Конспект открытого урока по биологии в 6 классе по теме «Голосеменные растения»
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
биология
6 кл
13.11.2018
Данный урок дает возможность познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; показать роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека, продолжает формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием, развивает умение выделять главное, ясно выражать свои мысли, формулировать гипотезы, решать творческие задачи. У учащихся воспитывается познавательный интерес к предмету, формируется культура общения, коммуникативные качества.Данный урок дает возможность познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; показать роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека, продолжает формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием, развивает умение выделять главное, ясно выражать свои мысли, формулировать гипотезы, решать творческие задачи. У учащихся воспитывается познавательный интерес к предмету, формируется культура общения, коммуникативные качества.
Разработка урока Голосеменные растения 6 кл.doc
Конспект открытого урока по теме
«Голосеменные растения»
Учитель: Невдашева Е.А.
с.Зайцевка Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока:
Образовательные
1. познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их
многообразием; показать роль голосеменных в природе и хозяйственной
деятельности человека.
Развивающие
2. продолжить формирование умений работы с натуральными объектами и
лабораторным оборудованием.
3. продолжить развивать умение выделять главное, ясно выражать свои мысли,
формулировать гипотезы, решать творческие задачи.
Воспитательные
4. воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету,
формировать культуру общения, коммуникативные качества.
Оборудование: гербарии хвои и шишки сосны и ели, лупы, линейки, инструктивные
карточки для выполнения лабораторной работы, гербарий можжевельника, кипариса,
коллекция шишек голосеменных, сигнальные карточки ,ПК, мультимедийный проектор.
Методы обучения:
словесные, наглядные, работа в группах, решение биологических задач с использованием
технологии ТРИЗ, сообщения учащихся, лабораторная работа.
Межпредметные связи: ИЗО (использование репродукций картин И.И. Шишкин)
Методы и
средства
обучения
Тест с
взаимопроверкой.
Структура урока
I.Организационный момент.
Приветствие. Объяснение целей и задач урока, настрой детей на
мотивационную и плодотворную деятельность.
II.Проверка знаний учащихся.
1 вариант
1. К папоротникообразным не относится:
А) хвощ
Б) плаун
В) сфагнум
2.Какие признаки характерны для папоротников?:
А) наличие слоевища, ризоидов
Б) наличие стебля, листьев
В) наличие стебля, листьев, корня.
3.У взрослого растения папоротника образуются: А) споры
Б) яйцеклетки
В) сперматозоиды
4.Вода необходима папоротникам для:
А) передвижения
Б) размножения
В) дыхания
5.Правильная последовательность стадий развития папоротника:
А) взрослое растение – заросток – споры проросток
Б) взрослое растение – споры – заросток – проросток
В) заросток – споры – взрослое растение – проросток
2 вариант
1. К папоротникообразным относится:
А) кукушкин лён
Б) плаун
В) риччия
2.Вайями называют:
А) корневища папоротников
Б) побеги папоротников
В) рассечённые листья папоротников
3.Что развивается у папоротников в спорангиях:
А) семена
Б) пыльца
В) споры
4.В каких условиях растут папоротникообразные?
А) где холодно и влажно
Б) где сухо и солнечно
В) во влажных и тенистых местах
5.Древние папоротники образуют залежи:
А) гранита
Б) каменного угля
В) торфа
III.Актуализация знаний.
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было по утру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок, как шелк… Прильну я к ней корявой
И чувствую: мне только 10 лет,
А стволгигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Рассказ учителя с
использованием
репродукций
картин
И.И.Шишкина Но так тепла, так солнцем вся прогрета.
И, кажется, что пахнет не она,
А зной и сухость солнечного лета.
(И.С.Бунин «Детство»)
(ребята, я специально в этом стихе заменила два слова другими (к ней и не
она)
Ребята у вас на партах лежат репродукции картин, возьмите их в руки и
посмотрите. Кто из вас знает автора или названия этих произведений?
Да, это картины выдающегося русского пейзажиста Ивана Ивановича
Шишкина.
