Конспект ООД по речевому развитию на тему «Золотая осень»

  • Педсоветы
  • Разработки курсов
  • docx
  • 20.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Всем известно что речевое развитие главный показатель умственного развития ребенка, не мало трудов этому вопросы посвятили известные психологи-педагоги. Цель данного ООД совершенствовавание грамматический строй речи дошкольников и расширение словаря по теме "Осень", воспитание культуры речевого общения, и оказание помощи в их художественно-эстетическом развитии.
Иконка файла материала на публикацию (1).docx
организованной образовательной деятельности по Конспект  речевому развитию (Развитие речи) на тему  «Золотая осень» Воспитатель: Гациева З.З.Цели: ­систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; ­активизировать глагольный словарь по данной теме; ­продолжать учить составлять описательный рассказ по мнемотаблице, а из них  короткий рассказ; ­продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением; ­продолжать учить согласовывать движения с речью. Задачи: Образовательная: обучать составлению рассказа по мнемотаблице. Развивающие: развивать   связную   речь,   совершенствовать   грамматический   строй речи,   уточнять   и   расширять   словаря   по   теме   «Осень»,   развивать   память   и смысловую догадливость при отгадывании загадки, развивать логическое мышление, зрительное внимание, активность и самостоятельность. Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения, дружелюбия, любовь к прекрасному, бережное отношение к природе. Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие,  познавательное развитие, речевое развитие, социально ­ коммуникативное развитие,  физическое развитие. Предварительная работа:   Прогулка на участке, наблюдение за осенними изменениями в природе. Разучивание стихотворений об осени, чтение художественной литературы. Ход ООД Организованный момент Воспитатель: Собрались все дети в круг,               Я ­ твой друг (руки к груди),               и ты мой друг (протянуть руку),               Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся (дети выполняют гимнастику) Артикуляционная гимнастика  «Часики» Воспитатель: угадайте, о каком времени года моя загадка?                          Пустые поля, мокнет земля                          День убывает, когда это бывает?    Дети: Осенью Воспитатель: а в году, сколько времен года? Дети: 4 Воспитатель: правильно, ребята мы с вами знаем, что в году четыре времени года и каждое   время   года   сменяется   другим,   как   только   приходит   его   черед.   Вот   ивзмахнула   осень   своими   широкими   рукавами   и   вмиг   природа   наша   стала   сиять волшебством. Назовите, какие осенние месяцы вы знаете?  Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь. Воспитатель: а как называется последний месяц осени?  Дети: ноябрь. Воспитатель:в каком месяце началась осень?  Дети: в сентябре. Воспитатель: ну и последний осенний месяц, который мы не назвали?  Дети: октябрь. Воспитатель: сколько всего осенних месяцев?  Дети: Три. Воспитатель: ребята, что происходит в природе с наступлением осени? Дети:  осенью   листья   желтеют,   краснеют,   розовеют,   опадают.   Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали   одеваться   теплее.   В   лесу   появились   грибы   и   ягоды.   Люди   собирают урожай. Воспитатель: послушайте стих: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Весёлой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой. Как вышки, ёлочки темнеют, А между клёнами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой…                                                 (И.Бунин) Игра «Осенние слова» Воспитатель: каждый из вас должен                                                                                  по очереди сказать по одному красивому слову об осени. Дети: Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая.  Воспитатель: ребята посмотрите на эту картину. Что вы видите?Прошуршим   немножко   мы   «ш­ш­ш­у»   (дети   выполняют   движения Дети: много деревьев  в красивых золотых нарядах. Воспитатель:  весной   нас  веселят   своими   первыми  зелёными  листочками,  летом дают нам прохладу, тень в жаркий день, осенью деревья дарят свои плоды, а зимой дровами топят печи в деревнях, и это тепло согревает людей. Воспитатель: представьте,   что   мы   с   вамиоказались   в   осеннем   лесу.   