Тема: «Как человек победил ночь»
Цель: уточнить представления об источниках света, о необход-
имости рационального освещения помещения и т. Д. ;
о свете как источнике тепла; продолжать развивать воображе-
ние и логическое мышление ; продолжать учить разрешать
противоречия.
Оборудование: филя и степашка ( игровые персонажи ) ; картина с
изображением ночной реки, поляны, костра и палатки;
макет комнаты с различными осветительными прибо-
рами; лучина, свеча.
Предварительная работа: беседы и занятия на темы: «различные и
источники света» ; «света как источник
тепла» ; «экономь электроэнергию» ; чтение
соответствующей литературы.
Ключевые слова: тепло, свет, лучина, электроенергия, свеча,
осветительные приборы, лампочка, костер.
ход занятия :
Вступительная беседа:
Воспитатель : поздняя осень, холодно, сыро… приятно вспомнить о
лете. Расскажите, кто где отдыхал. (рассказы детей. )
- значит, многие из нас в жаркие летние дни ходили на
речку. Отдых у реки - это хорошо, потому что….
Дети: можно купаться и загорать, ловить рыбу; даже в жару прохладно.
Воспитатель: но отдых у реки - это и плохо почему?
Дети : комары кусают ; можно обгореть ; ночью темно, страшно.
Воспитатель : в этом убедились и филя со степашкой отправившись на
рыбалку. Когда стемнело, им стало холодно и грустно.
но ведь ночью должно быть темно. Как вы думаете :
почему ?
Дети: ночью все спят, поэтому должно быть темно- иначе свет будет
мешать.
Воспитатель : в то же время ночью не должно быть темно. Почему ?
Дети : чтобы не было грусно и страшно тем, кто не спит. Свет дает
тепло, так необходимое в ночное время.
Воспитатель : что же делать филе и степашке ?
Дети : развести костер - будет светло, тепло и весело.
Воспитатель : филя и степашка так и сделали. Но свет разбудил птиц,
рыб, деревья, траву. Они стали выражать свое недово-
льство, и наши друзья огорчились. Вдруг пошел дождь.
все живое обрадовалось ему, потому что …
Дети:костер погаснет,филе и степашке придется перебратся в
палатку, станет тихо и природа опять погрузится в сон.
Воспитатель: в палатке было холодно. Филя решил разжечь в ней костер,
но степашка начал бурно возражать.. Раз идет дождь,
рыбалку придется отложить, поэтому можно спать - свет
не нужен. А вот тепло необходимо. Как его добыть ?
Дети: нагреть камни, ведро с водой - они обогреют палатку. Перенести
палатку на то место, где разжигали костер. Поставить печку с
трубой.
Воспитатель: друзья так и сделали и спокойно проспали до утра.
вернувшись на следующий день домой, они решили и в
своей городской квартире поставить печку. Печка
должна быть, чтобы было тепло, и ее не должно быть,
потому что…
Дети: некрасиво, если из окна будет выглядывать труба. Дым, копоть,
гарь - все это неприятно.
Воспитатель : чем же заменить печку, чтобы в доме было тепло ?
костер разжечь нельзя, ведра с горячей водой дом не
обогреют..
Дети: в квартирах есть трубы и батареи, по которым течет горячая вода.
Воспитатель : а поступает она в дома из теплоэлектростанций…
но вернемся к филе со степашкой. Костер, который они
разожгли на берегу реки, давал им не только тепло, но и
свет. Если сидеть в палатке вечером, то свет нужен.
значит, костер в палатке – это хорошо ?
Дети : хорошо. Светло ; дым отпугивает комаров.
Воспитатель : но костер в палатке - это и плохо. Почему ?
Дети: может начатся пожар. От дыма глаза слезятся.
Воспитатель : значит, источник света, достаточно для палатки, должен
быть намного меньше. Что вы могли бы предложить филе
и степашке для освещения палатки ?
Дети : свечу, лучину зажечь.
Воспитатель: ( зажигая свечу и лучину и наблюдая вмете с детьми за
тем, как они горят ) . Свеча, лучина - это хорошо. Почему?
Дети : огонь меньше, у костра, - света достаточно, а вероятность пожара
минимальна. Их можно переносить с места на место.
Воспитатель : свеча, лучина - это плохо, потому что..
Дети: они быстро сгорают. При малейшем ветре могут погаснуть .
Воспитатель : дома у фили со степашей было светло. Да и вы обхо-
дитесь без свечей и лучин, потому что…
Дети : есть электрические лампочки.
Воспитатель : действительно, много лет назад было открыто электри-
чество и изобретена электрическая лампочка. Лампочка –
это хорошо . Почему ?
Дети : безопасный источник света.
Воспитатель: лампочка - это плохо, потому что….
Дети : может перегореть. Ослепляет.
Воспитатель : лампочка должна ярко гореть чтобы в помещении было
свето,и не должна ярко гореть, чтобы не слепить в глаза.
как быть ?
Дети: спрятать ее в плафон.
Воспитатель: наступил вечер- степашка уселся перед телевизором, а
филя улегся спать. Ворочался, ворочался, никак заснуть
не может : свет мешает. А степашка все телевизор
смотрит и свет не выключает, чтобы глаза не испортить
друзья даже чуть не поссрились. Итак, свет должен быть
и его не должно быть.
Дети: света должно быть меньше. Можно включить настольную лампу,
торшер.
Подведение итога занятия:
Воспитатель: степашка так и сделал, и филя быстро заснул. Посмо –
трите на их комнату ( показывает макет ) , сколько у них
разных осветительных приборов ( рассматривают ) . Зачем ?
Дети: каждый светильник нужен для своих целей: настольная лампа,
чтобы читать ; ночник, когда спать ложишься…
Воспитатель : если все светильники разместить рационально, то в пом-
ещении всегда будет достаточно светло и электроэнер-
гию можно сэкономить. ( дети размещают светильники
в макете комнаты в соответствии с их назначением. ) ---какие осветительные приборы есть в нашей группе?
-- для чего они нужны?
-- что может освещать и одновременно обогревать?
-- молодцы! Занятие окончено.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.