Иван Иванович Шишкин — русский пейзажист.
Он создал много картин, в сюжетах которых обращается к жизни
русского леса.
Беседа.
Перед нами картина Шишкина «Сосновый бор». Художник
воспевает в ней красоту родной земли, неповторимую прелесть русской
природы. Красота и величественность сосновых лесов вдохновляла
художника, влияла на его настроение. С полотен Ивана Ивановича
Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал.
Так какие деревья изображены на этих картинах?
Ребята, сосны это растения, относящиеся к отделу Голосеменные
растения.
А вот почему они так называются?
В чем их отличие от споровых растений?
Каково значение этих растений в природе и
жизни человека?
На эти вопросы мы должны ответить сегодня в ходе урока Рассказ учителя.
IV.Изучение нового материала
1. Семенное размножение
голосеменные
Современные
Вначале мезозойской эры, 300 млн. лет назад, в связи с изменением
климата и иссушением водоемов стали вымирать последние
представители древовидных папоротников. Их сменили растения,
которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные
растения.
представлены
преимущественно наземными вечнозелеными, реже листопадными
деревьями, значительно реже — кустарниками и очень редко —
лианами; травянистых растений среди них нет.
Свое название голосеменные получили благодаря семенам,
которые лежат открыто, как бы голо. Образование семя является
большим эволюционным шагом, дающим этим растения
огромное преимущество перед споровыми. Как вы считаете, в
чем это проявляется?
Ребята возьмите семечко, которое лежит в лоточке, внутри
твердой оболочки, которая защищает от неблагоприятных
факторов окружающей среды, находится зародыш будущего
растения, а также семечко имеет запас питательных веществ,
необходимых зародышу в первое время его развития. Все это
значительно увеличивает шансы молодого растения на выживание.
Опыление и оплодотворение у семенных растений не зависит
от наличия воды. Благодаря этому семенные растения в
настоящее время являются завоевателями суши.
2. Из современных голосеменных наиболее известны хвойные. слайд
1) К ним относятся ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник, кипарис и
др. (слайды). Эти деревья образуют обширные лесные массивы (тайгу),
а также украшают улицы, скверы и парки городов. (слайды)
(Приложение 3.) Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые –
так называемая хвоя. У некоторых видов, например кипариса, листья
чешуйчатые.
Запись признаков
голосеменных на
доске.
Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать». Давайте мы с вами сейчас рассмотрим ветки хвойных
растений,
встречающихся в нашей местности, и выполним
лабораторную работу.
работа с
коллекциями,
лупой, линейкой
заполним соответствующие графы в таблицах.
Выполнение практической работы:
Практическая работа на тему: «Строение хвои шишек
голосеменных растений».
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения хвои и
шишек хвойных растений на примере ели и сосны.
Оборудование: гербарии хвои ели, сосны, пихты, лупы, линейка.
Из современных голосеменных наиболее известны хвойные. ( слайд 1)
К ним относятся ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник, кипарис и др.
отчёт групп
запись данных в
таблицу
Отчёт каждой
пары (слайды). Эти деревья образуют обширные лесные массивы (тайгу), а
также украшают улицы, скверы и парки городов. (слайды)(Приложение
3. )
Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая
хвоя. У некоторых видов, например кипариса, листья чешуйчатые.
1. Возьмите веточку №1. Рассмотрите форму хвои
сосны,
расположение ее на стебле (одиночно, пучками, парами). Измерьте
длину хвои и обратите внимание на окраску. Данные занесите в
таблицу.
2. Возьмите веточку №2. Рассмотрите форму хвои ели, расположение
ее на стебле (одиночно, пучками, парами). Измерьте длину хвои и
обратите внимание на окраску. Данные занесите в таблицу.
3. Возьмите веточку №3. Рассмотрите форму хвои можжевельника,
расположение ее на стебле (одиночно, пучками, парами). Измерьте
длину хвои и обратите внимание на окраску. Данные занесите в
таблицу.
Вывод: Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным
веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо
приспособлены к неблагоприятным условиям.
