Урок-обобщение по теме: «Типы червей
Оценка 4.7

Урок-обобщение по теме: «Типы червей

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
биология +2
7 кл
15.01.2019
Урок-обобщение по теме: «Типы червей
Эпиграф к уроку: “Кто предупрежден – тот вооружен”. Цель урока: Обобщить и проверить знания по темам «Плоские черви», «Круглые черви», «Кольчатые черви»; показать возможность использования различных форм, методов, приемов контроля знаний учащихся в системе. Задачи: Образовательные: Обобщить знания о строении и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатыхчервей, установить их взаимосвязи со средой обитания; Расширить знания учащихся о значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека; Развивающие: Формировать познавательный интерес к биологии; делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать; Формировать умение критически мыслить; Воспитательные: Совершенствовать умения сравнивать, устанавливать связи теории с практикой, умения пользоваться языком биологии; Воспитывать бережное отношение к природе; Ответственное отношение к выполнению порученных заданий. Оборудование: компьютер, презентация. Тип урока – комбинированный. Межпредметные связи: экология и история.
План урока.doc
Урок­обобщение по теме: «Типы червей» в 7 классе Эпиграф к уроку:  “Кто предупрежден – тот вооружен”. Цель урока: Обобщить и проверить знания по темам «Плоские черви»,  «Круглые черви», «Кольчатые черви»; показать возможность использования  различных форм, методов, приемов контроля знаний учащихся в системе. Задачи:  Образовательные: Обобщить знания о строении и жизнедеятельности плоских, круглых и  кольчатыхчервей, установить их взаимосвязи со средой обитания; Расширить знания учащихся о значении животных в природе, значении и роли  в природе и жизни человека; Развивающие: Формировать познавательный интерес к биологии; делать выводы, решать  проблемные вопросы, сравнивать, анализировать; Формировать умение критически мыслить; Воспитательные: Совершенствовать умения сравнивать, устанавливать связи теории с  практикой, умения пользоваться языком биологии; Воспитывать бережное отношение к природе; Ответственное отношение к выполнению порученных заданий. Оборудование: компьютер, презентация. Тип урока – комбинированный. Межпредметные связи: экология и история. Методы: • Словесный – беседа, сообщения учащихся. • Наглядный – демонстрация презентации, прохождение тестирования  • Практический – работа с таблицами, карточками. Форма проведения: урок – игра Организация урока: групповая ХОД УРОКА I. Организационный момент. а) приветствие б) фиксирование присутствующих в) знакомство с целями и формой проведения урока II. Обобщение и закрепление темы УЧИТЕЛЬ: Ребята  мы с вами закончили изучать тему черви. С какими  типами червей вы познакомились? (Ответ:  «Плоские черви», «Круглые  черви», «Кольчатые черви»). Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку и  подумайте, о чём мы будем сегодня говорить, сформулируйте тему урока  (дети формулируют тему). А как вы думаете, какова будет цель нашего  урока? Правильно. Вы многое узнали о червях, пополнили багаж своих знаний. На протяжении всех уроков, каждый из вас показал хорошие знания, были  отличными слушателями и добытчиками информаций. Все знания, которые вы приобретаете на уроках биологии, пригодятся в жизни. Мы с вами  сегодня  отправляемся в итоговое путешествие в страну Знаний, столица которой  называется Наукоград. Работать вы будете группами, парами и  индивидуально. Каждая ваша группа ­ это путешественники, состоящая из  спортсменов. Используя свои знания, быстроту, сообразительность, вы  должны выполнить все задания, встретившиеся на пути, и добраться до  столицы страны Знаний. При путешествии вам необходимо преодолеть  границу государства и побывать в 2­х её городах: 1. Сопоставляндия 2. Тестландия  По количеству набранных баллов вы будете оценены в конце урока.  