Конспект открытого урока по биологии на тему: "Голосеменные растения" в 5 классе
Оценка 4.6

Конспект открытого урока по биологии на тему: "Голосеменные растения" в 5 классе

Оценка 4.6
Лекции
docx
биология
5 кл
07.11.2019
Конспект открытого урока по биологии на тему: "Голосеменные растения" в 5 классе
Вид урока: урок- лаборатория. Содержание учебного материала урока «Голосеменные растения» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, изложенным в Примерной программе основного общего образования по биологии 5-9 классы, а также направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Урок рассчитан на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности, предусматривает работу с учебником, натуральными объектами, фиксацию информации в форме таблиц, выполнение лабораторной работы. Использование ЭОР, ИКТ обучения на данном уроке делает его наглядным, интересным, позволяет снять основные затруднения усвоения новых знаний. Такая организация работы имеет свои преимущества: снижается перегрузка учащихся, а деятельность учителя и обучающихся на всех этапах урока становится более интенсивной, что дает возможность повышать качество обучения предмету.
00100654-2675d2eb.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОШ №19»                      368000 РД,  г.Хасавюрт, ул. Висаидова 2 е,  тел. 8 (8722) 351912  эл.адрес  [email protected]     Конспект открытого урока по биологии в  5 «в» классе на тему: «ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ» Педагогическая цель Познакомить учащихся с многообразием голосеменных растений, особенностями их строения и жизнедеятельности; дать представление о многообразии голосеменных растений, их роли в природе и жизни человека Задачи урока Тип, вид урока Планируемые  результаты  (предметные) Личностные результаты Универсальные  учебные действия  (метапредметные) Формы и методы  обучения Образовательная: сформировать знания о признаках голосеменных растений, раскрыть их биологические особенности.  Развивающая:  формировать умения отличать по внешнему виду хвои и шишки сосну и ель, пихту, кедр, сравнивать (папоротникообразные и голосеменные растения); развивать творческие способности учащихся. Воспитательная: воспитывать стремление сотрудничать в процессе совместной работы, любовь к природе Постановка и решение учебной задачи; комбинированный  Учащийся  н а у ч и т с я   использовать   дополнительные   источники   информации   для   выполнения   учебной   задачи; определять   принадлежность   биологических   объектов   к   голосеменным;   устанавливать   черты   сходства   и   различия   у представителей   голосеменных;   различать   изученные   объекты   в   природе,   на   таблицах;   делать   зарисовки   растений; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;  объяснять роль представителей голосеменных растений   в   природе   и   жизни   человека;  б у д е т   з н а т ь   существенные   признаки   строения   и   жизнедеятельности голосеменных;  основные признаки представителей голосеменных; значение голосеменные животных в природе и жизни человека. Б у д у т   с ф о р м и р о в а н ы :   навыки   обучения,  нравственно­этического   оценивания   усваиваемого   содержания; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук;  уважительное отношение к старшим и младшим товарищам Регулятивные – н а у ч и т с я :  составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы;  п о л у ч и т   в о з м о ж н о с т ь   н а у ч и т ь с я :   ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные  –  н а у ч и т с я : устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать   источники   необходимой   информации,   систематизировать   информацию;  п о л у ч и т   в о з м о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я :   ориентироваться   на   возможное   разнообразие   способов   решения   учебной   задачи,   применять   приемы работы с информацией. Коммуникативные  –  н а у ч и т с я :   принимать   участие   в   работе   группами,   использовать   в   общении   правила вежливости; п о л у ч и т   в о з м о ж н о с т ь   н а у ч и т ь с я :  принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера   высказывания,   адекватно   использовать   средства   устного   общения   для   решения   коммуникативных   задач; п о л у ч и т   в о з м о ж н о с т ь   п р и м е н и т ь :   умения   и   опыт  межличностной   коммуникации,   корректного   ведения диалога и участия в дискуссии Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск Понятия и  термины Образовательные  ресурсы информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) Голосеменные растения, пихта, лиственница, сибирская сосна Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Раздел «Наборы цифровых ресурсов» к учебнику «Биология. Растения.   Бактерии.   Грибы.   Лишайники.   6   класс».   Пономарева   И.   Н.   и   др.   –   Режим   доступа   :   http://school­ collection.edu.ru/catalog/ Презентация к уроку по теме «Голосеменные растения». – Режим доступа : http://mirbiologii.ru/konspekt­i­prezentaciya­k­ uroku­biologii­5­klassa­na­temu­golosemennye­rasteniya.html  О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Деятельность учащихся Осуществляемые действия Формируемые умения Отвечают на вопросы учителя. Слушают  мнения однокласс­ ников Осуществляют  анализ ответов  одноклас­сников.  