Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»
Оценка 4.6

Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
7 кл
08.06.2019
Конспект открытого урока в 7  классе    по теме  «Путешествие в мир клеток»
Цель урока: пропаганда здорового образа жизни, на основе межпредметных связей в условиях современной школы и с использованием интерактивного оборудования. Задачи: образовательные: -создать условия для формирования у детей представлений о строении клетки; познакомить с отличительными признаками растительной и животной клеток; - обобщить и закрепить знания о строении и функциях главных частей и органоидов клетки - проследить межпредметные связи биологии с литературой и физической культурой по вопросам здорового образа жизни; -создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы; Развивающие: -развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала, создание проблемных ситуаций; -развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь; -развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся. Воспитательные: - формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения; - пропагандировать здоровый образ жизни; - воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия. Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника; -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; -самоанализ и самоконтроль результата; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска; -способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные УУД: -формируются умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; -умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; -коррекция; -оценка. Методы: словесный – беседа на основе знаний учащихся; наглядный – демонстрация видеофильмов, наглядных пособий, дополнительной литературы, презентаций; практический – работа с интерактивными тренажерами; исследовательский – поиск правильных ответов на поставленные вопросы, от незнания к знанию; Методические приемы: логический – выявление общих признаков, различий, формулировка выводов; организационный – фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся; технический – использование наглядности, интерактивного оборудования.
7 класс.doc
МКОУ «Урцакинская ООШ» Конспект открытого урока в 7 «б» классе    по теме  «Путешествие в мир клеток» Разработала урок учитель биологии  Рабаданова Зубайдат Саидовна                                                                   Так клетка, кажется мала,                                                                  Но в микроскоп взгляните:                                                                  Ведь это целая страна… Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний. Цель урока: пропаганда здорового образа жизни, на основе межпредметных связей в условиях  современной школы и с использованием интерактивного оборудования. Задачи:                                                                                                        образовательные: ­создать   условия   для   формирования   у   детей   представлений   о   строении   клетки; познакомить с отличительными признаками растительной и животной клеток;  ­ обобщить и закрепить знания о строении и функциях главных частей и органоидов клетки ­   проследить   межпредметные   связи   биологии   с   литературой   и   физической культурой по вопросам здорового образа жизни; ­создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы; Развивающие: ­развивать   познавательный   интерес   к   окружающему   миру   путем   привлечения занимательного материала, создание проблемных ситуаций; ­развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь; ­развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся. Воспитательные: ­   формировать   коммуникативные   способности   учащихся,   культуру   диалогового общения; ­ пропагандировать здоровый образ жизни; ­ воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия. Личностные УУД: ­внутренняя позиция школьника; ­учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу; ­ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; ­самоанализ и самоконтроль результата; ­способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: ­поиск и выделение необходимой информации; ­применение методов информационного поиска; ­способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные УУД: ­формируются   умения   объяснять   свой   выбор,   строить   фразы,   отвечать   на поставленный вопрос, аргументировать; ­умение   работать   в   парах,   учитывая   