Конспект НОД по развитию речи
с использованием игровых, здоровьесберегающих и ИКТ-технологий
Тема: «Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Цель: развитие активной речи детей средствами художественной литературы.
Задачи:
познакомить детей со сказкой, учить отгадывать задуманных животных по описанию их отличительных признаков;
развивать умение высказываться фразами, простыми предложениями, с использованием прилагательных, слов и фраз из сказки;
воспитывать бережное отношение к животным, честность, справедливость.
Предварительная работа: отгадывание загадок по теме «Дикие и домашние животные» с использованием иллюстраций.
Материалы и оборудование: красивая коробочка, животные театра «Заюшкина избушка», деревянный домик, нарисованный ледяной домик, фон на интерактивной доске «Заюшкина избушка», фотографии с иллюстрациями к сказке из разных книг.
Технические средства: интерактивная доска, ноутбук.
Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии (по выбору воспитателя) или песня "Приходите в гости к нам" (Музыка В. Дашкевича, слова Ю. Кима).
Ход НОД:
Вводая часть:
Воспитатель с детьми сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки. Кто мне скажет, что такое сказка?
Дети: это где волшебство, чудо бывает, звери разговаривают.
Воспитатель: Верно вы все сказали. Чтобы попасть в сказку, надо закрыть глазки и послушать музыку.
Воспитатель включает русскую народную мелодию или «Приходите в гости к нам».
Основная часть:
Дети сидят лицом к интерактивной доске. На ней включается изображение нарисованных домиков: деревянного и ледяного.
Воспитатель: Дети, вот мы и попали в сказку. Смотрите, что изображено на доске?
Дети: домики. Один деревянный, а другой ледяной.
Воспитатель: Верно, детки. Смотрите, а тут шкатулка, да не простая, красивая, большая, волшебная. Хотите узнать, что в ней лежит (пытаемся открыть шкатулку). Прежде, чем рассмотреть то, что лежит в шкатулке, отгадаем загадки.
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая.
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет
Дети: лиса.
1
Приложение 27
Конспект НОД по развитию речи
с использованием игровых, здоровьесберегающих и ИКТтехнологий
Тема: «Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Цель: развитие активной речи детей средствами художественной литературы.
Задачи:
познакомить детей со сказкой, учить отгадывать задуманных животных по описанию их
отличительных признаков;
развивать умение высказываться фразами, простыми предложениями, с
использованием прилагательных, слов и фраз из сказки;
воспитывать бережное отношение к животным, честность, справедливость.
Предварительная работа: отгадывание загадок по теме «Дикие и домашние животные» с
использованием иллюстраций.
Материалы и оборудование: красивая коробочка, животные театра «Заюшкина избушка»,
деревянный домик, нарисованный ледяной домик, фон на интерактивной доске «Заюшкина
избушка», фотографии с иллюстрациями к сказке из разных книг.
Технические средства: интерактивная доска, ноутбук.
Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии (по выбору воспитателя) или
песня "Приходите в гости к нам" (Музыка В. Дашкевича, слова Ю. Кима).
Ход НОД:
Вводая часть:
Воспитатель с детьми сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки. Кто мне скажет, что
такое сказка?
Дети: это где волшебство, чудо бывает, звери разговаривают.
Воспитатель: Верно вы все сказали. Чтобы попасть в сказку, надо закрыть глазки и
послушать музыку.
Воспитатель включает русскую народную мелодию или «Приходите в гости к нам».
Основная часть:
Дети сидят лицом к интерактивной доске. На ней включается изображение
нарисованных домиков: деревянного и ледяного.
Воспитатель: Дети, вот мы и попали в сказку. Смотрите, что изображено на доске?
Дети: домики. Один деревянный, а другой ледяной.
Воспитатель: Верно, детки. Смотрите, а тут шкатулка, да не простая, красивая, большая,
волшебная. Хотите узнать, что в ней лежит (пытаемся открыть шкатулку). Прежде, чем
рассмотреть то, что лежит в шкатулке, отгадаем загадки.
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая.
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет
Дети: лиса.
Воспитатель: Правильно. (достает лису из шкатулки). А какая лиса?2
Дети: рыжая, хитрая, обманывает всех, колобка съела.
Воспитатель: Верно. А следующая загадка про кого? Слушайте внимательно.
По снегу бежит – петляет, к лету шубку он меняет.
На снегу его не видно, волку и лисе обидно.
Дети: заяц.
Воспитатель:(достает зайца). Какие вы молодцы! А давайте рассмотрим зайца, опишем его.
Дети: заяц зимой белый, летом серый, боится лису, волка, быстро бегает.
Воспитатель: А это про кого загадка?
Ходит по двору будильник, разгребает лапкой сор,
Расправляет с шумом крылья и садится на забор.
Дети: Это петух.
Воспитатель: (достает петух). Какие вы молодцы! А давайте рассмотрим петуха, опишем
его.
Дети: он рано просыпается, всех будит, громко кричит.
Воспитатель: Ребята, это герои из сказки «Заюшкина избушка». А сейчас наши герои оживут
и вы увидите и услышите сказку (складываем зверей обратно в шкатулку).
