Конспект общешкольного внеклассного мероприятия для начальных классов
«Разговор о правильном питании. Каша–матушка наша!»
Цель: создание условий для формирования сознательной установки на здоровый образ жизни.
Задачи:
• сформировать у детей
представление о продукте питания каше как об обязательном компоненте в
ежедневном меню;
• закрепить представление детей о значимости каши в рационе питания, его пользе
для здоровья;
• учить детей выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального
питания;
• расширять знания учащихся о здоровом правильном питании, познавательный
интерес к окружающему миру;
• развивать читательский интерес;
• воспитывать бережное отношение к продуктам питания, чувство товарищества и
взаимопомощи.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, фонограммы;
стенд с рисунками фруктов, овощей; плакаты с пословицами и поговорками.
Место проведения: актовый зал школы.
Ход мероприятия.
Ведущий: Правильное питание является важнейшим фактором здоровья человека. Благодаря программе «Разговор о правильном питании», разработанной специалистами Института возрастной физиологии РАО, учащиеся знакомятся с правилами питания, как залоге здоровья.
Сегодня мы продолжаем разговор о правильном питании. Наше внеклассное мероприятие посвящается каше, одному из самых древнейших блюд в России, которое наравне со щами стало чуть ли не нашим национальным символом. В старину говорили: “Щи да каша – пища наша”. Послушаем интересные сообщения о кашах.
1 ребёнок: Рестораны русской кухни можно встретить во всех странах мира. Наша кухня яркая и самобытная. А одно из любимых российских блюд – каша, которая наравне со щами стала чуть ли не нашим национальным символом. Кашу подавали даже князьям на пирах. В старорусском языке слово “каша” означало тоже, что и “пир”.
2 ребёнок: Раньше это было самое любимое среди русских людей кушанье. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно хорошее застолье не обходилось в старину без каши. Даже на царских пирах она занимала свое почетное место. Каша также являлась часто и обрядовым блюдом, подающимся к столу как на церковные, так и на народные праздники.
3 ребёнок: На Руси варили огромное количество каш. Их делили на жидкие, рассыпчатые и каши-размазни. Особенным уважением в России пользовались жидкие каши, заменявшие супы. В них добавляли рыбу, мясо, горох, обязательно лук, зелень и коренья. Заправляли каши салом и бараньим жиром. Рассыпчатые каши ели с маслом. Заправляли каши и жареными грибами с луком, крутыми вареными яйцами. Каши-размазни готовили из белых круп, манной или рисовой, на молоке и варили их только для детишек. Поэтому щедро сдабривали сахаром, патокой, мёдом, добавляли варенье, сухие и свежие ягоды.
4
ребёнок: В старину
на Руси был даже праздник каши. Отмечался он в день Акулины - гречишницы,
который приходится на 26 июня. В этот день было принято готовить гречневую кашу
для нищих и путешественников. Делали ее «богатую» - крутую с яйцами или
грибами, пуховую - с молоком. Кашевары соревновались в приготовлении каши и
создании блюд из неё.
На северо-западе России в этот праздник варили, ели и славили овсяную кашу.
5 ребёнок: А еще в старину свадебные пиры называли кашею. Их обычно устраивали в доме отца невесты говаривали: “Заварил кашу- расхлёбывай!”, ”Ну и кашу ты заварил! ” В Древнем Риме кашу считали символом женской домовитости. Поэтому обычай на свадьбе обсыпать невесту зерном сохранился у многих народов до сих пор.
6 ребёнок: В Древней Руси ”кашей” называли и княжеский пир, и рабочую артель. Поскольку ели из одного котла, то и кашу звали ”артельной”. Каши — это религия русского народа. Ведь даже блины произошли из каши, в которую переложили крупы.
7 ребёнок: С кашей связано много поверий и гаданий. Каша из зерна нового урожая готовилась так. Крупу из амбара должна была принести старшая в доме женщина, а воду из реки или из колодца — старший из мужчин. И воду, и крупу ставили на стол, и упаси Бог кому-либо дотронуться, пока не истопится печь.
8
ребёнок: А как
истопится, все семейство садилось за стол, и бабушка начинала помешивать крупу,
приговаривая:
”Сеяли, растили гречу во все лето; уродилась наша греча и крупна и румяна;
звали- позывали гречу в Царь-град; со князьями с боярами, с честным овсом,
золотым ячменем; ждали гречу, дожидались у каменных врат; встречали гречу
князья да бояре; сажали гречу за дубовый стол пировать; приехала греча к нам
гостевать! ”
Это грече особенная хвала. Ее даже княгиней величали! Но бабушка знала
причитанья и для других каш…
9 ребёнок: После хвалы все вставали, и хозяйка с поклонами ставила горшок в печь, при этом все семейство ждало, когда каша «допреет». Когда же ”дойдет”, хозяйка со словами: ”Милости просим к нам во двор со своим добром! ”—вынимала кашу из печи и перво-наперво осматривала горшок, в котором каша варилась.
