Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с сопровождением здоровосберегающих технологий
Тема: «Эти обыкновенные необыкновенные камни»
Цель: познакомить детей с различными видами камней, их свойствами.
Задачи:
o создать условия для различения виды камней по их внешним признакам;
o доказать свойства камней экспериментальным путём;
o развивать исследовательские навыки;
o совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов;
o развивать умение организовывать взаимодействие при работе в парах, группах;
o содействовать формированию интереса к неживой природе (камням);
o вырабатывать работоспособность детей с помощью профилактики утомления детей;
o обеспечивать физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации.
Предварительная работа: чтение энциклопедии для любознательных «Почемучка», загадывание загадок, словесная игра «Да и нет - не говорить… », «Море волнуется» и т. д.
Оборудование и материал : слайды с иллюстрациями камней;
ковер для релаксации cd- проигрыватель (аудиозапись «Звуки воды») исследовательская лаборатория (подносы с гладкими и шершавыми камнями, салфетки, одежда для «ученых»(халат, колпак) ;
экспериментальная лаборатория (подносы с кусочком дерева и камня, гвозди, молоток) ;
кружочки и 2 коробочки синего и зеленого цветов;
деревянные кубики, камешки, тазик с водой;
Словарная работа: камень, речной, морской, твердый, тяжелый, легкий, гладкий, шершавый, большой, маленький, огромный, тонет, всплывает, тяжелее, легче.
На интерактивной доске под музыкальное сопровождение демонстрируются слайды множества разнообразных камней, дети с интересом рассматривают их
10 Конспект конспект Эти обыкновенные необыкновенные камни».docx
1
Конспект НОД по опытноэкспериментальной деятельности с сопровождением
здоровосберегающих технологий
Приложение 10
Тема: «Эти обыкновенные необыкновенные камни»
Цель: познакомить детей с различными видами камней, их свойствами.
Задачи:
o создать условия для различения виды камней по их внешним признакам;
o доказать свойства камней экспериментальным путём;
o развивать исследовательские навыки;
o совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов;
o развивать умение организовывать взаимодействие при работе в парах, группах;
o содействовать формированию интереса к неживой природе (камням);
o вырабатывать работоспособность детей с помощью профилактики утомления детей;
o обеспечивать физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой
информации.
Предварительная работа: чтение энциклопедии для любознательных «Почемучка», загадывание
загадок, словесная игра «Да и нет не говорить… », «Море волнуется» и т. д.
Оборудование и материал : слайды с иллюстрациями камней;
ковер для релаксации cd проигрыватель (аудиозапись «Звуки воды») исследовательская лаборатория
(подносы с гладкими и шершавыми камнями, салфетки, одежда для «ученых»(халат, колпак) ;
экспериментальная лаборатория (подносы с кусочком дерева и камня, гвозди, молоток) ;
кружочки и 2 коробочки синего и зеленого цветов;
деревянные кубики, камешки, тазик с водой;
Словарная работа: камень, речной, морской, твердый, тяжелый, легкий, гладкий, шершавый, большой,
маленький, огромный, тонет, всплывает, тяжелее, легче.
На интерактивной доске под музыкальное сопровождение демонстрируются слайды множества
разнообразных камней, дети с интересом рассматривают их
1. Воспитатель. Дети, кто знает загадки об этих причудливых камнях?
1. Его в горах полным полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
2. Он твердый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают и другие загадки.
Поощряются правильные ответы детей.
Актуализация знаний с опорой на воображение и жизненный опыт
Воспитатель. Для начала всех приглашаем на ковёр. Ляжем, закройте глаза и расслабьтесь.
Послушаем предложенную нам музыку и представим картинку, которую вам подскажет музыка. Дети
слушают.
Что ты услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами? Дети отвечают.
Давайте еще раз послушаем музыку. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег,
перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Какой
там был берег: покрытый песком или камнями? Вы рассматривали камешки?
Дети отвечают. 2
Сегодня мы вместе внимательно рассмотрим разные камни, и, думаю, узнаем о них коечто
интересное
Элементы релаксации, музыкотерапии.
Развитие воображения – основы мышления ребёнка дошкольного возраста
2. Изучение нового материала
Воспитатель. Сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы хотите стать учеными
исследователями? Пройдемте в нашу исследовательскую лабораторию, наденем халаты и колпаки для
ученых исследовательских работ, проходите за столы.
Дети садятся за столы с табличкой «Исследовательская лаборатория», где лежат подносы с
камнями, салфетки.
Начнем с морских. Как вы думаете, можем мы их узнать? Постарайтесь выбрать на подносе морские
камни и положите их перед собой на салфетку.
Дети рассматривают, выбирают, делятся своими впечатлениями. При необходимости воспитатель
корректирует ход рассуждений, подводя их к нужным признакам наводящими вопросами.
Какие они? Какие формы?
А цвета? Какая у них поверхность? Какие края?
Дети. Камни гладкие, разной формы – овальные и круглые, твёрдые, холодные, красивые, разного
цвета.
Воспитатель. Почему они такие?
Дети отвечают.
Да, такими гладкими их сделали морские волны. Камни в морской воде бьются друг о друга,
обтачиваются их края, они становятся гладкими – без единого уголка. А теперь найдите речные
камушки и положите их рядом с морскими на салфетку. Потрогайте их. Что можете сказать про
речные камни? Какие они?
Дети. Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.