Победителей ждет приз. Как известно, путешествию всегда предшествует  тщательная подготовка, поэтому сейчас мы проверим свой багаж ­ проверим и закрепим наши знания о червях. Для этого мы вспомним некоторые термины и определения, знание которых необходимо для въезда в государства.  « Собирать багаж» мы будем, заполняя таблицу « Общая характеристика  червей». Работаем по группам. Каждая команда представляет своего  «лектора», чтобы напомнить всем общую характеристику каждого типа. Давайте послушаем общую характеристику для типа плоских червей, которую готовили ваши товарищи (ответ учащегося)   а)    Плоские черви. Общая характеристика. Всего 12500 видов. Основные признаки:  1. Тело образовано четырьмя видами тканей: покровной, соединительной,  нервной, мышечной. 2. Снаружи тело покрыто кожно­мускульным мешком. 3. Внутри кожно­мускульного мешка расположена рыхлая ткань –  паренхима, в которой находятся внутренние органы. 4. Представитель – бычий цепень. Длина – 10 метров. Количество  члеников до 1000. За сутки наружу выделяется 28 члеников, в каждом – 175 тысяч яиц. 5. Взрослый червь может прожить в кишечнике человека до 15 лет. Учитель    . Используем эту информацию, чтобы внести в таблицу.  Следующий тип – круглые черви. И опять общая характеристика  (индивидуальное задание учащимся).   б)   Круглые черви  Всего примерно 1 млн. видов. Основные характеристики:  1. Тело нечленистое. 2. Кожно­мускульный мешок содержит только продольные мышцы. 3. Кровеносной и дыхательной системы нет. 4. Особи раздельнополые. Представители ­ Человеческая аскарида. Самцы мельче самок. Специальных  органов прикрепления нет. Самка откладывает в сутки 200 000 яиц. Яйцо  сохраняет способность заражать в течение 6 лет.  Учитель    . Не забывайте заполнять соответствующие графы в таблице. И последний тип – кольчатые черви. Сначала послушаем основную  характеристику (характеристика дается учеником, заранее готовится). в) Кольчатые черви.  Всего 9 тысяч видов. Основные характеристики:  1. Тело состоит из колец­члеников. 2. Снаружи тело одето кожно­мускульным мешком. 3. Появляется замкнутая кровеносная система. 4. В кровеносной системе есть 5 пар мышечных трубок – “сердец”. 5. Большинство видов – гермафродиты. 6. Представитель ­ дождевой червь. Они гермафродиты, но должны  обмениваться семенной жидкостью для размножения. Могут отличать  свет от тьмы светочувствительными клетками. Дыхание осуществляется через слизь всей поверхностью тела. За сутки червь может пропустить  количество земли, равное массе своего тела – 5­6 грамм.  Продолжительность жизни – 5­6 лет.   Теперь вспомним особенности внешнего и внутреннего строения  Учитель.   дождевого червя. Заполняем таблицу до конца и проверим её.(эксперт­  ребенок со статусом ОВЗ с заполненной таблицей, а команды по очереди  зачитывают особенности каждого типа) . Общая характеристика червей Характеристика Тип Плоские  Черви Тип Круглые  Черви Тип Кольчатые  Черви  Представители Белая планария,  бычий цепень,  печеночный  сосальщик Человеческая  аскарида Дождевой червь,  нереида  Симметрия Двусторонняя Двусторонняя Двусторонняя Численность 12500 видов 1 млн.видов 9 тыс.