Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
7 кл
08.06.2019
Цель урока:
пропаганда здорового образа жизни, на основе межпредметных связей в условиях современной школы и с использованием интерактивного оборудования.
Задачи:
образовательные:
-создать условия для формирования у детей представлений о строении клетки; познакомить с отличительными признаками растительной и животной клеток;
- обобщить и закрепить знания о строении и функциях главных частей и органоидов клетки
- проследить межпредметные связи биологии с литературой и физической культурой по вопросам здорового образа жизни;
-создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала, создание проблемных ситуаций;
-развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
-развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.
Воспитательные:
- формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
-способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формируются умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
-умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Методы:
словесный – беседа на основе знаний учащихся;
наглядный – демонстрация видеофильмов, наглядных пособий, дополнительной литературы, презентаций;
практический – работа с интерактивными тренажерами;
исследовательский – поиск правильных ответов на поставленные вопросы, от незнания к знанию;
Методические приемы:
логический – выявление общих признаков, различий, формулировка выводов;
организационный – фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся;
технический – использование наглядности, интерактивного оборудования.
7 класс.doc
МКОУ «Урцакинская ООШ»
Конспект открытого урока в 7 «б» классе
по теме
«Путешествие в мир клеток»
Разработала урок
учитель биологии
Рабаданова Зубайдат Саидовна
Так клетка, кажется мала,
Но в микроскоп взгляните:
Ведь это целая страна…
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Цель урока:
пропаганда здорового образа жизни, на основе межпредметных связей в условиях
современной школы и с использованием интерактивного оборудования.
Задачи:
образовательные:
создать условия для формирования у детей представлений о строении клетки;
познакомить с отличительными признаками растительной и животной клеток;
обобщить и закрепить знания о строении и функциях главных частей и органоидов
клетки
проследить межпредметные связи биологии с литературой и физической
культурой по вопросам здорового образа жизни;
создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать
выводы;
Развивающие:
развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения
занимательного материала, создание проблемных ситуаций;
развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.
Воспитательные:
формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового
общения;
пропагандировать здоровый образ жизни;
воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.
Личностные УУД:
внутренняя позиция школьника;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
самоанализ и самоконтроль результата;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска;
способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ,
сравнение).
Коммуникативные УУД:
формируются умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на
поставленный вопрос, аргументировать;
умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и
осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном;
коррекция;
оценка.
Методы:
словесный – беседа на основе знаний учащихся;
наглядный – демонстрация видеофильмов, наглядных пособий, дополнительной
литературы, презентаций;
практический – работа с интерактивными тренажерами;
исследовательский – поиск правильных ответов на поставленные вопросы, от
незнания к знанию;
Методические приемы:
логический – выявление общих признаков, различий, формулировка выводов;
организационный – фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся;
технический – использование наглядности, интерактивного оборудования.
Оборудование: компьютер, персональные компьютеры, цифровые микроскопы,
интерактивный
мультимедийный проектор,
конструктор «Растительная и животная клетка».
интерактивная доска,
экран,
ХОД УРОКА.
I.
Организационный этап
. (5 минут). (Слайд 1)
Здравствуйте, садитесь. На столах у вас: учебник, ноутбук, лабораторные
принадлежности, цифровой микроскоп, маршрутный лист урока. Итак,…
1.Психологический настрой. (Слайд 2).
Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Мы добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть осеннего
дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Возьмитесь за руки и повторяйте: (слайд 3)
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
2. Постановка темы, цели урока. (Слайд 4,5).
В далекой туманной дождливой стране – Англии жил – был великий ученый. Звали
его Роберт Гук. Занимался он очень интересным и важным делом – исследованием.
Для этого он придумал диво – аппарат, который увеличивает и помогает увидеть: из
чего построены маленькие организмы – микроскоп.
