Конспект открытого урока "Лексика" (7 класс, русский язык)
Оценка 4.6

Конспект открытого урока "Лексика" (7 класс, русский язык)

Оценка 4.6
Работа в классе +1
docx
русский язык
7 кл
27.03.2017
Конспект открытого урока   "Лексика" (7 класс, русский язык)
Публикация является частью публикации:
Открытый урок Лексика.docx
Тема урока: Обобщающий урок по теме лексика, лексическое значение слов,  однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов, синонимы,  антонимы, омонимы. Цель урока: Образовательная: систематизировать изученное по теме «Лексика», совершенствовать  навыки определения лексического значения слова, посредством умения работать со  словарём, расширять  словарный запас, используя в самостоятельной речи такие языковые единицы, как антонимы, синонимы и омонимы,  совершенствовать грамматический строй  речи; Коррекционная, развивающая:  развивать критическое мышление,  культуру устной и  письменной речи, с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные  возможности детского организма; Воспитательная:  воспитывать осознанное отношение к изучаемому, способствовать  созданию условий для  познавательного интереса к предмету и любовь к родному языку. Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная,  групповая, фронтальная. Оборудование урока: мультимедийная презентация, индивидуальные карточки для  учеников.   Тип урока: обобщающий 1.Организационный момент. ­Как вы слышите?          2. Организационные фразы.   ­Какое сегодня число? ­Какой сегодня день недели? ­Какой сейчас урок? Ход урока. Предполагаемые  ответы ­Я слышу хорошо(плохо) Диф.  обучение. Сегодня …… День недели…. Сейчас урок …. 3.Установка на произношение: слушайте  внимательно, говорите правильно, следите за  звуками. ­Послушайте, что будем делать. ­будем разгадывать ребус ­будем работать со словарём ­будем отвечать на вопросы ­будем работать в тетрадях и у доски 4. Актуализация опорных знаний ­Сегодня у нас последний и обобщающий урок по теме,  которую мы изучали в течение этой четверти. ­Сказать, какая тема урока вы сможете, разгадав ребус. ­Что такое лексика?  ­Чем больше слов знает человек…./продолжите фразу/ ­Каждое слово что­то обозначает, т.е. у слов есть  лексическое значение. ­Мы знаем лексическое значение ВСЕХ слов? ­Где можно узнать лексическое значение того или  иного слова? ­Как называется словарь, в котором дано лексическое  Лексика Лексика – это словарный состав  языка. тем богаче, ярче  и грамотнее его  речь. Нет, не всех. В интернете, в словаре. Толковый словарь русского языка. значение слов?  ­Назовите фамилии самых известных авторов,  составителей толкового словаря русского языка. C найдите в словаре Ожегова толкование  следующих слов: оптимизм ­ оптимист пессимизм ­ пессимист ­Каких литературных героев, из недавно прочитанных  произведений,  вы можете охарактеризовать как  оптимист и пессимист? /Устно/ ­Слова могут иметь только одно лексическое значение? ­Какое было домашнее задание? C Проверка домашнего задания. ­Что вы можете сказать о многозначных словах? С.И.Ожегов, В.И.Даль. Дети читаю толкование данных  слов. В произведении Л.Н.Толстого  "Кавказский пленник" Жилин был  оптимистом, а Костылин –  пессимистом. В произведении И.Алтынсарина  "Сын бая и сын бедняка" Усен был  оптимистом, а Асан – пессимистом. Нет. Некоторые слова имеют одно  лексическое значение, эти слова  называются ОДНОЗНАЧНЫМИ. А некоторые слова могут иметь  несколько лексических значений,  это МНОГОЗНАЧНЫЕ слова. Найти в словаре Ожегова  однозначные и многозначные слова.  Дети зачитывают примеры слов с  однозначным и многозначным  значением. Многозначные слова делятся на  слова с прямым и переносным  значением. Прямое значение  ­ это основное  лексическое значение слова. Переносное – вторичное значение  слова, которое возникло на основе  прямого и связано с ним по смыслу. ­Откройте тетради, запишите число, классная работа и  тему урока. C Выпишите в две колонки словосочетания с  прямым и переносным значением. 3гр. Щёки горят, горит огонь, горит свеча; острый язык, острый  нож, острый ум; воет вьюга, воет ветер, воет волк; море  пшеницы, голубое море, ласковое море; кирпичная стена, стена  дождя, живая стена. 