Конспект открытого урока по окружающему миру по теме: «Органы дыхания» 3 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
10.05.2019
Цель: дать представление о дыхании, рассмотреть строение дыхательной системы человеческого организма и ее функции; закреплять знания о вреде курения и "пассивного курения"; воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Задачи урока:
Формирование умения
Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления; совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах.
Способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.
Открытый урок Органы дыхания 3 класс.docx
Конспект открытого урока по окружающему миру по
теме: «Органы дыхания»
Цель: дать представление о дыхании, рассмотреть строение дыхательной системы
человеческого организма и ее функции; закреплять знания о вреде курения и
"пассивного курения"; воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и
здоровью окружающих.
Задачи урока:
Формирование умения
Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления;
совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах.
Способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через
ситуацию успеха и взаимодоверия.
Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, групповая работа.
1. Орг. момент.
Сегодня у нас с вами, ребята, не совсем обычный урок. К нам на урок пришли гости.
Улыбнитесь друг другу, нашим гостям, мне, ведь “С маленькой удачи начинается
большой успех!”
2. Проверка домашнего задания.
Задания в тестовой форме.
1. Главный орган кровообращения:
а) печень
б) легкие
в) мозг
г) сердце
2. Самые мелкие кровеносные сосуды:
а) капилляры
б) вены
в) артерии
г) аорта
3. Сосуды, несущие кровь от сердца:
а) капилляры
б) артерии
в) мышцы
г) аорты
4. Кровь поступает в сердце по:
а) мышцам б) скелету
в) венам
г) артериям
3. Постановка проблемы, сообщение темы исследования.
Какую большую тему вы начали изучать?
«Организм человека»
И уже познакомились со строением тела.
(Слайд: скелет человека)
Что вы видите на экране? Для чего нужен скелет?
Это опора и защита
Но ведь человеку нужно движение. А кости скелета могут сами двигаться?
Что нужно для этого?
(Появляется новый слайд: мышцы человека)
А что происходит с мышцами во время работы?
Они сокращаются и расслабляются
Этого достаточно для жизни человека?
( Выясняется, что человеку нужно ещё питание, воздух, вода)
А для чего человеку нужен воздух?
Чтобы дышать
Вспомните из чего состоит воздух?
Углекислый газ, кислород, частички пыли, азот.
Какой газ нужен человеку для дыхания?
Кислород
Вы правы, кислород, который находится в воздухе, нужен для работы всех органов:
сердца, головного мозга, нужен для дыхания.
Давайте вместе попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. О чем мы с
вами будем говорить?
Тема сегодняшнего урока – «Органы дыхания».
4. Работа над новым материалом.
Тема нашего урока сегодня «Органы дыхания».
Попробуйте на несколько секунд закрыть рот, зажать нос и перестать дышать… И вы
сразу почувствовали, что необходимо срочно глубоко вздохнуть. Это взбунтовались
наши клетки, которые остались без кислорода. Они «кричат»: “Пришлите нам
кислород, иначе мы все погибнем от голода”. Без пищи человек проживет несколько
недель, без воды несколько дней, без воздуха – всего несколько минут.
Так при помощи чего же мы дышим? (носа)
Оказывается не только, даже наша кожа участвует в процессе дыхания, но об этом
позже. А сейчас давайте проследим путь воздуха.
Воздух попал в носовую полость. А куда же он попадает дальше?
Ответы учащихся.
Правильно. Во внутренние органы – органы дыхания. Легкие. Давайте определим положение легких внутри нашего организма. На столе рентген –
мы уже знакомы с этим снимком. Давайте рассмотрим, что же у нас внутри и куда
попадает воздух, которым мы дышим. (Сравниваем, наблюдаем, на что похожи легкие)
Что это за разноцветные линии (красные и синие).
Кровеносные сосуды. Ими пронизаны все легкие. Через легкие в кровь попадает?..
(кислород).
Когда мы делаем вдох, наши легкие поучают кислород, а при выдохе отдают
углекислый газ.
Дыхание – это обеспечение организма кислородом и выделение углекислого газа в
окружающую среду (или дыхание – обмен газов между организмом и окружающей
средой). Смена воздуха в легких происходит при чередовании вдоха и выдоха.
(Наблюдение: найди отличия…)
Каждый человек вдыхает 15 тыс. Литров воздуха.
5. Физкультминутка.
6. Продолжение работы над новым материалом.
Все эти органы составляют дыхательную систему. Теперь путь воздуха мы опишем
при помощи научных названий. (Ученик с указкой при помощи учителя рассказывает о
движении воздуха). Носоглотка – воздух стал чище и теплее. Через гортань в
дыхательное горло – трахею. Сравни! На что похожа трахея? А легкие? (на 2 мешка, на
воздушные шары). Посчитай сколько легких? Что это? (пузырьки). Бронхи ветвятся
на тонкие трубочки, на концах которых легочные пузырьки. Зачем это нужно? Скоро
узнаем.
→
Как правильно дышать? Только через нос! (Наблюдаем за стрелкой, почему была
синяя, а стала красная). Воздух нагрелся. Но! Нос не только согревает, но и очищает
проходящий через него воздух.
А от чего же нужно очищать воздух? Внутри носа имеются волоски и слизь, которые
задерживают частички пыли. Под слизью находится слой мерцательных клеток,
реснички которых колышутся и гонят из носа слизь с прилипшими пылинками. Вот
почему так важно иметь при себе носовой платок.
