Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по познавательному развитию.
Цель: Приобщение детей к культуре Донского края.
Задачи: познакомить воспитанников с творчеством писателя – земляка М. А. Шолохова.
Развивать познавательный интерес к истории своего края и обобщить и закрепить знания детей о жизни казаков, о реке Дон.
Через связь музыки, худ. слова показать красоту пробуждения интереса к малой Родине;
Воспитывать чувство патриотизма и любви к малой Родине.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.Конспект ООД. Текст.
КОНСПЕКТ ООД Донской Край.docx
Тема « Мой родной Донской край»
Цель: Приобщение детей к культуре Донского края.
Задачи:
знакомить воспитанников с творчеством писателя – земляка М. А. Шолохова.
развивать познавательный интерес к истории своего края.
обобщить и закрепить знания детей о жизни казаков, о реке Дон.
через связь музыки, худ. слова показать красоту пробуждения интереса к малой Родине;
вопитывать чувство патриотизма и любви к малой Родине.
Предварительная работа:
1.Беседа – знакомство с рекой – Дон.
2.Беседа о Ростовской области.
3.Работа с картой Ростовской области
5.Заучивание пословиц и поговорок о казаках , песне.
6.Беседа знакомство с казаками, их обычаями, жизнью.
Оборудование и оснащение:
Проектор, экран, ноутбук.
Содержание деятельности.
Вль: Здравствуйте, ребята! Этими словами я не только приветствую вас , но и желаю вам
здравствовать, то есть быть здоровыми. А еще я хочу подарить вам улыбку. Помните , как
поется в мультфильме «От улыбки станет всем светлей…»
Давайте улыбнемся друг другу и тогда всем станет светлей, теплей и веселей. ( Дети
улыбаются друг другу, воспитателю).
Ребята, а вы любите путешествовать?
.Дети – Да, очень любим!
Вль: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по родному краю.
Много сказочных мест у России
Городов у России не счесть.
Может, гдето бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
В родной степи шумят поля и реки
Цветут сады, колышется трава
Очаровала ты меня на веки
Моя Донщина – Родина моя.
Ребята, давайте посидим рядком , да поговорим ладком о родной стороне.
( Звучит казачья песня « Ой , то не вечер» исп. Казачий хор ).
Казачьи песни слушать – мед ложкой кушать.
А кто такие казаки?
Дети: Казаки – это вольные , смелые люди. Одни были воинами защищали Родину от
захватчиков, другие занимались домашним хозяйством.
В ль: Верно. Они жили на окраине южных границ России.
Главная задача казаков – оберегает границы государства. А что означает термин
«казак»?
Дети: Казак означает «защитник», «воин».
Казак – опора всей России
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь. В – ль: Духом они были смелы, храбры и отважны, характером живы и веселы. А как
одевались казаки?
Дети: Одевались они нарядно и красиво.
В – ль: А как одевались мужчины казаки?
Дети: Мужчины носили штаны – шаровары, рубахи и кафтаны. На голове носили шапку, на
ногах сапоги. Кинжал и сабля вешались на пояс. Носили особенную прическу: головы
брили, а наверху оставляли длинный чуб.
В – ль: А как одевались казачки?
Дети: Костюм казачки состоял из юбки и кофты. Юбки украшали оборками и кружевом , а
кофты тесьмой. Молодые девушки носили косу, а женщины заплетали волосы вокруг
головы.
В – ль: Совершенно верно. Скажите, ребята, а как назывались дома, в которых жили
казаки?
Дети: Курени.
В – ль: Что значит – курень?
Дети: Курень – значит «круглый».
В – ль: А каким же домашним хозяйством занимались казаки?
Дети: Они ловили рыбу, выращивали сады, виноград, скот, сеяли хлеб, строили дома.
В – ль: Но казаки умели не только работать, но и очень любили петь. Песни у казаков , как
мы уже слышали – раздольные, как степи.
Вспомните пословицы, которые казаки придумали о песне?
Дети: 1. Казак без песни , что виноградная лоза без гроздьев.
2. На Дону казаку и камень подпевает.
3. На Дону исстари ведется – без запевалы песня не поется.
В – ль: Хорошо. А пословицы о казаках вы знаете?
Дети: Да!
В – ль: Давайте вспомним их.
Дети: 1. Где казак там и слава.
2. Казак без коня – сирота.
3. По казаку Дон плачет.
В – ль: Строго в казачьей среде соблюдались традиции, обычаи:
Уважительное отношение к старшим.
Почитание гостя
Уважение к матери, сестре.
Казаки считали, что тот кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце,
тот позорит не только свой народ, но и прежде всего не уважает самого себя, свой род,
своих древних предков.
В – ль: Скажите, пожалуйста, ребята, что брали с собой казаки ,уезжая из родного дома на
службу?
