Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»
Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа
Детсад
10.02.2017
Занятие посвящено прошлому славянских народов: их традициям, быту, истории. С тех времён прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались в народной памяти в сказках, обрядах и песнях. И мы обязаны сохранить дошедшую до нас память о прошлом. Не зная прошлого, не поймёшь настоящего и будущего. Знания о прошлом помогают нам направить в правильное русло свои мысли и действия.
мы приглашаем вас отправится в мир наших предков - славянское прошлое, приоткрыть дверцу в таинственное прошлое наших предков.Куклы– обереги сопровождали славян от рождения до самой смерти. Человек ещё не родился, а куколка-оберег его уже ждала. В прошлые времена очень часто умирали маленькие дети, не было врачей , и человек был бессилен перед болезнью. Люди искали защиту для своего ребёночка у кукол-оберегов.
Конспект открытого занятия.docx
Конспект открытого занятия
От прошлого к настоящемукуклы «Берегини»
Цель: Воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа
воспитывать чувства любви к Родине через изучение и возрождение
национальных традиций.
Задачи:
1. Образовательнаярасширить кругозор учащихся, познакомить с
народными традициями и обычаями, научить выполнять из лоскутков
ткани разного размера куклы обереги;
2. Развивающая– развивать фантазию и творческие способности,
самостоятельность, инициативу;
3. Воспитательная– воспитание уважения к народным традициям,
воспитание познавательной потребности, интереса и активности,
воспитание художественного и эстетического вкуса.
Тип занятия: комбинированный.
Методы обучения: устное изложение нового материала, беседа,
инсценировка, демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов.
Нагляднодемонстрационный материал: фотоиллюстрации и образцы
кукол оберегов.
Оборудование: Лоскуты ткани разного цвета, нитки, синтепон, тесьма.
На доске плакат:
Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали
бы походить на своих родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу
земли.
А. Синявский.
Учитель:
Дорогие ребята,
Уважаемые гости!
Наше занятие посвящено прошлому славянских народов: их традициям, быту,
истории. С тех времён прошло огромное количество лет, почти забытые
старые времена остались в народной памяти в сказках, обрядах и песнях. И
мы обязаны сохранить дошедшую до нас память о прошлом. Не зная
прошлого, не поймёшь настоящего и будущего. Знания о прошлом помают нам
направить в правильное русло свои мысли и действия.
Сегодня мы вместе с ребятами приглашаем вас отправится в мир наших
предков славянское прошлое, приоткрыть дверцу в таинственное прошлое
наших предков.
(входят дети под музыку в славянских костюмах)
1ученик. Русоволосые и сероглазые Лицом все светлые и сердцем славные
Древляне, русичи, поляне
Скажите, кто вы?
Мы – славяне (все хором)
2 ученик. Все красивые и пригожие
Все разные и непохожие
Зовётесь ныне россияне,
Скажите, кто вы?
Мы славяне (все вместе)
3 ученик. Здравствуйте, гости дорогие
(кланяются, прижав руку к сердцу)
Веселья вам, да радости!
Давно мы вас поджидаем
Занятие наше начинаем.
4 ученик. Приглашаем вас о жизни
Славянской побольше узнать,
Чем душу свою согревали, понять.
Что жить помогало и что защищало.
5 ученица.
Для этого нужно в сундук заглянуть. Сундук очень старый. Мне его моя
бабушка подарила и всё время твердила: «Береги его, внученька, для души в
нём добро хранится. Я сберегала его и теперь вам покажу, что в нём. Давайте
заглянем в сундук (достаёт куколку).
Это же куколка!
Педагог: Вы друзья догадались о чём речь пойдёт – о куклах, но не о
простых.
Наши предки –славяне пришли к нам не одни, а сказку с собой привели.
(Инсценировка сказки – звучит спокойная музыка)
Автор: Жила была на свете девочка Василиса. Была у неё мама, которая
очень любила свою дочку. Однажды мама сильно заболела, умирая, матушка
позвала Василису и вручила ей куколку.
«Береги, доченька, эту куколку, она будет защищать тебя от злых людей,
помогать тебе в хозяйстве, будет тебе подружкой».
Автор: После смерти мамы Василиса стала жить со злой мачехой. Тяжело ей
было – мачеха постоянно ругала девочку, тяжёлой работой нагружала.
Доставала тогда Василиса куколку и рассказывала ей о своём горе.
Василиса: «Куколка моя милая, помоги мне. Ругает меня злая мачеха, со
свету сживает, работой нагружает, поесть вволю запрещает».
Автор: Куколка её выслушает, успокоит. Куколка поддерживала девочку,
учила её как жить с мачехой, как уцелеть, как устроен мир, в котором
Василиса живёт. Стала кукла для Василисы и подружкой и оберегом.