Название
растения
Хвоя
Длина Окраска Располож
на ветке
Шишка
Размер Форма плотность
чешуек
Лабораторная работа «Строение хвои сосны»
Задание: рассмотреть под микроскопом м/п «Хвоя сосны» при
увеличении 56х и 300х, отметить особенности хвоинки, препятствующие
испарению, подсчитать примерное количество устьиц на препарате.
Рассмотреть м/п на цифровом микроскопе
Вывод: Плотная кожица, смоляные ходы, малое количество устьиц,
расположенных в углублениях
3. Размножение голосеменных на примере сосны.
Сосна неприхотлива. Может расти на песках, там она образует
длинный стержневой корень, чтобы поглощать воду с большей
глубины.
Весной на верхушках молодых побегов сосны можно видеть маленькие
красноватые шишечки. Это – женские шишки, он растут, сначала
становятся зелеными, затем коричневыми.
Практическая работа «Особенности внешнего строения шишек
хвойных»
Заполнение второй части таблицы
(сравнение шишек)
4. Физкультминутка
Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте между рядов. Выполняем
упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна».
рассматривают
готовые м/п под
микроскопом
подсчитать
устьица,
подписать на
рисунках: ходы,
кожицу,устьица)
изучение шишек
ели, сосны,пихты
Заполнение
таблицы
Отчёт групп Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. ( подняли все руки вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. ( встали на мысочки, потянулись ещё выше)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал. (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд,
назад, опять вперёд, назад).
Ветки гнутся взад вперед.
Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим . (Дети садятся за парты).
5. Мужские шишечки располагаются у основания побега, они
зеленовато желтые, собраны тесными группами.
Практическая работа «Строение
мужской шишки
сосны»(рассматривание готового м/п «Мужская шишка сосны»
под световым и цифровым микроскопом)
Увеличение 56х
(На продольном срезе в центре видим ось, на ней расположены
микроспорофиллы или тычинки. В каждую из них заходит сосудистый
пучок. На нижней стороне микроспорофиллов расположены
пыльцевые мешки (микроспорангии), в которых развивается пыльца)
Практическая работа «Строение пыльцы сосны»
Задание: каковы приспособления к опылению ветром? (вспомнить)
Увеличение 56х и 200
пылинка округлой формы, окружена двумя оболочками. Наружная,
более толстая образует два пузыревидных мешка, наполненных
воздухом, придающие ей лёгкость. Пыльца легко может переноситься
ветром. В центре ядро, окружённое цитоплазмой
6.Рассказ учителя «Цикл развития сосны»
Сосна однодомное растение. Весной на молодых ветках сосны видны
маленькие шишки 2х видов: зеленовато желтые (у основания
молодых побегов) и красноватые шишки (на вершинах). Шишки –
видоизмененные побеги. Красноватые шишки женские. На каждой
чешуйке красной шишки развиваются два семязачатка, в которых
находятся женские гаметы – яйцеклетки. Зеленовато желтые –
мужские. На чешуйках мужских шишек развиваются по 2 пыльцевых
мешочка. В них созревает пыльца. Пыльца включает в себя пыльцевое
зерно, состоящее из вегетативной и генеративной клеток и 2х
воздушных мешочков, которые придают легкость пыльце. Пыльца
легко может переноситься ветром. Весной сосны начинают «пылить».
Созревшая пыльца подхватывается ветром и переносится на
пыльцевход семязачатков женских шишек. Этот процесс называется
опылением. После опыления чешуи красноватых шишек смыкаются и
склеиваются смолой. Оплодотворение происходит только на
следующий год – через 1214 месяцев после опыления. Пыльца
рассматривают
готовые м/п
невзрачные
цветки не имеют
околоцветника
цветки мелкие
без ярких
окрасок
без запаха и
нектара
длинные
качающиеся
соцветия
пыльца лёгкая,
летучая,много её
рассматривают
готовые м/п на
световом и
цифровом м/п
Пузырьки
наполнены
воздухом,
поэтому пыльца
легкая и легко
переносится
ветром прорастает, из вегетативной клетки зерна образуется пыльцевая
трубка, а из генеративной клетки образуется два спермия. В
семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. В
оплодотворении участвует только один спермий, второй погибает. В
результате оплодотворения образуется зигота. Она дает начало
зародышу, а из всего семязачатка образуется семя с запасом
питательных веществ, который находится в эндосперме. Оболочка
семени образуется из покрова семязачатка. Семена сосны созревают
через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти
И так, в результате полового размножения у
через 2 года.
