Конспект открытого классного часа в 8 классе на тему «Я гражданин России»
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
классное руководство
8 кл
01.04.2018
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»,
«быть патриотом».
Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно делать
выводы, отстаивать свою точку зрения;
учить учащихся умению ведения диспута, умениям исследовательской
деятельности;
воспитывать любовь к Родине, Отечеству;
развивать творческие способности учащихся;
Подготовительная работа:
составить вопросы для обсуждения;
подобрать цитаты по теме;
выступление по вопросам;
написать сочинение “С чего начинается Родина”;
подготовить презентацию по теме.
Конспект классного часа.docx
Открытый классный час в 8 классе на тему «Я гражданин России»
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»,
«быть патриотом».
Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно делать
выводы, отстаивать свою точку зрения;
учить учащихся умению ведения диспута, умениям исследовательской
деятельности;
воспитывать любовь к Родине, Отечеству;
развивать творческие способности учащихся;
Подготовительная работа:
составить вопросы для обсуждения;
подобрать цитаты по теме;
выступление по вопросам;
написать сочинение “С чего начинается Родина”;
подготовить презентацию по теме.
ЦИТАТЫ:
“ Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю
каплю крови пожертвую её благосостоянию”.
Пётр Багратион
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Н.А. Некрасов.
«Поэтом можешь ты не быть,…
НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН!»
Н.А. Некрасов.
“Патриотизм убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней
родился”.
Бернард Шоу
“Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь
сделать для своей Родины”
Джон Кеннеди
“Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют
стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном
суверенитете”.
Владимир Путин
Ход урока
Социальный ролик «Россия – это мы!» Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. По словам президента Российской
Федерации В. В. Путина, «России сегодня необходима стратегия национальной
политики, основанная на гражданском патриотизме»
Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских
людей. Как пробудить в людях чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому
что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя
заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Видео «Путин. Национальная идея России»
Учитель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить, что же такое патриотизм и
на сколько мы с вами патриоты? Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм.
Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к
земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не
всегда делают страну богатой и счастливой.
Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почемуто она не защитила нас от
пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и
безнравственности.
Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в
сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной
энергии людям. Тема нашего разговора посвящена понятию гражданственности и тем
составляющим, которые входят в это понятие. Необходимость поговорить, об этом
вызвана тем, что в ближайшее время в нашей стране отмечались большие народные
праздники и проходили политические события.
И сегодня нам придётся ответить на такие вопросы, как:
Что такое патриотизм?
Что такое Родина?
Кого можно назвать гражданином?
Ребята, определений этим терминам несчетное количество. А как вы думаете, что же
наилучшим образом может для описания Патриотизма (распечатки)
“Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство,
содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость
за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.
На экране: “Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему
народу”. Д.Н. Ушаков.
Гражданин, кто это? (распечатки)
Гражданин:
1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства,
пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;
2) Взрослый человек, а также форма обращения к нему.
«Гражданин это человек, мысли и поступки которого направлены на благо
Отечества, на благо своего народа» Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, который
закручивают по желанию посторонних. Или он Гражданин, влияющий на свою судьбу
и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.
Кого же называют гражданином? (Предлагается 3 варианта ответа, учащиеся работают
в группах.)
Как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин? Я предлагаю вам
по определению определить качества гражданина, которыми он должен обладать.
Любовь ко всем людям, человечность. (Гуманизм)
Если люди тебя уважают,
Часто просят дать им совет.
И тебя очень многие знают
Значит, завоевал ты… (Авторитет)
Это качество ассоциируется, прежде всего, с мамой, которая оберегает вас всю жизнь.
(Заботливость)
Почтительное отношение, основанное на признании человеческих достоинств.
(Уважение)
Качество, характеризующее человека на которого всегда можно положиться.
(Надежность)
Какое чувство испытывает человек к другому человеку за оказанную помощь,
поддержку. (Благодарность)
Подбери те синоним к слову правдивость. ( Честность)
Человек, обладающий яркой индивидуальностью. (Личность)
Представьте, вам поручили оформить кабинет к Новому году:
А) Вы бы отложили все дела и занялись оформлением кабинета.
Б) Оформили бы кабинет, когда будет свободное время.
В) Перепоручили бы другому однокласснику.
(при ответе А, учитель задает вопрос) Каким качеством обладает каждый из вас?
(Ответственность)
Учитель: Как вы думаете, какие понятия включает в себя слово “гражданин”?
