Этот материал очень интересен для дошкольников. Учитывая их любознательность, большой интерес к природным явлениям, я разработала конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. В ходе реализации данного материала, дети с удовольствием смотрят и сами участвуют в экспериментальной деятельности.Содержание доступно восприятию детей.
Конспект ОД на тему
«Круговорот воды в природе»
Подготовительная группа
Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка
в процессе знакомства с круговоротом воды.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Познакомить детей с круговоротом воды в природе, закрепить знания детей о
свойствах воды
Развивающие задачи:
развивать наблюдательность, логическое мышление, познавательный интерес
детей в процессе экспериментирования.
Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность при проведении
экспериментов, дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща
заниматься.
Оборудование и материалы: для каждого ребенка баночки баночки разной
формы, листы бумаги, фломастеры, мерные стаканчики, вода, молоко,
блюдце, чайник с горячей водой, схема «Круговорот воды», лупы по
количеству детей, блюдце с талой водой, термос, салфетки, чашки, ложки.
Интеграция с образовательными областями:
«Труд» , «Социализация», «Коммуникация» , «Приобщение к художественной
литературе.»
Ход ОД:
Воспитатель:
Доброе утро, я вам говорю
Доброе утро, я всех вас люблю.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнемся
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем
проводить различные опыты. Дети, в нашей лаборатории мы превращаемся в
ученых. А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
На свете нет ее сильнее
В руках ее не удержать.
На свете нет ее буйнее,И на коне не обогнать.
Дети: Вода.
Воспитатель: Вода — самое удивительное вещество на Земле. Вы с водой
хорошо знакомы: не раз шлепали под дождем, разбрызгивая лужи, пускали в
ручье кораблики, плескались в речке или в море. Но давайте приглядимся к
ней получше — познакомимся со свойствами этого необыкновенного
вещества. Ребята, нам встретилось новое слово — вещество. Какие вещества
вы знаете? (ответы детей). Да, вода, песок, глина, лед, снег. Это разные
вещества. У каждого вещества свои свойства. Как вы думаете, какие свойства
имеет вода?
Дети: Бесцветная, без запаха, прозрачная.
Воспитатель: Как вы считаете, кому нужна вода?
Дети: Человеку, животным, растениям. Вода необходима всем живым
организмам на Земле.
Воспитатель: Нужна ли вода человеку?
Дети: Я считаю, что вода нужна человеку для питья, для поливки растений.
Воспитатель: Что человек делает с водой?
Дети: Поливает, пьет, варит, стирает, купается.
Воспитатель: Как вы думаете, может ли вода навредить человеку?
Дети: Могут произойти наводнения.
Воспитатель: Без воды не сделать очень много простых, обычных дел, вода
ничем незаменима.
Много ее — беда!
Мало ее — беда!
Нужна нам она всегда
Больше, чем даже еда.
Воспитатель: Много свойств у воды можно обнаружить, если вооружиться
терпением. Терпение и внимание необходимо и нам, потому что мы будем
проводить опыты.
Ребята, как вы думаете, вода — это какое вещество, жидкое или сыпучее. А
как это можно проверить? Я предлагаю сделать такой опыт. Возьмем самую
узкую баночку и наполним ее водой. Затем перельем эту воду в самую
широкую баночку (Потом пробует другой ребенок).
Теперь скажите, что происходит с водой, если ее переливать в посуду разной
формы?
Дети: Вода принимает разную форму сосуда. Вода — это жидкость.
Воспитатель: Скажите, песок — это жидкость?
Дети: Нет.
Воспитатель: Попробуйте на подносе сделать кучки на песке и в воде. Значит,
вещества эти разные. Вода — жидкость. Песок — сыпучий: лежит себе кучкой
и не собирается рассыпаться. ( убрать подносы, поставить другие).
Итак, мы определили первое свойство воды — это жидкость. Как вы думаете,какого цвета вода? (Ответы детей).
Воспитатель: Чтобы убедиться, что вода бесцветная, возьмем два одинаковых
стакана. В одном находится вода, в другом молоко. Фломастерами нарисуем
на листе бумаги какойнибудь предмет. У каждого на столе рисунок с
фигурой, дорисуйте его, чтобы получился какойнибудь предмет. Поставим
на картинку стакан с водой. Рассмотрим сверху свою картину. Что вы
увидели?
Дети: Рисунок (солнышко….).
Воспитатель: А теперь поставим на то же место стакан с молоком. Что мы
обнаружим?
Дети: Рисунка не видно.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Через воду рисунок виден, а через молоко не виден.