голосеменных растений образуются семена, состоящие из
зародыша, эндосперма, семенной кожуры. Каждое семечко
снабжено крылышком – приспособление для распространения
ветром.
Попадая в почву, семя прорастает в проросток, который дает
растению.
начало
новому
Общие признаки голосеменных растений.
Познакомившись с представителями голосеменных, назовите их общие
признаки, о которых вы узнали из презентации.
1. Органы лист, стебель, корень.
2. Лист – хвоинка.
3. Шишка – видоизмененный побег.
4. Размножение с помощью – семян.
Роль хвойных в природе и хозяйственной деятельности
Ель.
Ель – теневыносливая порода, в густом лесу у нее сохраняются даже
самые нижние ветки. В еловом лесу всегда царит полумрак,
практически нет подлеска и очень мало трав. Молодые елочки боятся заморозков и растут очень медленно. К 10 годам они не выше полутора
метров. Взрослая ель достаточно морозоустойчива. Ель хорошо растет
только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной
почве. Главный корень у ели развит слабо, боковые корни
располагаются в верхних слоях почвы, поэтому ветер иногда валит
еловые деревья, вырывая их с корнем. Крона у ели пирамидальной
формы. Ветви ели растут как бы этажами. По ним можно точно (с
разницей в год) сказать, сколько дереву лет. Для этого нужно сосчитать
этажи и прибавить 3 или 4 (впервые 3 4 года ель не дает боковых
побегов). При благоприятных условиях ель достигают 40 м в высоту и
живут до 250 лет
Сосна. Сосна светолюбива, в сухих сосновых борах всегда светло.
Там стоят высокие, стройные деревья, ветви которых остались только в
близи вершин, поэтому пропускают много света. На открытых местах
ствол сосны толще и ниже, а все дерево более ветвистое, раскидистое.
На болотах сосны тонкие с искривленными стволиками. Сосна
неприхотлива. Может расти на песках, там она образует длинный
стержневой корень, чтобы поглощать воду с большей глубины. Весной
на верхушках молодых побегов сосны можно видеть маленькие
красноватые шишечки. Это – женские шишки, он растут, сначала
становятся зелеными, затем коричневыми. Мужские шишечки
располагаются у основания побега, они зеленовато желтые, собраны
тесными группами.При благоприятных условиях сосны достигают 30
40 м в высоту и живут до 350 400 лет.
Можжевельник.
Можжевельник – это не только единственный хвойный кустарник наших
лесов, он – единственный родственник теплолюбивых кипарисов, живущий
у нас. Растет в еловых и сосновых лесах.
Чешуйки женских шишек мясистые, сочные, срастаются вместе, образуя
шишкоягоду, созревающую два года. Ягоды можжевельника зимой очень
выручают многих пернатых обитателей леса. А птицы, в свою очередь,
выручают можжевельник – расселяют его. Можжевельник растет
медленно, но очень долговечен, живет до 2 тысяч лет.
Многообразие голосеменных растений (демонстрация слайдов
презентации с редкими голосеменными)
Значение голосеменных
Голосеменные растения являются основой растительного покрова ряда
биогеографических зон нашей планеты, поставляя в атмосферу Земли
значительное количество кислорода. Семенами голосеменных растений
питаются многие птицы и млекопитающие. Использует голосеменные
растения и человек в своей хозяйственной деятельности. Древесину
сосны и ели используют как ценный строительный и поделочный материал.
С помощью химической обработки из древесины сосны получают
искусственные волокна, подобные шелковым нитям. Из древесины ели
изготавливают бумагу, музыкальные инструменты. Семена кедровой
сосны употребляют в пищу и получают из них пищевое масло.
