Конспект НОД по познавательному развитию "Русская изба"
Оценка 4.6

Конспект НОД по познавательному развитию "Русская изба"

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
окружающий мир
Детсад
05.10.2018
Конспект НОД по познавательному развитию "Русская изба"
Данный конспект можно использовать на итоговом, обобщающем занятии в ДОУ для старших дошкольников. Целью которого является - познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Посредством: рассказа о том, почему раньше Русь называли деревянной; знакомства детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.), с кухонными принадлежностями (кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар, деревянные ложки); развития умения рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту; обогащения словаря детей народными поговорками, загадками, новыми словами; воспитания любознательности, интереса к истории и традициям своего народа, расширения кругозор детей, уважительного отношение к русской культуре.
Конспект НОД-Русская изба.docx
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «Русская изба» Цель:  Познакомить   детей   с   жизнью,   бытом   и   творчеством   русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: Рассказать детям о том, почему раньше Русь называли деревянной. Познакомить детей с избой­жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.). Познакомить с кухонными принадлежностями: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар, деревянные ложки. Развивать   умение   рассматривать   предметы   домашнего   обихода, отмечать их пользу и красоту. Обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами. Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа,   расширять   кругозор   детей,  уважительное   отношение   к   русской культуре. Методы: Словесный, наглядный, практический. Приёмы:  Рассказ;   показ;   рассматривание   макета   «Русская   избы», предметов   быта;   беседа;   игра   на   деревянных   ложках;   пение   колыбельной песни. Предварительная   работа:  Рассматривание   иллюстраций   с изображением   изб,   теремов   в   русских   народных   сказках,   декоративное рисование, строительные игры, чтение поговорок и сказок, рассматривание предметов быта русского народа. Словарная работа: Посиделки, изба, красный угол, рукоделие, рушник, половица, прялка, чугунок, ухват. Материал   и   оборудование:  Макет   «Русская   изба»,   предметы   быта русского   народа   (печь,   прялка,   люлька,   сундук,   и   т.д.),   кухонные принадлежности   (кочерга,   ухват,   чугунок,   горшок,   крынка,   самовар, деревянные ложки), народная музыка. Ход НОД Организационный момент: Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. И вы, ребята садитесь на стульчики. Сегодня по старинной русской традиции мы собрались на посиделки, где сможем отдохнуть, поразвлечься, да в игры поиграть. Воспитатель: В стародавние времена, как и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей) Воспитатель:   В   старину   люди   делали   себе   жилище,   где   можно   было погреться у огня, спрятаться от непогоды, от диких зверей. А из чего люди раньше могли построить себе дом? (из дерева) Русь деревянная – края дорогие Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют жилища родные Раздольные русские песни поют! Основная часть: Воспитатель:   Давным­давно   на   Руси   люди   строили   себе   жилища   из деревянных бревен.  Этот дом назывался «изба».  А строили ее так. Было на Руси правило: шёл хозяин к соседу: «Приходите – говорил – люди добрые, помогите избу строить». «Непременно придём» ­ отвечал сосед. Шёл хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. Наутро много мужиков собиралось,   и   вместе   с   хозяином   начинали   «рубить   избу».   Рубить   избу, 2 означает строить. Строили, или как говорили в старину, рубили с помощью строительных инструментов. Какие инструменты использовали? (топор, пила, молоток). Воспитатель: А из какого дерева строили избу? (высказывания детей) Воспитатель:   Избу   строили   из   лиственницы.   Потому   что,   когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строилидома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В такомдоме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.  Эти   дома   обязательно   строились   у   реки,  недалеко   от   леса;   как   вы думаете,   почему?   (В   реке   ловили   рыбу,   в   лесу   собирали   грибы   и   ягоды, охотились). Воспитатель:   А   знаете,   почему   дорога   между   домаминазывается «улицей»? (высказывания детей). Воспитатель:   Люди,   строя   дом,   называли   его   родным,   родимым, оживлялиего и ту стену избы, которая выходила на улицу называли «лицом». Дорога проходила у «лица» избы, отсюда и название ­ улица. Дети, а как могли люди называть окна? (Глазами) Воспитатель:   Правильно,   глазами   дома   или   ласково   –   оконцами.   Их украшали   наличниками,   а   на   ночьзакрывали   оконца   ставнями   и   весь   дом погружался в сон. В   избу   входили,   кланяясь,   как   вы   думаете,   почему?   (высказывания детей). Воспитатель: Дверь была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло в щели. Гостям приходилось на входе кланяться, а не то шишку можно набить. Воспитатель:   В   русской   избе   почти   все   было   сделано   руками   самих хозяев.   