Конспект
образовательной деятельности
«Пересказ рассказа Н. Сладкова «Медведь и солнце»
ФИО: Комендантова Юлия Николаевна
Место работы: МДОУ Дашковский детский сад «Колобок»
Должность: воспитатель
Предмет: знакомство с произведениями художественной литературы
Класс: подготовительная к школе группа
Тема и номер урока в теме: знакомство с художественными
произведениями Н. Сладкова
Базовый учебник: О.С. Ушакова «Знакомим дошкольников с
литературой» (издательство «Творческий центр
«Сфера» 2007 год)
Цель урока: Формирование навыков связного последовательного
пересказа текста, придерживаясь плана.
Формируемые предметные результаты:
- понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать;
- умение общаться, правильно вести себя и реагировать на ситуацию.
- закреплять умение пересказывать произведение близко по
содержанию;
- оформлять предложения по законам устной речи;
- формировать информационную культуру обучающихся;
- способствовать развитию устной речи;
- развивать умение грамотно излагать свои мысли, избегать
повторов;
- воспитывать интерес к животному миру.
Формируемые метапредметные результаты:
личностные:
- формировать положительное отношение к учению, желание получать
новые знания;
- понимание причин успехов в учебе;
- формирование самооценки на основе заданных критериев
успешности учебной деятельности.
регулятивные:
- формировать умение правильно, логично и последовательно излагать
свои мысли;
- развивать мышление и речь.
познавательные:
- закрепить представления детей об особенностях композиции сказок;
- учить использовать при пересказе образные художественные
средства, выразительно передавать диалоги персонажей.
- уметь пользоваться алгоритмом, планом пересказа;
- воспринимать смысл предъявляемого текста; осуществлять поиск и
выделение необходимой информации для запоминания.
Тип урока: Интегрированное занятие по развитию речи (занятие
применение знаний и умений)
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах
Время реализации: 35 мин
Основные понятия: Берлога, слякоть, взревел, рявкнул, покосолапил,
припекло, просочилась.
Предварительная работа: беседы, составление рассказов о весне, наблюдение сезонных изменениях в природе, эксперимент «Превращение льда и снега в воду», чтение художественной литературы о весне, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, слушание звуков природы (журчание ручья, капель, пение птиц, звуки леса и т.д.).
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Весна в лесу», взрослый в роли медведя, фонограмма «Звуки весеннего леса», карточки с пунктами плана к тексту сказки, карточки для самооценки солнышко и тучки, атрибуты для инсценировки (султанчики из лент синего и голубого цвета, маска медведя, ткань белого цвета воздушный шарик в виде солнышка.
Структура и ход урока:
I. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуй, солнце! (руки вверх)
Здравствуй, земля! (присесть)
Здравствуйте мои друзья! (руки вперёд)
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
В путешествие пойдём,
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
В душу сказку пропускай.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Сошли снега, шумит вода.
Всё оживает – Когда это бывает? (весной)
Воспитатель: Верно, ребята, после холодной зимы наступает долгожданная весна. И она хочет пригласить вас на весеннюю полянку чтобы познакомить с интересной сказкой. Хотите отправиться к в гости.
Дети: Да!
1. Двигательное упражнение «В путь!»
В лес весенний мы шагаем (идут маршевым шагом).
Ноги выше поднимаем. (Идут, высоко поднимая колени).
По прямой дорожке / По узенькой дорожке.
Пойдут тихонько ножки. (идут на носках)
Друг за дружкой побежали. (Бегут на носочках).
В лес весенний прибежали.
II. Основная часть.
2. Мотивационный этап
Воспитатель: Вот мы с вами на весенней поляне.
- Нас встречают жители леса. (Слайд 2)
- А все ли животные собрались? Кого среди них нет? Кто ещё не проснулся с приходом весны? (не проснулся медведь)
- А давайте тихонько заглянем в берлогу и посмотрим, что там происходит. (заглядывают под ткань, где на боку лежит персонаж медведь, ворочается и рычит во сне)
- Сегодня мы познакомимся с произведением «Медведь и солнце». Написал её известный детский писатель Николай Иванович Сладков. Он писал рассказы и сказки о природе и животных. Помните мы её с вами уже читали его сказки про медведя? Напомните, как они называются. («Как медведь сам себя напугал», «Как медведя переворачивали»)
3. Чтение сказки «Медведь и солнце»
- А сейчас сядьте поудобнее, и приготовьтесь слушать и смотреть.