Что это за процесс? (Чихание)
Это полезно или вредно?
Полезно для того, кто чихает, т.к. при чихании из носа выбрасываются попавшие туда
крупные соринки, а также скопление слизи. Нельзя этот процесс подавлять. Но нужно
помнить, что чихание вредит окружающим нас людям. Нужно закрывать рот рукой или
платком. При чихании удаляется часть бактерий. Оставшиеся в воздухе бактерии
попадут в легкие и затем в кровь, где в борьбу с ними вступят белые кровяные тельца.
Особенно важно дышать через нос на морозе. В пыльных помещениях, при общении с
больными. Если иммунитет у человека хороший, то вероятность заболеть у него минимальная.
Это интересно узнать! В легких человека находится 3 млн. легочных пузырьков. Если
развернуть все эти пузырьки, то они заняли бы площадь, равную 100 кв.метров. клетки
отдают углекислый газ. Он им не нужен.
Вывод: воздух, которым мы дышим должен быть чистым. (Беседа об опасности
выхлопных газов, дым заводов).
Но помимо этого существует проблема, которую врачи называют «Чумой 20 века».
Что это?
«Курение». Наши далекие предки считали курение грехом. 400 лет назад в Россию
табак попал из Западной Европы. Царским указом было установлено жестокое
наказание за курение – «сечение (битье) кнутом»… Но и это не смогло остановить
курящих, т.к. наш организм быстро привыкает к яду и курение превращается в
привычку. Организм курильщика быстро стареет, лицо покрывается морщинами, а зубы
желтеют. Никотин проникает в кровь, а она разносит его по всем органам. Никотин
притупляет зрение, слух, внимание, изнашивает сердце. Во многих странах
курильщиков стараются не брать на работу!
Не только внешне изменятся курильщик. Курильщик опасен не только для себя, но и
для окружающих. Вдыхая табачный дым, мы засоряем свои легкие. (Указ
правительства – не курить в общественных местах). У курильщиков часто возникаю
опасные, а порой и смертельные заболевания легких и сердца.
Рождаемся мы со здоровыми легкими. Рассматриваем. Почему именно это фото? Что
делает ребенок в момент появления на свет?
Начинает дышать! И человеческая жизнь закончится тогда, когда он сделает
последний вздох!
Как продлить свою жизнь? (Используем материал урока)
Прогулка на воздухе, отказ от курения, проветривание помещений.
Игра! (размышляй, узнай, расскажи)
1) противогаз; 2) маска; 3) трубка для плавания
Что объединяет эти фотографии? (Все живое дышит) чем различаются? На какие
группы можно разделить? (По способу дыхания). Чем дышат:
1) млекопитающие (звери) – легким 2) рыбы – жабрами
3) птицы – легкими
4) насекомые – через трахейные трубки
5) земноводные –
Это интересно узнать! Чем крупнее животное – тем медленнее оно дышит. Чем
похожи человек слон и мышь? (мы все дышим легкими).
Кто это? Что общего у человека и змеи? Мы дышим легкими и кожей. У нас есть
поры, через которые проходит воздух. Кожа участвует в насыщении организма
человека кислородом.
Что это? Почему вдруг эта фотография? Каким образом она подходит к теме нашего
урока? Наша планета тоже дышит! «Лес – это легкие нашей планеты».
7. Работа с учебным текстом:
А чем вредно курение? Узнайте об этом из учебника на стр. 23.
Теперь вы можете ответить на вопрос, чем же вредно курение? (Ответы детей)
(Учитель показывает таблицу «Легкие курильщика»)
Вы видели когданибудь дёготь? Представьте себе, такой дёготь оседает в лёгочных
пузырьках у курильщиков. Чем больше человек курит, тем больше чернеют лёгкие. А
от этого всё тяжелее дышать, органы у человека меньше получают кислорода и хуже
работают.
Как вы думаете, курение – это только личное дело каждого? Почему?
Курящий человек отравляет не только свой организм, но и воздух, которым
дышат окружающие
Поэтому в нашей стране недавно принят очень хороший закон. Он запрещает курение в
общественных местах.
Интересно, а как относились к курению наши далёкие предки? Прочитайте текст для
любознательных на стр. 24. Выскажите своё мнение.
8. Заключение:
Вернемся к вашим вопросам. Можем мы ответить на них сейчас?
Как мы можем на практике использовать свои знания?
Чтобы подвести итог сегодняшнего урока, в группах обсудите вопросы и дайте
ответы.
1) Самая длинная часть воздухоносного пути. Трахея.
2) Место газообмена между лёгкими и кровью. Лёгочные пузырьки
3) Не пропускает пищу в гортань. Надгортанник.
4) Участвует в голосообразовании. Гортань.
5) Очищает воздух от пыли и микробов, согревает его. Носоглотка
По вашим ответам я вижу, что задачи урока мы выполнили. Ребята, вы замечательно потрудились!
Спасибо вам за работу!
9. Домашнее задание:
Прочитать материал в учебнике на стр. 2124
10. Рефлексия:
Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно,
положите свою фишку ( или наклейку) весёлому человечку.
Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно,
положите свою фишку второму человечку.
Кому на уроке было очень трудно, с заданием не справились, положите свою фишку
грустному человечку.
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме: «Органы дыхания» 3 класс
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме: «Органы дыхания» 3 класс
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме: «Органы дыхания» 3 класс
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме: «Органы дыхания» 3 класс
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме: «Органы дыхания» 3 класс
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме: «Органы дыхания» 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.