Всем известно что речевое развитие главный показатель умственного развития ребенка, не мало трудов этому вопросы посвятили известные психологи-педагоги. Цель данного ООД совершенствовавание грамматический строй речи дошкольников и расширение словаря по теме "Осень", воспитание культуры речевого общения, и оказание помощи в их художественно-эстетическом развитии.
организованной образовательной деятельности по
Конспект
речевому развитию (Развитие речи)
на тему
«Золотая осень»
Воспитатель: Гациева З.З.Цели:
систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
активизировать глагольный словарь по данной теме;
продолжать учить составлять описательный рассказ по мнемотаблице, а из них
короткий рассказ;
продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
продолжать учить согласовывать движения с речью.
Задачи:
Образовательная: обучать составлению рассказа по мнемотаблице.
Развивающие: развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй
речи, уточнять и расширять словаря по теме «Осень», развивать память и
смысловую догадливость при отгадывании загадки, развивать логическое мышление,
зрительное внимание, активность и самостоятельность.
Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения, дружелюбия, любовь к
прекрасному, бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие,
физическое развитие.
Предварительная работа:
Прогулка на участке, наблюдение за осенними изменениями в природе.
Разучивание стихотворений об осени, чтение художественной литературы.
Ход ООД
Организованный момент
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Я твой друг (руки к груди),
и ты мой друг (протянуть руку),
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся (дети выполняют гимнастику)
Артикуляционная гимнастика «Часики»
Воспитатель: угадайте, о каком времени года моя загадка?
Пустые поля, мокнет земля
День убывает, когда это бывает?
Дети: Осенью
Воспитатель: а в году, сколько времен года?
Дети: 4
Воспитатель: правильно, ребята мы с вами знаем, что в году четыре времени года и
каждое время года сменяется другим, как только приходит его черед. Вот ивзмахнула осень своими широкими рукавами и вмиг природа наша стала сиять
волшебством. Назовите, какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: а как называется последний месяц осени?
Дети: ноябрь.
Воспитатель:в каком месяце началась осень?
Дети: в сентябре.
Воспитатель: ну и последний осенний месяц, который мы не назвали?
Дети: октябрь.
Воспитатель: сколько всего осенних месяцев?
Дети: Три.
Воспитатель: ребята, что происходит в природе с наступлением осени?
Дети: осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы
улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не
греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди
стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают
урожай.
Воспитатель: послушайте стих:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
(И.Бунин)
Игра «Осенние слова»
Воспитатель: каждый из вас должен
по очереди сказать по одному красивому слову об осени.
Дети: Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая,
таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая.
Воспитатель: ребята посмотрите на эту картину. Что вы видите?Прошуршим немножко мы «шшшу» (дети выполняют движения
Дети: много деревьев в красивых золотых нарядах.
Воспитатель: весной нас веселят своими первыми зелёными листочками, летом
дают нам прохладу, тень в жаркий день, осенью деревья дарят свои плоды, а зимой
дровами топят печи в деревнях, и это тепло согревает людей.
Воспитатель: представьте, что мы с вамиоказались в осеннем лесу. Глубоко
вдохните, не поднимая плеч.
Артикуляционная гимнастика
Мы листочками шуршим «шшшу»
Нагуляться мы хотим «шшшу»
Наступаем ножками «шшшу»
всоответствии с текстом)
Какой воздух в осеннем лесу? Прохладный, свежий, влажный.
Какие запахи ещё в осеннем лесу могут быть, как вы думаете?
Дети: Я ощущаю запах грибов, ягод, коры деревьев, листьев, мокрых веток
Дети: Я чувствую запах сырого и влажного воздуха от воды
в лесу пахнет сыростью, прохладой, последними цветами.
Воспитатель: а что мы можем найти в лесу? А это мы узнаем благодаря нашему
волшебному ящику. Будем на ощупь угадывать, что можно найти в лесу?
Дидактическая игра «Волшебный ящик»
Воспитатель: чтоб погоду описать, с мячом надо поиграть
Этот мячик разноцветный
Он волшебный и осенний,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать:
Воспитатель: дует ветер, погода…
Дети: ветреная.