Воспитатель: Ребята! А теперь я предлагаю немного отдохнуть.
Поиграем в игру «Путешествие капельки»
(Дети одевают шапочки — «капельки». Воспитатель одевает бумажную
корону с изображением тучки).
Воспитатель: Я маматучка, а вы ребятки, мои деткикапельки.
(Дети окружают мамутучку, прыгают вокруг нее, водят хоровод).
Дети: Мама, отпусти нас погулять на Землю.
Воспитатель: Хорошо, мои капельки, я отпущу вас погулять на Землю.
Обещайте мне, что будете вести себя хорошо, не баловаться. Прошу вас
полить растения, умыть Землю и вернуться обратно домой.
Звучит музыка. Дети разбегаются в разные стороны, потом собираются
вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки. Ручейков должно быть
несколько. Затем, по команде воспитателя, ручейки соединяются вместе. Река
впадает в океан, дети делают широкий круг. Маматучка напоминает:
— Капельки, пора возвращаться домой. Появляется солнышко.
Дети кружатся по одному, возвращаются к тучке. Тучка просит рассказать о
том, что они сделали на Земле:
— Я полил леса, поля, луга.
— Я умыл землю.
— Я полил растения и цветы.
— Я полил деток, которые гуляли по улице.
— Я напоил животных.
— Я нечаянно попал в лужу….
Воспитатель: Молоды, садитесь, пожалуйста, на свои места. Я расскажу вам
одну историю. Послушайте, что произошло однажды летом с Егоркой.
Решил Егорка порисовать новыми красками. Налил воды в блюдце.
Приготовил кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окна,
ребята во дворе начали играть в футбол.
Бросил Егор свое рисование и убежал во двор.
Поздно вернулся Егорка, хотел порисовать, глядь, а воды в блюдце нет. Чтотакое?
— Светка! — крикнул он сестре. — Ты мою воду вылила?
— Нет! — ответила Светлана.
Сел Егор, задумался: куда девалась вода? Пропала? Исчезла? Испарилась?
Как вы думаете, куда делась вода?
Дети: Испарилась, превратилась в пар.
Воспитатель: Еще одно свойство воды — она испаряется. Как вы думаете,
куда испарилась вода? Вода, как невидимка, исчезает. А как можно
проверить, что вода испаряется? Проведем еще опыт и убедимся, что вода
испаряется. Возьмем два блюдца. Одно блюдце (с отметкой) я поднесу к
носику чайника, из которого идет пар, а второе буду держать у чайника.
Каким становиться блюдце, давайте посмотрим. Потрогайте одно блюдце и
другое.
Дети: Одно блюдце мокрое, другое — сухое.
Воспитатель: На одном блюдце пар. Что такое пар?
Дети: Пар — это капельки воды.
Воспитатель: Почему его можно назвать невидимкой?
Дети: Потому что вода испаряется и исчезает.
Воспитатель: Куда исчезла вода у Егорки из блюдца?
Дети: Испарилась.
Воспитатель: А сейчас рассмотрим схему «Круговорот воды». Узнаем, как
путешествует вода над землей.
Воспитатель предлагает ребенку рассказать по схеме.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница — наша вода!
Воспитатель: Куда же девается дождевая вода? / ответы детей /. Часть ее
уходит в землю, а в некоторых местах остаются лужи. Подумайте, куда же
деваются лужи?
Дети: Испаряются.
Воспитатель: Вот еще одно свойство воды — она испаряется.
Ребята, любую ли воду можно пить? А талую воду можно пить? Сравним
талую воду и воду изпод крана. Предлагаю вам рассмотреть воду через лупу.Что вы увидели? Даже самый белый чистый снег грязнее воды изпод крана.
Чистый снег — грязная талая вода, не пригодна для питья человеку.
А что можно делать с талой водой? талой водой хорошо поливать растения.
Давайте польем наши цветы.
Ребятки, вы убедились, что талая вода не пригодна для питья. В талой воде
много микробов, которые могут нанести вред нашему здоровью. Значит, снег
нельзя есть.
Воспитатель: Проведя все наши опыты, напомните мне, с какими свойствами
воды мы познакомились?
Дети: Вода жидкая, бесцветная, испаряется.
Воспитатель предлагает детям найти условные обозначения свойств воды и
выставить на наборное полотно.
Воспитатель: Нужно бережно относиться к природе, к воде и не засорять
водоемы.
А что вам больше всего понравилось в нашей лаборатории?
Воспитатель: На этом научная работа подошла к концу.Конспект ОД на тему
"Откуда берётся радуга?".