Сравнивают. Строят  высказывания,  понятные для  одноклассников и  учителя Текущий контроль Вопросы  учителя.  Работа по  карточкам  с  заданиями Этап урока, Методический цель прием Деятельность учителя Фронтальная  беседа I.  Актуализаци я опорных  знаний  урока. Проверка  опорных  знаний  учащихся,  необходимых  для изучения  нового  материала Активизирует знания учащихся, необходимые для  изучения нового материала. Проводит  индивидуальный и фронтальный опрос:  – Как доказать, что 300 млн лет назад растительный  покров Земли был представлен в основном  папоротникообразными, имеющими гигантские  размеры? (На окаменелостях, каменном угле имеются  отпечатки древних папоротникообразных.) – Какое строение имеет стебель кукушкина льна?  (Кукушкин лен имеет прямостоячий стебель с  листьями, высотой до 10 см.) – Какие органы имеются у папоротника? (Корни,  стебель, листья.) – Какой способ питания характерен для мхов?  (Автотрофный – для них характерен  фотосинтез.) Этап урока, Методический цель прием Деятельность учителя Деятельность учащихся Осуществляемые действия Формируемые умения Текущий контроль – Где у папоротников развиваются споры и как они  рассеиваются? (Споры располагаются на нижней  сто­роне листа, после созревания они падают во  влаж­ную почву и прорастают. Также споры  могут переносить животные.) – Каковы черты сходства и отличия в строении мхов и папоротников? (Папоротники имеют корни, а  мхи – только ризоиды. У мхов и папоротников  имеются листья, они способны к фотосинтезу и  размножаются с помощью спор.) – Как называется коробочка и почему? (Коробочка  называется спорофитом, так как в ней  образуются споры.) – Как распространяются споры у мхов? (Споры  распространяются с помощью ветра.) – Что происходит со спорой, если она попадает в  благоприятные условия? (Попав в благоприятные  условия, спора прорастает.) – Каково значение мхов в природе? (Мхи вызывают  заболачивание почв и участвуют в образовании  торфа.) Вводная  беседа II.  Мотивация к изучению  нового  материала.  Формулиров ание темы и  целей урока. Мотивирует учащихся к определению темы и  постановке познавательной цели урока:  – Две группы растений мы с вами уже изучили.  Сегодня познакомимся с растениями, которые в  данное время на нашей планете занимают обширные  территории, образуя огромные леса. Эти растения  человек использует при судостроении,  строительстве, а побочные продукты деятельности  Отвечают на вопросы учителя. Слушают  мнения  одноклассников.  Формулируют  выводы на основе  наблюдений. Ставят цели,  Наблюдают.  Осуществляют  анализ  объекта.  Сравнивают. Строят  высказывания,  понятные для  одноклассников и  Вопросы  учителя  и устные  ответы Этап урока, Методический цель прием Деятельность учителя Обеспечение  мотивации  и принятия  учащимися  цели учебно­ познавательно й  деятельности. Подведение  детей к  формулирова нию темы и  постановке  задач урока.  Составление  плана работы III. Усвоение  новых  знаний и  способов  действий. Обеспечение  восприятия,  осмысления  и первичного  запоминания знаний,  выявления  Беседа по  вопросам.  также применяются в быту. В европейских странах и в России растения этой группы используют для  украшения домов в преддверии праздника – Нового  года.  Озвучивает тему и цель урока: – Я думаю, вы уже догадались, о какой группе  растений идет речь, – это голосеменные растения.  Сегодня мы с вами познакомимся с многообразием  этих растений и определим особенности  голосеменных.  Уточняет понимание учащимися поставленных  целей урока. Выдвигает проблему: – За что растения получили свое название:  «голосеменные»?  Объясняет новый материал, используя ЭОР и  учебник. Обращает внимание на вопросы экологии  (бережное отношение к природе). – Сегодня мы с вами познакомимся с новой группой  растений. В начале мезозойской эры, 300 млн лет  назад, в тропических лесах в связи с изменением  климата произошла смена господствующих  растений.  Из­за иссушения болот и водоемов стали вымирать  последние представители древовидных семенных  папоротников, у которых размножение могло  происходить только при наличии влажности. На  смену вымирающим папоротникам и хвощам пришли Деятельность учащихся Осуществляемые действия Формируемые умения Текущий контроль формулируют  (уточняют) тему  урока учителя.  Устанавливают  причинно­ следственные связи Фронтальн ый опрос  совместно  с рассказом учителя Воспринимают  инфор­мацию,  сообщаемую  учителем. Работают  с материалами ЭОР,  учебником.  Фиксируют в  тетрадях новые  термины и понятия. Устанавливают  причинно­ следственные связи в изучаемом круге  явлений. Ищут  и отбирают  источники  необходимой  информации,  систематизируют  информацию.  Работают по тексту  учебника, Деятельность учащихся Осуществляемые действия Формируемые умения Текущий контроль составляют  вопросы по данной  теме Этап урока, Методический цель прием Деятельность учителя учащимися  новых знаний. Развитие  умения  находить  ответы на  про­блемные  вопросы.  Подведение  детей к  самостоятель ному выводу  способа  действия с  информацией голосеменные. Им для размножения не требовалась  вода, так как мужские и женские шишки находятся  на одном растении. Голосеменные – высшие  растения, у которых впервые появилось семя.  