Воспитатель: холодно, погода…
Дети: холодная.
Воспитатель: морозно, погода….
Дети: морозная
Воспитатель: хмуро, погода…
Дети: хмурая
Воспитатель: грустно, погода…
Дети: грустная
Игра собери листочки!
Воспитатель: светит солнце, налетел сильный ветер, сорвал все листья с деревьев,
и листья перепутались. И теперь стало не понятно, листья, с каких деревьев опали.
Где листья берёзы, где листья клёна, где листья дуба и рябинки? Давайте поможем
Осени определить, где какой листочек. Кленовые листья соберите в краснуюкорзинку, берёзовые – в жёлтую, дубовые – в плетёную, а (дети под
музыкусобирают листья и раскладывают ихпокорзинам).
Сюрпризный момент.
Стук в дверь. Почтальон вносит письмо от Ёжика.
Почтальон: Здравствуйте, ребята, я так торопился к вам. Вот вам письмо из леса
от Ёжика.
Воспитатель: посмотрите, какое письмо. Здесь написан адрес нашего детского сада
и указана наша группа «Цветик Семицветик». Указан и отправитель: ребятам от
Ёжика. Давайте прочитаем.
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Мне грустно, я скучаю по
лесу, но особенно по рябине. На поляне в лесу, где я раньше жил, росла рябина.
Она была красивая, особенно, когда поспевали ягоды. Осень. Холодно, все
листочки облетели, высохла трава, по небу плывут тучки, идёт дождь. Амне
так грустно в осеннем лесу без рябины. Ребята, нарисуйте мне, пожалуйста,
рябину».
Воспитатель: Какое грустное письмо. Давайте порадуем Ёжика и нарисуем ему
гроздья рябинки, а потом отправим свои работы в письме, прямо в лес.
Проходите за столики, всё для вас уже приготовлено (дети переходят
кстоликам). А как же выглядят гроздья рябины? Посмотрите на картины: ветка у
рябины тонкая, слегка изогнутая под тяжестью ягод, лист рябины сложный,
состоит из расположенных попарно узких листиков, а ягоды рябины собраны
вместе.
Воспитатель: Осень – красивое время года, об осени не только писали стихи,
картины, но и сочиняли музыку.
Рисование «Гроздья рябины для ежика»
Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем гроздь рябины для ежика, чтобы ему стало
весело!
Дети: Давайте!
Воспитатель: Посмотрите, как выглядит гроздь рябины (показывает картины с
рябиной), листья рябины маленькие, расположены друг против друга и опускаются
ниже. А гроздь рябины пышная, ягоды какие у рябины?
Дети: красные, маленькие, круглые.
Воспитатель: Правильно, давайте постараемся их нарисовать! Но для начала
разомнемся!
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять
– Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
Техника рисования нетрадиционным методом «Рисование ватными
палочками».
Ребята, вот перед вами лежат листы белой бумаги и на них уже нарисованы ветки
рябины (воспитатель заранее готовит). Листья мы рисуем пальчиками (показывает):
отпускаем пальчик в краску красного цвета, оставляем отпечаток на листе,
отпечатки можно накладывать друг на друга, делать их разной плотности.
(Дети рисуют ягоды по образцу. Затем проводитсявыставка работ, потом
рисунки кладутся в конверт для Ёжика, который живет в лесу.)
Составление рассказа по мнемотаблице.
(Дети помнемотаблице составляют рассказ, про осень, опираясь на картины)
Рефлексия
Воспитатель: ну а сейчас, в заключение нашей работы, давайте поиграем.
Проводится игра «Да или нет»
Воспитатель: Осенью растут грибы?
Дети: Да
Воспитатель: Тучки солнце закрывают?
Дети: Да
Воспитатель: Колючий ветер прилетает?
Дети: да
Воспитатель: Туманы осенью плывут?
Дети: Да
Воспитатель: Ну а птицы гнезда вьют?
Дети: Нет
Воспитатель: Можно детям загорать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Дети: Да.
Воспитатель: Молодцы ребята!