Конспект ОД по поисково-исследовательской деятельности на тему
«Круговорот воды в природе»
РМБДОУ «Знаменский детский сад «Ромашка»
Воспитатель 1 категории Гостева Н.Н.
Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка
в процессе знакомства с круговоротом воды.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Познакомить детей с круговоротом воды в природе, закрепить знания детей о свойствах воды
Развивающие задачи:
развивать наблюдательность, логическое мышление, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность при проведении экспериментов, дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься.
Оборудование и материалы: для каждого ребенка баночки баночки разной формы, листы бумаги, фломастеры, мерные стаканчики, вода, молоко, блюдце, чайник с горячей водой, схема «Круговорот воды», лупы по количеству детей, блюдце с талой водой, термос, салфетки, чашки, ложки.
Интеграция
с образовательными областями:
«Труд» , «Социализация», «Коммуникация» , «Приобщение к художественной
литературе.»
Ход ОД:
Воспитатель:
Доброе утро, я вам говорю
Доброе утро, я всех вас люблю.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнемся
Воспитатель: Ребята,
я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем проводить различные опыты. Дети, в
нашей лаборатории мы превращаемся в ученых. А что мы будем исследовать, вы
узнаете, отгадав мою загадку:
На свете нет ее сильнее
В руках ее не удержать.
На свете нет ее буйнее,
И на коне не обогнать.
Дети: Вода.
Воспитатель: Вода — самое удивительное вещество на Земле. Вы с водой
хорошо знакомы: не раз шлепали под дождем, разбрызгивая лужи, пускали в ручье
кораблики, плескались в речке или в море. Но давайте приглядимся к ней получше
— познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества. Ребята, нам
встретилось новое слово — вещество. Какие вещества вы знаете? (ответы
детей). Да, вода, песок, глина, лед, снег. Это разные вещества. У каждого
вещества свои свойства. Как вы думаете, какие свойства имеет вода?
Дети: Бесцветная, без запаха, прозрачная.
Воспитатель: Как вы считаете, кому нужна вода?
Дети: Человеку, животным, растениям. Вода необходима всем живым организмам
на Земле.
Воспитатель: Нужна ли вода человеку?
Дети: Я считаю, что вода нужна человеку для питья, для поливки растений.
Воспитатель: Что человек делает с водой?
Дети: Поливает, пьет, варит, стирает, купается.
Воспитатель: Как вы думаете, может ли вода навредить человеку?
Дети: Могут произойти наводнения.
Воспитатель: Без воды не сделать очень много простых, обычных дел, вода
ничем незаменима.
Много ее — беда!
Мало ее — беда!
Нужна нам она всегда
Больше, чем даже еда.
Воспитатель: Много свойств у воды можно обнаружить, если вооружиться
терпением. Терпение и внимание необходимо и нам, потому что мы будем проводить
опыты.
Ребята, как вы думаете, вода — это какое вещество, жидкое или сыпучее. А как
это можно проверить? Я предлагаю сделать такой опыт. Возьмем самую узкую
баночку и наполним ее водой. Затем перельем эту воду в самую широкую
баночку (Потом пробует другой ребенок).
Теперь скажите, что происходит с водой, если ее переливать в посуду разной
формы?
Дети: Вода принимает разную форму сосуда. Вода — это жидкость.
Воспитатель: Скажите, песок — это жидкость?
Дети: Нет.
Воспитатель: Попробуйте на подносе сделать кучки на песке и в воде.
Значит, вещества эти разные. Вода — жидкость. Песок — сыпучий: лежит себе
кучкой и не собирается рассыпаться. ( убрать подносы, поставить
другие).
Итак, мы определили первое свойство воды — это жидкость. Как вы думаете,
какого цвета вода? (Ответы детей).
Воспитатель: Чтобы убедиться, что вода бесцветная, возьмем два одинаковых
стакана. В одном находится вода, в другом молоко. Фломастерами нарисуем на
листе бумаги какой-нибудь предмет. У каждого на столе рисунок с фигурой,
дорисуйте его, чтобы получился какой-нибудь предмет. Поставим на картинку стакан
с водой. Рассмотрим сверху свою картину. Что вы увидели?
Дети: Рисунок (солнышко….).
Воспитатель: А теперь поставим на то же место стакан с молоком. Что мы
обнаружим?
Дети: Рисунка не видно.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Через воду рисунок виден, а через молоко не виден.
Воспитатель: Ребята! А теперь я предлагаю немного отдохнуть.