(Ответы на экране):
Патриотизм
Боль за родную природу
Высокая нравственность
Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине
Вывод
Еще раз озвучим качества настоящего гражданина. Гражданин должен
быть: гуманный, заботливый, надежный, ответственный, уважать всех окружающих,
быть честным, и конечно быть личностью с большой буквы.
Учитель: у каждого гражданина есть свои права и обязанности, их много. Все права и
обязанности записаны в основном законе нашего государства. Как он называется? На
слайде из рассыпавшиеся буквы соберите слово:
ЯНСТИЦУТИО (конституция) Учитель: Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это
потребность души, веление сердца?
Школьник это гражданин?
Ребята, а в каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?
“Быть гражданином” это не просто запись в паспорте или это состояние души и
потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой
Родины и на ее процветание?
Дополните до фразы, пользуясь словами для справок
знать (права)
выполнять (обязанности)
любить (свою Родину)
охранять (территорию)
беречь (природу)
гордиться (культурой, языком)
приумножать (богатства)
Задание «Составь пословицу о Родине» (работа в парах) дано начало пословицы,
надо найти вторую часть. Прочитать.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
Чужбина — калина, родина — малина.
Родной край – сердцу рай.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Родина – мать, чужбина – мачеха.
Береги Родину, как зеницу ока.
Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Если народ един, он непобедим.
Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт.
3.Послушайте одну историю.
ЖилБыл Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались
неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся
Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя
страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».
По его понятиям, его страна была бедная, а народ ленивый. «Пусть они живут как
хотят», мне с ними не по пути», решил Человек. Собрал вещи и решил поехать за
границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась – и деньги
появились. Но только почемуто не радостно у него на душе, будто чтото важное
потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочет отдыхать на
дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе,
«на душе кошки скребут».
Давайте подумаем: когда так говорят?
(дети отвечают) Почему же человек заскучал?
(выслушиваются ответы детей)
Человека замучила тоска по родине, которую он оставил, по людям, которые были
ему когдато дороги.
Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном
языке. Вернувшись домой, открывает семейный альбом, со слезами на глазах
рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина».
Такое состояние называется – «ностальгия». Ностальгия – это тоска по родине.
Ктонибудь из вас испытывал это чувство?
(дети отвечают)
4.Есть пословица о Родине – “Одна у человека мать, одна у него и родина”.
Любовь к родине – чувство, очень личное, глубокое, тихое. Родину не выбирают.
Вы родились в России.
Какие ассоциации у вас с этим словом?
На каждую букву из слова Россия назовите ассоциацию (структура «РАУНД
ТЭЙБЛ»)
Ученики:
Р – родина
О – особенная,одна,огромная
С – славная,сильная
С – смелая,свободная
И – искусная, историческая ,идеальная
Я – ясная,яркая,я.
Самое главное, самое важное право человека на жизнь.
А какова ваша главная обязанность? Хорошо учиться.
Видео «Мульти Россия»
Тренинг.
Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.
У соседей случился пожар…
Срочно потребовалось сдать кровь больному…
Возникла необходимость съездить за лекарствами постороннему человеку…
Можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками?.
Ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям
бережнее относиться к зеленым островкам своего города.
Молодые люди участвуют в восстановлении храма.
Ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны.
Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. Навстречу
ему, подняв голову кверху и чтото напевая себе под нос, шел мальчик. Он не
заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в
этой ситуации? Приведите примеры гражданского поведения.
Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его
родного края он работает в экологическом отряде и сажает деревья. Он помогает
содержать в порядке свой двор и никогда не бросает бумажки на землю. Вечером в
парке он не сидит с ногами на скамейке и не разламывает ее перед уходом.
Гражданин хранит прошлое своей страны и участвует в восстановлении памятников
старины.
Гражданин понимает, что люди никогда не были равны и поэтому бессмысленно
завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он
может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и
профессионализм.
Вывод: Таким образом, гражданские поступки люди могут совершать и не в
чрезвычайных ситуациях. Все зависит от самого человека, его гражданской позиции.
Стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и
на благо других людей, на благо своей Родины, ибо каждый должен понимать, что “
Россия без нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись”.
Вопросы для обсуждения:
1. С чего начинается Родина?
Как вы понимаете слова ‘’Родина’’ ‘’Патриотизм’’?
Считаете ли вы себя патриотом? Почему?
Какие поступки надо совершить, что бы их считали патриотическими?
Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
2. Гордитесь ли вы своей страной?
В какие моменты испытываете национальную гордость?
Интересуетесь ли героическим прошлым нашей страны? Испытываете ли горечь за
поражения и ошибки?
Устраивает ли вас гимн нашей страны, какие вызывает эмоции?
Что такое национализм?
3. Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?
Нужны ли стране профессиональные военные?
Кто из вас хочет поступить в военные училище?
Престижна ли профессия офицера?
Вы за или против службы в армии?
4. С чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание?
Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека?
Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как относитесь к
взаимовыручке?
Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?
Есть ли у вас предмет для подражания? Кто?
Работа с текстом.
Учитель: В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ
деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как
“балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка за руль полыхающего чудовища и к реке.
Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до
ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось
прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем о
выдающемся Гражданине. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к
человеку, к своему дому, краю, Родине.
Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?
Учитель: Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и
полезными действиями.
Каждый гражданин любой страны должен любить и уважать свою Родину, её традиции.
Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить
обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком
своего народа, приумножать богатства.
Заполнение листков.
соблюдение Конституции и законов
уважение прав и свобод других лиц.
обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании
обязан платить законно установленные налоги и сборы
обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к
природным богатствам
Долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации является защита
Отечества.
Игра «Нас с тобой объединяют обязанности» (Если останется время)
Кидают друг другу мяч со словами: «Нас с тобой объединяют обязанности…(хорошо
учиться, бережно относиться к природе, проявлять уважение к старшим, изучать
историю и культуру страны). Если принимающий мяч согласен с обязанностью, он
говорит: «Спасибо, я согласен». Если не согласен : «Спасибо, я подумаю».
Учитель: Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я
предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Котневского:
У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не чтото,
Она сегодня мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много, Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.
9.Взгляд в будущее. Цветиксемицветик.
Вы граждане России, именно от вас зависит будущее.
– Вы когданибудь задумывались том, какой бы вы хотели видеть свою родину в
будущем?
Давайте заглянем в будущее.
Я хотела бы, чтобы задействовали свою фантазию и представили, какой прекрасной
станет Россия в будущем.
Закройте глаза, представьте, что вы спите и видите свою Родину через много.
– Кто доволен увиденным образом будущего?
– Что там больше всего понравилось?
Все ваши планы обязательно сбудутся
Берегите Россию – нет России другой.
Работа в группах. Одна группа придумывает герб класса, другая флаг
Учитель: Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дайто Бог, чтобы наше
будущее было в надежных руках.
Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить
активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.
Подведение итогов
Вернемся к началу классного часа. Что же ставить в предложении «Я гражданин
России»: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или
восклицательный знак?
Видео «Флаг моего государства»
“НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТО, ЧЕГО НЕ ПОЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ”
(Конфуций)
“ПРОСЫПАЯСЬ УТРОМ, СПРОСИ СЕБЯ: “ЧТО Я ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ?”
ВЕЧЕРОМ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗАСНУТЬ: “ЧТО Я СДЕЛАЛ?”
(Пифагор)
“СТАРОСТЬ УВАЖАТЬ МОЛОДОСТИ ДОЛГ”
(пословица)
“ЗАКОНЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ДЛЯ ВСЕХ ОДИНАКОВЫЙ СМЫСЛ”
(Монтескье) “БУДЕМ ИЗМЕРЯТЬ ЖИЗНЬ ПОСТУПКАМИ, А НЕ ВРЕМЕНЕМ”
(Сенека).
“ЕСЛИ ДЕЙСТВОВАТЬ НЕ БУДЕШЬ, НИ К ЧЕМУ УМА ПАЛАТА”
(Ш. Руставели)
“ГОСУДАРСТВО ЭТО Я”
(Людовик XIV)
Конспект открытого классного часа в 8 классе на тему «Я гражданин России»
Конспект открытого классного часа в 8 классе на тему «Я гражданин России»
Конспект открытого классного часа в 8 классе на тему «Я гражданин России»
Конспект открытого классного часа в 8 классе на тему «Я гражданин России»
Конспект открытого классного часа в 8 классе на тему «Я гражданин России»
Конспект открытого классного часа в 8 классе на тему «Я гражданин России»
Конспект открытого классного часа в 8 классе на тему «Я гражданин России»
Конспект открытого классного часа в 8 классе на тему «Я гражданин России»
Конспект открытого классного часа в 8 классе на тему «Я гражданин России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.