видов  Кожно­ мускульный  мешок Продольные и  брюшные мышцы Продольные  мышцы Продольные и  кольцевые мышцы Пищеварительная  система Рот­глотка­ кишечник Рот­глотка­ кишечник­ анальное  отверстие Рот­глотка­ пищевод­зоб­ желудок­ кишечник­ анальное  отверстие Замкнутая, 2  сосуда, “5 сердец” Отсутствует Отсутствует Кровеносная  система Нервная система Нервные стволы  и узел Окологлоточное  нервное кольцо и  Нервная цепочка и окологлоточное стволы кольцо Выделительная  система Разветвленные  канальца Через жидкости  тела Через трубочки в  члениках Половая система Гермафродит  Среда обитания Водная,  паразиты Раздельнополые,  до 200 тыс.яиц в  день Гермафродит Паразиты Водная, почвенная    В маршрутном листе  вы будете записывать баллы, заработанные в течение  урока, потом суммировать. Удачно преодолев границу, мы попадаем в первый город Сопоставляндия  (самостоятельная работа). Здесь вас ожидает новое задание. Перед вами  находится таблица соответствия. Вам необходимо в графу «Представители»  внести цифры представителей, относящихся к трём типам червей. А в графу  «Признаки типа» внести только буквы, обозначающие характеристики типа  (причём помните, что у представителей разных типов есть схожие  особенности, поэтому некоторые характеристики могут одновременно быть у  разных типов червей)­ удачи в испытании!!! ( индивидуальная работа, для детей  с ОВЗ – карточки –анаграммы:  восстановить правильный порядок букв, чтобы получилось  название червя ) ТИП ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРИЗНАКИ ТИПА  Плоские черви Круглые черви Кольчатые черви ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРИЗНАКИ ТИПА 1. Аскарида А. Нет кровеносной и дыхательной 2. Широкий лентец 3. Дождевой червь 4. Белая планария 5. Острица 6. Медицинская пиявка 7.Свекловичная нематода 8. Морская мышь 9. Свиной цепень систем Б. Кровеносная система замкнутая В. Трёхслойные Г. Имеют выросты тела­ параподии Д. Нет полости тела Е. Полость тела вторичная Ж. Полость тела первичная З. Пищеварительная система слепо  замкнута И. Есть анальное отверстие Учитель: А теперь проверим. Способ проверки ­ взаимопроверка между  группами (обмениваются листами с ответами) (работа в паре), подсчитывают  полученное количество баллов /максимальный балл­ 18/, каждый правильный  ответ 1 балл.  (Обязательно разобрать характерные ошибки в ответах учащихся!) Учитель: Немного отдохнем. Отгадаем и инсценируем загадки  (Учитель зачитывает стихотворение. Необходимо определить о каком  кольчатом черве идет речь в этом стихотворении и аргументировать свой  ответ.) 1. Жил на свете Червячок, Был он страшно одинок, Круглый год один скитался, Только раз в году питался… Червячок – пловец удалый, Несмотря, что ростом малый. Цвет умел менять не раз – Для защиты, без прикрас. Нет щетинок для движенья, Только жертвам нет спасенья – Есть присоски, гирудин. Кто он, этот господин? 2. Они живут в тиши подземной, Тихонько двигаясь, шурша. Едят листву, опад бесплодный, Ее глотают не спеша. Они коричневого цвета, Кровь гонят несколько «сердец». Их тело состоит из многих Сцепленных меж собой колец. Все, что съедают, скоро станет Питаньем будущим цветам. Они – друзья для урожая И корм и птицам, и кротам. Их любят рыбы и цыплята, Им рад садовник, рыболов, А ну, скажите ­ ка, ребята, кто стал Героем сих стихов? 3. На дне морей, где ила много, Зарывшись в грунт, живут друзья. Их тело – длинное немного, В норе сидит, наверх – « труба» В трудах проходят жизни годы «Подушки» красные на дне. В крови носитель кислорода – Гемоглобин, как в тебе. Они глотают ил природный, Спасая воду от гнилья. Скажите, знатоки, природы, Что за полезные «друзья»? Учитель: Пройдя эти испытания, мы отправляемся в город  Тестландия  (работа индивидуальная с сигнальными карточками ).  (Учитель читает утверждения, если утверждение правильное, то учащиеся  поднимают зелёную сигнальную карточку, если неправильное, то красную.) 1. Печёночный сосальщик обитает в кишечнике человека (нет). 