Педагог: Узнали сказку? Правильно Сказка о Василисе Премудрой. А что такое оберег? Как вы думаете? (ответы детей). Правильно оберег – это
предмет для защиты. Оберег – оберегать, обладает способностью оберегать,
спасает человека от опасностей, болезней, помогает в хозяйстве. Поэтому
люди делали себе такие обереги сами. Часто в виде кукол.
А теперь мы расскажем, о каких куколках пойдёт сегодня речь на нашем с
вами занятии
Дети : О куклах– оберегах.
Педагог: В далёком прошлом, ребята, человек не мог объяснить явления
природы, он очень боялся её грозной силы. Люди часто болели и умирали,
потому что не было больниц и лекарств, часто случался голод из–за неурожая.
Человек нуждался в защите, он так устроен, что должен, во что то верить,
кому то доверять. И в далёком прошлом люди свято верили, что сделанная
своими руками куколка могла защитить их от злых сил, принять на себя
болезнь, помочь большому урожаю. Так появились первые куколкиобереги.
У славянских народов их было очень много, и каждая из них выполняла свою
роль. Они были хранительницами спокойствия, здоровья, урожая, оберегами
для семейных событий (свадьбы, рождение ребёнка).
Куклы наших предков были безликими – по старинным русским поверьям в
кукле без лица не может поселиться нечистая сила. Игра с такой куклой
побуждала ребёнка воображать, фантазировать, придумывать её настроение и
характер. Славяне относились очень серьёзно к своим куколкам, т.к. они были
сильными помощницами в их жизненных делах. Куклы, храня в себе тепло
человеческой души, действительно помогали.
И сегодня наши предки–славяне познакомят нас со своими куклами–
оберегами, расскажут о их предназначении в их нелёгкой жизни.
Мы о куклах славянских расскажем, а если понравится как сделать
покажем.
1ученик: Кукла «Пеленашка» (звучит спокойная русская мелодия) Куклы– обереги сопровождали славян от рождения до самой смерти.
Человек ещё не родился, а куколкаоберег его уже ждала. В прошлые времена
очень часто умирали маленькие дети, не было врачей , и человек был бессилен
перед болезнью. Люди искали защиту для своего ребёночка у куколоберегов.
Так появилась куклаоберег «Пеленашка». В старину, женщина, ждущая
ребёнка, делала и клала Пеленашку в колыбельку, а потом рядом с
родившемся ребёночком, чтобы она оберегала его от злых духов.
Чтоб малыш спокойно спал,а мама отдыхала, кукла духов на себя злобных
отвлекала.
Пеленашка делалась такого размера, чтобы поместиться в ручку малыша,
тогда она станет первой игрушкой малыша.
(мелодия плач ребёнка) и в колыбельку кладётся куколка:
«Сонница – бессонница не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой –
баю – бай, поскорее усыпай»
2 ученик: А я познакомлю вас с куклой «Крупеничкой» (звучит
мелодия) это была куклаоберег на сытость и достаток, символ урожая,
богатства, еды. Крупеничка наполнялась зерном, т.к. в Древней Руси
основным питанием была каша. Кукла помогала верить в урожайный год. Во
время посева первые горсти зерна брали из мешочка этой куклы. После
уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового
урожая. Её наряжали и бережно хранили на видном месте в Красном углу.
Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в
семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из неё кашу.
Считалось, что эта каша передаёт силы Матери Земли. Входящий в избу гость
мог по куколке определить, сытно ли живёт семья. Если куколка была худа,
значит в семье беда.
Посмотрим в мешочек нашей Крупенички – много ли там зерна. Много! А что
бы зерна было много нужно было ещё и очень много трудиться. И вот
Крупеничка прислала вам из прошлого пословицы, да вот только пока шагала
через века, последние слова в них потеряла. Поможем восстановить: От скуки бери дело…..(в руки)
Маленькое дело лучше большого … (безделья)
Была бы охота – заладится любая …(работа)
Поспешишь людей …(насмешишь)
Глаза страшат, а руки …(делают)
Где хотение, там и ….(умение).
3 ученик: А я расскажу вам о кукле– обереге «Подорожница».
(звучит мелодия)
Эта кукла оберег путника в дороге. Сборы в дорогу и сегодня
сопровождаются многими приметами, обычаями и суевериями (присесть на
дорожку, возвращаться плохая примета).
Подорожница это можно сказать, рукотворный ангел – хранитель тела и
души, который изготавливали древние славяне. Подорожница очень сильна
своим терапевтическим эффектом в уверенности, что всё будет хорошо.
Надёжный оберег, ибо как мыслим, так и складывается и к тому же мы всегда
в пути!
Ребята, кукла– оберег «Подорожница» к нам пришла не с пустыми руками, а с
посланием из прошлого. У неё есть мешочек, а в него в старину клали путнику
в дорогу зёрнышек, нитки, золу, монетку и горстку родной земли.
Предки – славяне просят вас сейчас подумать и сказать, что в далёком
прошлом это означало:
Зерно является символом сытости путника в дороге.