Глубоко вдохните, не поднимая плеч. Артикуляционная гимнастика Мы листочками шуршим «ш­ш­ш­у» Нагуляться мы хотим «ш­ш­ш­у» Наступаем ножками «ш­ш­ш­у»   всоответствии с текстом) Какой воздух в осеннем лесу? Прохладный, свежий, влажный. Какие запахи ещё в осеннем лесу могут быть, как вы думаете? Дети: ­ Я ощущаю запах грибов, ягод, коры деревьев, листьев, мокрых веток Дети: ­ Я чувствую запах сырого и влажного воздуха от воды ­ в лесу пахнет сыростью, прохладой, последними цветами. Воспитатель: а что мы можем найти в лесу? А это мы узнаем благодаря нашему волшебному ящику. Будем на ощупь угадывать, что можно найти в лесу? Дидактическая игра «Волшебный ящик» Воспитатель: чтоб погоду описать, с мячом надо поиграть Этот мячик разноцветный Он волшебный и осенний, Будет в руки к вам скакать И вопросы задавать: Воспитатель: дует ветер, погода… Дети: ветреная. Воспитатель: холодно, погода… Дети: холодная. Воспитатель: морозно, погода…. Дети: морозная Воспитатель: хмуро, погода… Дети: хмурая Воспитатель: грустно, погода… Дети: грустная Игра собери листочки! Воспитатель: светит солнце, налетел сильный ветер, сорвал все листья с деревьев, и листья перепутались. И теперь стало не понятно, листья, с каких деревьев опали. Где листья берёзы, где листья клёна, где листья дуба и рябинки? Давайте поможем Осени   определить,   где   какой   листочек.   Кленовые   листья   соберите   в   краснуюкорзинку,   берёзовые   –   в   жёлтую,   дубовые   –   в   плетёную,   а   (дети   под музыкусобирают листья и раскладывают ихпокорзинам). Сюрпризный момент. Стук в дверь. Почтальон вносит письмо от Ёжика. Почтальон: Здравствуйте, ребята, я так торопился к вам. Вот вам письмо из леса от Ёжика.  Воспитатель: посмотрите, какое письмо. Здесь написан адрес нашего детского сада и указана наша группа  «Цветик ­ Семицветик». Указан и отправитель: ребятам от Ёжика. Давайте прочитаем. Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Мне грустно, я скучаю по лесу, но особенно по рябине. На поляне в лесу, где я раньше жил, росла рябина. Она   была   красивая,   особенно,   когда   поспевали   ягоды.   Осень.   Холодно,   все листочки облетели, высохла трава, по небу плывут  тучки,  идёт дождь. Амне так грустно в осеннем лесу без рябины. Ребята, нарисуйте мне, пожалуйста, рябину». Воспитатель: Какое грустное письмо. Давайте порадуем Ёжика и нарисуем ему гроздья   рябинки,   а   потом   отправим   свои   работы   в   письме,   прямо   в   лес.  Проходите   за   столики,   всё   для   вас   уже   приготовлено   (дети   переходят кстоликам). А как же выглядят гроздья рябины? Посмотрите на картины: ветка у рябины   тонкая,   слегка   изогнутая   под   тяжестью   ягод,   лист   рябины   сложный, состоит   из   расположенных   попарно   узких   листиков,   а   ягоды   рябины   собраны вместе. Воспитатель: Осень – красивое время года, об осени не только писали стихи,  картины, но и сочиняли музыку.  Рисование «Гроздья рябины для ежика» Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем гроздь рябины для ежика, чтобы ему стало  весело! Дети: Давайте! Воспитатель:  Посмотрите,   как   выглядит   гроздь   рябины   (показывает   картины   с рябиной), листья рябины маленькие, расположены друг против друга и опускаются ниже. А гроздь рябины пышная, ягоды какие у рябины? Дети: красные, маленькие, круглые. Воспитатель: Правильно, давайте постараемся их нарисовать! Но для начала  разомнемся! Пальчиковая гимнастика: Раз, два, три, четыре, пять  – Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки). Листья берёзы.  Листья рябины, Листики тополя,Листья осины,  Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы). Мы соберём В вазу осенний букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки). Техника рисования нетрадиционным методом «Рисование ватными  палочками». ­Ребята, вот перед вами лежат листы белой бумаги и на них уже нарисованы ветки рябины (воспитатель заранее готовит). Листья мы рисуем пальчиками (показывает): отпускаем   пальчик   в   краску   красного   цвета,   оставляем   отпечаток   на   листе, отпечатки можно накладывать друг на друга, делать их разной плотности. (Дети рисуют ягоды по образцу. Затем проводитсявыставка работ, потом  рисунки кладутся в конверт для Ёжика, который живет в лесу.) Составление рассказа по мнемотаблице. (Дети помнемотаблице составляют рассказ, про осень, опираясь на картины) Рефлексия Воспитатель: ну а сейчас, в заключение нашей работы, давайте поиграем. Проводится игра «Да или нет» Воспитатель: Осенью растут грибы? Дети: Да  Воспитатель: Тучки солнце закрывают? Дети: Да Воспитатель: Колючий ветер прилетает? Дети: да Воспитатель: Туманы осенью плывут? Дети: Да Воспитатель: Ну а птицы гнезда вьют? Дети: Нет Воспитатель: Можно детям загорать? Дети: Нет. Воспитатель: Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? Дети: Да. Воспитатель: Молодцы ребята!