Образование семян – важный этап эволюции.  – Среди голосеменных самыми известными  являются хвойные. Назовите представителей  хвойных. (Ель, сосна.) – А также туя, пихта, тис, гнетумы (лианы).  – Что общего у всех этих растений? (Они имеют  хвою.) – Хвоя – это видоизмененные листья голосеменных,  имеющие вид тонкой иглы.  – Хвойные произрастают только в северных  широтах, а в Южной Америке и Австралии есть  голосеменные, у которых листья чешуйчатые,  например кипарис, гинкго. В настоящее время  известно более 700 видов голосеменных. Это очень  древняя группа растений, они господствовали 150  млн лет назад. Первыми представителями  голосеменных были саговники, похожие на пальму.  В современном растительном мире голосеменные  широко распространены на Земле. Они участвуют в  формировании растительного покрова планеты.  В наше время голосеменные представлены в  основном хвойными видами. Но, помимо них, отдел  включает в себя саговниковые и гинкговые. Из  гинкговых осталось только одно растение – гинкго  билоба. Этап урока, Методический цель прием Деятельность учителя Деятельность учащихся Осуществляемые действия Формируемые умения Текущий контроль В Северной Америке растут секвойи.  Продолжительность их жизни достигает около 5 000  лет! Хвойные превосходят по численности и  распространению все другие голосеменные растения. Их насчитывают около 600 видов. Наиболее широко распространены сосна, ель, пихта,  лиственница, кипарис, туя, можжевельник, тис, кедр. – Что собой представляет хвоя?  – Эти растения относятся к высшим или низшим?  Обоснуйте ответ. – С помощью чего происходит размножение  голосеменных? – Почему семенное размножение предпочтительнее?  – Где находятся семена?  Показывает шишки (подводит к ответу, что семена  находятся на поверхности чешуи).  – У голосеменных растений образуются мужские  и женские шишки. Цветка нет. Организует самостоятельную работу с учебником:  – Используя текст учебника на с. 81–82, определите  значение голосеменных растений.  Контролирует выполнение работы. Организует  коллективную проверку по уточнению и  конкретизации знаний:  1) Голосеменные имеют большое водоохранное  значение, в процессе фотосинтеза выделяют  кислород, очищают воздух.  2) Хвойные леса являются средой обитания  Работа по  учебнику  Участвуют в  коллективной беседе: обмениваются  мнениями: выявляют  характеристики  голосеменных  растений Этап урока, Методический цель прием Деятельность учителя Деятельность учащихся Осуществляемые действия Формируемые умения Текущий контроль животных. 3) Хвоя и молодые побеги некоторых хвойных –  незаменимый корм для лосей зимой; хвоей питаются глухари, а семенами сибирского кедра – многие  животные и птицы.  4) Древесина тисовых используется в мебельной  промышленности. 5) В хозяйстве: сырье для бумажной  промышленности, легкой промышленности (вискоза,  шелк). 6) Хвойные растения дают основную массу  строительной древесины и являются исходным  материалом для лесотехнической промышленности.  7) Семена некоторых араукарий, кедра, сибирской  сосны содержат до 79 % масла, близкого к  прованскому и миндальному. Из семян сибирской  сосны получают кедровое масло.  8) Из почек и хвои получают лекарственные  препараты Побуждает к высказыванию своего мнения.  Обеспечивает положительную реакцию на  творчество одноклассников. Акцентирует внимание  на конечных результатах учебной деятельности на  уроке:  – В чем основное отличие семенных растений от  споровых? (Размножаются с помощью семян в  отсутствие воды, споровые – только во влажной  среде.) – Почему эту группу растений называют  Беседа по  вопросам IV.  Первичное  закрепление  изученного  материала. Освоение  полученных  знаний  Систематизируют  полученные знания.  Формулируют вывод  по пройденной теме Формулируют вывод  по пройденной теме Устные  ответы Этап урока, Методический цель прием Деятельность учителя Деятельность учащихся Осуществляемые действия Формируемые умения Текущий контроль голосеменными? (Семена располагаются на  чешуях шишек,  они не защищены.) – Назовите представителей голосеменных растений.  (Сосна, ель, пихта, лиственница, кипарис, туя,  можжевельник, тис, кедр, саговник, гинкго.) – Как человек использует хвойные растения? Что  получает из них? V.  Рефлексия  учебной  деятельности VI.  Подведение  итогов. Выявление  качества и  уровня  овладения  знаниями, их  коррекция Фронтальная  работа – Что нового вы узнали на уроке? – Что было самым важным на уроке? – Какие затруднения возникли при работе на уроке? Осуществляют  самоанализ  деятельности Воспринимают  оценку своей работы  учителем,  товарищами Устные  ответы Обобщение  изученного Отмечает степень вовлеченности учащихся  в работу на уроке. Оценивает работу учащихся  во время урока, комментирует оценки Слушают учителя Формулируют  выводы на основе  наблюдений.  Высказывают свое  мнение и позицию Домашнее  задание Дает комментарий к домашнему заданию: учебник,  с. 79–82; дополнительно: выполнить задания по  электронному приложению; подготовить  презентацию  к уроку по теме «Многообразие покрытосеменных» Записывают задание Читают задание.  Задают уточняющие  вопросы Устные  ответы Наблю­ дение

