Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»
Оценка 4.9

Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа
Детсад
10.02.2017
Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»
Занятие посвящено прошлому славянских народов: их традициям, быту, истории. С тех времён прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались в народной памяти в сказках, обрядах и песнях. И мы обязаны сохранить дошедшую до нас память о прошлом. Не зная прошлого, не поймёшь настоящего и будущего. Знания о прошлом помогают нам направить в правильное русло свои мысли и действия. мы приглашаем вас отправится в мир наших предков - славянское прошлое, приоткрыть дверцу в таинственное прошлое наших предков.Куклы– обереги сопровождали славян от рождения до самой смерти. Человек ещё не родился, а куколка-оберег его уже ждала. В прошлые времена очень часто умирали маленькие дети, не было врачей , и человек был бессилен перед болезнью. Люди искали защиту для своего ребёночка у кукол-оберегов.
Конспект открытого занятия.docx
Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему­куклы «Берегини» Цель: Воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа ­ воспитывать чувства любви к Родине через изучение и возрождение  национальных традиций. Задачи: 1. Образовательная­расширить кругозор учащихся, познакомить с  народными традициями и обычаями, научить выполнять из лоскутков  ткани разного размера куклы­ обереги;  2. Развивающая– развивать фантазию и творческие способности,  самостоятельность, инициативу; 3. Воспитательная– воспитание уважения к народным традициям,  воспитание познавательной потребности, интереса и активности,  воспитание художественного и эстетического вкуса. Тип занятия: комбинированный. Методы обучения: устное изложение нового материала, беседа,  инсценировка, демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов. Наглядно­демонстрационный материал: фотоиллюстрации и образцы  кукол оберегов. Оборудование: Лоскуты ткани разного цвета, нитки, синтепон, тесьма. На доске плакат: Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали  бы походить на своих родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу  земли. А. Синявский. Учитель: Дорогие ребята, Уважаемые гости! Наше занятие посвящено прошлому славянских народов: их традициям, быту,  истории. С тех времён прошло огромное количество лет, почти забытые  старые времена остались в народной памяти в сказках, обрядах и песнях. И  мы обязаны сохранить дошедшую до нас память о прошлом. Не зная  прошлого, не поймёшь настоящего и будущего. Знания о прошлом помают нам направить в правильное русло свои мысли и действия. Сегодня мы вместе с ребятами приглашаем  вас отправится в мир наших  предков ­ славянское прошлое, приоткрыть дверцу в таинственное прошлое  наших предков. (входят дети под музыку в славянских костюмах) 1ученик.  Русоволосые и сероглазые Лицом все светлые и сердцем славные Древляне, русичи, поляне Скажите, кто вы? Мы – славяне (все хором) 2 ученик. Все красивые и пригожие Все разные и непохожие Зовётесь ныне россияне, Скажите, кто вы? Мы славяне (все вместе) 3 ученик. Здравствуйте, гости дорогие (кланяются, прижав руку к сердцу) Веселья вам, да радости! Давно мы вас поджидаем Занятие наше начинаем. 4 ученик. Приглашаем вас о жизни Славянской побольше узнать, Чем душу свою согревали, понять. Что жить помогало и что защищало. 5 ученица. Для этого нужно в сундук заглянуть. Сундук очень старый. Мне его моя  бабушка подарила и всё время твердила: «Береги его, внученька, для души в  нём добро хранится. Я сберегала его и теперь вам покажу, что в нём. Давайте  заглянем в сундук (достаёт куколку). ­ Это же куколка! Педагог:  Вы друзья догадались о чём речь пойдёт – о куклах, но не о  простых. Наши предки –славяне пришли к нам не одни, а сказку с собой привели. (Инсценировка сказки – звучит спокойная музыка) Автор: Жила ­ была на свете девочка Василиса. Была у неё мама, которая  очень любила свою дочку. Однажды мама сильно заболела, умирая, матушка  позвала  Василису и вручила ей куколку.  «Береги, доченька, эту куколку, она будет защищать тебя от злых людей,  помогать тебе в хозяйстве, будет тебе подружкой». Автор: После смерти мамы Василиса стала жить со злой мачехой. Тяжело ей  было – мачеха постоянно ругала девочку, тяжёлой работой нагружала.  