позицию   собеседника;   организовать   и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: ­контроль   в   форме   сличения   способа   действия   и   его   результата   с   заданным эталоном; ­коррекция; ­оценка. Методы: словесный – беседа на основе знаний учащихся; наглядный – демонстрация видеофильмов, наглядных пособий, дополнительной  литературы, презентаций; практический – работа с интерактивными тренажерами; исследовательский – поиск правильных ответов на поставленные вопросы, от  незнания к знанию; Методические приемы: логический – выявление общих признаков, различий, формулировка выводов; организационный – фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся; технический – использование наглядности, интерактивного оборудования. Оборудование:  компьютер,   персональные   компьютеры,   цифровые   микроскопы,  интерактивный мультимедийный   проектор, конструктор «Растительная и животная клетка».   интерактивная   доска,   экран, ХОД УРОКА. I. Организационный этап    .   (5 минут). (Слайд 1) Здравствуйте, садитесь. На столах у вас: учебник, ноутбук, лабораторные  принадлежности, цифровой микроскоп, маршрутный лист урока. Итак,… 1.Психологический настрой. (Слайд 2). Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.  Мы добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть осеннего  дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Возьмитесь за руки и повторяйте: (слайд 3) Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные!  Мы – старательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится! 2. Постановка темы, цели урока. (Слайд 4,5). В далекой туманной дождливой стране – Англии жил – был великий ученый. Звали  его Роберт Гук. Занимался он очень интересным и важным делом – исследованием.  Для этого он придумал диво – аппарат, который увеличивает и помогает увидеть: из чего построены маленькие организмы – микроскоп.                                                         Как – то, в теплый зимний вечер, Роберт Гук решил под микроскопом рассмотреть  кусочек листика герани, росшей у него на окошке. Долго настраивал он микроскоп,  уселся поудобнее и посмотрел в окуляр. Там он увидел много – много шариков.  ­Как вы думаете, что он увидел? (растительные клетки).  Роберт увеличил изображение, чтобы рассмотреть из каких частей состоит  растительная клетка.  Сегодня я предлагаю вам стать исследователями.  3.Мотивация. Создание проблемной ситуации. (Слайд 6,7,8) (На доске надпись: КЛЕТКА – живой кирпичик организма.) ­ Прочтите, что написано на доске? Что общего между кирпичом и клеткой? (При  помощи кирпичей строят здания, а при помощи клеток – строится организм.) Именно клетка составляет основу любого организма, независимо от его структуры. ­ Чтобы вы хотели узнать о клетке? (Ученики: узнать, строение животной клетки,  чем отличается клетка растения от клетки животного.) Учитель: А теперь посмотрите на слайд и сравните, совпали ли наши цели урока?   1. Узнать строение и функции органоидов животной клетки. 2. Определить роль каждого органоида в жизни клетки. 3.Научиться распознавать органоиды  по внешнему виду, находить черты сходства и различия животной и растительной клеток. Теперь нам ясно видно, что цели наши совпали и потому. Вперёд в «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЛЕТКЕ»!!! (Слайд 9,10) ­ А зачем нужно знать строение клетки.(Ответы учеников) Именно в клетках начинают развиваться изменения, приводящие к заболеваниям. Злокачественные изменения, приводящие к развитию раковых опухолей, возникают тоже на уровне клетки. Поэтому у медиков часто возникает потребность в очень подробном изучении клеток больного человека, их строения, формы, химического состава,   обмена   веществ.   Представления   о   строении   и   развитии   клетки   широко используются в генетике ­ науке о наследственности и  изменчивости   организмов.   Иногда   знания   клеточной   теории   помогают криминалистам   обнаружить   преступника,   установить   отцовство,   и   выявить   еще многое другое — волнующее, таинственное, неизвестное. Каждый уважающий себя путешественник должен проверить насколько он хорошо  собрался в путь. Что можем мы взять с собой в дорогу познания? (Ученики:­ оборудование (микроскоп, учебник, дополнительный материал).) Учитель: правильно, но мы ещё должны взять с собой одно из самых важных вещей ­ багаж знаний, который мы накопили на предыдущих уроках. II   . Актуализация знаний.(6 мин). 