2. Нереида относится к многощетинковым червям (да). 3. Аскариды и острицы относятся к круглым червям (да). 4. Кровеносная система у кольчатых червей замкнутая (да). 5. Планария относится к типу круглых червей (нет). 6. Паразитические круглые черви всасывают питательные вещества всей  поверхностью тела (нет). 7. Аскариды питаются полупереваренной пищей из кишечника (да). 8. У кольчатых червей длинное членистое тело (да). 9. Кольчатые черви, подобно круглым и плоским червям, трёхслойны (да). 10.Свиной цепень живёт в протоках печени и питается кровью и клетками  хозяина (нет). 11.Планария ­ раздельнополое животное (нет). 12.Дыхание у плоских червей осуществляется всей поверхностью тела (да). 13.Личинки бычьего цепня, попав в мышцы хозяина. Превращаются в  финну (да). 14.Организм, в котором паразитируют личинки паразитического червя,  называется окончательным хозяином (нет, он называется  промежуточным хозяином). Учитель: Проверим ответы – самопроверка, выставляем в маршрутный лист  баллы. Ну а теперь, посмотрите опыт: Как воздействуют кислотные дожди на  дождевых червей ( демонстрация опыта « Реакция кислоты на белок»­ белок  разрушается).  Получается, что кислотные  дожди, окисление почвы  выброшенными батарейками  губительно действуют на всё живое в почве,  поэтому батарейки нужно сдавать на утилизацию! ( Связь с экологией ). Учитель: А теперь давайте вернёмся к эпиграфу. Мы много чего узнали о  червях, теперь пора предупредить. Слово для сообщения Касиной Альбине  «Меры борьбы и профилактика заражения паразитическими червями». ( Подготовить листовку для классного уголка «Профилактика заражения  паразитическими червями») Подведем итоги ( подсчитываем баллы, награждение) III.Рефлексия «Для меня сегодняшний урок…» Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть  фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. Урок 1. интересно 2. скучно 3.безразлично Я на уроке 1. работал 2. отдыхал 3.помогал  другим Итог 1. понял материал 2. узнал больше, чем знал 3.не понял IV.Домашнее задание: Изучить материал учебника; приготовить сообщение из дополнительной  литературы о медицинском применении пиявок. V.Самоотметка. Мы достигли цели нашего путешествия и можем подвести итоги: Если ты набрал более 20­32 баллов, то ты преодолел все трудности ­ молодец! Если ты набрал 11­20 баллов – совершил путешествие в 1 город – это тоже  очень хорошо! Если у тебя 7­11баллов, ты пока одолел только первое  препятствие – это тоже неплохо, но тебе есть к чему стремиться. Если же ты  набрал менее 8 баллов, то остался на границе государства. Но не огорчайся! У тебя ещё не всё потеряно. Тебе нужно ещё раз пройти курсовую подготовку и  повторить путешествие, твоя столица Знаний ещё впереди! Учитель: На этом наш урок подошёл к концу. Я хочу поблагодарить всех вас  за активное участие и работу. Молодцы! Спасибо всем! Урок окончен. До  свидания!

Урок-обобщение по теме: «Типы червей

Урок-обобщение по теме: «Типы червей

Урок-обобщение по теме: «Типы червей

Урок-обобщение по теме: «Типы червей

Урок-обобщение по теме: «Типы червей

Урок-обобщение по теме: «Типы червей

Урок-обобщение по теме: «Типы червей

Урок-обобщение по теме: «Типы червей

Урок-обобщение по теме: «Типы червей

Урок-обобщение по теме: «Типы червей

Урок-обобщение по теме: «Типы червей

Урок-обобщение по теме: «Типы червей

Урок-обобщение по теме: «Типы червей

Урок-обобщение по теме: «Типы червей

Урок-обобщение по теме: «Типы червей

Урок-обобщение по теме: «Типы червей

Урок-обобщение по теме: «Типы червей

Урок-обобщение по теме: «Типы червей

Урок-обобщение по теме: «Типы червей

Урок-обобщение по теме: «Типы червей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2019