Доставала тогда Василиса куколку и рассказывала ей о своём горе. Василиса: «Куколка моя милая, помоги мне. Ругает меня злая мачеха, со  свету сживает, работой нагружает, поесть вволю запрещает». Автор: Куколка её выслушает, успокоит. Куколка поддерживала девочку,  учила её как жить с мачехой, как уцелеть, как устроен мир, в котором  Василиса живёт. Стала кукла для Василисы и подружкой и оберегом. Педагог:  Узнали сказку? Правильно Сказка о Василисе Премудрой. А что такое оберег? Как вы думаете? (ответы детей). Правильно оберег – это  предмет для защиты. Оберег – оберегать, обладает способностью оберегать,  спасает человека от опасностей, болезней, помогает в хозяйстве. Поэтому  люди делали себе такие обереги сами. Часто в виде кукол. А теперь мы расскажем,  о каких куколках пойдёт сегодня речь на нашем с  вами занятии Дети : О куклах– оберегах. Педагог: В далёком прошлом, ребята, человек не мог объяснить явления  природы, он очень боялся её грозной силы. Люди часто болели и умирали,  потому что не было больниц и лекарств, часто случался голод из–за неурожая. Человек нуждался в защите, он так устроен, что должен, во что то верить,  кому то доверять. И в далёком прошлом люди свято верили, что сделанная  своими руками куколка могла защитить их от злых сил, принять на себя  болезнь, помочь большому урожаю. Так появились первые куколки­обереги. У славянских народов их было очень много, и каждая из них выполняла свою  роль. Они были хранительницами спокойствия, здоровья, урожая, оберегами  для семейных событий (свадьбы, рождение ребёнка). Куклы наших предков были безликими – по старинным русским поверьям в  кукле без лица не может поселиться нечистая сила. Игра с такой куклой  побуждала ребёнка воображать, фантазировать, придумывать её настроение и  характер. Славяне относились очень серьёзно к своим куколкам, т.к. они были сильными помощницами в их жизненных делах. Куклы, храня в себе тепло  человеческой души, действительно помогали. И сегодня наши предки–славяне познакомят нас со своими куклами–  оберегами, расскажут о их предназначении в их нелёгкой жизни. Мы о куклах славянских расскажем, а если понравится ­ как сделать  покажем. 1ученик: Кукла «Пеленашка» (звучит спокойная русская мелодия) Куклы– обереги сопровождали славян от рождения до самой смерти.  Человек ещё не родился, а куколка­оберег его уже ждала. В прошлые времена очень часто умирали маленькие дети, не было врачей , и человек был бессилен перед болезнью. Люди искали защиту для своего ребёночка у кукол­оберегов.  Так появилась кукла­оберег «Пеленашка». В старину, женщина, ждущая  ребёнка, делала и клала Пеленашку в колыбельку, а потом рядом с  родившемся ребёночком, чтобы она оберегала его от злых духов. Чтоб малыш спокойно спал,а мама отдыхала, кукла духов на себя злобных  отвлекала. Пеленашка делалась такого размера, чтобы поместиться в ручку малыша,  тогда она станет первой игрушкой малыша. (мелодия ­ плач ребёнка) и в колыбельку кладётся куколка: «Сонница – бессонница не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой –  баю – бай, поскорее усыпай» 2 ученик: А я познакомлю вас с куклой  «Крупеничкой» (звучит  мелодия)­ это была кукла­оберег на сытость и достаток, символ урожая,  богатства, еды. Крупеничка наполнялась зерном, т.к. в Древней Руси  основным питанием была каша. Кукла помогала верить в урожайный год. Во  время посева первые горсти зерна брали из мешочка этой куклы. После  уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового  урожая. Её наряжали и бережно хранили на видном месте в Красном углу.  Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в  семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из неё кашу.  Считалось, что эта каша передаёт силы Матери Земли. Входящий в избу гость  мог по куколке определить, сытно ли живёт семья. Если куколка была худа,  значит в семье беда. Посмотрим в мешочек нашей Крупенички – много ли там зерна. Много! А что  бы зерна было много нужно было ещё и очень много трудиться. И вот  Крупеничка прислала вам из прошлого пословицы, да вот только пока шагала  через века, последние слова в них потеряла. Поможем восстановить: От скуки бери дело…..(в руки) ­ Маленькое дело лучше большого … (безделья) ­ Была бы охота – заладится любая …(работа) ­ Поспешишь людей …(насмешишь) ­ Глаза страшат, а руки …(делают) ­ Где хотение, там и ….(умение). 3 ученик: А я расскажу вам о кукле– обереге  «Подорожница». (звучит мелодия) Эта кукла­ оберег путника в дороге. Сборы в дорогу и сегодня  сопровождаются многими приметами, обычаями и суевериями (присесть на  дорожку, возвращаться плохая примета). Подорожница ­ это можно сказать, рукотворный ангел – хранитель тела и  души, который изготавливали древние славяне. Подорожница очень сильна  своим терапевтическим эффектом в уверенности, что всё будет хорошо.  Надёжный оберег, ибо как мыслим, так и складывается и к тому же мы всегда  в пути! Ребята, кукла– оберег «Подорожница» к нам пришла не с пустыми руками, а с посланием из прошлого. У неё есть мешочек, а в него в старину клали путнику в дорогу зёрнышек, нитки, золу, монетку и горстку родной земли. Предки – славяне просят вас сейчас подумать и сказать, что в далёком  прошлом это означало: Зерно­ является символом сытости путника в дороге. Нитки – для того, чтобы путник всегда мог найти дорогу домой Зола ­ несёт тепло домашнего очага. Родная земля – даёт силы в дороге. А мужчине, уходящему в армию или на  войну помогала не разорвать связь с домом, семьёй, всегда чувствовать тепло  и заботу близких. Вырасту – поезжу я по миру. И уверен, к берегам Родным, Будет тяга непреодолимой, Хоть откуда ­ но вернусь я к ним! Ну а сейчас наши куклы пожелали оберегать