Познакомить с историей возникновения праздника Пасха, с традициями празднованиям на Руси. Познакомить с обычаями Православной церкви – празднование Светлой Пасхи.Формировавать художественно- эстетический вкус; развивать творческие способности.Воспитывать интерес к духовно-нравственным традициям, любовь к своей земле, к своему народу; приобщать к истокам культурных традиций.
Конспект открытой образовательной ситуации
Тема: «Пасха — праздник Светлого Христова Воскресенья»
Цель: познакомить с историей возникновения праздника Пасха, с традициями
празднованиям на Руси. Воспитывать интерес к духовнонравственным
традициям.
Задачи:
1. Познакомить с обычаями Православной церкви – празднование Светлой
Пасхи.
2. Воспитывать любовь к своей земле, к своему народу; приобщать к истокам
культурных традиций.
3. Формировавать художественно эстетический вкус; развивать творческие
способности.
Оборудование и материалы:
Выставка детских рисунков «Пасхальное яйцо», пасхальных открыток;
веточки вербы; оформленный уголок (стол со скатертью, самовар, пасхальные
яйца, домашняя утварь); презентация «Пасха – светлое воскресение»
Предварительная работа: к празднику дети рисуют пасхальные куличи,
красят яйца, разучивают стихи, частушки, песни.
1.Организационный момент.
Ход
Воспитатель:. Ребята сегодня такая прекрасная погода ,наш мир и природа
тоже прекрасны. Как вы думаете, какой должен быть мир? (Ответы детей).
Ребята все, что нас окружает, называется МИРОМ. Это и земля, люди,
солнце, луна, звёзды, моря, океаны, птицы, рыбы и животные.
(Слайд1)
Как же возник наш мир?
Кто сотворил мир? (Ответы детей).
Правильно наш мир создал Бог. Об этом рассказывается в книге , которая
называется БИБЛИЯ.(слайд 2).
Что нужно для жизни на земле всему живому. (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, солнце, воздух и вода. Ой, ребятки смотрите наше
солнышко какоето грустное. А почему? Соберем наши солнечные лучики
по дням творения. Поможем?
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ
1 Ребенок:
Во мраке Божий Дух носился,
Кругом был хаос, темнота.
Вдруг луч надежды засветился
Луч первый жизни и тепла.
Из вечной тьмы пришёл рассвет,
Сказал Господь:
Да будет свет. ( слайд3).
2 Ребенок: Сейчас есть Земля. На ней живут люди и мы с вами. Светит
солнышко, которое даёт нам свет. Ничего этого не было, и всё сотворил Бог.
И сказал Бог: « Да будет свет!» И стало светло. И отделил Бог свет от тьмы.
И Он назвал свет днём, а тьму – ночью. Так появились день и ночь. (слайд4).
ВТОРОЙ ДЕНЬ.
1.Ребенок:
Сотворил Бог в день второй
Свод небесный, голубой. (слайд 5).
2 Ребенок: Во второй день Бог создал наше НЕБО – облака и воздух. Из
облаков и туч идёт порой дождь или снег. (слайд 6 8)
ТРЕТИЙ ДЕНЬ.1 Ребёнок: На третий день Бог создал землю (сушу), моря и океаны. Потом
Он повелел вырасти растениям: деревьям, травам, цветам. Земля зазеленела,
стала красивым садом. И Бог порадовался этому. (слайд 9).
2 Ребёнок:
В третий день Отец Небесный
Твердь земную сотворил,
Ароматными плодами,
Древом жизни одарил.
Зелень яркими коврами
Расстилается кругом.
Всё в садах, цветах, деревьях (слайд 10).
ЧЕТВЁРТЫЙ ДЕНЬ
1 Ребёнок:
На четвёртый день Бог создал солнце, луну и звёзды. Солнце и луна не
только освещают землю. Благодаря им, на смену ночи приходит день, а после
зимы наступает весна, потом лето и осень. ( слайд11 )
2 Ребёнок:
На небесной тверди вдруг
Засияло всё вокруг.
Сотворил Бог в день четвёртый
Золотого солнце круг.
