Конспект открытого урока в 6 классе по теме «Фотосинтез»
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
6 кл
12.06.2019
Задачи урока:
• продолжить формирование понятия о способах пита¬ния растений;
• познакомить учащихся с воздушным питанием рас¬тений;
• раскрыть понятие «фотосинтез»; показать, что свет — необходимое условие протекания фотосинтеза, раскрыть роль хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ;
• выявить приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза;
• сформировать знания об условиях протекания фотосинтеза, опытным путём доказать способность листьев поглощать углекислый газ и выделять кислород на свету.
6 класс Фотосинтез.doc
МКОУ «Урцакинская ООШ» МО «Дахадаевский район»
Конспект открытого урока в 6 классе
по теме
«Фотосинтез»
Разработала урок
учитель биологии
Рабаданова Зубайдат Саидовна
продолжить формирование понятия о способах питания растений;
познакомить учащихся с воздушным питанием растений;
раскрыть понятие «фотосинтез»; показать, что свет — необходимое условие
Тема: Фотосинтез
Задачи урока:
протекания фотосинтеза, раскрыть роль хлоропластов и хлорофилла в
образовании органических веществ;
фотосинтеза;
сформировать знания об условиях протекания фотосинтеза, опытным путём
доказать способность листьев поглощать углекислый газ и выделять кислород на
свету.
выявить приспособленность растений к использованию света в процессе
Планируемые результаты обучения.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
что фотосинтез – воздушное питание;
что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;
условия необходимые для протекания фотосинтеза;
результатом фотосинтеза является образование органических веществ в
растениях;
побочным продуктом фотосинтеза является кислород,
Учащиеся должны уметь:
проводить наблюдения за зелеными растениями,
осуществлять постановку биологических экспериментов,
объяснять результаты наблюдений и биологических экспериментов по изучению
условий протекания процесса фотосинтеза в зеленых растениях,
раскрывать значение процесса фотосинтеза в жизни растений и в природе.
Метапредметные:
Регулятивные самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выдвигать гипотезы решения проблемы,
осознавать
конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно
средства достижения цели, составлять (индивидуально или в группе) план
решения проблемы,
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования;
устанавливать причинноследственные связи;
давать определение понятиям;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
Коммуникативные
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить
монологическое контекстное высказывание;
Личностные:
формирование экологического мышления: умения оценивать свою
деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей
среды
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ
толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе;
развитие самостоятельности;
формирование осознанной мотивации к выполнению задания;
формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы).
Основные понятия урока: фотосинтез, хлорофилл, хлоропласты, органические
вещества.
Деятельность учащихся: сотрудничество с одноклассниками при обсуждении
виртуального опыта, решение проблемных вопросов, работа в тетради, работа в
парах при составлении схемы, работа в группах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно – целевой этап.
Звучит музыка.
Актуализация знаний. Определение темы урока. Природа любит загадывать загадки. Вот обычный лист растения. Что в нём
интересного?
400 лет учёные изучают процессы в нём происходящие, и до сих пор не всё ясно.
Листья называли поразному: «дети солнца», покорившие солнце», «утеха
взора». Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу, их обрывали, и
растение погибало. Но значение листа так и не удавалось выявить. Уже в 6 веке
в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются
растения? Люди видели, что человек и животные существуют за счет
потребляемой пищи.
Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает? Ответ был
найден, но для этого потребовалось почти 2 века…
А вы можете сейчас ответить на этот вопрос? Чтобы помочь вам ответить на
этот вопрос, я предлагаю вернуться на 4 века назад и познакомиться с
экспериментами, которые были поставлены учеными для ответа на эти вопросы
(использование презентации)
III. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного
материала
Каждая группа получает карточку с материалом для анализа с вопросами.
Задание каждой группе: выполнив задания, указанные в карточке, рассказать о
своих выводах классу.
1 группа:
Опыты ван Гельмонта
Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян ван – Гельмонт
поставил опыт – поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку
ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течение пяти
лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не
содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил,
что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего
на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 г. питательных веществ для
ван – Гельмонта осталось загадкой.
Гельмонт не знал откуда берётся пища для растения. Сегодня мы ответим на
вопрос, на который в свое время не смог ответить известный ученый.
Вывод: учёный думал, что растение растёт и развивается с помощью воды.
Растение строит своё тело только с участием минеральных солей почвы.
2 группа
Опыты Джозефа Пристли и Ингенхаузена
Вывод: 1)листья выделяют кислород;
2) образуется он только на свету.
Проблемный вопрос:
В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить опыты Пристли. Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь
огарком свечи.
Он был отличный химик, опыты проводил умело, но результаты получил
противоположные тому, что наблюдал Пристли. Свеча под колпаком с горшком
мяты
гасла, мышь погибала, мята засыхала. Объясните почему?
3 групп
a
Опыты Жана Сенебье
Вывод: 1)образование кислорода в листьях происходят только при поступлении
в них углекислого газа
2) без СО2 кислород не образуется
4 группа
Опыты Юлиуса фон Сакса
Выводы: 1) на свету в клетках образуется крахмал;
2) процесс идет только в зелёных частях листа, где есть хлоропласты;
3) для образования крахмала нужен углекислый газ
IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений
Итак, обобщим полученную информацию:
1) Какова тема сегодняшнего урока? (питание растений – фотосинтез)
2) Какой процесс позволяет растениям питаться? (фотосинтез)
3) При каких условиях идёт фотосинтез? ( СО2, вода, солнечный свет и
хлоропласты)
4) Какое вещество образуется в процессе фотосинтеза и питает всё растение?