Пальчиковая игра
« Заюшкина избушка
»
Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы
соеденены между собой в виде домика)
Никогда он не тужил (повороты головой из стороны в сторону)
Песню весело он пел (кивают головой)
И на дудочке дудел (играем на дудочке)
Но лисичка постучала (кулачками стучим друг об друга)
Зайца нашего прогнала (машем двумя руками)
Теперь зайка грустный ходит (опускаем голову, ладошками обхватываем голову и
качаем из стороны в сторону)
Себе он места не находит (разводим руки в стороны)
И собака и медведь (изображаем собаку и медведя)
К зайцу нашему подходят (обнимаем себя за плечики и поглаживаем)
И ни с чем они уходят (руки прячем за спину)
Лишь единственный петух (изображаем петуха)
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы
соеденены между собой в виде домика)
Припеваючи в ладу
(вытягиваем левую руку, правой хлопаем по левой ладошке).
Воспитатель: Давайте все вместе скажем «Раз, два, три, сказка к нам приди»
(Воспитатель показывает кукольный театр и
рассказывает сказку
« Заюшкина
избушка
»)
«Жилибыли лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца — лубяная.
Пришла весна красна — у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит постарому.
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет дорoгой
зайчик, плачет. Ему навстречу собака:3
— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко
мне ночевать, да меня и выгнала.
— Не плач, зайчик! Я твоему горю помогу.
Подошли они к избенке. Собака забрехала:
— Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идет дорoгой, плачет. Ему навстречу медведь:
— О чем, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она
ночевать, да меня и выгнала.
— Не плачь, я твоему горю помогу.
— Нет, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, и тебе не выгнать.
— Нет, выгоню!
Подошли они к избенке. Медведь как закричит:
— Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал.
Идет опять зайчик. Ему навстречу бык:
— Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она
ночевать, да меня и выгнала.
— Пойдем, я твоему горю помогу.
— Нет, бык, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, и тебе не
выгнать.
— Нет выгоню!
Подошли они к избенке. Бык как заревел:
— Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Бык испугался и убежал.
Идет опять зайчик дорoгой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой:
— Кукареку! О чем, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она
ночевать, да меня и выгнала.
— Пойдем, я твоему горю помогу.
— Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, бык гнал
— не выгнал, и тебе не выгнать.
— Нет, выгоню!
Подошли они к избенке. Петух лапами затопал, крыльями забил:
— Кукареку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,4
Хочу лису посeчи,
Слезай, лиса, с пeчи,
Поди, лиса, вон!
Лиса услыхала, испугалась и говорит:
— Обуваюсь…
Петух опять:
— Кукареку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посeчи,
Слезай, лиса, с пeчи,
Поди, лиса, вон!
Лиса опять говорит:
— Одеваюсь…
Петух в третий раз:
— Кукареку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посeчи,
Слезай, лиса, с пeчи,
Поди, лиса, вон!
Лиса без памяти выбежала и убежала в лес.
А петух с зайчиком стали житьпоживать в лубяной избенке».
Воспитатель: Понравилась ли вам сказка?
Дети: да, понравилась.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем и покажем, как петушки весело играют.
(Дети встают на ковер около стульев и проводится физминутка)
Ах, красавец – петушок, на макушке гребешок,
Под клювом бородка, очень гордая походка.
Лапы кверху поднимает, важно головой кивает.
Раньше всех петух встает,
громко на заре поет. Кукареку!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Присаживайтесь. Как называлась сказка?
Дети: Заюшкина избушка.
Воспитатель: Какая была избушка у зайчика? Дети: лубяная – из дерева.
Воспитатель: Какая была избушка у лисы? Дети: ледяная – изо льда.
Воспитатель: Что произошло с избушкой лисы весной? Дети: растаяла избушка.
Воспитатель: Почему?
Дети: она растаяла потому, что солнышко ярко греет.
Воспитатель: Что сделала лиса, когда заяц пустил ее к себе? Дети: выгнала его.
Воспитатель: Какие герои пытались выгнать лису из заюшкиной избушки?
Дети: собака, медведь, бык, петух.
Воспитатель: Кто помог выгнать лису? Дети: Петух.
Воспитатель: Чем закончилась сказка?
Дети: лиса убежала в лес, а заяц с петухом остались жить в избушке.5
Воспитатель: Кто из героев вам понравился больше, почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Что кричал петушок, когда прогонял лису
Дети: кукареку, несу косу на плечи, хочу лесу посечи.
Воспитатель: верно, все сказали.
Заключительная часть:
(На доске появляется слайд с изображенными иллюстрациями к сказке разных
художников)
Воспитатель: Давайте посмотрим на доску. Видите, там изображены картинки с
изображением героев сказки. Какие герои сказок вам нравятся больше всего? (Ответы
детей)
Рефлексия.
Воспитатель: молодцы. Нам пора возвращаться назад в садик. Давайте закроем глаза,
послушаем музыку, которая вернет нас в группу.
(Дети закрывают глаза и слушают музыку)
Воспитатель: ребята, мы вернулись.