Биология 7-А класс 25.10.2023 г.
Тема урока: Условия, необходимые для прорастания семян. Практическая работа «Определение всхожести семян».
Цели урока: дать обучающимся представление об условиях необходимых для всхожести семян.
Задачи: познакомить учащихся с условиями прорастания семян различных растений, на основании которых вывести правила посева семян. Научить рассчитывать потребность в воде семян различных растений, определять сроки посева различных культур и глубину заделки семян в зависимости от их размера;
Развивать формирование умений выделять главную мысль в тексте, анализировать, сравнивать, логически мыслить, находить ответы на проблемные вопросы, выполнять несложную исследовательскую работу, делать выводы, вести диалог, способствовать развитию коммуникативности при общении учащихся на уроке;
Воспитывать любознательность, желание получать новые знания, находить вопросы в обыденной жизни и учиться на них отвечать, взаимопомощь при изучении трудных участков темы.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация опорных знаний
Опрос у доски
1. Как передвигается вода и растворённые в ней минеральные вещества по стеблю растения?
2. Как передвигаются по стеблю органические вещества?
3. Какую роль играет запас питательных веществ?
Мотивация учебной деятельности
Мы изучили строение различных органов растений и процессов жизнедеятельности, протекающих в них. Давайте вспомним, какое же строение имеют семена? Семена всех ли растений одинаковы?
Индивидуальная работа. В течение 1 минуты соотнести названия и части семян
Семя фасоли:
А) семядоля;
Б) корешок;
В) стебелёк
Г) почечка;
Д) семенная кожура
Зерновка пшеницы:
А) семядоля;
Б) корешок;
В) стебелёк
Г) почечка;
Д) околоплодник, сросшийся с семенной кожурой
Е) эндосперм
После выполнения данной работы. Учащиеся отвечают на вопрос: что общего в семенах однодольных и двудольных растений, какие имеются отличия?
В ходе беседы заполняем таблицу.
Растение |
Из каких частей состоит семя |
Из каких частей состоит зародыш |
Где находится запас питательных веществ |
Какие вещества входят в состав семян |
Фасоль |
Зародыш, семенная кожура |
две семядоли, стебелёк, почечка, корешок |
две семядоли |
Вода, минеральные соли, жиры, белки, углеводы |
Пшеница |
Зародыш; эндосперм; семенная кожура, сросшаяся с околоплодником |
одна семядоля, стебелёк, почечка, корешок |
эндосперм |
Зародыш, семенная кожура, стебелёк, почечка, корешок, стебелёк, семенная кожура, сросшаяся с околоплодником, эндосперм, зародыш, одна семядоля, две семядоли.
Какую же главную функцию выполняют семена? (Из семян образуется новое растение, с помощью них растения распространяются).
Как же прорастают семена? Знаете ли вы, какие условия необходимы для прорастания семян?
На сегодняшнем уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос.
Изучение нового материала
Сообщение темы урока, цели и задач урока.
Проблема. Какие условия необходимы для прорастания семян?
Фронтальная работа.
На столах в стаканчиках находятся сухие семена различных растений.
Как вы думаете, долго ли в таком состояние могут пролежать семена? А, что же необходимо сделать, чтобы семена проросли.
Из жизненного опыта учащиеся предлагают несколько вариантов ответов: СВЕТ, ВОДА, ПОЧВА, МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ, ТЕПЛО, ВОЗДУХ, ЖИВОЙ ЗАРОДЫШ, ЗАПАС ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ (учащиеся сами предлагают эти варианты).
Как же можно доказать, необходимо ли это условие для прорастания семян, или нет? Высказываются различные способы доказательств. В ходе активной беседы подводим учащихся к правилам учебно-исследовательской работы:1) для проведения исследования необходимо иметь две пробы; 2) одна из которых контрольная; 3) меняем одно лишь условие. Рассматриваем все предложенные варианты. На демонстрационном столе стоят стаканчики с семенами фасоли, подготовленные заранее учащимися к уроку.
1 опыт: две пробы семян одинакового количества: одни сухие, другие влажны в тёплом месте; 2 опыт: две пробы семян одинакового количества: влажные одни в тёплом месте, другие в холодильнике;
3 опыт: две пробы семян одинакового количества: одни влажные, другие залиты кипячёной водой;
4 опыт: две пробы семян одинакового количества: одни влажные семена в почве, другие во влажной салфетке;
5 опыт: две пробы семян одинакового количества: одни полноценные, другие без одной семядоли.