Подготовительная группа
Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка
в процессе экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
Образовательные:
Закрепить знания об основных цветах радуги, о их последовательности;
совершенствовать умение и навыки в свободном экспериментировании с
материалами.
Развивающие:
Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность,
совершенствовать умения делать выводы, умозаключения, закрепить правила
безопасного поведения в процессе проведения опытов
Воспитательные:
Вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего
мира, воспитывать положительное отношение к самостоятельным действиям.
Ход ОД
Воспитатель:
Доброе утро, я вам говорю
Доброе утро, я всех вас люблю.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнемся
Дети, отгадайте мою загадку:
Разноцветные ворота
На лугу построил ктото.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?
(Радуга)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно это радуга. А что такое радуга?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, радуга представляет собой цветную дугу. Давайте
посмотрим.
Воспитать демонстрирует фотографию радуги.
Дуга просматривается на фоне дождевой завесы. Радугу мы можем наблюдать
в той стороне небосвода, которая противоположна солнцу, но солнце не
должно закрываться облаками. Чаще всего, такое явление мы можем
наблюдать летом, во время так называемых «грибных» дождей.
Воспитатель: А где еще мы можем увидеть радугу?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, радугу еще можно увидеть около фонтана или
водопада.
Демонстрация фотографий.
Воспитатель: Ещё радугу мы можем назвать цветовым спектром. Что такое
спектр, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Спектр это разноцветная полоса, получающаяся при
прохождении светового луча через стеклянную призму. Вот смотрите, это
призма.
Воспитатель показывает детям призму.
Воспитатель: призма это предмет, способный разложить луч света на
составляющие, т.е. на цвета.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что радуга также присутствует во многих
народных приметах, связанных с предсказанием погоды. Вот например:
радуга высокая и крутая предвещает хорошую погоду, а низкая и пологая
плохую.
Воспитатель: А кто из вас может назвать, какие цвета у радуги?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Давайте мы с вами выучим фразы, с помощью
которых вы сможете в любое время нарисовать радугу.
* Как Однажды ЖакЗвонарь Головой Сломал Фонарь.
* Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам создать свою радугу.
Опыт 1. «Личная радуга»
Оборудование: Ёмкость, наполненная водой, фонарик, зеркало, лист белой
бумаги.
Дети садятся вокруг ёмкости, воспитатель показывает ход эксперимента.
Ход опыта:
В ёмкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало
свет фонаря. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна
появиться радуга.
При возможности дети могут попробовать сами поймать радугу. Воспитатель
им в этом помогает.
Объяснение опыта: Луч света состоит из нескольких цветов; когда он
проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части в виде радуги.
Воспитатель: Ну, что вам понравился эксперимент?
Дети делятся своими впечатлениями.
Опыт 2. «Радужные мыльные пузыри»
Оборудование:
Емкость с мыльной водой, приспособление для выдувания пузырей.
Ход опыта:
Берем приспособление, окунаем в емкость с мыльной пеной и выдуваем
пузыри.
На летящих в воздухе пузырях можно увидеть семицветную радугу.
Объяснение:
Лучи света, попадая на пузырь, преломляются и дают красивые радужные
цветные кольца.
Опыт 3. «Разложение белого света в спектр»
Оборудование:
CD диск, белая бумага, фонарик.
Ход опыта:
Возьмем диск. Направим на него фонарик так, чтобы на его зеркальную
поверхность попадали лучи света. Направляем свет с помощью диска на
белый лист бумаги. Изменяем наклон CDдиска, и тогда мы сможем увидеть
множество «радужных» узоров.
Объяснение:
Свет преломляется на зеркальной поверхности диска, подобно преломлению
солнечного света в капле воды. Поэтому мы можем увидеть радугу.
Опыт 4. «Как из радуги получить белый цвет»Оборудование:
Бумажный круг, раскрашенный в семь цветов радуги; спичка – ось.
Ход опыта:
Делаем из спички ось в центре бумажного круга. Начинаем быстро вращать.
Вместо цветного круга, мы увидим белый.
Объяснение:
Человеческий глаз не может на быстро вращающемся круге видеть каждый
цвет по отдельности, и для него все цвета сливаются в один белый цвет.
Ребята, я предлагаю вам ещё один эксперимент, но он будет художественный.
Предлагаю с помощью поролона нарисовать радугу.
Показ рисования. На влажный поролон наносим последовательно краски с
помощью кисти (красную, желтую, синюю, фиолетовую, другие краски
получаются при рисовании, смешиваясь.)
Дети рисуют радугу.
Воспитатель: Молодцы ребята, замечательно мы с вами сегодня потрудились.
Что нового вы узнали?