Как – то, в теплый зимний вечер, Роберт Гук решил под микроскопом рассмотреть
кусочек листика герани, росшей у него на окошке. Долго настраивал он микроскоп,
уселся поудобнее и посмотрел в окуляр. Там он увидел много – много шариков.
Как вы думаете, что он увидел? (растительные клетки).
Роберт увеличил изображение, чтобы рассмотреть из каких частей состоит
растительная клетка.
Сегодня я предлагаю вам стать исследователями.
3.Мотивация. Создание проблемной ситуации. (Слайд 6,7,8)
(На доске надпись: КЛЕТКА – живой кирпичик организма.)
Прочтите, что написано на доске? Что общего между кирпичом и клеткой? (При
помощи кирпичей строят здания, а при помощи клеток – строится организм.)
Именно клетка составляет основу любого организма, независимо от его структуры.
Чтобы вы хотели узнать о клетке? (Ученики: узнать, строение животной клетки,
чем отличается клетка растения от клетки животного.)
Учитель: А теперь посмотрите на слайд и сравните, совпали ли наши цели урока?
1. Узнать строение и функции органоидов животной клетки.
2. Определить роль каждого органоида в жизни клетки.
3.Научиться распознавать органоиды по внешнему виду, находить черты сходства и
различия животной и растительной клеток.
Теперь нам ясно видно, что цели наши совпали и потому. Вперёд в «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЛЕТКЕ»!!! (Слайд 9,10)
А зачем нужно знать строение клетки.(Ответы учеников)
Именно в клетках начинают развиваться изменения, приводящие к заболеваниям.
Злокачественные изменения, приводящие к развитию раковых опухолей, возникают
тоже на уровне клетки. Поэтому у медиков часто возникает потребность в очень
подробном изучении клеток больного человека, их строения, формы, химического
состава, обмена веществ. Представления о строении и развитии клетки широко
используются в генетике науке о наследственности и
изменчивости организмов.
Иногда знания клеточной теории помогают
криминалистам обнаружить преступника, установить отцовство, и выявить еще
многое другое — волнующее, таинственное, неизвестное.
Каждый уважающий себя путешественник должен проверить насколько он хорошо
собрался в путь. Что можем мы взять с собой в дорогу познания?
(Ученики: оборудование (микроскоп, учебник, дополнительный материал).)
Учитель: правильно, но мы ещё должны взять с собой одно из самых важных вещей
багаж знаний, который мы накопили на предыдущих уроках.
II . Актуализация знаний.(6 мин).
1. Фронтальный опрос учащихся (слайд 11,12).
Игра «Цепочка».
Предполагаемые ответы
Каждый ученик получает две карточки с вопросом и ответом, которые не подходят
друг к другу. Игру начинает любой ученик, он читает вопрос вслух и ждет ответа.
Ученик, у которого есть ответ, читает его и предлагает свой вопрос. Итак, до тех
пор, пока не закончатся все карточки.
Предложенные вопросы для игры
«Цепочка»
1.Назовите основные части клетки…
2.Что примыкает у растительных клеток
с внешней стороны мембраны…
3.Как называются части клеток,
расположенные в цитоплазме…
4.Этот органоид клетки содержит
клеточный сок, с растворёнными в нем
питательными веществами…
5.Органоиды растительной клетки,
которые содержат хлорофилл…
6.Какую функцию выполняют
хлоропласты…
Ядро, цитоплазма, ядро.
Клеточная оболочка, она состоит
из целлюлозы.
Органоиды.
Вакуоль.
Хлоропласты.
Участвуют в образовании
органических веществ в процессе
фотосинтеза.
Строение какой клетки мы повторили? (Растительной) (слайд 13).
Как вы догадались? (Наличие пластид зеленого цвета – хлоропластов,
Наличие вакуолей с клеточным соком,
Прочная клеточная стенка из целлюлозы). 2. Модель растительной клетки).(слайд 14,15, 16).
Следующее задание у доски собрать модель растительной клетки. С чего мы
начнем собирать клетку? (с оболочки, чтобы показать ее границы, отделить от
внешней среды).