Конспект открытого урока по биологии на тему: "Голосеменные растения" в 5 классе

Конспект открытого урока по биологии на тему: "Голосеменные растения" в 5 классе

Конспект открытого урока по биологии на тему: "Голосеменные растения" в 5 классе

Конспект открытого урока по биологии на тему: "Голосеменные растения" в 5 классе

Конспект открытого урока по биологии на тему: "Голосеменные растения" в 5 классе

Конспект открытого урока по биологии на тему: "Голосеменные растения" в 5 классе

Конспект открытого урока по биологии на тему: "Голосеменные растения" в 5 классе

Конспект открытого урока по биологии на тему: "Голосеменные растения" в 5 классе

Конспект открытого урока по биологии на тему: "Голосеменные растения" в 5 классе

Конспект открытого урока по биологии на тему: "Голосеменные растения" в 5 классе

Конспект открытого урока по биологии на тему: "Голосеменные растения" в 5 классе

Конспект открытого урока по биологии на тему: "Голосеменные растения" в 5 классе

Конспект открытого урока по биологии на тему: "Голосеменные растения" в 5 классе

Конспект открытого урока по биологии на тему: "Голосеменные растения" в 5 классе

Конспект открытого урока по биологии на тему: "Голосеменные растения" в 5 классе

Конспект открытого урока по биологии на тему: "Голосеменные растения" в 5 классе

Конспект открытого урока по биологии на тему: "Голосеменные растения" в 5 классе

Конспект открытого урока по биологии на тему: "Голосеменные растения" в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2019