Поиграем в игру «Путешествие капельки»
(Дети
одевают шапочки — «капельки». Воспитатель одевает бумажную корону с
изображением тучки).
Воспитатель: Я мама-тучка, а вы ребятки, мои детки-капельки.
(Дети окружают маму-тучку, прыгают вокруг нее, водят хоровод).
Дети: Мама, отпусти нас погулять на Землю.
Воспитатель: Хорошо, мои капельки, я отпущу вас погулять на Землю.
Обещайте мне, что будете вести себя хорошо, не баловаться. Прошу вас полить
растения, умыть Землю и вернуться обратно домой.
Звучит
музыка. Дети разбегаются в разные стороны, потом собираются вместе, становятся
друг за другом, образуя ручейки. Ручейков должно быть несколько. Затем, по
команде воспитателя, ручейки соединяются вместе. Река впадает в океан, дети
делают широкий круг. Мама-тучка напоминает:
— Капельки, пора возвращаться домой. Появляется солнышко.
Дети кружатся по одному, возвращаются к тучке. Тучка просит рассказать о том,
что они сделали на Земле:
— Я полил леса, поля, луга.
— Я умыл землю.
— Я полил растения и цветы.
— Я полил деток, которые гуляли по улице.
— Я напоил животных.
— Я нечаянно попал в лужу….
Воспитатель: Молоды,
садитесь, пожалуйста, на свои места. Я расскажу вам одну историю. Послушайте,
что произошло однажды летом с Егоркой.
Решил Егорка порисовать новыми красками. Налил воды в блюдце. Приготовил
кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окна, ребята во дворе
начали играть в футбол.
Бросил Егор свое рисование и убежал во двор.
Поздно вернулся Егорка, хотел порисовать, глядь, а воды в блюдце нет. Что
такое?
— Светка! — крикнул он сестре. — Ты мою воду вылила?
— Нет! — ответила Светлана.
Сел Егор, задумался: куда девалась вода? Пропала? Исчезла? Испарилась? Как вы
думаете, куда делась вода?
Дети: Испарилась, превратилась в пар.
Воспитатель: Еще одно свойство воды — она испаряется. Как вы думаете, куда
испарилась вода? Вода, как невидимка, исчезает. А как можно проверить, что вода
испаряется? Проведем еще опыт и убедимся, что вода испаряется. Возьмем два
блюдца. Одно блюдце (с отметкой) я поднесу к носику чайника, из которого идет
пар, а второе буду держать у чайника. Каким становиться блюдце, давайте
посмотрим. Потрогайте одно блюдце и другое.
Дети: Одно блюдце мокрое, другое — сухое.
Воспитатель: На одном блюдце пар. Что такое пар?
Дети: Пар — это капельки воды.
Воспитатель: Почему его можно назвать невидимкой?
Дети: Потому что вода испаряется и исчезает.
Воспитатель: Куда исчезла вода у Егорки из блюдца?
Дети: Испарилась.
Воспитатель: А сейчас рассмотрим схему «Круговорот воды». Узнаем, как
путешествует вода над землей.
Воспитатель предлагает ребенку рассказать по схеме.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница — наша вода!
Воспитатель: Куда
же девается дождевая вода? / ответы детей /. Часть ее уходит в землю,
а в некоторых местах остаются лужи. Подумайте, куда же деваются лужи?
Дети: Испаряются.
Воспитатель: Вот еще одно свойство воды — она испаряется.
Ребята, любую ли воду можно пить? А талую воду можно пить? Сравним талую воду и
воду из-под крана. Предлагаю вам рассмотреть воду через лупу. Что вы увидели?
Даже самый белый чистый снег грязнее воды из-под крана.
Чистый снег — грязная талая вода, не пригодна для питья человеку.
А что можно делать с талой водой? талой водой хорошо поливать растения. Давайте
польем наши цветы.
Ребятки, вы убедились, что талая вода не пригодна для питья. В талой воде много
микробов, которые могут нанести вред нашему здоровью. Значит, снег нельзя есть.
Воспитатель: Проведя все наши опыты, напомните мне, с какими свойствами
воды мы познакомились?
Дети: Вода жидкая, бесцветная, испаряется.
Воспитатель предлагает детям найти условные обозначения свойств воды и
выставить на наборное полотно.
Воспитатель: Нужно бережно относиться к природе, к воде и не засорять водоемы.
А что вам больше всего понравилось в нашей лаборатории?
Воспитатель: На этом научная работа подошла к концу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.