1. Фронтальный опрос учащихся (слайд 11,12). Игра «Цепочка». Предполагаемые ответы Каждый ученик получает две карточки с вопросом и ответом, которые не подходят  друг к другу. Игру начинает любой ученик, он читает вопрос вслух и ждет ответа.  Ученик, у которого есть ответ, читает его и предлагает свой вопрос. Итак, до тех  пор, пока не закончатся все карточки.  Предложенные вопросы для игры  «Цепочка» 1.Назовите основные части клетки… 2.Что примыкает у растительных клеток  с внешней стороны мембраны… 3.Как называются части клеток,  расположенные в цитоплазме… 4.Этот органоид клетки содержит  клеточный сок, с растворёнными в нем  питательными веществами… 5.Органоиды растительной клетки,  которые содержат хлорофилл… 6.Какую функцию выполняют  хлоропласты… Ядро, цитоплазма, ядро. Клеточная оболочка, она состоит  из целлюлозы. Органоиды. Вакуоль. Хлоропласты. Участвуют в образовании  органических веществ в процессе  фотосинтеза. ­Строение какой клетки мы повторили? (Растительной) (слайд 13). ­Как вы догадались? (Наличие пластид зеленого цвета – хлоропластов, Наличие вакуолей с клеточным соком, Прочная клеточная стенка из целлюлозы). 2. Модель растительной клетки).(слайд 14,15, 16). ­ Следующее задание у доски собрать модель растительной клетки. С чего мы  начнем собирать клетку? (с оболочки, чтобы показать ее границы, отделить от  внешней среды). Назовите структуру растительной клетки. (ядро, митохондрии, вакуоли,  хлоропласты,  III   . Введение новых знаний с опорой на опыт детей. (12 мин) Слайд 17, 18).  Все части растения состоят из клеток. Они разнообразны по форме и размерам,  выполняют разные функции. Внутри клеток есть органоиды, о которых мы с вами  говорили при изучении курса биологии в 6 классе: аппарат Гольджи, ЭПС,  лизосомы, ядро, митохондрии, цитоплазма, мембрана и другие. Все ли клетки имеют одинаковый набор органоидов? От чего это зависит? Существуют ли такие органоиды, которые есть в каждой клетке? На эти вопросы  мы сейчас ответим, проведя небольшое исследование. Итак, запишите в  маршрутных листах тему урока. 1. Лабораторная работа (11 мин). Слайд 19,20,21) Цель: Сравнить особенности клеток растений и животных. Ход работы: 1. Приготовить временный препарат кожицы лука. Для этого на предметное стекло нанести   каплю   раствора   йода.   Потом   пинцетом   снять   часть   кожицы   лука   и поместить ее в раствор йода. После этого накрыть полученный препарат покровным стеклом, поместить под микроскоп и рассмотреть. Отметить особенности строения растительной клетки. 2.   Приготовить   временный   препарат   буккального   эпителия   ротовой   полости человека. Для этого на предметное стекло нанести каплю раствора йода. Потом стеклянной палочкой взять мазок с внутренней поверхности щеки и нанести его на предметное стекло. Полученный препарат накрыть предметным стеклом, поместить под микроскоп и рассмотреть. Отметить особенности строения животной клетки. 3. Сделать общий вывод из работы. (Таким образом, посредством сравнения клетки  лука и животной клетки под микроскопом, я убедился  в справедливости одного из  основных положений  клеточной теории о единстве происхождения органического  мира. И растительная клетка, и животная клетка, под микроскопом, имеют  ____________________строение. Только в клетке растений имеется  _______________________, ____________________, ____________. Только в  животной клетке имеется ____________________. Но сначала мы повторим правила техники безопасности во время проведения лабораторной работы. Проделав работу, вы в маршрутных листах отметьте строение клетки и сделайте вывод. Давайте же разберемся, что же мы увидели на изучаемом объекте???  2. Просмотр видеофрагмента: Строение животной клетки (1 мин)  (Слайд 22) Сегодня   на   уроке   мы   говорим   о   сложном   строении   клетки.   И,   наверно,   не задумываемся  о  том,  что  когда­то  эти  знания  добывались  по   крупицам, и  было время, когда люди впервые произнесли слово «клетка». Оказывается,  мы   стоим   с  вами   на   пороге   великого   открытия.  Только   оно   было сделано   еще   в   19   веке.   И   произнося,   казалось   бы,   такую   простую   фразу: «Организмы имеют клеточное строение», мы формулируем одно из положений клеточной теории, основоположниками которой являются зоолог Теодор Шванн и ботаник Матиас Шлейден. (Слайд 23) Нами проведены наблюдения растительных и животных клеток, результаты которых подтверждают положения клеточной теории. Знания, накопленные с использованием клеточной теории, широко используются в различных отраслях человеческой деятельности.  