Конспект открытого урока по теме "Есть в осени первоначальной" Ф. И. Тютчев
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
12.05.2019
Литература - это необыкновенное волшебное царство. А поэты и писатели в ней волшебники. И у каждого из них волшебная палочка - это его слово. По мановению своей палочки он превращает простые слова в необычные, которые трогают до глубины души. В стихотворении очень много ярких красок, которые принесла с собой осень.
Открытый урок по лиературному чтению.docx
Конспект открытого урока
Предмет: литературное чтение
Учитель: Зуймонова Рита Руслановна
Класс: 3
Тема урока: Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Форма урока: урок с использованием технологии развития критического
мышления Учебник: Л.А.Ефросинина, литературное чтение, 3 класс (1-4).
Цели урока.
Личностные:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на
понимание причин успеха в уч. деятельности, способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной деятельности, воспитывать любовь к природе, к
природе родного края;
Образовательные:
- формировать представление об особенностях лирического стихотворения;
-формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое
произведение.
Развивающие:
- развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и
существенное, понимать замысел поэта;
- развивать коммуникативные компетентности учащихся (через обращение к
тексту, анализ содержания и художественных достоинств стихотворения);
Оборудование к уроку:
1. Презентация к уроку
2. Диск «Времена года. Осень». П.И. Чайковского.
3. Репродукция картин художников:
А.Рылова «В голубом просторе».
И.Левитан «Золотая осень».
И.Шишкин «Осень».
Б.Щербаков «Осень».
4. Листы с печатным текстом о лирике.
5. «Дерево настроения»: листочки коричневого, жёлтого, красного цвета.
ХОД УРОКА
I. Этап актуализации знаний.
- Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная
страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора –
это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в
необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в
слово – не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен его
разгадать. А вы внимательные читатели?
II. Введение в тему урока.
- Сегодняшнему утру, такому единственному и неповторимому, я была удивлена. Я подошла к окну и увидела, как кружатся осенние листья, золотые, багряные,
бордовые. Нежно касаются они своими краешками друг друга, как будто
маленькие танцоры берутся за руки. Вот несколько кленовых листьев упало на
стекло. Один из них, как волшебный невидимый цветок, поплыл по стеклу вниз,
заскользил по гладкому полю окна и вдруг замер. Сами собой зазвучали
волшебные строки А. С. Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье!»
- Ребята, вы догадались, на какую тему мы будем говорить сегодня?
- Осень! Сколько ярких красок принесла она с собой. Сколько новых чувств!
Недаром об этом времени года написано столько художественных и музыкальных
произведений. И как красиво рисуют осень поэты! Один из них -Тютчев Фёдор
Иванович. Нарисуем образ русской природы, которую хотел нам показать поэт при
помощи ритма и рифмы лирического пейзажного стихотворения "Есть в осени
первоначальной..." и попробуем понять, какие чувства, переживания, настроение
стремился передать автор этих строк. Что он чувствовал, что он видел? Но для
начала мы познакомимся с личностью поэта и с историей создания
стихотворения.
III. Этап постановки учебной задачи на основе первичного восприятия
текста.
1) Чтение стихотворения учителем. (На фоне музыки «Времена года. Осень».
П.И. Чайковского)
- Предлагаю вам задуматься над вопросом: что такое лирическое
стихотворение?
- Свои предположения запомните, мы к ним ещё вернёмся.
2) Словарная работа.
- Значение каких слов в стихотворении вам были непонятны?
Серп - ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренного ножа для
срезывания хлебных злаков с корня.
Лазурь - светло-синий цвет, синева.
На праздной борозде - отдыхающее поле, с неё убрали урожай.
3) Чтение и анализ стихотворения.
а) Чтение первой строфы учениками.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора. II
Весь день стоит как бы хрустальный, I
И лучезарны вечера.....II
Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают ключевые
слова (логическое ударение), выделяют паузы.
б) Работа в парах. (Ребята совещаются в паре, прежде чем ответить на
вопрос учителя).
- Какие эпитеты употребляет автор в этих строфах? («Дивная пора», «лучезарны
вечера»).
- Какой прием использует автор в строке: «Весь день стоит как бы
хрустальный…»? (Автор употребляет прием сравнения). - Удалось ли вам наблюдать «Хрустальный день». Опишите его? Какой он?
( Прозрачный, чистый, безоблачный).
- Какой знак стоит в конце строфы? ( Многоточие).
- Почему? ( Поэт может бесконечно говорить об этой «дивной поре»).
в) Чтение второй строфы учениками.
Где бодрый серп гулял и падал колос, I
Теперь уж пусто все – простор везде, I
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде. II
(Ученики выделяют голосом ключевые слова (логическое ударение), выделяют
паузы).
- Какие приемы использует Ф. Тютчев? (Олицетворение).
- Что имел в виду автор, говоря о серпе как о живом существе? («Бодрый серп
гулял»– он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая
колосья).
г) Чтение третьей строфы.
Пустеет воздух, I птиц не слышно боле, I
Но далеко еще до первых зимних бурь - I
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.....II
- Федор Иванович Тютчев рисует картину осени, которая приносит с собой грусть.
Отыщите эти строчки в стихотворении. (теперь уж пусто все).
- Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему
тепло и радостно? Как об этом говорит поэт? (Но далеко еще до первых зимних
бурь - / И льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле).
- А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удивительную пору? (Бабье
лето).
IV. Этап выразительного чтения стихотворения Ф.Тютчева как
интерпретация авторского замысла.
1. Чтение стихотворения по строфам .
2. Чтение стихотворения целиком одним учеником. (Способ чтения выбирают
дети.)
- В каком темпе его следует читать? ( Поэт очарован, он боится нарушить покой.
Читаем в замедленном темпе, напевно).
- В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств.
Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением.
V.
Рефлексия.
- Предлагаю посмотреть работу учащейся Костроминой Д. «Осень в родном краю».
- Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились своими
суждениями, задавали вопросы и овладели всей информацией,
возьмите красный листочек и перенесите его на наше дерево;
если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, что –
то вызвало у вас затруднение возьмите жёлтый листочек;
если вы не разобрались в этих поэтических произведениях, у вас осталось
много вопросов, то возьмите коричневый листочек.
- Спасибо! У нас получился прекрасный листопад…
Конспект открытого урока по теме "Есть в осени первоначальной" Ф. И. Тютчев
Конспект открытого урока по теме "Есть в осени первоначальной" Ф. И. Тютчев
Конспект открытого урока по теме "Есть в осени первоначальной" Ф. И. Тютчев
Конспект открытого урока по теме "Есть в осени первоначальной" Ф. И. Тютчев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.