10 ребёнок: Не было большего горя в семье, если каша вылезла из горшка или, того хуже, горшок треснет! Тогда — открывай ворота для грядущих бед. Но и это не все. Если «княгиня» получалась красная, хорошо разваренная—быть семье счастливой в новом году. Бледный же цвет—предвестник несчастий.
11
ребёнок: Однако
каша в чистом виде еще не каша. Вкус будет во многом зависеть от того, чем её
сдобрили и приправили. Для этого надо хорошо знать и чувствовать, что подходит
к данному виду крупы и каши, с чем она лучше сочетается. ”Кашу маслом не
испортишь”, — гласит пословица. Но масло - не единственная и, главное, не
первая добавка в кашу, а заключительная. Самыми же распространенными добавками
в каши являются молочные продукты — молоко, простокваша, пахта, сметана, творог
и сливки. На втором месте по частоте применения в качестве добавок стоят мясо,
рыба, горох, яйца и грибы.
Первые три продукта используются чаще всего в кашицах (особенно рыба),
последние два — в рассыпчатых кашах. Лук идет во многие виды каш.
Ведущий: Какая же каша самая полезная и
вкусная?
Манная? Овсяная? Гречневая? Перловая? Пшённая? Рисовая? Гороховая?
Выступление
1 группы учащихся "Манная каша"
В манной крупе 70 процентов крахмала, много белков, витаминов и минеральных
веществ, и так как она быстро готовится, то все они сохраняются. В ней мало
клетчатки, и она рекомендуется в послеоперационный период и при истощении.
Выступление
2 группы учащихся "Овсяная каша"
В овсянке много витамина В6, который способствует выработке серотонина в мозгу.
Чувствуешь себя хо-ро-шо!
В овсянке содержится марганец и цинк. Полезно для костей, для иммунной системы
Выступление учащихся 2-Б класса "Гречневая каша"
За особые питательные свойства и энергонасыщенность Суворов назвал гречневую
кашу богатырской, а крестьяне сложили поговорку: "Не страшен мороз, что на
дворе трещит, коли гречневая каша в печи стоит".Гречневая каша
способствует выведению из организма избыточного холестерина. Гречка ценится за
способность поддерживать зрение и мозговое кровообращение. В общем, не каша , а
настоящая природная аптека.
Выступление
3 группы учащихся "Перловая каша"
Перловую кашу мало кто назовет своей любимой кашей, но это лишь потому, что её
не умеют правильно готовить. А ведь имеется свидетельство того, что она была
любимым блюдом Петра Первого. В полезности же крупы для нашего здоровья вы
можете не сомневаться. Она отвечает за слаженную работу нервной системы, красивые
волосы и чистую кожу. Нужна для хорошего зрения и защиты от инфекций,
предотвращает преждевременное старение, делает крепкими кости и зубы.
Необходима для нормального обмена веществ и хорошей работы мозга.
Выступление
4 группы учащихся "Пшённая каша"
Пшено - чистейшее средоточие силы, будто специально созданное для людей со
слабыми тканями: В нем много кремния - микроэлемента, из которого все живые
существа строят свои кости, панцири и скорлупу, а также кожу, волосы и ногти.
Высокое содержание меди придает тканям дополнительную эластичность. В нём -
богатое содержание клетчатки, которая мягко и щадяще очищает кишечник от
шлаков.
Выступление учащихся 4-А-класса- "Рисовая каша"
Человек выращивает рис на протяжении тысяч лет, и этот злак справедливо
называют самым популярным во всем мире. История возделывания риса началась
давно: археологические раскопки показывают, что еще шесть или семь тысячелетий
назад люди выращивали рис и употребляли его в пищу. В Россию рис завезли совсем
недавно по сравнению с другими странами и континентами - каких-то двести лет
назад. Рисовая каша - низкоаллергенная каша, которая снижает риск развития
аллергии.
Выступление
5 группы учащихся "Гороховая каша"
На территории России
горох известен с незапамятных времен, и когда говорят: «Это было при царе
Горохе» — имеют в виду события глубокой древности. Наш горох, оказывается, был
известен еще тогда, когда не знали ни капусты, ни моркови, ни тем более
картошки.