IV   .Физминутка.( 3 мин) (Слайд 24) V   .Первичное закрепление нового материала. (Слайд 25,26) 1. Работа с интерактивным тренажером: (3 мин) ­ Проверь себя. ­ Собери животную клетку. VI   .Закрепление изученного. 1. Работа по учебнику (стр. 26) Вставьте пропущенное слово. (2 мин) (Слайд  27,28) ... — структурная и функциональная единица всех живых организмов.  Все клетки друг от друга отделены клеточной (плазматической)... — плотной  прозрачной оболочкой.  Живое содержимое клетки представлено бесцветным вязким полупрозрачным  веществом ­ …. В цитоплазме располагаются многочисленные .... . Важнейшим органоидом клетки является .... , которое хранит наследственную  информацию. Энергетический центр клетки … . Термины: цитоплазма, митохондрия,  клетка, мембрана, ядро, органоиды. Обменяйтесь листами, проверьте тест, выставив оценку соседу по парте. 0 ошибок ­ «5» 1,2,3 ошибки – «4» 4,5 ошибки – «3» 2.Театрализованное представление: (7 мин.) (Слайд 29.) Учитель: Сейчас мы посмотрим театрализованное представление, подготовленное учениками   вашего   класса,   и   постараемся   помочь   решить   проблему   героям «клеточного   государства».   (Учащиеся   должны   ответить   на   вопрос,   кто   самый главный в клетке).  АВТОР    : В царстве, что ни дать, ни взять, В микроскопе лишь видать, Приключилась небольшая Раз история такая. У себя собрав совет, Царь потребовал ответ: Кто в его сторонке малой Самый главный из вельмож? Кто бы, что ни говорил, Царь подумал и решил ­  Не жалеючи наград, Оценить сей важный вклад. Все вокруг засуетились ­  Каждый хочет доказать, Что работа в государстве Без него враз может встать. ЯДРО: Я сейчас вопрос задам вам, Дайте на него ответ! Что для пользы государства Сделал каждый конкурент? КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ: .Всех вокруг я заверяю, Роль я важную играю, У меня есть свой завод. Ежегодный оборот Составляет много тонн. В государстве важен он. Я в мембранные структуры Упакую всякий хлам, Позже от него избавлюсь, Если повезет ­ продам. Запасаюсь всем, чем надо, Забиваю свой же склад, И за это я имею Очень скромненький оклад. МЕМБРАНА: Заявляю без обмана — Всех важнее я ­ мембрана! Я на страже государства День и ночь стою без сна И его оберегаю, без прикрас скажу — Одна! Чтобы не иссякла влага, Чтобы не пробрался враг, И поэтому сегодня Не представлю я бумаг! Здесь и так уже все ясно, Что с мембраной все прекрасно, И пока на страже я, Спит спокойно вся страна. МИТОХОНДРИЯ: Для такого государства Ведь энергия нужна. Без энергии заводы — ерунда, Ни дать, ни взять. И мембране без нее же Как задачу выполнять? Все знают, без энергии Придет всему конец. Ее даст митохондрия, Работая, как ТЭЦ. РИБОСОМА: Я уже здесь всем знакома. Мое имя — Рибосома. Мы производим белок для строительства И строим. Для жителей и для правительства. Вклад в дела государства Мы вносим весомый —  Все здания в клетке Построены Рибосомой. ХЛОРОПЛАСТ: Здравствуйте, здравствуйте, господа! Узнали? Узнали! Конечно же, да. Меня не узнать почти невозможно, Без нас государство почти безнадежно. Мы производим, без всяких хлопот Важный для всех газ — кислород. И углеводы, что скажем заранее, Важные очень продукты питания. ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ:  Выступить должна успеть Эндоплазматическая сеть. Я буду краткой, все устали, Но я хочу, чтоб вы узнали, Что все перевозки от двери до двери Осуществляю совсем без потери. Заказ доставят в срок специалисты,                                                                          Сработают четко, красиво и быстро. Конкурсанты совещаются. ЯДРО:  Мы спорили долго и совещались, И, надо признаться, совсем растерялись. Выглядит каждый вполне убедительно, И список заслуг имеет внушительный. Время пришло награждать победителя. Может быть, в этом помогут нам зрители?  