Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий по теме "В гости к белочке"
На занятии были использованы следующие инновационные методики:
сопровождение речи движениями;
дыхательная гимнастика;
упражнение на координацию слова с движением;
пальчиковая гимнастика;
психогимнастика;
артикуляционная гимнастика;
упражнение на развитие речевого дыхания и голоса.
Цель: развитие речи младших дошкольников.
Задачи:
обогащение словаря (знакомство со словами: «шуршит», «листопад», «кружат» «боровик»; овладение средствами выразительности языка;
развитие артикуляционного аппарата, развитие дикции и интонации;
развитие лёгких и умение гармонично использовать дыхательные ресурсы;
воспитание любви и интереса к литературе.
Материал:
магнитофон; фонограмма звуков природы («Малыш в лесу»);
картина с изображением осеннего леса;
сухие листья, подвешенные на нитках к основе (на уровне губ детей);
корзиночка;
каштаны;
пластилин белого цвета;
дощечки для лепки;
салфетки;
стол.
План-конспект занятия:
Конспект занятия по развитию речи с использованием
инновационных технологий по теме "В гости к белочке"
На занятии были использованы следующие инновационные методики:
сопровождение речи движениями;
дыхательная гимнастика;
упражнение на координацию слова с движением;
пальчиковая гимнастика;
психогимнастика;
артикуляционная гимнастика;
упражнение на развитие речевого дыхания и голоса.
Цель: развитие речи младших дошкольников.
Задачи:
обогащение словаря (знакомство со словами: «шуршит», «листопад»,
«кружат» «боровик»; овладение средствами выразительности языка;
развитие артикуляционного аппарата, развитие дикции и интонации;
развитие лёгких и умение гармонично использовать дыхательные
ресурсы;
воспитание любви и интереса к литературе.
Материал:
магнитофон; фонограмма звуков природы («Малыш в лесу»);
картина с изображением осеннего леса;
сухие листья, подвешенные на нитках к основе (на уровне губ детей);
корзиночка;
каштаны;
пластилин белого цвета;
дощечки для лепки;
салфетки;
стол.
План-конспект занятия:
I. Вводная часть
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в природе наступила осень
и предлагает всем вместе отправиться в лес в гости к одному зверю. Какому?
(Дети узнают, отгадав загадку:)
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?» (Белка)
Педагог хвалит детей за смекалку , подтвердив, что их пригласила именно
белка. А также напоминает, что в лесу сейчас холодно, поэтому всем нужно
одеться потеплее.Имитация одевания: -«Сначала надеваем колготы, затем – кофту, потом –
штанишки, за ними – куртку, на голову – шапку, на ножки – сапожки, на ручки-
перчатки. Все готовы, ничего не забыли?»
II. Основная часть
Под звуки фонограммы «Малыш в лесу» дети подходят к картине.
1. Рассматривание картины. Детям показывается изображение деревьев в
осеннем убранстве. Воспитатель обращает внимание на то, как красиво в
осеннем лесу.
2. Дыхательная гимнастика. Педагог предлагает детям изобразить, как
ветер дует на листочки и качает их. (сухие листья подвешены на нитке на
уровне губ ребёнка, дети дуют на них с разной силой).
Детям предлагается:
подуть на листья сильно (сильный ветер),
подуть тихонько (ветер стихает),
показать, как гудит ветер ( у-у-у),
изобразить шуршание листьев ( ш-ш-ш).
3. Воспитатель сообщает детям, что при сильном ветре листья отрываются от
веток и падают на землю. Это явление принято называть листопадом. Детям
предлагается изобразить осенние листочки.
Упражнение на координацию слова с движением:
Листопад, листопад (Бегают, изображая осенние листики.)
Листья желтые летят.
Кружат по дорожке, (Кружатся на месте.)
Падают под ножки. (Медленно приседают.)
4. Угощение для белочки. Воспитатель напоминает детям, что в гости не
ходят с пустыми руками и предлагает набрать для белочки грибов в корзинку,
помочь ей сделать запас на зиму.
Пальчиковая гимнастика:
Мы в лесок пойдём, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Мы грибок найдём (Из рук складывают грибок: одна рука сжата в
В шапочке нарядной, кулак, другая накрывает кулак сверху.)
Тёмно-шоколадной. (Сжимают и разжимают пальцы.)
5. Чтение стихотворения А. Прокофьева «По дорожке шли…»
По дорожке шли , боровик нашли.
Боровик боровой в мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.
Чтение стихотворения сопровождается действием детей. Они подходят к
столу и лепят из пластилина ножки для грибов, соединяют их с каштанами.
Получаются белые грибы-боровики. Получившиеся грибы складывают в
корзинку. Подарок для белки готов!
6. Детям показывается изображение дерева с дуплом и белкой,
заготавливающей грибы. Проводится психогимнастика:
Детям предлагается показать, как белочка сушит грибы, сопровождая
гимнастику речью.
Солнце на работе –7. Артикуляционная гимнастика
Воспитатель предлагает детям выполнить упражнения для языка:
Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках. Открывать и
закрывать рот, не опуская язык.
Орешки для белочки. Открыть рот. Кончиком языка изнутри оттопырить
сначала одну, затем другую щеку.
Белочка цокает. Щелкать языком. Изменяя форму рта. Издавать высокие и
низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.
8. Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса
Белочка в заботе.
На сучок –
Грибок,
Да еще грибок.
Сушит, старается –
Не подходи!
Едой запасается;
Зима впереди! А. Чепуров
Воспитатель предлагает поиграть с белкой:
«Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Белка, где была?» – « В лесу.»
Проговаривать фразу с разной силой голоса: громко, тише, тихо.
III. Заключительная часть
Воспитатель хвалит детей за старания и напоминает, что пора возвращаться
в детский сад. Дети прощаются с белочкой и с лесом:
До свиданья, старый лес, (Идут по кругу и машут рукой.)
Полный сказочных чудес.