Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Личные местоимения".7 класс

  • Научные работы
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Личные местоимения".Тема урока « Личные местоимения». Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения. Задачи урока: 1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения. 2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами. 3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей. Метод: слово учителя, беседа с учащимися, наблюдение и анализ языковых явлений, самостоятельная работа. Оборудование: мультимедиа, экран, индивидуальные карточки, распечатки поэтического текста.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
азработка открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Личные местоимения». Саидова Зумруд Османовна, учитель русского языка и литературы. 2015г.. Тема урока « Личные местоимения». Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные  местоимения. Задачи урока: 1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их  склонения. 2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи,  правильно писать их с предлогами. 3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии;  способствовать эстетическому воспитанию детей.Метод: слово учителя, беседа с учащимися, наблюдение и анализ языковых явлений,  самостоятельная работа. Оборудование: мультимедиа, экран, индивидуальные карточки, распечатки поэтического  текста. 1. Организационный момент урока. Ход урока 2. Формулировка темы учащимися. Сообщение цели и задач урока. Послушайте стихотворение «Моя грамматика”.( Учитель читает стихотворение). Моя грамматика Я талантлив от рождения! Не дурак и не простак! И мое местоимение Все вокруг склоняют так, Перво­наперво решительно Скажет вам семья моя, Что, конечно, Именительный –  Это Я и только Я! Мать склонилась умилительно, А за ней и вся родня. И не зря. Падеж Родительный Для кого? А для Меня; Все заботятся старательно И заслуженно вполне И дают подарки. Дательный – Это значит – только Мне! Не смотрите подозрительно, У меня родня – броня! И запомните: Винительный Не касается Меня! Жизнь легка и упоительна За родительской спиной!.. Нет, друзья, падеж Творительный Сотворен совсем не Мной! Ждете, видимо, Предложного? Новых данных обо Мне? Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне. ­ В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, моё, вам, мне, у меня и др. Ребята, какой частью речи они являются? (местоимениями). На что указывает местоимение Я? (на  человека, личность). Может быть кто­то сам сможет сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас? (о Личных местоимениях) ­ Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения.  Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать  их с предлогами.­ Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”. 3. Предлагаю вам игру «Вопрос ­ ответ». Условие: не называть имен. Ответы записываем в  таблицу . Как ты говоришь о себе? (я) Как ты обращаешься к товарищу? ( На ты.)  Как ты говоришь о своем друге, когда его нет рядом? О подруге? (Он, она.) Какого рода слова он, она? Слова какого рода не хватает? (Оно) Как вы говорите о себе, когда вы все вместе? (мы) Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку? А еще так обращаются к группе  людей. (Вы.) Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом? (они) Вывод: личные местоимения бывают 1,2,3 лица, ед и мн числа. Я и мы, ты и вы Он, она, оно, они –  Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Все местоимения. 4. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний. ­ Вернёмся к нашему шуточному стихотворению. У каждого из вас на парте лежит  распечатанный текст. Сейчас вы самостоятельно, еще раз его перечитывая, графически  выделите личное местоимение Я с падежом.(Ребята выделяют карандашом падеж и  местоимение,  правильно будет так: Именительный – Я; Родительный – Меня; Дательный – Мне; Винительный – Меня; Творительный – Мной; Предложный – обо Мне. ­ Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как  называется изменение местоимения по падежам? (склонением) ­ Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я, пользуясь  данной таблицей. (на экране) ­ Что особенного вы отметили в склонении данного местоимения ? ­ Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово. 5. Новый материал. Формирование навыков и умений. ­ Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений На экране вы видите таблицу. ­ Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например:  в именительном падеже – Я, а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас  убедились в этом на примере. ­ Вторая особенность: Иногда в корне происходит чередование, например: тебя – тобой, меня – мне. ­ Третья особенность: Местоимение 3­его лица Он изменяется по родам: она (ж.р.), оно (ср. р.) ­ Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3­его лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее). ­ Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и  уметь правильно использовать их на письме. 6. А теперь обратимся к самому важному в жизни человека ­ любви и бережному  отношению к Земле и всему, что находится на ней. Задание: прочитайте отрывок из стихотворения А.А. Фета (записано на доске.) Обозначьте  род, число, падеж, лицо местоимений, содержащихся в стихотворении. Кругом зима. Жестокая пора! И за сердце хватает холод лютый; Но верь весне. Ее (притяжательное) промчится гений; Опять теплом и жизнью дыша. ­ Чему нужно учиться у природы? Стойкости, выживанию. У нее главное свойство ­ отдавать все, что у нее есть. Она никогда  не бывает жестокой, если человек не будет способен на это. В душе человека должна быть  всегда весна, как и у природы. 7. ­ А сейчас отдохнем. Каким образом? Составим загадки, включающие личные местоимения, и попытаемся их разгадать. Задание: Из слов, записанных на доске, составить загадки. * Не спит; она; то полна; то стройна; по ночам. ­ То полна, то стройна По ночам не спит она. (Луна.) * Голос умолкает; на свет; голос человеческий; его рождает; оно умирает. ­ Голос человеческий На свет его рождает, Голос умолкает –Оно умирает. (Эхо.) 8. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения. III. Найдем и исправим ошибку в их употреблении. Обозначить род, число, падеж  правильно употребленных местоимений. Пользоваться нею – ею [3 л., ж.р ,тв.п.] Плывут по нем — по нему [3 л., м.р., дат.п.] Говорить с им ­ с ним [3 л., м.р.тв.п.] Без его решили ­ без него [3 л., м.р., дат.п.] Был у его ­ у него[3 л., м.р. р.п.] Подойти к ей ­ к ней [3 л., ж.р.,д.п.] Обратиться к ему ­ к нему [3 л., м.р., д.п.] ­ Какая особенность проявляется у местоимений 3 лица? (У местоимений 3 лица в косвенных  падежах появляются предлоги). 1. Работа с деформированным текстом на карточках. Работа в парах. Задание: восстановить деформированный текст, заменить повторяющееся слово  местоимением, указать число и лицо местоимений. Карточка. Я с бабушкой своею дружу давным­давно. Бабушка (она) во всех затеях со мною заодно. Я с бабушкой (ней) не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке (ней), Но бабушкины руки люблю всего сильней. Проверка. (Читают исправленный текст). (Слайд 11) 9.Выводы по уроку. ­ Итак, ребята, мы еще раз убедились в том, что личные местоимения могут разнообразить,  украсить нашу речь. 10. Подведение итогов. Рефлексия ­ С какой частью речи познакомились на уроке? ­ Почему эта часть речи получила такое название? ­ Что нового вы для себя узнали? Кому на уроке было трудно выполнять задание? 11. Домашнее задание.  Выучить определение на стр. 298. Упр.658 стр. 300.

Посмотрите также