Назовите структуру растительной клетки. (ядро, митохондрии, вакуоли,
хлоропласты,
III
. Введение новых знаний с опорой на опыт детей. (12 мин) Слайд 17, 18).
Все части растения состоят из клеток. Они разнообразны по форме и размерам,
выполняют разные функции. Внутри клеток есть органоиды, о которых мы с вами
говорили при изучении курса биологии в 6 классе: аппарат Гольджи, ЭПС,
лизосомы, ядро, митохондрии, цитоплазма, мембрана и другие.
Все ли клетки имеют одинаковый набор органоидов? От чего это зависит?
Существуют ли такие органоиды, которые есть в каждой клетке? На эти вопросы
мы сейчас ответим, проведя небольшое исследование. Итак, запишите в
маршрутных листах тему урока.
1. Лабораторная работа (11 мин). Слайд 19,20,21)
Цель:
Сравнить особенности клеток растений и животных.
Ход работы:
1. Приготовить временный препарат кожицы лука. Для этого на предметное стекло
нанести каплю раствора йода. Потом пинцетом снять часть кожицы лука и
поместить ее в раствор йода. После этого накрыть полученный препарат покровным
стеклом, поместить под микроскоп и рассмотреть. Отметить особенности строения
растительной клетки.
2. Приготовить временный препарат буккального эпителия ротовой полости
человека. Для этого на предметное стекло нанести каплю раствора йода. Потом
стеклянной палочкой взять мазок с внутренней поверхности щеки и нанести его на
предметное стекло. Полученный препарат накрыть предметным стеклом, поместить
под микроскоп и рассмотреть. Отметить особенности строения животной клетки.
3. Сделать общий вывод из работы. (Таким образом, посредством сравнения клетки
лука и животной клетки под микроскопом, я убедился в справедливости одного из
основных положений клеточной теории о единстве происхождения органического
мира. И растительная клетка, и животная клетка, под микроскопом, имеют
____________________строение. Только в клетке растений имеется
_______________________, ____________________, ____________. Только в
животной клетке имеется ____________________.
Но сначала мы повторим правила техники безопасности во время проведения
лабораторной работы.
Проделав работу, вы в маршрутных листах отметьте строение клетки и сделайте
вывод. Давайте же разберемся, что же мы увидели на изучаемом объекте???
2. Просмотр видеофрагмента: Строение животной клетки (1 мин)
(Слайд 22)
Сегодня на уроке мы говорим о сложном строении клетки. И, наверно, не
задумываемся о том, что когдато эти знания добывались по крупицам, и было
время, когда люди впервые произнесли слово «клетка».
Оказывается, мы стоим с вами на пороге великого открытия. Только оно было
сделано еще в 19 веке. И произнося, казалось бы, такую простую фразу:
«Организмы имеют клеточное строение», мы формулируем одно из положений
клеточной теории, основоположниками которой являются зоолог Теодор Шванн и
ботаник Матиас Шлейден. (Слайд 23)
Нами проведены наблюдения растительных и животных клеток, результаты которых
подтверждают положения клеточной теории.
Знания, накопленные с использованием клеточной теории, широко используются в
различных отраслях человеческой деятельности.
IV
.Физминутка.( 3 мин) (Слайд 24)
V .Первичное закрепление нового материала. (Слайд 25,26)
1. Работа с интерактивным тренажером: (3 мин)
Проверь себя.
Собери животную клетку.
VI
.Закрепление изученного.
1. Работа по учебнику (стр. 26) Вставьте пропущенное слово. (2 мин) (Слайд
27,28)
... — структурная и функциональная единица всех живых организмов.
Все клетки друг от друга отделены клеточной (плазматической)... — плотной
прозрачной оболочкой.
Живое содержимое клетки представлено бесцветным вязким полупрозрачным
веществом …. В цитоплазме располагаются многочисленные .... .
Важнейшим органоидом клетки является .... , которое хранит наследственную
информацию. Энергетический центр клетки … .