выступление
учащихся по
группам
Рассказ учителя с
исп. файлов
презентации
Выступление
ученика со
сладами
презентации Живица смолистая жидкость, выделяющаяся при ранении хвойных
деревьев. Живица заживляет раны дерева. Исцеляет их. Отсюда и пошло
ее народное название.
Если живица застывает без доступа воздуха, то она превращается в янтарь.
Из янтаря делают украшения, декоративную скульптуру, им отделывают
помещения.
Живица используется и как лекарственное средство для лечения
ревматизма, лёгких, почек, органов пищеварения.
Хвойные растения выделяют особые вещества – фитонциды. Это
летучие вещества, обладающие антимикробным действием. Они губят
бактерии, вирусы, грибки, поэтому воздух в хвойных лесах невероятно
чист, почти стерилен. Недаром многие санатории и больницы
построены в сосновых борах. Прогулки в хвойном лесу повышают
иммунитет, снижают вероятность простудных заболеваний.
.
4.Решение творческих биологических задач.
А сейчас мы переходим к следующему этапу нашего урока. Вам предстоит
поработать в группах. Их будет три ( по рядам).
Каждой из групп будет предложена биологическая задача. Вы будете
обсуждать её решение в группе в течении 34 минут. У группы может быть
несколько версий. Версии могут быть разнообразными и необычными.
Каждая группа должна выбрать лидера. Он должен назвать все версии
вашей команды. Основное правило – во время обсуждения никакой
критики! Приступаем.
Задача для 1 команды.
Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой
участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в
сосновом бору? Почему?
Задача для 2 команды.
Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в
сосновом лесу. Почему? Прав ли он?
Задача для 3 команды.
Както в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу,
спросил лесничего:
Это хвойный лес?
Хвойный.
А где хвоя?
Опала.
По чьей вине?
Природы.
Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!
Придется ли леснику отвечать за гибель леса?
7.Закрепление знаний.
Какие утверждения верны?
Учащиеся, поднимают сигнальные карточки красной или зеленой
стороной.
Зеленый цвет – “утверждение верно”
сигнальные
карточки Красный цвет – “не согласен с утверждением”
1.Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег –
шишка.
2. Голосеменные растения – исключительно деревья.
3. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья,
получившие название хвоя.
4. Еловые леса и сосновые боры – светлые.
5.Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа.
6. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год.
7. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.
8. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал.
9. Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные.
10.Образование семян – важный этап в эволюции растений.
Рефлексия
Достигнуты ли нами цели урока?
Как вы оцените сегодняшний урок?
А свою работу на уроке?
8.Домашнее задание. П. 16,читать, отв. на вопросы
На столе листики с
рефлексией Приложение 1
Хвоя
Шишка
Длина Окраска Расположение
Размер Окраска Плотность
на ветке
расположения
чешуек
Название
растения
Сосна
Ель
Можжеве
льник
Конспект открытого урока по биологии в 6 классе по теме «Голосеменные растения»
Конспект открытого урока по биологии в 6 классе по теме «Голосеменные растения»
Конспект открытого урока по биологии в 6 классе по теме «Голосеменные растения»
Конспект открытого урока по биологии в 6 классе по теме «Голосеменные растения»
Конспект открытого урока по биологии в 6 классе по теме «Голосеменные растения»
Конспект открытого урока по биологии в 6 классе по теме «Голосеменные растения»
Конспект открытого урока по биологии в 6 классе по теме «Голосеменные растения»
Конспект открытого урока по биологии в 6 классе по теме «Голосеменные растения»
Конспект открытого урока по биологии в 6 классе по теме «Голосеменные растения»
Конспект открытого урока по биологии в 6 классе по теме «Голосеменные растения»
Конспект открытого урока по биологии в 6 классе по теме «Голосеменные растения»
Конспект открытого урока по биологии в 6 классе по теме «Голосеменные растения»
Конспект открытого урока по биологии в 6 классе по теме «Голосеменные растения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.