Мебель   была   самодельная,   деревянная,   очень   простая.   Лавки,   на которых сидели за столом и спали, сундук для вещей, колыбелька, посуда. 3 Воспитатель: Ребята, а  почему  раньше  все  предметы  быта делали  из дерева? (ответы детей). Воспитатель: Потому что других материалов не было, а дерево легкое, прочное, хорошо сохраняет тепло, из него можно сделать красивые и нужные вещи. Обобщающая часть: Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В старину слово   «красный»   означало:   красивый,   главный,   торжественный.   В   красном углу висят иконы. Воспитатель:   Гостей   приглашали   за   стол,   устраивали   чаепитие   из русского самовара. Говорили так: Сверху пар, снизу пар ­ Шипит наш русский самовар Милости просим на чашку чая! или         Вот так мы живем: Пряники жуем, чаем запиваем Всех в гости приглашаем. Воспитатель: Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились   в   поле,   а   зимними   вечерами   занимались   рукоделием:  вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников). Воспитатель: Некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы.  Посмотрите,   в   нашей   избе   на   полу   лежат   половицы   (показ половицы). Воспитатель:   А   вот   прялка.   Как   вы   думаете,   для   чего   она предназначалась? (высказывания детей). Воспитатель:   Прялка   –   это   предмет,   на   котором   русские   женщины пряли пряжу, а из пряжи вязали одежду или ткали полотно, из которого потом 4 шили одежду. Прялку добрый молодец дарил невесте в подарок. Это был дорогой подарок, её хранили всю жизнь. Воспитатель: Самой главной в избе была печка. А для чего она нужна? (ответ детей). Воспитатель:   Печь   кормила   семью,   обогревала   дом,   на   ней   спали младшие детки истарики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так, первым делом, начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев? (высказывания детей) Воспитатель: В русской печи готовили щи, кашу, пекли пироги, хлеб. Ребята, а я знаю пословицы о печи. Давайте их проговорим: «Когда в печи жарко – тогда и варко». «Что есть в печи – все на стол мечи». «Не красна изба углами, а красна пирогами». Ребята, а в каких русских народных сказках встречается печка? (ответы детей) Воспитатель: Дети, а в чем готовили еду? (ответы детей). Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый,   так   как   сделан   из   чугуна,   особого   вида   металла,   который   мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В нём варили щи и кашу. Еда, приготовленная   в   чугунке   в   русской   печи,   была   очень   вкусная (рассматривание чугунка). Воспитатель: А с помощью чего доставали чугунок из печи? (с помощью ухвата). Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи. Затем чугунок с пищей ставили на стол, и все кушали приготовленную еду. 5 Маленький черпачок, Красненький колпачок. Три раза в день берется И опять на место кладется. Воспитатель: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой нетолько ели, на ложках можно было играть. Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час», говорят русские люди.   Давайте   и   мы   с   вами   попробуем   поиграть   на   ложках.   (Дети   под народную музыку играют на ложках и пританцовывают). Воспитатель: Ой, и наигрались мы с вами. Так и дети в старину играли, а как наиграются, спать укладывались. А куда спать укладывали малых деток? (В колыбельку). По­другому можно сказать в люльку. А подвешивали люльку младенца к потолку.   Сядет   мамочка   рядышком   и   поёт   своему   сыночку   песенку колыбельную: Баю­баю­баю­бай, Спи мой сладкий засыпай, Гуленьки­гуленьки, Сели к сыну в люленьку, Стали люленьку качать, Стали сына величать. А давайте вместе споём, только тихонечко, не громко. Вот и уснуло наше дитя. Заключительная часть: Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним все, что узнали на сегодняшнем занятии: 6 1) Что занимало главное место в избе? (Печь) 2)В какой посуде готовили еду? (Чугунок) 3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват) 4) Где собиралась семья за обедом? (Стол.) 5) На чем сидели? (Лавка, скамейка) 6) Из чего пили чай? (Самовар) 7) Ими едят и на них играют (Ложки) 8) Глиняная посуда для молока (Крынка) 9) Украшает пол в избе (Половица) 10) С ее помощью пряли нитки (Прялка) Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо все запомнили 7

Конспект НОД по познавательному развитию "Русская изба"

Конспект НОД по познавательному развитию "Русская изба"

Конспект НОД по познавательному развитию "Русская изба"

Конспект НОД по познавательному развитию "Русская изба"

Конспект НОД по познавательному развитию "Русская изба"

Конспект НОД по познавательному развитию "Русская изба"

Конспект НОД по познавательному развитию "Русская изба"

Конспект НОД по познавательному развитию "Русская изба"

Конспект НОД по познавательному развитию "Русская изба"

Конспект НОД по познавательному развитию "Русская изба"

Конспект НОД по познавательному развитию "Русская изба"

Конспект НОД по познавательному развитию "Русская изба"

Конспект НОД по познавательному развитию "Русская изба"

Конспект НОД по познавательному развитию "Русская изба"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2018