Конспект открытого урока в 10 классе по теме «Онтогенез - индивидуальное развитие организмов»
Оценка 5

Конспект открытого урока в 10 классе по теме «Онтогенез - индивидуальное развитие организмов»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
10 кл
08.06.2019
Конспект открытого урока в 10  классе    по теме  «Онтогенез  - индивидуальное развитие организмов»
Цель урока: сформировать у учащихся представление об индивидуальном развитии организма. Задачи: Обучающие – углубить и систематизировать знания об онтогенезе организмов; охарактеризовать содержание этапов онтогенеза: эмбрионального и постэмбрионального периодов; Развивающие – развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе, анализировать, обобщать изучаемый материал; продолжить формирование навыков работы с книгой, дополнительной литературой, интерактивной доской. Воспитывающие – ведение здорового образа жизни, показать отрицательное влияние алкоголя, никотина, лекарственных препаратов, применяемых без назначения врача на эмбрион. Тип урока: Комбинированный
10 класс.docx
МКОУ «Урцакинская ООШ» Конспект открытого урока в 10 «б» классе    по теме  «Онтогенез  ­ индивидуальное развитие организмов» Разработала урок учитель биологии  Рабаданова Зубайдат Саидовна Цель урока:  сформировать у учащихся представление об индивидуальном    развитии  организма.                      Задачи:    Обучающие – углубить и систематизировать знания об онтогенезе            организмов;  охарактеризовать содержание этапов онтогенеза: эмбрионального и постэмбрионального  периодов;                       Развивающие – развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе,  анализировать, обобщать изучаемый материал; продолжить формирование навыков работы  с книгой, дополнительной литературой, интерактивной доской.  Воспитывающие – ведение здорового образа жизни, показать отрицательное влияние  алкоголя, никотина, лекарственных препаратов, применяемых без назначения врача на  эмбрион.              Тип урока:     Комбинированный Оборудование:  Таблицы «Индивидуальное развитие хордовых»,  Презентация.                                                                  Ход урока: 1.Организационный момент:  Организация работы учащихся в группах. Работа на уроке оценивается лидерами группы,  оценки за каждый этап урока заносятся в оценочный лист.    2.Актуализация знаний:  а)Найти связь между изученными явлениями и понятиями, соединить стрелками, ответ  обосновать: коньюгация                                       сперматогенез сперматозоид                                    мейоз яйцеклетка                                         обоеполые гермафродиты                                   яичники б) Найти лишнее, пронумеровать по порядку, ответ обосновать: Анафаза Метафаза Интерфаза Телофаза Профаза В) Вспомните: ­ Что называется  размножением? (Способность организма  воспроизводить себе подобных). ­ Какие Вы знаете способы размножения? (Бесполое и половое). ­ В чём различие между бесполым и половым размножением? (При бесполом размножении принимает участие одна особь и дочерние организмы  наследуют   идентичную генетическую информацию материнской особи, а при половом  –участие принимают два организма, которые производят гаметы и при слиянии гамет  образуются особи с генетической информацией от обоих родителей). ­ Что такое гамета? (Половая клетка ). ­ Какие Вы знаете гаметы? (Яйцеклетка  и сперматозоид или спермии). ­ Где они образуются? (В половых железах). ­ Что называется оплодотворением? (Процесс слияния гамет). ­ При каких условиях происходит оплодотворение у животных? (Одновременное созревание гамет, встреча гамет, определённая концентрация гамет). ­ В чём биологическое значение оплодотворения? (Восстановление диплоидного набора хромосом). ­ Что образуется в результате  оплодотворения? (Зигота). ­ Что такое зигота? (Это клетка с диплоидным набором хромосом, половина из которых получена от  материнского организма, а половина – от отцовского). Зигота – это одна клетка. Все живые организмы (грибы, растения, животные) начинают своё развитие с зиготы, то есть с одной клетки. О чём это свидетельствует? (О родстве и единстве происхождения). ­ Каким же образом из зиготы развивается целый организм? Из яйца курицы ­ цыплёнок, из  икринки рыбы ­ малёк, из икринки лягушки – головастик, у млекопитающих – детёныш?  Ведь зигота у большинства животных имеет микроскопические размеры, например, у  млекопитающих 0,1 мм? (Благодаря делению и росту клеток). 3. Изучение нового материала.      Онтогенез.    