Конспект НОД "Космическое пространство" со старшими дошкольниками

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На протяжении занятия у детей расширяются представления о космосе, Солнечной системе, планетах. Дети знакомятся с новым понятием "Орбита космического тела". В процессе разнообразных заданий у дошкольников развивается мыслительная деятельность (сравнения, умозаключения). Развивается самостоятельность и инициативность в различных видах деятельности (игра, общение).
Иконка файла материала Познавательное НОД по космосу.docx
Методическая разработка Старшего воспитателя Жикиной Н.В.  Конспект НОД "Космическое пространство" со старшими дошкольниками Цель: создание условий для познавательной деятельности и формирования представления детей о строении Солнечной системы. Задачи: Образовательные: 1. Расширять представления детей о космосе, Солнечной системе, планетах; 2.Закреплять   и   систематизировать   знания   детей   о   строении   звезд,   о классификации  (расположении)  планет солнечной системы; 3. Дать новое понятие ­ ОРБИТА космического тела. Развивающие: 1.Развивать мыслительную деятельность (сравнения, умозаключения) ; 2.Совершенствовать виды речевого общения; 3.Способствовать развитию самостоятельности и инициативности в различных видах деятельности (общение, игра, творчество). Воспитательные: 1.Воспитывать уважительное отношение к профессии астронома, космонавта; 2.Вызвать чувство гордости за страну, первой покорившей космос; 3.Воспитывать взаимоуважение к друг другу. Предварительная   работа:   беседы   о   космосе,   чтение   книг   о   космосе, разучивание   стихов,   знакомство   с   планетами   Солнечной   системы,   игры познавательного   характера,   чтение   энциклопедий,   оформление   выставки "Космические дали", изготовление шлемов для детей. Оборудование:   компьютер,   экран,   слайды   звездного   неба,   Солнечной системы,   планет,   листы   бумаги,   звезда   (пазлы),   коробочка   с   9   дисками   с цифрами и заданиями, карта с орбитами, кубики Зайцева. Форма работы: подгрупповая. Ход НОД. Дети входят в группу под "космическую "музыку группы "Спейс". Располагаются в кругу возле воспитателя. Воспитатель:  Ребята,   послушайте,   какая   необычная   музыка   звучит. Поприветствуем друг друга."Добрый день" мы скажем дружно, Улыбнуться миру нужно, Чтобы каждый ощутил Радость, свет и много сил. Воспитатель: Смотрите, какая ­то коробка, чья она, вы не знаете? (ответы). А можно трогать чужие вещи? (дети: нет). Вот к коробке приложена записка. Давайте прочитаем. Вдруг у нее есть хозяин. Ребенок читает с воспитателем: " ДЛЯ САМЫХ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ. Откройте и все поймете!" Воспитатель:   Ребята,   здесь   какие­   то   диски.   Что   это   значит?   Зачем   они здесь? (предположения детей) Какие они? Дети: Они круглой формы, разные по величине, светятся и т.д. Воспитатель: Прямо, какая­ то загадка. Что они нам могут напомнить? Всего девять. С чем мы можем их сравнить? (рассуждения детей). Воспитатель: А здесь письмо. Узнаем от кого? (да). "Здравствуйте. Пишет вам Звездочет. Если вы держите в руках коробку, значит есть надежда на вашу   помощь.  Помогите   разобраться   и  все   расставить   на   места.    Когда   я проводил   очередные   наблюдения   за   звездами   в   космическом   пространстве после магнитной бури, заметил, что некоторые планеты Солнечной системы сместились с орбиты и поменялись местами. Наши приборы вышли из строя. Я не могу правильно составить карту Солнечной системы. Нужно все вернуть на прежнее   место.   Космические   диски   будут   вам   полезны.   На   них   есть определенные   задания.   Необходимо   сложить   ключевое   слово   ­   пароль   из кубиков. Если они встанут на свои орбиты ­ заработает система управления и все восстановится. Только как все это сделать? ..." Воспитатель. Ребята, что можно сделать для Звездочета? Как ему помочь? Дети: ответы. Воспитатель:   Чтобы   помочь   Звездочету,   надо   отправиться   в   полет. Согласны? Кем мы с вами будем?  Дети: космонавтами.  Воспитатель: Да, мы станем космонавтами. А кто был первым космонавтом, облетевшим мир вокруг Земли. Кто же он?Дети: Юрий Гагарин.  На экране появляется слайд с фото. Воспитатель: Да, именно Ю.