Термины: цитоплазма, митохондрия, клетка, мембрана, ядро, органоиды.
Обменяйтесь листами, проверьте тест, выставив оценку соседу по парте.
0 ошибок «5»
1,2,3 ошибки – «4»
4,5 ошибки – «3»
2.Театрализованное представление: (7 мин.) (Слайд 29.) Учитель: Сейчас мы посмотрим театрализованное представление, подготовленное
учениками вашего класса, и постараемся помочь решить проблему героям
«клеточного государства». (Учащиеся должны ответить на вопрос, кто самый
главный в клетке).
АВТОР
:
В царстве, что ни дать, ни взять,
В микроскопе лишь видать,
Приключилась небольшая
Раз история такая.
У себя собрав совет,
Царь потребовал ответ:
Кто в его сторонке малой
Самый главный из вельмож?
Кто бы, что ни говорил,
Царь подумал и решил
Не жалеючи наград,
Оценить сей важный вклад.
Все вокруг засуетились
Каждый хочет доказать,
Что работа в государстве
Без него враз может встать.
ЯДРО:
Я сейчас вопрос задам вам,
Дайте на него ответ!
Что для пользы государства
Сделал каждый конкурент?
КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ:
.Всех вокруг я заверяю,
Роль я важную играю,
У меня есть свой завод.
Ежегодный оборот
Составляет много тонн.
В государстве важен он.
Я в мембранные структуры
Упакую всякий хлам,
Позже от него избавлюсь,
Если повезет продам.
Запасаюсь всем, чем надо,
Забиваю свой же склад, И за это я имею
Очень скромненький оклад.
МЕМБРАНА:
Заявляю без обмана —
Всех важнее я мембрана!
Я на страже государства
День и ночь стою без сна
И его оберегаю, без прикрас скажу —
Одна!
Чтобы не иссякла влага,
Чтобы не пробрался враг,
И поэтому сегодня
Не представлю я бумаг!
Здесь и так уже все ясно,
Что с мембраной все прекрасно,
И пока на страже я,
Спит спокойно вся страна.
МИТОХОНДРИЯ:
Для такого государства
Ведь энергия нужна.
Без энергии заводы — ерунда,
Ни дать, ни взять.
И мембране без нее же
Как задачу выполнять?
Все знают, без энергии
Придет всему конец.
Ее даст митохондрия,
Работая, как ТЭЦ.
РИБОСОМА:
Я уже здесь всем знакома.
Мое имя — Рибосома.
Мы производим белок для строительства
И строим. Для жителей и для правительства.
Вклад в дела государства
Мы вносим весомый —
Все здания в клетке
Построены Рибосомой.
ХЛОРОПЛАСТ: Здравствуйте, здравствуйте, господа!
Узнали? Узнали! Конечно же, да.
Меня не узнать почти невозможно,
Без нас государство почти безнадежно.
Мы производим, без всяких хлопот
Важный для всех газ — кислород.
И углеводы, что скажем заранее,
Важные очень продукты питания.
ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ:
Выступить должна успеть
Эндоплазматическая сеть.
Я буду краткой, все устали,
Но я хочу, чтоб вы узнали,
Что все перевозки от двери до двери
Осуществляю совсем без потери.
Заказ доставят в срок специалисты,
Сработают четко, красиво и быстро.
Конкурсанты совещаются.
ЯДРО:
Мы спорили долго и совещались,
И, надо признаться, совсем растерялись.
Выглядит каждый вполне убедительно,
И список заслуг имеет внушительный.
Время пришло награждать победителя.
Может быть, в этом помогут нам зрители?
Кто самый важный? Скажите скорее.
Без вас разобраться мы не сумеем.
Ученики дают ответы.
АВТОР:
Мне кажется, к выводу вместе пришли мы:
Все очень важны и незаменимы.