(педагог читает текст сказки и сопровождает чтение показом слайдов из презентации к занятию и ролью взрослого медведя)
Николай Сладков «Медведь и солнце»
Просочилась в берлогу Вода — Медведю штаны промочила.
— Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! — заругался Медведь. — Вот я тебя сейчас.
Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:
— Не я, Медведушка, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять. Воду пустил. А моё дело водяное — теку под уклон.
— А, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! — взревел Медведь.
Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:
— Не я виноват, Медведь. Солнце виновато. Так припекло, так прижгло — растаешь тут!
— Ах, так это Солнце мне штаны промочило! — рявкнул Медведь. — Вот я его сейчас!
А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать.
Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.
Делать нечего — убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.
Воспитатель: Вот и проснулся медведь!
Воспитатель: Какие слова были для Вас непонятны?
Берлога – место зимней лёжке медведя.
Слякоть – жидкая грязь на земле, дороге от дождя или мокрого снега.
Взреветь –
Рявкнуть –
И др.
4. Фонетическая гимнастика: «Медведь»
Воспитатель: Представьте себе, что вы тот самый медведь из сказки, который мокрый, голодный вылез из берлоги (дети встают и выходят на середину зала). Попробуйте: зарычать, взреветь, рявкнуть. (дети выполняют имитации звуков: длительно на медленном выдохе, резко на коротком взрывном выдохе и со сменой силы и высоты голоса)
5. Беседа по прочитанному
Воспитатель:
Поднимите руку те, кто считают, что это рассказ? (сказка) Докажите. (дети объясняют и доказывают своё мнение)
- Эта сказка грустная или смешная? Почему? (Медведь штаны промочил и сердится)
- Кто главные герои сказки? (Медведь, вода, снег, солнце)
- От чего проснулся медведь? (Просочилась в берлогу вода и намочила медведя)
- Каким вы представляете себе медведя? (Лохматый, большой, косолапый, сердитый, голодный, ворчливый, мокрый)
- Как отреагировал медведь? (Взревел, зарычал, рявкнул)
- На что рассердился медведь? (Сначала на воду, потом на снег, затем на солнце)
-Как оправдывалась вода? (Не я, Медведушка, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять. Воду пустил. А моё дело водяное — теку под уклон)
- Что сказал медведю снег? (Не я виноват, Медведь. Солнце виновато. Так припекло, так прижгло — растаешь тут)
- Как автор описывает солнце? (Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе)
- Почему медведь не смог наказать солнце?
- Что вынужден был сделать медведь? (Покосолапил весну встречать)
- Вспомните, как говорила вода, снег, медведь. (Медведь говорил сердито, громко. А вода и снег робко, со страхом, тихо)
6. Физминутка «Достань солнышко!».
7. Повторное чтение с установкой на запоминание
Воспитатель: Сейчас я прочитаю эту сказку ещё раз, занимайте свои места, слушайте и запоминайте.
(Педагог предлагает ребятам занять свои места на стульях и ещё прослушать сказку)
8. Драматизация сказки детьми
Воспитатель: Сейчас мы попробуем эту сказку пересказывать. Я буду в роли автора. А вы героями сказки.
Пересказ с элементами театрализации с (С атрибутами: маски, лента)
Кто не успел «примерить роль», сделают это позже.
Воспитатель: Молодцы! Вы были настоящими артистами.
Влево – вправо повернись и в ребяток превратись.
Воспитатель: Ребята вам понравилось в весеннем лесу?
Наше путешествие завершать пора, лес весенний до свиданья! Со сказкой мы прощаемся и в садик возвращаемся!
III. Итог
- Чем мы занимались на занятии?
- Что же было в сегодняшнем занятии самое интересное?
(Слушать сказку, играть роли).
- А что было труднее всего?
(Играть роли, запомнить слова героев)
- Понравилась Вам сказка?
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто автор этой сказки?
- Понравилась Вам игра актёров?
- Поблагодарим наших актёров за интересный маленький спектакль.
Воспитатель: За то, что вы так хорошо занимались, отвечали на вопросы, пересказывали сказку, медведь с весною вам дарит молодчинки. (Смайлики)
Пройдите за свои столы и возьмите картинку солнышко или тучку и оцените как прошло занятие. Понравилось оно Вам или не очень?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.