой орбите от Солнца движется наша планета
Земля. (дети по третьей). Да, это единственная планета, где есть жизнь.
Почему? Вместе расставим на орбитах кубики и диски для Звездочета. Он
ждет от нас слово пароль. На дисках есть номера, их надо поместить на карту
туда, где должны быть расположены планеты на звездном небосклоне. А
кубики надо расположить на диски по цифрам.
Физкультминутка. Начинаем по порядку
Расставлять планеты мы.
Пролетают по орбите
Разного размера они.
Вот построились все в ряд,
Ярко в небе ночном горят.
А на кубиках свои буквы алфавитные.
Цифры больше не шалят, буквы слово говорят.
Воспитатель: Ребята, помогите прочитать пароль. (читают"КОСМОДРОМ
БАЙКОНУР"). Вот и заканчивается наш полет. Ребята, вспомните письмо от
Звездочета, о чем он нас просил? Как по – вашему: что мы помогли сделать
Звездочету? Как вы думаете, заработала или нет система управления? Что
нам помогло выполнять задания, какими мы были? (ответы детей).
Воспитатель: Возвращение на Землю нас ждет.
Что такое космодром?
Это для ракеты ...дом. !
Пристегнем скорей ремни,
Будем вмиг мы у Земли.
1,2,3 ракета к дому лети.
Воспитатель: Вот мы и дома. Спасибо всем за работу, за творчество и
оптимизм. А сейчас я предлагаю изобразить на листах нашу дорогую планету
ЗЕМЛЯ и подарить Звездочету. (Раздаются диски и украшаются детьми по
желанию).
Пусть дышится всем легко,Пусть будет всем тепло,
ПУСТЬ КАЖДАЯ ПЛАНЕТА
СОЛНЦЕМ БУДЕТ СОГРЕТА...
Во время рисования звучит музыка "Маленький принц" муз. М.Таривердиева,
сл. Н. Добронравова.