А. Гагарин 12 апреля 1961 года совершил первый полет в открытый космос на корабле"Восток­1". Из космоса нашу планету он увидел красивой, голубой, защищенной слоем воздуха. А это цвет чего? (ответ ­воды) Цвет жизни. Воспитатель: Ребята, какими качествами должны обладать космонавты? Дети: Смелыми, умными, спортивными, отважными и т.п. Воспитатель: Что ж, на дворе весна, на надо одеться потеплее, т.к. в космосе, вы   знаете,   очень   холодно.   А   как   вы   будете   собираться   в   космическое путешествие? (ответы детей). Задание 1. ДИСК №1 " Что возьмешь с собой в полет начинающий пилот"... Воспитатель:  Нам нужно правильно собрать вещи, необходимые в космосе. Будьте внимательны. Дети выполняют задания на ковре. Воспитатель: Молодцы, справились с заданием и получаете два кубика. Вы правы, чтобы отправиться в космическое путешествие, необходим скафандр. У   нас   с   вами   есть   личные   шлемы.   Мы   наденем   их   с   вами   и   пройдем   на корабль. Воспитатель с воспитанниками проходят в «ракету» и занимают свои места. Воспитатель:   Внимание!   Одеть   скафандры,   занять   места   в   космической ракете. Ребята, на какой планете мы с вами живем? (дети: Земля). Значит, мы с вами кто?  Дети: люди, дети, земляне. Воспитатель:   Как   назовем   наш   корабль   (название)   К   полету   готовы? Начинаем отсчёт: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск. Физкультминутка "Ракета" Летим в ракете высоко, Полет ракеты за горизонт.Дышим ровно, глубоко Встречаем на пути своем Кометы с радужным хвостом. Летят метеориты вслед, От них порой немало бед. Но нам не страшно ничего, Мы ­ "Один за всех, все ­ за одного!" (Голос за кадром): Внимание! Вас приветствует бортовой компьютер! Для продолжения полета чуть прибавим обороты, Наш космический корабль пусть летит вперед, но что это? Есть еще задание ­ второе испытание. Задание   2   ДИСК   №2   "Отгадайте   загадки,   отгадкой   которой   служит продолжение следующей" Воспитатель: Попробуем их разгадать, ребята. Вы готовы? Начнем. 1. Чтобы глаз вооружить                          2. Телескопом сотни лет И со звездами дружить,                                Изучают жизнь планет. Млечный путь увидеть чтоб                        Нам расскажет обо всем Нужен мощный…(телескоп)                       Умный дядя...(астроном) 3. Астроном ­он звездочет,                       4. До луны не может птица Знает все наперечет!                                     Долететь и прилуниться. Только лучше звезд видна                           Но зато умеет это В небе полная …(луна)                                Делать быстрая…(ракета) 5.У ракеты есть водитель, Невесомости любитель. По­английски: "астронавт", А по­русски … (космонавт). Воспитатель: Быстро вы отгадали загадки. Мы продолжаем наш полет по своей космической орбите. Еще 2 кубика космических у нас в руках. Сверкают звезды красивые, Мчится комета с хвостом красно ­ синяя. А вот планеты по кругу кружатся. Лишь по своей орбите движутся. На слайде показаны планеты, Солнечная система. Воспитатель: Ребята, запомните, пожалуйста. У любого космического тела, будь то планета, спутник, которое совершает свой путь вокруг Солнца, естьОРБИТА. Наш космический корабль тоже будет находиться на своей орбите, чтобы не сойти с траектории движения. Повторим вместе­ ОРБИТА. Каждая планета движется по своей орбите. Она имеет в космическом пространстве свое   местоположение.   Некоторые   планеты   состоят   из   горных   пород, некоторые – из газа, и только на одной есть кислород, а значит, жизнь. Это наша Земля. Нам с вами нужно проверить правильность расположения планет в   Солнечной   системе,   составить   карту   и   выслать   Звездочету.   Но   прежде нужно выполнить следующее задание. Задание 3 ДИСК № 3."Космический словарь ". Воспитатель:   Необходимо   назвать   как   можно   больше   слов,   связанных   с космосом.   Вы   мне   поможете?   (ответы   детей).   Я   передаю   вам   шлем,   вы называете   слово   и   передаете   следующему   (ракета,   спутник,   инопланетяне, скафандр,   планета,   луна,   метеор,   комета,   космонавт,   астероид,   вселенная, телескоп, звезда, солнце) Воспитатель:   Спасибо,  много   вы   вспомнили   космических   слов.  