С давних времен известен горох и на Востоке, где он считался символом плодородия
и богатства. По латыни горох — «цицеро». Отсюда, между прочим, фамилия
знаменитого римского оратора Цицерона, которая по-русски звучала бы, как
Горохов. По преданию, один из его предков имел на носу бородавку в форме
горошины, за что и был прозван Цицероном. Прозвище закрепилось за всей семьей.
Горох в космосе.
Космонавт Михаил Тюрин увлекся выращиванием гороха на международной космической
станции. В космосе горох растет так же быстро, как и на Земле .А на МКС удалось
собрать уже шесть урожаев этой ценной и вкусной бобовой культуры.
Ведущий: Выводы.
• Есть ли кашу и какую, решает каждый сам.
• Но, несомненно одно, любая каша полезна для здоровья.
• Кашу систематически необходимо вводить в рацион питания.
Вот как наши ученики готовя т кашу!
Представление результатов исследовательской работы
Учащиеся
3-А класса провели исследовательскую работу. Они протестировали 90 учащихся
начальной школы и выяснили:
• Какая каша самая любимая?
• Какие продукты самые полезные?
Вывод:
многие ребята любят, часто употребляют каши, знают о пользе каш, а поэтому
будут здоровыми и сильными.
Ведущий
Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок.
Каша во рту- о невнятном произношении.
Заварить кашу- затеять хлопотное дело.
Расхлёбывать кашу- распутывать какое- нибудь сложное, запутанное неприятное дело.
Каши не сваришь- не сговоришься, дела не сделаешь.
Какие пословицы и поговорки вы знаете о кашах? (дети называют)
Каша- матушка наша.
Щи да каша- пища наша.
Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.
Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.
С ним каши не сваришь.
Кашу маслом не испортишь.
Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.
Щи да каша- еда наша.
Разговорами каши не сваришь.
Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.
Кашу свари, да ещё в рот положи.
Где щи да каша- там место наше.
Ведущий:
Знаете ли вы сказки
о каше? Давайте вспомним .
“Горшочек каши” братьев Гримм, русские народные сказки : ”Каша из топора”, ”Сказка
о гречневой каше”, ”Сказка о богатырской каше”
Выступление фольклорного ансамбля ”Журавушки” 1-А класса. Частушки о кашах
На Руси поесть
любили
И особо каши чтили:
Пшенные, овсяные
Гречневые, манные
С детства кашу кушать надо:
Она лучше шоколада.
Гречку скушай ты с утра-
День пройдёт как на ура.
Кушай кашу “Геркулес”-
Это чудо из чудес!
Кушай, станешь силачом,
Любая гиря нипочём!
Мы на завтраке
сидим,
Кашу пшенную едим.
Знает каждый ученик-
Ум без завтрака поник
Предпочтенье отдаю
Я молочной каше,
Чтобы с каждым новым днем
Становиться краше.
Очень всем полезна каша
Пшённая, перловая,
Потому, что в этой каше
Сила стопудовая!
Полюблю я кашу сразу
По армейскому приказу.
В завтрак в армии всегда
Каша – главная еда.
Много каши съел наш Дима,
Вырос сразу на глазах.
Если б кашу он не ел,
Тогда сразу заболел.
Нам ответил дед столетний,
Почему не постарел:
«Потому что я, ребятки,
В детстве только кашу ел!»
Кашу ем я каждый день -
И здоровым буду,
И конечно похвалить
Маму не забуду.
В школе 60 живём, Каши
вкусные
жуём,
С каждым днём мы подрастаем,
Сил, здоровья набираем!
Ведущий: На столе дымится каша,
Где большая ложка наша?
С кашей будем мы дружить,
Лет до ста мы будем жить!
Рефлексия.
Мы поняли, что …
Мы узнали …
Нам было интересно …
Мы теперь будем…
А сейчас- пир на весь мир! Cамовары уже поспели, каша готова!
Все гости садятся за столы, угощаются кашей, делятся рецептами.
Приятного аппетита!
Литература и источники:
1.Безруких М.М., Филиппова Т.А. ”Разговор о правильном питании” М- 2002
2.Зайцев Г.К. ”Твои первые уроки здоровья”. С-П.-1995
3.Кучменко Н.А., Коваленко Ж.В. “Технологии здоровьесбережения учащихся в начальной школе”, ГОУ ВПО “Борисоглебский государственный педагогический институт”- 2007
4.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. ”Школа докторов природы или 135 уроков здоровья”, М. ”ВАКО”- 2004
5. Энциклопедия русской кухни. Из глубины веков. С.-П, Диамант- 2002 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.