вас …от усталости. Физминутка. (весёлая музыка) Эй, ребята, выходите! Пляску куклам посвятите! В этой пляске удалой Пусть кружится шар земной. Вот такой весёлый пляс Начинается у нас! Кукол дружный хоровод Не стоит уже на месте Все танцуют с нами вместе. Начинаем перепляс, Постараемся для вас! 4 ученик. «Десятиручка» Но была ещё одна кукла– оберег, самая главная и предназначалась она для  самого близкого нам человека. А вот для кого, отгадайте: Человек живёт на свете, Дорог он и нужен детям, Он один у них на век, Кто же этот человек? Правильно, мама. А что делает мама? (готовит, гладит, стирает, ) Вот видите, как много дел делают наши мамы. А рук у мамы всего две. Вот в  помощь хозяюшке ­ маме и существовала куклаоберег Десятиручка. Считалось, что эта кукла оберегает мамины руки от усталости, травм, а также облегчает женский труд. Вот такие куклы­ обереги были у наших предков. И это лишь малая часть из  всего того многообразия, которая была у славян. Все они несли магическое  действие – оберегать. В наше время славянская кукла­оберег возрождается и  возвращается в жизнь, и мы с вами тоже принимаем в этом участие. Кукла­  оберег из далёкого прошлого не утратила своей красоты, тепла и способности  радовать людей. Мелькают дни, летят года, Века сменяются веками. Но люди не забудут никогда Что сами рукотворно создавали. Сейчас я предлагаю вам в нашем объединении «Домовенок» сделать для  наших гостей куклу– оберег «Колокольчик», она оберегает хорошее  настроение, приносит в дом добрые вести. Но необходимо помнить, что  делать её нужно в хорошем настроении и желать человеку, для которого  делаешь оберег, только хорошее. Дети делают куклу, педагог показывает как это делать: Важно запомнить:  При изготовлении оберегов не используются колющие и режущие предметы,  так как будущая кукла должна стать другом и помощником человеку.  Тряпочки и нитки для оберегов надо рвать, а не резать. Можно использовать  целые куски изношенной одежды, насыщенной энергиями конкретного  человека.  Кукла  оберег пропорциональна частям тела человека, что делает их образ  гармоничным и завершенным. Ей не рисуют лица. Считается, что если  это  сделать, то в куклу вселится чужой дух. А без лица, она просто передает  через себя то, что вложил в неё человек, кусочек его души, добрых  пожеланий, тепла. Идут фотографии под музыку (Изготовление кукол­оберегов детьми). Готовые куклы– обереги дарятся гостям. Сейчас очень модно стало иметь в доме различные иностранные  колокольчики, китайские статуэтки­божества, японские куклы дзасики­ вазуки, люди обращаются к ним, прося у них помощи. Но не нужно забывать о  своём славянском начале, помните о силе славянских оберегов, которую вам  из далёкого прошлого передали ваши предки. Стихотворение «Сила оберегов» Мал ещё, но рассудить я в силе, И никто меня не упрекнёт­ Нет страны, прекраснее России! Этот вывод знаю наперёд! Люди в прошлом здесь черпали силы Веря в куклы­берегини Боль и страх им доверяли С ними жизнь всю прошагали Веря в силу этих кукол Предки всё превозмогали И они их сохраняли И их волей управляли Взор сильней небесной сини У прекрасной Берегини Всё славяне выносили Предки нам отдали силы И я буду сохранять Всё что нам смогли отдать Потому что Русский я по Духу! Потому что Русь моя Земля! Потому что Мать моя ­ Славянка И меня в России родила! Потому что здесь мой дом и школа! Потому что здесь расту я, На святом я месте обереги изучаю И о помощи теперь их много знаю В зле сейчас Россия утопает Вместе с ней я эту боль приму. Обереги нам, как прежде помогают И я с ними всё смогу! Чем дольше женщина играет в куклы, тем дольше она остаётся молодой  и здоровой. Спасибо, дорогие гости и  ребята за внимание! Вот и закончились наши  занятия. Я надеюсь, что вы расскажите своим друзьям о том, какие обереги  были у наших предков, и будете хранить в своей памяти. Всего вам доброго!

Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»

Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»

Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»

Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»

Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»

Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»

Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»

Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»

Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»

Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»

Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»

Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»

Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»

Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»

Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»

Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»

Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»

Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»

Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»

Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017