К ночи яркое светило
Бледная луна сменила.
Могущий Господь Бог
В небе звёздочки зажёг. (слайд12)
ПЯТЫЙ ДЕНЬ1 Ребёнок:
В пятый день Бог создал рыб птиц, мелких насекомых: разноцветных жуков,
бабочек, весёлых стрекоз (слайд13)
2 Ребёнок:
Было тихо над землёй,
Лишь волной шумел прибой.
Сотворил Господь в день пятый
Рыб и птиц для нас с тобой.
В океане голубом. (слайд14)
3 Ребёнок:
Кит, дельфин, карась и сом
Обрели с тех пор свой дом.
Птицы радуются в небе,
Занимается заря. (слайд15)
ШЕСТОЙ ДЕНЬ
1 Ребёнок:
Что создал Бог в день шестой?
Скот, зверей. И мир земной,
Озарённый ярким светом,
Поразил своей красой. (слайд16).
2Ребёнок.
Чудесный мир был создан Богом,
И в нём чудесного так много.
Но всех чудесней из века в век
Был создан Богом человек.(слайд17)ДЕНЬ СЕДЬМОЙ
1 Ребёнок:
К дню седьмому сотворил:
Небо, землю, скот, зверей,
С Божьим образом людей.
Их Господь благословил
И любовью одарил.
Освятил Бог день седьмой
И назвал его – покой!
Посмотрите, что у нас получилось? (Солнце) А вы – его
Воспитатель:
добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно. Ребятки, какое
время года на улице? (Ответы детей)
У нас в России – весна –особое время года. Весной мы
Воспитатель:
празднуем великий церковный праздник – Светлое Христово Воскресение,
Пасху Господню. Недавно мы с вами отмечали ровно за неделю до Пасхи
Вербное Воскресение,
память о том, как Иисус Христос со своими
учениками вошел в город Иерусалим. Его торжественно встречали с
пальмовыми ветвями. У нас пальмы не растут, и поэтому мы приходим в храм
с веточками вербы
Ребенок:
Верба, верба, наша пальма
Ты на вид совсем проста!
Но с тобою мы встречаем
К нам грядущего Христа.
Потому и отдаем мы
Каждый год, весною, вновь
Белой вербе нашу нежность,Нашу ласку и любовь.(слайд18)
Воспитатель: Через неделю после Вербного Воскресения приходит к нам
самый светлый и радостный праздник – праздник Пасхи.
Воспитатель: А что вы про Пасху знаете?
Ребёнок: Праздник Пасхи самый радостный и светлый христианский
праздник. Это праздник спасения всех людей от зла. Бог так возлюбил людей,
что пришёл в мир для их спасения. Злые люди не хотели, чтобы Христос спас
людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть. Он ВОСКРЕС
из мертвых. Поэтому все люди радуются в этот светлый день и поздравляют
друг друга словами: «ХРИСТОС ВОСКРЕС!».
ДЕТИ: « ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!» (слайд19 )
Стихотворение про Пасху
1 Ребёнок:
Мы пойдём сегодня в храм,
Потому, что праздник там.
Все поют: «Христос Воскрес!»
И сияет Божий Крест.
2 Ребёнок:
Освятим святой водой
Наш куличик золотой.
Засветим свои сердца
И восславим все Творца!
3 Ребёнок:
Пасха, праздник дорогой
В дом пришёл и твой, и мой!
Слёзы радости из глаз:
Ведь Христос Воскрес для нас!4 Ребёнок:
«Христос Воскрес! Христос Воскрес!»
Поёт хор Ангелов с небес.
Поют и торжествуют люди:
Теперь Он вечно с нами будет!
Воспитатель: Какие пасхальные традиции вы знаете?
1 Ребёнок: Есть традиция у православных христиан освещать на Пасху
куличи и специально приготовленный творог, который тоже называют Пасхой.
.
2 Ребёнок: Подарить друг другу пасхальное яйцо – главный обычай этого
светлого праздника. Символ Пасхи – крашеное яйцо)
Воспитатель: Послушайте, как появилось традиция красить яйца.