Нитки – для того, чтобы путник всегда мог найти дорогу домой Зола несёт тепло домашнего очага.
Родная земля – даёт силы в дороге. А мужчине, уходящему в армию или на
войну помогала не разорвать связь с домом, семьёй, всегда чувствовать тепло
и заботу близких.
Вырасту – поезжу я по миру.
И уверен, к берегам Родным,
Будет тяга непреодолимой,
Хоть откуда но вернусь я к ним!
Ну а сейчас наши куклы пожелали оберегать вас …от усталости.
Физминутка. (весёлая музыка)
Эй, ребята, выходите!
Пляску куклам посвятите!
В этой пляске удалой
Пусть кружится шар земной.
Вот такой весёлый пляс
Начинается у нас!
Кукол дружный хоровод
Не стоит уже на месте
Все танцуют с нами вместе.
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас!
4 ученик. «Десятиручка»
Но была ещё одна кукла– оберег, самая главная и предназначалась она для
самого близкого нам человека. А вот для кого, отгадайте: Человек живёт на свете,
Дорог он и нужен детям,
Он один у них на век,
Кто же этот человек?
Правильно, мама.
А что делает мама? (готовит, гладит, стирает, )
Вот видите, как много дел делают наши мамы. А рук у мамы всего две. Вот в
помощь хозяюшке маме и существовала куклаоберег Десятиручка.
Считалось, что эта кукла оберегает мамины руки от усталости, травм, а также
облегчает женский труд.
Вот такие куклы обереги были у наших предков. И это лишь малая часть из
всего того многообразия, которая была у славян. Все они несли магическое
действие – оберегать. В наше время славянская куклаоберег возрождается и
возвращается в жизнь, и мы с вами тоже принимаем в этом участие. Кукла
оберег из далёкого прошлого не утратила своей красоты, тепла и способности
радовать людей.
Мелькают дни, летят года,
Века сменяются веками.
Но люди не забудут никогда
Что сами рукотворно создавали.
Сейчас я предлагаю вам в нашем объединении «Домовенок» сделать для
наших гостей куклу– оберег «Колокольчик», она оберегает хорошее
настроение, приносит в дом добрые вести. Но необходимо помнить, что
делать её нужно в хорошем настроении и желать человеку, для которого
делаешь оберег, только хорошее.
Дети делают куклу, педагог показывает как это делать:
Важно запомнить:
При изготовлении оберегов не используются колющие и режущие предметы,
так как будущая кукла должна стать другом и помощником человеку.
Тряпочки и нитки для оберегов надо рвать, а не резать. Можно использовать
целые куски изношенной одежды, насыщенной энергиями конкретного
человека.
Кукла оберег пропорциональна частям тела человека, что делает их образ
гармоничным и завершенным. Ей не рисуют лица. Считается, что если это
сделать, то в куклу вселится чужой дух. А без лица, она просто передает
через себя то, что вложил в неё человек, кусочек его души, добрых
пожеланий, тепла.
Идут фотографии под музыку (Изготовление куколоберегов детьми). Готовые куклы– обереги дарятся гостям.
Сейчас очень модно стало иметь в доме различные иностранные
колокольчики, китайские статуэткибожества, японские куклы дзасики
вазуки, люди обращаются к ним, прося у них помощи. Но не нужно забывать о
своём славянском начале, помните о силе славянских оберегов, которую вам
из далёкого прошлого передали ваши предки.
Стихотворение «Сила оберегов»
Мал ещё, но рассудить я в силе,
И никто меня не упрекнёт
Нет страны, прекраснее России!
Этот вывод знаю наперёд!
Люди в прошлом здесь черпали силы
Веря в куклыберегини
Боль и страх им доверяли
С ними жизнь всю прошагали
Веря в силу этих кукол
Предки всё превозмогали
И они их сохраняли
И их волей управляли
Взор сильней небесной сини
У прекрасной Берегини
Всё славяне выносили
Предки нам отдали силы
И я буду сохранять
Всё что нам смогли отдать
Потому что Русский я по Духу!
Потому что Русь моя Земля! Потому что Мать моя Славянка
И меня в России родила!
Потому что здесь мой дом и школа!
Потому что здесь расту я,
На святом я месте обереги изучаю
И о помощи теперь их много знаю
В зле сейчас Россия утопает
Вместе с ней я эту боль приму.
Обереги нам, как прежде помогают
И я с ними всё смогу!
Чем дольше женщина играет в куклы, тем дольше она остаётся молодой
и здоровой. Спасибо, дорогие гости и ребята за внимание! Вот и закончились наши
занятия. Я надеюсь, что вы расскажите своим друзьям о том, какие обереги
были у наших предков, и будете хранить в своей памяти. Всего вам доброго!
Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»
Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»
Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»
Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»
Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»
Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»
Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»
Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»
Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»
Конспект открытого занятия От прошлого к настоящему-куклы «Берегини»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.