Проросли лишь увлажнённые семена, находившиеся в тёплом месте, остальные семена не проросли, семена с удалённой семядолею, находившиеся в таких же условиях, дали ослабленные проростки или погибли.
Первичное закрепление нового материала. В ходе беседы учащимся демонстрируется видео «Всхожесть семян»
Вывод. Вы узнали, что: при прорастании семени из него появляется проросток – растение, все органы, которого уже сформированы. Зародышевый корень у взрослого растения становится главным конем, а зародышевый стебель – главным стеблем. Условия, необходимые для прорастания семян – это наличие воды, кислорода, температура и запасные питательные вещества в семени. Таким образом, из семени появляется новое сформированное растение.
Работа с текстом учебника.
Ответьте на вопрос: семена всех ли растений требуют для прорастания одинаковое количество влаги. Распределить предложенные семена (пшеница, кукуруза, горох, лён, рожь) в порядке увеличения потребляемой влаги для прорастания.
Для прорастания семян различных растений требуется различное количество воды. Зародыш, находящийся в семени, энергично дышит, а поэтому требует постоянного притока кислорода. Семена, находящиеся на столе, располагаются в увеличении потребляемой влаги для прорастания: кукуруза, пшеница, рожь, лён, горох.
Ответьте на вопрос: одинаковое ли количество тепла требуется для прорастания различным растениям. Расположить семена (кукуруза, рожь, горох, огурец, морковь, томат) в порядке увеличения необходимого тепла для прорастания.
Тепло прорастающим семенам необходимо так же, как вода и воздух, не хватает тепла, они не прорастут и, в конце концов, погибнут. Правда, семена некоторых растений, например, ржи, могут прорастать при одном градусе тепла. Семена расположили в порядке увеличения необходимого тепла для прорастания: рожь, горох, морковь, кукуруза, томат, огурец.
Ответьте на вопрос: от чего зависит глубина заделки семян в почву. Распределить семена на три группы (лука, редиса, репы, фасоли, огурцов, гороха).
Вначале зародыш питается запасами веществ, отложенных в клетках эндосперма или самого зародыша. Из семени с большим запасом питательных веществ образуется сильный проросток. Во время рост проросток полностью использует запасные питательные вещества семени, далее росток образует органические вещества с помощью фотосинтеза. Поэтому важно правильно определить сроки посева и глубину заделки семян. Практикой установлено, что глубина заделки семян зависит от их размера и свойств почвы. Чем крупнее семена, тем глубже их сеют, в глинистые почвы сеют семена ближе к поверхности по сравнению с песчаными почвами. В глинистых почвах влага задерживается дольше. Семена разделили на три группы. Мелкие – лука, репы (глубина1-2см); средних размеров - редиса, огурцов (глубина 2-4см); крупные – фасоли, гороха (глубина 4-5см).
Этап продуктивного использования полученных знаний. Учащиеся выполняют практическую работу «Определение всхожести семян»
Закрепление. Самостоятельная работа.
1. Дополните фразы, выбрав правильный ответ.
1.Прорастание семени начинается:
а) с поглощения воды;
б) разбухания семени;
в) разрыва кожуры;
г) усиленного поглощения кислорода.
Какие утверждения верны?
1)Семя у всех растений развивается в плодах.
2) Эндосперм — часть семени, в которой находятся питательные вещества.
3)Семена снаружи покрыты кожурой.
4)Чем крупнее семя, тем глубже его заделывают в почву.
5)Все растения размножаются семенами.
3. Вставьте пропущенное слово:
1.Семя — ... орган растения. 2. ... служит для размножения и распространения растений. 3.
Отверстие, через которое в семя проникают вода и воздух называется ....
4. След от места прикрепления семени к стенке плода называется .... 5. Корень будущего растения
развивается из..., а стебель из .... 6. На верхушке зародышевого стебелька можно разглядеть....
Рассмотрите рисунок, перепишите текст, вставляя пропущенные слова.
При прорастании семени фасоли первым появляется… Из зародышевого корешка развивается… У фасоли образуется… корневая система, которая состоит из… корня и ... корней.
Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание. §38Упр.№142, №143, №139. выполните практическую работу на стр.172
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.