Молодцы! Корабль движется дальше по своей орбите. У нас 2 заветных кубика. На слайдах космическое пространство. Физкультминутка Летим в ракете высоко, Но нам не страшно ничего. Ведь наш девиз таков: Один за всех и все за одного. Звучит песня "Звездопад" муз. А.Пахмутовой ­ сл. Добронравого Воспитатель: Ребята, вот и прошел звездопад. Звезд разных величин здесь видимо невидимо. Звезды ­ это большие космические объекты, вокруг них образуются целые системы, как например наша Солнечная система. Есть звезды­карлики, а есть звезды­гиганты. Метеориты, кометы различные пролетели, Планеты солнечной системы чуть они задели. Вот следующее испытание. Нас ждет "Звездное "задание. Задание 4.ДИСК №4 "Все части найди ­ звезду соедини". Соберите пазлы в единую звезду (желтую).Воспитатель: Молодцы, вы дружно работали и все сделали самостоятельно. 2 кубика у нас. Вы догадались, что у меня в руках? Дети: Звезда, Солнце. Воспитатель:  Вы совершенно правы, у меня звезда по имени солнце. Итак, Солнце и вращающиеся вокруг него планеты составляют Солнечную систему. Она включает в себя все планеты и спутники, кометы и метеоры, космическую пыль и лёд. Что вы видите в центре Солнечной системы? Показ на слайде. Дети: В середине, в центре Солнечной системы находится Солнце. Воспитатель: Наше  Солнце ­ это звезда ­ огромный раскалённый шар. Этот шар излучает тепло и свет, который так необходим всему живому ­ людям, животным,   растениям.   У   звезды Солнце   есть   своя   семья,   только   это   не сыновья и дочки, а планеты. Сколько вы знаете планет Солнечной системы?  (ответ: 9). Лишь на одной есть жизнь. Что это за планета? (дети: ЗЕМЛЯ) А почему?  Дети:   потому   что   здесь   есть   вода   и   воздух.   Вспомним   нашу известную считалочку, где установлен правильный порядок планет. Жил на свете Звездочет. Он планетам вел подсчет. Меркурий ­раз, Венера­ два, Три­ Земля, Четыре­ Марс. Пять­ Юпитер, Шесть­ Сатурн, Семь­ Уран. Восьмой ­Нептун, А открытый Плутон карликовой планетой стал он. Воспитатель:   Все   планеты   разные   по   величине,   имеют   свои   орбиты,  пути движения   вокруг   Солнца.   Многие   исследователи   посвятили   свою   жизнь изучению   бескрайних   космических   пространств.   Астрономы,   космонавты, ученые пытаются раскрыть секреты Вселенной. И сегодня мы с вами поможем Звездочету создать карту планет солнечной системы. Сегодня вместе с вами Мы солнечную систему изучали. Планет у Солнца восемь, Запомнить их вас просим. 9 планета карликовая, холодом задета.Воспитатель: У нас 9 дисков, присланных Звездочетом. Расставим их как планеты. Кто мне поможет?  Ребенок:  Меркурий – Венера – Земля – Марс – Юпитер – Сатурн – Уран – Нептун – Плутон. Воспитатель:  Ребята, по  какой  орбите  от  Солнца  движется  наша  планета Земля.   (дети   ­по   третьей).   Да,   это   единственная   планета,   где   есть   жизнь. Почему? Вместе расставим на орбитах кубики и диски для Звездочета. Он ждет от нас слово ­пароль. На дисках есть номера, их надо поместить на карту туда,   где   должны   быть   расположены   планеты   на   звездном   небосклоне.   А кубики надо расположить на диски по цифрам. Физкультминутка. Начинаем по порядку Расставлять планеты мы. Пролетают по орбите Разного размера они. Вот построились все в ряд, Ярко в небе ночном горят. А на кубиках свои буквы алфавитные. Цифры больше не шалят, буквы слово говорят. Воспитатель: Ребята, помогите прочитать пароль. (читают­"КОСМОДРОМ БАЙКОНУР"). Вот и заканчивается наш полет. Ребята, вспомните письмо от Звездочета, о чем он нас просил? Как по – вашему: что мы помогли сделать Звездочету? Как вы думаете, заработала или нет система управления? Что нам помогло выполнять задания, какими мы были? (ответы детей). Воспитатель: Возвращение на Землю нас ждет. Что такое космодром? Это для ракеты ...дом. ! Пристегнем скорей ремни, Будем вмиг мы у Земли. 1,2,3 ракета к дому лети. Воспитатель:   Вот   мы   и   дома.   Спасибо   всем   за   работу,   за   творчество   и оптимизм. А сейчас я предлагаю  изобразить на листах нашу дорогую планету ЗЕМЛЯ и подарить Звездочету. (Раздаются диски и украшаются детьми по желанию). Пусть дышится всем легко,Пусть будет всем тепло, ПУСТЬ КАЖДАЯ ПЛАНЕТА СОЛНЦЕМ БУДЕТ СОГРЕТА... Во время рисования звучит музыка "Маленький принц"­ муз. М.Таривердиева, сл. Н. Добронравова.

Посмотрите также