2гр. Щёки горят, горит огонь; воет ветер, воет волк; море  пшеницы, голубое море; кирпичная стена, стена дождя. /Взаимопроверка+слайд с проверочным материалом/ Игра "Наоборот" Вот теперь настал черёд Сыграть в игру наоборот. Скажу я слово высоко. А ты ответишь Скажу я слово далеко, А ты ответишь Скажу я слово потолок, А ты ответишь Скажу я слово потерял, И скажешь ты Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты:  ...низко. ... близко. .. .пол. .. .нашел. ...храбрец. Теперь начало я скажу,­ Ну, отвечай ­К какой группе относятся слова, которые мы сейчас  называли? ­Дайте определение антонимам. Офтальмотренинг Игра "Найди слово!" ­Внимательно посмотрите на карточки. В каждой  строчке есть одинаковые буквы. Найдите их и  составьте слово.  :.. .конец. Антонимы. Антонимы – это слова,  которые……… с н и и о м с и о с и м н н ы н ы ­Дайте определение, что такое синонимы. ­К   слову   в   центре   подберите   синонимы   и   антонимы. Синонимы   выделите   красным   цветом,   антонимы   – синим. Синонимы. Синонимы ­ это слова……………… /Работа в тетрадях и у доски/ ­А это что за группа? Дайте определение данной группе слов. ­Прочитайте стихотворения. Найдите и объясните  омонимы. Наш Ванюша во бору Накосил косой траву. А своей косой Танюша Полюбилася Андрюше. Папа краном управляет, Носит груз подъёмный кран. А придя домой с работы, Папа чинит в ванной кран. ­ Кто вы? ­ Мы лисички, дружные сестрички. ­ Ну, а вы­то кто же? ­ Мы лисички тоже! ­ Как, с одной­то лапкой? ­ Нет, ещё – со шляпкой… Молоко покрыла пеночка,  Варится в котле овсянка. За окном запела пеночка, Подпевает ей овсянка. ­Внимательно посмотрите на картинки.  5 . Итог урока. Рефлексия. ­Что вы узнали, изучая тему "Лексика"? Это омонимы. Омонимы – это  слова, которые ………….. Что лексика – это словарный состав языка; Что слова имеют лексическое  значение; Что по лексическому значению  слова делятся на однозначные и  многозначные; Что многозначные слова делятся на  слова с прямым  и переносным значением; Что есть такие группы слов, как  синонимы, антонимы и омонимы.   Что самое главное для человека –  любить свою Родину, быть  свободным, быть верным и быть  честным. Е.М. какое будет домашнее  задание? ­Сегодня мы говорили о том, что слова имеют значение. И даже одно слово может значить очень много. А ещё,  что прежде чем сказать что­то, надо подумать – не  ранит ли это слово человека, не оскорбит ли, не обидит ли. Послушайте отрывок из стихотворения Вадима  Шефнера "Слова" Есть слова ­ словно раны, слова ­ словно суд,­ С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке нашем есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. ­Что вы поняли? ­А вы любите Родину? ­Какой праздник мы будем отмечать совсем скоро? ­Сегодня все очень хорошо работали. Молодцы! Оценки на слух. Домашнее задание: Выполните задания теста. ТЕСТ 1. К какой группе слов относятся слова  контуры — очертания!       1) омонимы       2) антонимы            3) синонимы 2. В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?        1)Мы знакомы домами.        2) Родина ­ наш общий дом.        3) Летом мы были в доме отдыха 3. В каком ряду представлены антонимы?         1) узкий ­ широкий            2) высокий – высоченный           3) комнату заставили мебелью ­ меня заставили учиться 4.  В каком ряду слова не являются синонимами?       а) чахнуть, угасать, таять       б) одобрять, хвалить, хвастаться       в) хитрить, лукавить, изворачиваться 5.  Какая пара слов не является антонимами?        а) густой, редкий        б) ускорение, замедление        в) цветок, дерево 6. В каком ряду словосочетания даны в переносном значении?        а) золотые руки, золотые волосы.        б) тяжёлый рюкзак, свежий хлеб.        в) весенний цветок, осеннее дерево Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который  характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его  информационному полю.  Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов,  которые нужно решить. Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, это  естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает  мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся  путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического  мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает  продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и  правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно  сказать, что критическое мышление ­ это отправная точка для развития творческого мышления, более  того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.  Есть слова ­ словно раны, слова ­ словно суд,­ С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке нашем есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. ТЕСТ 1. К какой группе слов относятся  слова  контуры — очертания!       1) омонимы       2) антонимы            3) синонимы 2. В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении  «семья»?        1)Мы знакомы домами.        2) Родина ­ наш общий дом.        3) Летом мы были в доме            отдыха 3. В каком ряду представлены  антонимы?         1) узкий ­ широкий            2) высокий – высоченный           3) комнату заставили мебелью ­  меня заставили учиться 4.  В каком ряду слова не являются  синонимами?       а) чахнуть, угасать, таять       б) одобрять, хвалить, хвастаться       в) хитрить, лукавить,  изворачиваться 5.  Какая пара слов не является  антонимами?        а) густой, редкий        б) ускорение, замедление        в) цветок, дерево 6. В каком ряду словосочетания  даны в переносном значении?        а) золотые руки, золотые  волосы.        б) тяжёлый рюкзак, свежий  хлеб.        в) весенний цветок, осеннее  дерево ТЕСТ 1. К какой группе слов относятся  слова  контуры — очертания!       1) омонимы       2) антонимы            3) синонимы 2. В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении  «семья»?        1)Мы знакомы домами.        2) Родина ­ наш общий дом.        3) Летом мы были в доме            отдыха 3. В каком ряду представлены  антонимы?         1) узкий ­ широкий            2) высокий – высоченный           3) комнату заставили мебелью ­  меня заставили учиться 4.  В каком ряду слова не являются  синонимами?       а) чахнуть, угасать, таять       б) одобрять, хвалить, хвастаться       в) хитрить, лукавить,  изворачиваться 5.  Какая пара слов не является  антонимами?        а) густой, редкий        б) ускорение, замедление        в) цветок, дерево 6. В каком ряду словосочетания  даны в переносном значении?        а) золотые руки, золотые  волосы.        б) тяжёлый рюкзак, свежий  хлеб.        в) весенний цветок, осеннее  дерево д у к р о а о с а м п т а я ч ф а ы в д ж о н ц щ з р е а л р м б ю м э е у т з г н а к с м и а п г з п а и р ц р е р у з а о с л м п т к я ч ф е ы в д ж о й у к е а к с м и е п а о д б ю е г ц с п а ц щ з а л э е т г й и р т в  а и ц  щ   у  в  о  д   к  о  л   с  е  а а  б  ю   м п  р  ц  к г д  д  у   м  и  н  с  я  ч  и  п  м  а  в  ф м ы   а  р  п  и  д ж  о  ц р  е  н р  у к р а в       з  л  э  е  т  г  и  з

Конспект открытого урока "Лексика" (7 класс, русский язык)

Конспект открытого урока   "Лексика" (7 класс, русский язык)

Конспект открытого урока "Лексика" (7 класс, русский язык)

Конспект открытого урока   "Лексика" (7 класс, русский язык)

Конспект открытого урока "Лексика" (7 класс, русский язык)

Конспект открытого урока   "Лексика" (7 класс, русский язык)

Конспект открытого урока "Лексика" (7 класс, русский язык)

Конспект открытого урока   "Лексика" (7 класс, русский язык)

Конспект открытого урока "Лексика" (7 класс, русский язык)

Конспект открытого урока   "Лексика" (7 класс, русский язык)

Конспект открытого урока "Лексика" (7 класс, русский язык)

Конспект открытого урока   "Лексика" (7 класс, русский язык)

Конспект открытого урока "Лексика" (7 класс, русский язык)

Конспект открытого урока   "Лексика" (7 класс, русский язык)

Конспект открытого урока "Лексика" (7 класс, русский язык)

Конспект открытого урока   "Лексика" (7 класс, русский язык)

Конспект открытого урока "Лексика" (7 класс, русский язык)

Конспект открытого урока   "Лексика" (7 класс, русский язык)