Кто самый важный? Скажите скорее. Без вас разобраться мы не сумеем. Ученики дают ответы. АВТОР: Мне кажется, к выводу вместе пришли мы: Все очень важны и незаменимы. ­ Итак, подведем итог. Государство ­ это система, поэтому клетку мы тоже можем назвать системой и приходим к выводу (ученики вместе с учителем формулируют вывод): «Клетка ­ целостная система, в которой каждый органоид выполняет свои особые функции и поэтому является незаменимым». (Слайд 30) VII. Итог урока. (3 мин.) Учитель: отложите свои маршрутные листы на край стола, закройте учебники, и  давайте проверим,  насколько хорошо вы запомнили материал новой темы. Какие клетки изображены на рисунках? Если органоид есть и в растительной и животной клетке – хлопаете в ладоши. Если только в растительной клетке – поднимаете руки вверх. Если только в животной клетке – встаете. (митохондрия, хлоропласт, цитоплазма, комплекс Гольджи, Эндоплазматическая  сеть, вакуоль, рибосома, клеточный центр). Достигли мы с вами цели урока? (слайд 31) ­ оценка работы учеников во время урока. (Слайд 32) А теперь вернемся к теме нашего урока: клетка — живой кирпичик организма, мы можем назвать ее не только кирпичиком – «частицей» нашего организма, но и целой страной,  в   которой   живут   свои   граждане,  каждый   из   которых   выполняют   свою, нужную этой стране, работу. …Так клетка, кажется, мала,     Но в микроскоп взгляните:     Ведь это целая страна… (Слайд 33) Рефлексия. (1 мин) В маршрутных листах оцените работу на уроке, подчеркнув нужный смайлик. Домашнее задание. (3 мин.) (Слайд 34) Запишите домашнее задание. 1. (обязательное): Параграф 5 2. (познавательное)   подготовить сообщение об открытии клетки 3. (творческое) Сочините сказку о приключениях органоидов клетки.  (Слайд 35, 36) Маршрутный лист: «Путешествие в мир клетки» ученика  ___________________________ Тема урока: ____________________________________________. Задание 1:  Лабораторная работа Ход работы: 1 вариант. Приготовить препарат кожицы лука.  1. На предметное стекло нанести каплю йода. 2. Сними часть кожицы лука и помести ее в каплю йода. 3. Рассмотри под микроскопом 4. Отметь в маршрутном листе на рисунке особенности строения растительной клетки.  Приготовить препарат эпителия ротовой полости человека (животной клетки). 1. На предметное стекло нанести каплю йода.  2. Потом ложечкой взять мазок с внутренней поверхности щеки и нанести его на 2 вариант. предметное стекло.  3. Полученный препарат поместить под микроскоп и рассмотреть.  4. Отметь   в   маршрутном   листе   на   рисунке   особенности   строения   животной клетки. Сделай подписи к рисункам и вывод.                                          Вывод: Сравнив клетку лука и животную клетку под микроскопом, я убедился  в справедливости   одного   из   основных   положений     клеточной   теории   о   единстве происхождения органического мира. И растительная клетка, и животная клетка, под   микроскопом,   имеют   ____________________строение.   Только   в   клетке растений имеется _______________________,____________________,___________________. Только в животной клетке имеется ____________________. Задание 2. Вставь нужные слова, используя учебник (стр.26) .   1.___________— структурная и функциональная единица всех живых организмов.  2.Все клетки друг от друга отделены клеточной (плазматической)... — плотной  прозрачной оболочкой.  3.Живое содержимое клетки представлено бесцветным вязким полупрозрачным  веществом ­ _____________. 4.В цитоплазме располагаются многочисленные _______________________. 5.Важнейшим органоидом клетки является _____________, которое хранит  наследственную информацию.  6.Энергетический центр клетки _________________. Термины: цитоплазма, митохондрия,  клетка, мембрана, ядро, органоиды. Проверьте   тест   самостоятельно, парте:_______________________   выставив   оценку   соседу   по 0 ошибок ­ «5» 1,2 ошибки – «4» 3,4 ошибки – «3» Задание 4. Определи свое настроение. Урок окончен, всем СПАСИБО Директор МКОУ «Урцакинская ООШ»                              Сулейманова Р.М. Заместитель директора по УВР                                              Рабаданов Р.Б.

Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7  классе    по теме  «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7  классе    по теме  «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7  классе    по теме  «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7  классе    по теме  «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7  классе    по теме  «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7  классе    по теме  «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7  классе    по теме  «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7  классе    по теме  «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7  классе    по теме  «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7  классе    по теме  «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7  классе    по теме  «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»

Конспект открытого урока в 7  классе    по теме  «Путешествие в мир клеток»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2019