Воспитатель. Так чем же морские камни отличаются от речных?
Дети отвечают.
Смена позы в соответствии с видом деятельности.
Обеспечение фактора фиксации внимания в «фазе устойчивой работоспособности» (изложение нового
теоретического материала сопровождается практическими действиями на реальном материале) .
Обеспечиваются оптимальные с физиологической точки зрения условия для воспитания и
переработки новой информации «чувственный» (трогают, ощупывают камни руками) – это первый
физиологически необходимый этап.
3. Оздоровительный момент
Подвижная игра с дидактической направленностью «Морские и речные камни».
Воспитатель. Теперь давайте немного отдохнём и поиграем в игру. Мы разделимся на две команды:
«Морские камни» и «Речные камни». Дети по выбору разбирают кружочки синего и зеленого цвета. У
кого кружочки синего цвета входят в команду: «Морские камни», а у кого зеленые кружочки дети в
команде «Речные камни»;
Перед вами рассыпаны камешки, среди них есть речные и морские – в одинаковом количестве. По
моему сигналу одновременно команда «Морские камни» выбирает морские камешки и кладёт их в
синюю коробочку, а команда «Речные камни» выбирает речные камешки и несёт их в зеленую
коробочку. Игра продолжится до тех пор, пока все камни не окажутся в нужных коробочках.
(Воспитатель показывает детям расположение коробочек, в которые они будут собирать камни) .
Выигрывает команда, правильно и быстрее справившаяся с заданием. 3
По окончании игры воспитатель с детьми проверяет правильность выполненного задания. Игра
проводится для активизации детей в период снижения умственной работоспособности, снятия
статического и эмоционального напряжения, увеличения двигательной активности, одновременно
решается задача закрепления знаний; у детей идет развитие партнерских отношений.
Свойства камней
Воспитатель. А теперь я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.
Дети подходят к столу с табличкой «Экспериментальная лаборатория» и становятся вокруг него.
Теперь мы – ученыеэкспериментаторы и будем проводить различные эксперименты и опыты с
камнями. Возьмите камень в руку и сожмите крепкокрепко. Изменил ли он форму?
Дети отвечают.
Верно, нет. Почему?
Дети: он твердый.
Воспитатель. Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Но прежде поговорим о
безопасном отношении с острыми предметами: о гвоздях и молотке.
Дети рассказывают, как правильно обращаются с опасными предметами.
Теперь возьмем молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробуем вбить гвоздь в дерево. Что
получилось?
Давайте проверим.
Дети берут гвоздь и молоток и забивают гвоздь в дерево.
Дети. Гвоздь вошёл в дерево.
Воспитатель. А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень.
Забивают не получается. Гвоздь гнётся, но не вбивается.
Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздём? А как вёл себя камень? Дети
отвечают.
Какой можно сделать вывод?
Дети. Камень тверже дерева.
Воспитатель. А, как камень и дерево будут вести себя в воде? Перед вами ёмкость с водой, возьмите
деревянный кубик и попробуйте опустить его в воду. Что с ним произойдёт?
Дети. Дерево плавает.
Воспитатель. А теперь возьмите камешек и осторожно опустите его в воду. Что произошло с ним?
Дети. Камень тонет.
Воспитатель. Почему?
Дети. Он тяжелее воды.
Воспитатель. А почему плавает дерево?
Дети. Оно легче воды.
Воспитатель. Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он?
Дети. Мокрый.
Воспитатель. Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются?
Дети. Цветом, мокрый камень темнее.
Воспитатель. Итак, ребята, с помощью опытов мы узнали о свойствах камней Смена динамической
позы.
Применение экспериментального метода способствует активизации инициативы детей в период
снижения умственной работоспособности. 4
Используются возможности «образного» этапа (демонстрация реальных предметов и явлений,
как более доступного для дошкольника физиологического этапа восприятия и переработки
новой информации.
Это позволяет предупредить раннее наступление переутомления.
4. Закрепление знаний
Воспитатель. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Правильно – неправильно». Становитесь в
круг. Я буду говорить, а вы определять, правильно или неправильно я сказала. Например, я говорю:
«Камень можно смять, как бумагу? ». Ваш ответ: «Неправильно! Камень смять нельзя – он твёрдый».
Я буду играть роль «стрелки» с закрытыми глазами поворачиваться и показывать, кто будет
отвечать:
o Камень тонет в воде.
Камень прозрачный, как стекло.
o Гвоздь нельзя забить в камень.
o Камень легкий, как вата.
o Мокрый камень отличается по цвету. Он темнее.
o Камень легко разбить, как стекло.
o Камень можно растянуть, как резинку.
o Поверхность морского камня гладкая, а речного шершавая .
o Из камня можно лепить, как из пластилина.
o Камень не плавает в воде, как дерево.
o Камень можно порвать, как бумагу.
Очень хорошо! Мы поняли, что камни бывают обыкновенные и необыкновенные. Поддержание
умственной работоспособности в последней фазе занятия с помощью использования игрового метода.
5. Итог занятия
Воспитатель. На этом наши исследования не заканчиваем. В следующий раз мы поговорим о том, как
человек использует камни в жизни, и своими руками из них чтонибудь сделаем. Ну, а сегодня все
группы учёных провели очень интересные исследования и эксперименты в нашей лаборатории. Я
благодарю вас за прекрасную работу! Всем спасибо.
Снятие эмоционального напряжения (положительные эмоции, вызванные похвалой,
тактильным контактом)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.