Конспект опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе « Веселая наука »
Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
окружающий мир
Детсад
25.10.2018
Воспитатель :ТюринаЛ.А.
Цели:
Образовательные: с помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей.
Развивающие: развивать познавательный интерес к проведению экспериментов; навыки самостоятельной деятельности.
Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к неживой природе. Желание исследовать её всеми доступными способами.
Задачи:
Образовательные задачи:
дать детям знания о свойствах воздуха:
• воздух прозрачный и невидимый;
• воздух есть везде;
• воздух легкий, он легче воды;
• ветер – это движение воздуха
Развивающие задачи:
Развивать:
• познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
• память, внимание, мышление, умение самостоятельно делать выводы;
• активизировать речь и обогащать словарь детей;
• коммуникативные навыки, умение сотрудничать;
• умственные умения: анализ, синтез, сравнение, классификация.
Воспитательные задачи:
Воспитывать:
• самостоятельность;
• аккуратность в работе;
• умение взаимодействовать в коллективе;
• умение проявлять терпимость к мнению товарища;
• умение не перебивать собеседника;
• нравственное отношение к природе.
Образовательные области: социально – коммуникативная, познавательная, развитие речи, физическое развитие
Пространственная среда: дети стоят полукругом, сидят на ковре, передвижение по группе….
Среда взаимодействия: работа в коллективе.
Методы, приемы, формы:
Словесные: вопросы (основные, вспомогательные, поисковые, пояснение, беседа, рассказ, стихотворение;
Наглядные: показ и проведение опытов;
Практические: участие в эксперементах детей
Виды деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая.
Оборудование: воздушные шары, полоски бумаги, емкость с водой, трубочки, пакеты, апельсиновая корка, долька чеснока, стакан с прикрепленной внутри бумагой.
На столах у детей: пластиковые прозрачные стаканчики с водой, с шариками из бумажных салфеток, трубочки, листы бумаги для изготовления веера, целлофановые пакеты,шапочки (на каждого ребенка).
Ход занятия: (Группа оборудована в научную лабораторию для проведения опытов с воздухом, дети одеты для эксперементирования в фартуки и шапочки)
Воспитатель:
Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).
Воспитатель: А теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель .
Приглашаю вас в научную лабораторию. Давайте подумаем и вспомним, чем занимаются в лабораториях. (ответы детей: экспериментируют, проводят различные опыты)
Воспитатель: а вы знаете, как называют людей, которые делают опыты,проводят эксперементы ? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей? (ответы детей: да)
В лаборатории очень важно соблюдать правила безопасности, ведь здесь столько всего неизвестного! Ребята, а давайте составим эти правила сами, как вы думаете, как нужно вести себя в лаборатории? (ответы детей)
В: Давайте я озвучу правила, который мы с вами придумали:
1. Глазами смотреть можно все – трогать – только после разрешения взрослого.
2. Все опыты всегда проводятся вместе со взрослыми, и только под присмотром взрослых.
3. Не толкай соседа во время опытов.
Воспитатель: тогда ,уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. Вам предстоит показать свои знания о свойствах воздуха, провести опыты, сделать выводы. В нашей лаборатории есть всё необходимое для этого.
Воспитатель: послушайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель: что такое воздух? (ответы детей))
Да, воздух – это то, чем мы дышим. Но для того, чтобы узнать какими свойствами обладает воздух и для чего он нужен, мы с вами проводем эксперименты.
Ну что, приступим?
Опыт № 1.
Воспитатель: а для чего нам необходим воздух? (ответы детей: для дыхания).
Воспитатель: предлагаю убедиться в том, что мы действительно дышим воздухом. Давайте подышим. Через нос вдыхаем, через рот выдыхаем.
А сейчас предлагаю провести маленький эксперимент: закрыли ротики, крепко сжали губы, пальчиками зажали нос. Что происходит? Вы начали открывать рты , потому?(ответы детей)
Вывод: без воздуха на нашей планете жизнь была бы невозможна.
А кто ещё дышит воздухом кроме человека? (ответы детей). Все живые существа дышат так, как им удобно. Растения – листьями, рыбы – жабрами, червяки под землей дышат - кожей. Животные и люди дышат легкими. Давайте положим ладонь на живот и сделаем вдох. Живот стал больше, значит, воздух вошёл в него, а теперь выдох-воздух вышел, и живот уменьшился.
Опыт № 2.
Воспитатель: а можем ли мы увидеть воздух? (ответы детей). Конечно нет, он невидим, но его можно обнаружить: проведем эксперимент..