Дети: Землю.
В – ль: Правильно. Они хранили ее в небольшом расшитом мешочке и хранили на груди у
самого сердца, считая, что она придает им сил в бою. Это не простая земля – это наша
родная земля. Это наша – Родина. А кто знает, как называется земля, на которой мы
живем?
Дети: Донская земля.
В – ль: Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор песков
И хлебных желтых колосков.
А почему возникло такое название? Донская земля? Дети: Потому что , главная река Ростовской области – Дон.
В – ль: Назовите главный город – столицу нашей области?
Дети: Главный город Донского края – город Ростов – на – Дону.
В – ль: Верно. Послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение И. Глаголева и
подумайте, о чем он пишет с такой любовью и восхищением.
Ой, да ты широкий и глубокий
Величавый Тихий Дон,
Край казачий, край раздольный,
Низкий мой тебе поклон.
Ты не только тихий, плавный
И широк среди всех рек.
Дон привольный, необъятный, он наш батюшка на век.
О чем говорится в этом стихотворении?
Дети: О реке Тихий Дон.
В – ль: Давайте, ее найдем на карте. (Показ на слайде).
Что вы знаете об этой реке, какая она?
Дети: Она широкая , большая, полноводная с красивыми берегами, тянется далеко по всей
нашей области.
Тихий Дон – колыбель казачества. Донская земля! Почти 500 километров протянулась
она с севера на юг и с запада на восток.
В – ль: Течение Дона медленно и величаво. Дон прекрасен в любое время года, его
красотой восхищаются жители Донского края. Народ очень любил свою реку – кормилицу,
уважал ее называл по – разному, но всегда ласково.
Какие названия реки Дон вы слышали?
Дети: Дон – Иванович, Дон – батюшка, Тихий Дон, Дон кормилец.
В – ль: А почему люди так почтительно к ней относились?
П.О.Д: Река давала им пищу, заработок, воду, жизнь.
В – ль: Совершенно верно. На Дону очень любили играть , поиграем в игру «Золотые
ворота». ( Играют)
В ль: Присаживайтесь. Родимый край – как ласка матери, как нежный зов ее над
колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов.
Видео ролик «Сальская степь».
Наша малая Родина – край Донской! Прекрасен наш край. Край Донской, край поэтических
преданий, край песенный и сказочный, земля сильных и гордых и в тоже время очень
добрых и открытых людей.
Как красива степь! Ее красота всегда воспевалась художниками, музыкантами, поэтами.
Говоря о Донской земле нельзя обойтись без упоминания о жизни и творчестве нашего
земляка М. А. Шолохова. Певец земли Донской, великий сын России, гений с мировым
именем. Сколько сказано о нем, как о писателе и о Человеке!
Родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилин Вешенского района Ростовской области в
трудовой семье.
Мать Анастасия Даниловна была украинкой, а отец Александр Михайлович –
русский.
С самого рождения маленький Миша дышал чудесным степным воздухом, и жаркое солнце
палило его и Тихий Дон, неизгладимо отражался в его сердце, и тяжелые степные работы
лепили из него молодого трудового казака, подвижного, веселого, готового на шутку.
С ранних лет Миша учился понимать народную песню. У него был хороший
музыкальный слух. Соседи и родители замечали удивительную способность мальчика
запоминать и передавать дословно старинные казачьи песни. Михаил Александрович любил русскую поэзию, знал наизусть сотни стихов самых
разных поэтов. Он никогда не демонстрировал свою уникальную память, но в беседах, в
задушевных разговорах вдруг вспоминал то или иное стихотворение.
Особенно любил стихи А. С. Пушкина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина.
Все что пережил Шолохов в своей жизни, что видел вокруг – природу, людей,
исторические события на Дону, он описывал в своих бессмертных романах и повестях.
Шолохов очень любит Дон и учит нас любить нашу Донскую землю.
Мы многое узнали о жизни, быте, народных традициях из произведений писателя. Когда вы
станете старше , то вы подробно познакомитесь с книгами Шолохова. Вас захватят события
и судьбы людей, о которых ведется речь в романах «Они сражались за Родины», «Судьба
человека», «Поднятая целина». Рассказы «Нахаленок», «Донские рассказы». Вы полюбите
героев этих книг. Они станут вам родными. А в писателе найдете друга на всю жизнь,
мудрого наставника, человека огромной и чуткой души.
Вот и закончилось наше путешествие. Теперь я знаю, что наши предки гордились бы
вами!
КОНСПЕКТ ООД « Мой родной Донской край»
КОНСПЕКТ ООД « Мой родной Донской край»
КОНСПЕКТ ООД « Мой родной Донской край»
КОНСПЕКТ ООД « Мой родной Донской край»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.