Итак, подведем итог. Государство это система, поэтому клетку мы тоже можем
назвать системой и приходим к выводу (ученики вместе с учителем формулируют
вывод): «Клетка целостная система, в которой каждый органоид выполняет свои
особые функции и поэтому является незаменимым». (Слайд 30)
VII. Итог урока. (3 мин.)
Учитель: отложите свои маршрутные листы на край стола, закройте учебники, и
давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили материал новой темы.
Какие клетки изображены на рисунках?
Если органоид есть и в растительной и животной клетке – хлопаете в ладоши.
Если только в растительной клетке – поднимаете руки вверх.
Если только в животной клетке – встаете.
(митохондрия, хлоропласт, цитоплазма, комплекс Гольджи, Эндоплазматическая
сеть, вакуоль, рибосома, клеточный центр).
Достигли мы с вами цели урока? (слайд 31)
оценка работы учеников во время урока.
(Слайд 32)
А теперь вернемся к теме нашего урока: клетка — живой кирпичик организма, мы
можем назвать ее не только кирпичиком – «частицей» нашего организма, но и целой
страной, в которой живут свои граждане, каждый из которых выполняют свою,
нужную этой стране, работу.
…Так клетка, кажется, мала,
Но в микроскоп взгляните:
Ведь это целая страна…
(Слайд 33)
Рефлексия. (1 мин)
В маршрутных листах оцените работу на уроке, подчеркнув нужный смайлик.
Домашнее задание. (3 мин.) (Слайд 34)
Запишите домашнее задание. 1. (обязательное): Параграф 5
2. (познавательное) подготовить сообщение об открытии клетки
3. (творческое) Сочините сказку о приключениях органоидов клетки.
(Слайд 35, 36)
Маршрутный лист: «Путешествие в мир клетки» ученика
___________________________
Тема урока: ____________________________________________.
Задание 1: Лабораторная работа
Ход работы:
1 вариант.
Приготовить препарат кожицы лука.
1. На предметное стекло нанести каплю йода.
2. Сними часть кожицы лука и помести ее в каплю йода. 3. Рассмотри под микроскопом
4. Отметь в маршрутном листе на рисунке особенности строения растительной
клетки.
Приготовить препарат эпителия ротовой полости человека (животной клетки).
1. На предметное стекло нанести каплю йода.
2. Потом ложечкой взять мазок с внутренней поверхности щеки и нанести его на
2 вариант.
предметное стекло.
3. Полученный препарат поместить под микроскоп и рассмотреть.
4. Отметь в маршрутном листе на рисунке особенности строения животной
клетки.
Сделай подписи к рисункам и вывод.
Вывод: Сравнив клетку лука и животную клетку под микроскопом, я убедился в
справедливости одного из основных положений клеточной теории о единстве
происхождения органического мира. И растительная клетка, и животная клетка,
под микроскопом, имеют ____________________строение. Только в клетке
растений
имеется
_______________________,____________________,___________________. Только в
животной клетке имеется ____________________.
Задание 2. Вставь нужные слова, используя учебник (стр.26) .
1.___________— структурная и функциональная единица всех живых организмов.
2.Все клетки друг от друга отделены клеточной (плазматической)... — плотной
прозрачной оболочкой.
3.Живое содержимое клетки представлено бесцветным вязким полупрозрачным
веществом _____________.
4.В цитоплазме располагаются многочисленные _______________________.
5.Важнейшим органоидом клетки является _____________, которое хранит
наследственную информацию.
6.Энергетический центр клетки _________________.
Термины: цитоплазма, митохондрия, клетка, мембрана, ядро, органоиды.
Проверьте тест самостоятельно,
парте:_______________________
выставив оценку соседу по
0 ошибок «5»
1,2 ошибки – «4»
3,4 ошибки – «3»
Задание 4. Определи свое настроение. Урок окончен, всем СПАСИБО
Директор МКОУ «Урцакинская ООШ» Сулейманова Р.М.
Заместитель директора по УВР Рабаданов Р.Б.
Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»
Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»
Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»
Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»
Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»
Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»
Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»
Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»
Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»
Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»
Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»
Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.