Слово учителя. Онтогенез ( греч.ontos – сущее, genesis ­ происхождение) – процесс, присущий любому  живому организму, независимо от сложности его организации. ­ Что же такое онтогенез? Найдите определение в учебнике на стр.145. (Онтогенез – это процесс индивидуального развития особи от момента её выделения в  самостоятельный организм  и до конца жизни ). Онтогенез одноклеточных организмов заключается в том, что возникшие после деления  дочерние особи растут и в них происходит замена органелл материнского организма. В  ходе онтогенеза у одноклеточных организмов (так же как и у многоклеточных) в ответ на  изменения условий среды синтезируются определённые белки, меняется чувствительность  к различным факторам внешней среды. В онтогенезе многоклеточных организмов выделяют два периода развития – эмбриональный (греч.embrion ­ зародыш) и постэмбриональный.  Эмбриональный период начинается с момента образования зиготы и до рождения или  выхода из яйцевых оболочек. Он заключается в размножении клеток, их дифференцировке  и формировании тканей и органов. Постэмбриональный период начинается с момента  рождения или выхода из яйцевых оболочек и до смерти. Он заключается в развитии  организма, взрослении, старости и смерти. Различные периоды онтогенеза по­разному  выражены у разных многоклеточных. Например, у грибов, водорослей и лишайников  зародыш отсутствует. Относительная продолжительность различных периодов онтогенеза  также отличается. Так, у млекопитающих наиболее продолжительным является   постэмбриональный. У многих насекомых, наоборот, постэмбриональный короче, чем  эмбриональный. (Подёнки). Рассмотрим подробнее этапы эмбриогенеза на примере  эмбрионального развития ланцетника. (Схема на доске и в тетрадях).   Дробление  Бластула Гаструла Нейрула Гистогенез Органогенез Этапы эмбриогенеза.   Работа с интерактивной доской ­ этапы эмбриогенеза. ­ Дробление.     ­ Бластула. ­ Стадия нейрулы. ­ Органогенез. Из зародышевых листков формируются ткани и органы.                                                    Из эктодермыформируются: нервная система (головной и спинной мозг, нервы, различные клетки органов чувств); эпителиальные покровы тела (кожа, ногти, волосы, сальные и потовые железы); хрусталик глаза; эмаль зубов. Из энтодермы формируются: пищеварительная система; дыхательная система; выделительная система; железы внутренней секреции. Из мезодермы формируются: мышцы; скелет (кости и хрящи); почки; сердечно­сосудистая система;            половая система (яичники и семенники). 4.Влияние внешних факторов на онтогенез человека. Работа учащихся с дополнительным материалом интернет – ресурсом. Учащиеся должны  найти материал по заданной им теме: 1 – группа: «Влияние курения на эмбриональное развитие человека» 2 – группа: «Влияние алкоголя на эмбриональное развитие человека» 3 – группа: «Влияние наркотических веществ на эмбриональное развитие человека» 5.Проведение разминки «Елочка» (показ на интерактивной доске) Изучение учащимися в группах постэмбрионального развития организмов. Работа учащихся с флипчартами, защита флипчартов.             Их  производные Пищеварительная система Кровеносная система Нервная система Скелет, мускулатура Эпидермис кожи Дыхательная система 6.Закрепление: заполнить таблицу:                                                                                        а)  Зародышевые листки и их производные.       Зародышевые листки                         ?                         ?                         ?                         ?                         ?                         ?   б) Ответить на вопросы: 1­ Что такое онтогенез? 2­ Какие периоды он включает? 3­ Эмбриогенез – это……? 4­ Назовите стадии эмбриогенеза? 5­ Кратко охарактеризуйте каждую из них?  6­ Что называют зародышевым листком? Назовите их? 7­ Какие органы развиваются из эктодермы, энтодермы, мезодермы?   7.Итоги урока: Оценивание учащихся в группах, рефлексия урока (ребята пишут на  стикерах мнение об уроке). 8.Домашнее задание: параграф №35 стр.136; заполнить таблицу на стр.141           Директор МКОУ «Урцакинская ООШ»                              Сулейманова Р.М. Заместитель директора по УВР                                              Рабаданов Р.Б.

Конспект открытого урока в 10 классе по теме «Онтогенез - индивидуальное развитие организмов»

Конспект открытого урока в 10  классе    по теме  «Онтогенез  - индивидуальное развитие организмов»

Конспект открытого урока в 10 классе по теме «Онтогенез - индивидуальное развитие организмов»

Конспект открытого урока в 10  классе    по теме  «Онтогенез  - индивидуальное развитие организмов»

Конспект открытого урока в 10 классе по теме «Онтогенез - индивидуальное развитие организмов»

Конспект открытого урока в 10  классе    по теме  «Онтогенез  - индивидуальное развитие организмов»

Конспект открытого урока в 10 классе по теме «Онтогенез - индивидуальное развитие организмов»

Конспект открытого урока в 10  классе    по теме  «Онтогенез  - индивидуальное развитие организмов»
Скачать файл