Воспитатель: как вы думаете- можно ли опустить бумагу в воду и не намочить её? (Нет)
Воспитатель: А я докажу, что смогу не намочить бумагу. Нужно на дно стакана приклеить полоску бумаги, стакан перевернуть горлышком вниз и резко опустить в воду (показ). Потрогайте бумагу. Она сухая, а почему?
- Воздух остался в стакане и не дал воде подняться и намочить бумагу.
В. А теперь снова опустим стакан в воду, но держать его буду немного наклонно. Что появляется в воде? (пузырьки).
В. Да, это пузырьки с воздухом. Откуда они взялись?
Воздух вышел из стакана, и его место заняла вода. Что произошло с листом? Он намок.
Вывод: Вода заняла место в стакане, вытеснив из него воздух, который мы с вами увидели в виде пузырьков.
- опыт с пакетом: возьмите по пакету – он пуст, а теперь надуйте его. Если сжимать пакет руками, то мы чувствуем, что воздух упругий. Да там есть воздух.Посмотрите через пакет друг на друга, на свою руку.
Вывод -воздух прозрачен,невидим.
Опыт № 3.
Воспитатель: а можем ли мы узнать, есть ли воздух вокруг нас? (ответы детей: мы должны его почувствовать).
Воздух бесцветный, но его можно почувствовать. Продолжаем эксперемент.
Воспитатель: Возьмите зубочистку и аккуратно проткните пакет,поднесите пакет ближе к лицу .Что вы чувствуете? (ответы детей) Ощущается прикосновение воздуха
Воспитатель: Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Возмите веер и взмахните им в сторону салфетки . Почему слетела салфетка? Между салфеткой и веером есть воздух, он и привел салфетку в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ответы детей) Движение воздуха – это ветер.
Вывод: воздух постоянно перемещается.
А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть .
Физкультминутка "Ветер дует нам в лицо".
Отдохнули, можно и дальше продолжать исследование.
Воспитатель: предлагаю создать микро-бурю в стакане.
Опыт №4.
«Воздушные вихри» Для опыта нам понадобится стакан, маленькие шарики из бумажной салфетки и трубочка для коктейля. Чтобы создать «бурю» подуйте. Бумажные шарики закружатся в воздушном вихре.
Вывод: Опыт показывает, что воздух, двигаясь, образует ветер, который может перемещать предметы.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, есть ли у воздуха запах?
Опыт №5.
«Узнай по запаху» Вы сейчас чувствуете какой-нибудь запах? (ответы детей). А я вам докажу, что у воздуха нет запаха! Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (апельсина, чеснока)
Воспитатель: Возьму корочку апельсина и помну её. Чем пахнет? Апельсином. А сейчас я раздавлю дольку чеснока. Чем пахнет? Чесноком.
Что вы чувствовали? Воспитатель: вы чувствовали запах того вещества, которое я вам давала понюхать. Имеет ли свой запах воздух? (нет)
Вывод: запах передаётся по воздуху.
Опыт №6.
Мы уже говорили,что воздух везде. Воздух есть и внутри людей и это можно доказать! - возьмём трубочку и подуем в стакан с водой (показ, посмотрите, что происходит. Пузырьки поднимаются наверх. Это и есть воздух.
Воспитатель: Откуда он взялся?
Ребёнок: Он находился внутри нас!
Воспитатель: а теперь подуйте сильнее. Что у нас с вами получилось? – Чем больше воздуха, тем больше пузырей.
Воспитатель: кто сможет ответить почему летают птицы,самолеты,бабочки и тд?
(Летают благодаря крыльям и силе аэродинамики , которая удерживает их в воздухе)
Игра "Летает -не летает"
Эксперимент № 8 «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель: это мы сейчас проверим.
1) На деревянной палочке висят на одном уровне два воздушных шарика, то есть они имеют одинаковый вес;
2) Один шарик лопнули, то есть воздух вышел, и он стал легче (выше, чем шарик, наполненный воздухом)
Вывод:вот мы и доказали,что у воздуха есть вес.
Воспитатель .И так подведём итог:
- воздух - невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.
- воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы. Вот, например, мы через воздух видим дверь, а что за дверью мы не видим.
- воздух бесцветен. Мы видим, что окно белого цвета, а пианино коричневого, а у воздуха цвета нет.
- воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.
Воспитатель:
Уважаемые исследователи наше занятие подошло к концу ! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях.
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного.
Спасибо вам!
Детям вручаются в подарок воздушные шарики.
эксперементирование.docx
Конспект опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе « Веселая наука »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.