Стихотворение А. С. Пушкина "Няне" одно из самых душевных и лиричных произведений в его творчестве. Посвятил его Пушкин своей няне. Это человек, который сыграл немаловажную роль в жизни поэта. С первых строк это стихотворение пронизано большой любовью, очень волнует своей сердечностью.
Конспект открытого урока
Предмет: литературное чтение.
Тема: А.С. Пушкин «Няне».
Цели:
познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Няне»; познакомить с
понятием « послание».
познакомить с фрагментами биографии Пушкина.
развивать коммуникативные УУД посредством ознакомления с биографией
А.С. Пушкина, анализа стихотворения «Няне».
Задачи:
Обучающие: учить выразительному чтению стихотворения; формировать умение
видеть и понимать назначение средств художественной выразительности;
Развивающие : развивать речь, логическое мышление, воображение, обогащать
словарный запас, развивать умение воспринимать на слух тексты в исполнении
учителя и одноклассников, умение самостоятельно прогнозировать содержание
текста по заглавию, иллюстрации. Развивать у обучающихся личностные УУД:
действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения,
и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Развивать
положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Воспитывающие: воспитывать интерес к классической литературе; любовь и
сострадание к ближнему, воспитывать интерес к уроку «литературное чтение»,
иметь представления о биографии А.С. Пушкина и его стихотворению «Няне».
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. Воспитывать
положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку «литературное чтение», к
биографии А.С. Пушкина и его стихотворению «Няне». Демонстрируют
доброжелательное отношение к сверстникам. Проявляют положительно -
эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Метапредметный: обогащают словарный запас, умеют воспринимать на слух
текст в исполнении учителя и одноклассников, умеют самостоятельно
прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации. Обучающиеся
проявляют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление
учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими
словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради
чего она осуществляется; положительно - эмоциональный настрой на
предстоящую деятельность. Регулятивные
Предметный: имеют представления о биографии А. С. Пушкина, знакомы с его
стихотворением «Няне».ХОД УРОКА
Вступительная беседа.
I.
- Наш урок посвящен творчеству А.С.Пушкина, гения русской поэзии. Встречи с
творчеством А.С.Пушкина – это «чудное мгновение», которое длится всю жизнь.
Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве,
а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как
подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со
сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями.
И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить о человеке, без которого
не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же?
Конечно, о няне Пушкина. Как звали няню? Арина Родионовна Яковлева – няня
А.С.Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин рос под присмотром своей няни
Арины Родионовны Яковлевой, простой крестьянки. Она знала много народных
песен и сказок, и маленький Саша часами слушал, как она пела или
рассказывала ему сказки. Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым
поэтом. За свои смелые стихи А. С. был сослан в село Михайловское, где поэт
жил в течение двух лет в большой дружбе со своей няней Ариной Родионовной.
Кажется, что общего может быть между ними? Пушкин – первый поэт России,
её гений, один из самых просвещённых людей своего времени. А няня – простая
неграмотная женщина, ещё недавно бывшая крепостной семейства
Ганнибалов. Что означает фраза «была крепостной»? В год рождения Саши
Арина Родионовна получила вольную, т. е. перестала быть крепостной и могла
жить, где хотела. Но она не ушла из дома Пушкина, осталась в нём нянькой, и
её заботами с детства были окружены будущий поэт и его брат с сестрой.
Пушкин любил няню за доброту и ласку, за её умение сказывать сказки и петь
песни. Знала она их великое множество, а рассказывала так живо и увлечённо,
что, казалось, она сама их сочиняет. Воспоминания поэта о няне:
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки.
Небылицы, былины
Православной старины…
II.
Работа над текстом.
а) первичное ознакомление
- Ребята, переверните страницу. Что мы видим на этой странице? Сейчас мы
будем слушать запись, и одновременно следить по тексту. Будьте
внимательны, потому что потом вам будут заданы вопросы.
(Запись)
Подруга дней моих суровых,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
Голубка дряхлая моя!В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
б) словарная работа
- В стихотворении есть выделенные слова, как вы их понимаете?
Светлица? Ссветлая комната в избе.
Вороты? Широкий вход или проезд в стене.
Всечасно обозначает каждый час.
Какие еще слова вызвали у вас интерес?
Голубка – ласковое обращение к женщине
Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости.
Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать.
- Кто автор и как называется стихотворение?
- Как Пушкин относится к няне? (с уважением, с добротой).
- Найдите эти строки.
- Какие слова помогают нам понять её чувства к поэту?
- С какой интонацией прочитаем это стихотворение?
- Какое настроение стихотворения? (Настроение стихотворения грустное,
печальное, тоскливое.)
- На какие части можно разделить? (1 часть благодарность, 2 часть
сопереживание, сочувствие. )
- Какие картины нам представлялись, когда мы читали стихотворение?
- Какие личные впечатления у вас остались после чтения стихотворения?
- Какие чувства хотел донести автор до читателя?
- Ребята, какое чувство у вас вызывает это стихотворение?
- А вы знаете, когда было написано стихотворение? (Очень давно в 19 веке.
Пушкин написал стихотворение «Няне», в котором выразил признательность
мудрой и терпеливой Арине Родионовне за все, что довелось им вместе пережить.
Поэтому неудивительно, что с первых строк произведения поэт обращается к няне
очень уважительно, называя ее «подругой дней моих суровых» и «дряхлой
голубкой». За этими фразами кроется огромна нежность, которую Пушкин
испытывает к своей няне. Он знает, что эта женщина духовно намного ближе
ему, чем мать, и понимает, что Арина Родионовна беспокоится о своем
воспитаннике, в котором души не чает.) .
Кто напомнит, как звали няню?
- Вот какое отношение было у Пушкина к няне.
- А как вы относитесь к своим близким ?
- Назовите имя человека, которому было посвящено данное стихотворение.
в) самостоятельная работа
- Сейчас я предлагаю вам еще раз прослушать выразительное чтение
стихотворения «Няне».
Теперь самостоятельно про себя прочитайте это стихотворение. Подумайте, с
какой интонацией нужно читать его? (спокойно, размеренно).
- Кто прочитал, поднимите руку.
- Теперь мы прочитаем стихотворение по цепочке.
- Ребята, чувствуете ли вы в стихотворении грусть, боль? (стихотворениепронизано грустью, потому что герой не рядом с няней и обращается к ней
мысленно).
- Теперь вслух и выразительно прочитайте стихотворение.
Рефлексия учебной деятельности.
III.
- Наш урок подходит к концу.
- Давайте подведем итог нашей работы. Какая была тема урока?
- С каким стихотворением мы работали?
- Кто его автор?
- Какие у нас были задачи?
- Мы смогли их выполнить?
- Что особенно запомнилось на уроке? -
- Что понравилось?
- Что вам было выполнять легко на уроке, а что трудно?
- Почему?
IV. Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение «Няне».