(крахмал)
5) Во всех ли клетках листа образуются органические вещества? (только
имеющих хлоропласты)
6) Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека? (фильм «Солнце,
жизнь и хлорофилл»)
(с 2:13 мин.)
Действительно, растения создают органические вещества для собственных нужд,
но и
обеспечивают пищей другие живые организмы, представляют всему живому
кислород
для дыхания. Растительный покров земли называют «зелёными лёгкими
планеты» будут ли они здоровыми зависит от нас с вами, от того насколько
разумно мы распорядимся данным нам богатством.
Растения ежегодно образуют более 100 млрд. тонн органических веществ,
выделяют в атмосферу около 145 млрд. тонн кислорода. 80% кислорода
выделяется морскими водорослями и только 20% наземными растениями.
Поэтому мировой океан иногда называют «легкими планеты». Затраты
кислорода на дыхание человека, животных, и растений компенсируются
фотосинтезом. Содержание кислорода в атмосфере поддерживается в пределах
21%. Проблемный вопрос:
7) Где и как можно увеличить интенсивность фотосинтеза?
В теплицах и парниках человек создает определенные условия – освещенность,
температурный режим, минеральное питание растений, концентрация
углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза.
8) Для чего человек создает такие условия?
Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян.
Вывод: листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются
органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует
всё живое на Земле. На сегодняшнем уроке нам предстоит раскрыть механизмы
этого биологического процесса.
V. Объяснение и понимание домашнего задания: Оценивание
Изучить параграф №16; подготовить свой рассказ об особенностях строения листа,
связанных с осуществлением процесса фотосинтеза и ответить на ? темы в
рабочей тетради.
VI. Рефлексия
Почему повышается урожай огурцов в теплице, если в неё впустить
очищенный от копоти
заводской дым?
Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм
кроликам.
Правильно ли она поступила? Почему?
Фотосинтез идет на свету круглый год.
И он людям дает пищу и кислород.
Очень важный процесс фотосинтез, друзья,
Без него на Земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, уголь, сено, дрова –
Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
И озоновый слой будет нас защищать. Директор МКОУ «Урцакинская ООШ» Сулейбанова Р.М.
Заместитель директора по УВР Рабаданов Р.Б.
Отзыв родителей
на урок по биологии :
«Фотосинтез» в 6 «а» классе,
учителя биологии
МКОУ «Урцакинская ООШ»
Рабадановой Зубайдат Саидовны
Мы родители 6 «а» класса посетили урок биологии. Зубайдат Саидовна работает с
душой. Никто из учащихся не остался без ее внимания.
Работа проходила в группах. Каждая группа выполняла свое задание, защищая ответ
у доски. Задания на уроке были разнообразными и интересными, ребята проявили
себя творчески.
По ответам учащихся можно сказать, что они проделывают такую работу не впервые.
Поэтому можно сделать вывод, что такая работа проводится учителем
предметником ситематически.
Каждая группа получила лист оценивания, где за каждый ответ по определенным
критериям выставлялись оценки. Данный урок был полезным для нас всех.
Спасибо Зубайдат Саидовна за прекрасный урок!
Родители учеников 6а класса ОТЗЫВ
на открытый урок по биологии
«Фотосинтез» в 6а классе,
МКОУ «Урцакинская ООШ»
Рабадановой Зубайдат Саидовны
Это урок изучения нового материала, очередной в разделе «Жизнь
растений».
Цель урока: создание условия для расширенного изучения процесса
фотосинтеза, используя прием аналогии в живой и неживой природе.
Урок прошел на высоком профессиональном и методическом уровне. Все
этапы урока были выдержаны, логически связаны и сопровождались мультимедийной
презентацией, созданной учителем.
Совместная с детьми формулировка целей и задач позволила мотивировать
их познавательную активность, а разнообразие видов деятельности обеспечило
занятость всех учеников. Ведущей формой деятельности учащихся на уроке
являлась самостоятельная образовательная деятельность, которая оценивалась по
участию в групповой и индивидуальной работе.
Учитель умело использовал различные методические приемы: слушание,
обсуждение проблем, отчет групп о результатах своей деятельности, применяя мультимедийную презентацию,
тестирование.
дополнительный познавательный материал,
Все выбранные приемы и средства обучения соответствовали содержанию
учебного материала, цели и задачам урока, возрастным особенностям и учебным
возможностям класса.
На уроке был выдержан высокий темп работы. Сочетая различные формы
работы: коллективная, групповая, индивидуальная, учитель
развивал умение
учащихся работать в группе и предъявлять результаты своей деятельности, выделять
главное и устанавливать причинноследственные связи, делать выводы и обобщения;
формировал основные навыки исследовательской деятельности.
В течение урока отмечалась комфортная психологическая обстановка:
царила атмосфера сотрудничества и взаимопонимания. Дети были раскрепощены,
свободно общались с учителем и друг с другом. Присутствовали оздоровительные
моменты: физкультминутка, минуты релаксации.
Цель урока была достигнута полностью, что подтвердили результаты
контрольного тестирования учащихся.
Директор МКОУ «Урцакинская ООШ» Сулейбанова Р.М.
Заместитель директора по УВР Рабаданов Р.Б.
Конспект открытого урока в 6 классе по теме «Фотосинтез»
Конспект открытого урока в 6 классе по теме «Фотосинтез»
Конспект открытого урока в 6 классе по теме «Фотосинтез»
Конспект открытого урока в 6 классе по теме «Фотосинтез»
Конспект открытого урока в 6 классе по теме «Фотосинтез»
Конспект открытого урока в 6 классе по теме «Фотосинтез»
Конспект открытого урока в 6 классе по теме «Фотосинтез»
Конспект открытого урока в 6 классе по теме «Фотосинтез»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.