После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать
народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария.
Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый
приходящий к императору обязательно приносил какойнибудь подарок:
богатые — драгоценности, а бедные — что могли. У Марии ничего с собой не
было, кроме веры в Христа.
Сценка
Воспитатель: А сейчас мы посмотрим, сценку как Мария пришла к
императору.
Ведущий: Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу
громко произнесла главное известие:
Мария: “Христос воскрес!”.
Ведущий: Удивился император и сказал.
Император: “Как можно поверить в то, что ктото может воскреснуть из
мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать
красным!”Ведущий: Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно
порозовело, потемнело и, наконец, стало яркокрасным. Так было подарено
первое пасхальное яйцо. С тех пор в память об этом событии,
символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца. А
много позже традиция расширилась, яйца стали красить разными цветами или
наносить на них различные рисунки.
Воспитатель: Пасха – это праздник победы жизни и любви над злом. Это
праздник обновления. По – особому звонят колокола в эти праздничные дни.
Ребята, а вы знаете, что на пасхальной неделе каждый может придти в храм и
попросить разрешения позвонить в колокола. И вам обязательно разрешат это
сделать.
Давайте послушаем пасхальный, праздничный звон колоколов.
(звучит звон колоколов)
Воспитатель: Пасха заполнена различными играми, развлечениями,
хождениями в гости. Принято поздравлять друг друга с воскресением
Христовым, христосоваться, обмениваться крашеными яйцами. Яйцо –символ
новой жизни.
Воспитатель: А кто знает, что за слово «Христосоваться»?
Христосоваться это протягивает тебе ктонибудь яйцо и говорит: “Христос
воскрес!”, а ты в ответ: “Воистину воскрес!”. Вы меняетесь яйцами и три раза
целуетесь. При этом люди прощают друг другу все обиды, недоразумения, а
может быть, и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения. А
Бог учил нас прощать друг друга.
Давайте и мы с вами похристосуемся.
Дети обмениваются яйцами и троекратно целуются
Воспитатель: Еще, какие признаки Пасхи знаете?
У крестьян существует поверье. Что на Пасху само солнце играет. И многие
пытаются подкараулить это мгновение.
Воспитатель: Да, и давайте мы тоже с вами обратимся к солнышку с такими
словами:Все вместе:
Солнышко, вёдрышко
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
В красное нарядись!
Воспитатель:
Дети в пасхальную неделю устраивали различные игры. Можно поиграть и с
крашеными яичками.
«Где яички варятся? » яйца раскладывают на столе. В старину их
накрывали шапками, для сегодняшней игры можно взять пластмассовые
стаканчики изпод йогурта. Пустые перевернутые стаканчики ставят на стол.
Один из участников на время выходит из комнаты. Его зовут обратно и
спрашивают "Где яички варятся? ". Водящий указывает на один из
стаканчиков и поднимает его. Если там есть яичко, то забирает его себе как
приз. Игра продолжается до тех пор, пока не разберут все яйца.
Воспитатель: Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за
погодой, так складывались народные приметы. А какие народные приметы вы
знаете?
Ребёнок 1.
«Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год
будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».
Ребёнок 2: Есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная
солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной
дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то
лето будет холодное, но засушливое.
Воспитатель: «Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю».
Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.
Синичкисестрички,
Теткичечетки,
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.Воспитатель: Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы весна
поскорее пришла, чтобы цветы зацвели.
Пасха во всем мире является не только церковным, но и одним из самых
любимых семейных праздников. Подготовку к Пасхе начинают с уборки
дома, многие собирают вещи для бедных и отдают их тем, кто в этом
нуждается. Ведь Пасха – это праздник милосердия и сострадания, и каждый
из нас может проявить эти качества, помогая своему ближнему. А это,
согласитесь, приятно и совсем несложно.
Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых
вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше.
В четверг и пятницу хозяйки пекут куличи, а дети украшают их глазурью,
посыпают разноцветными сахарными звездочками и горошинками.
Давайте мы с вами тоже доделаем свою подделку, которую не успели на
прошлом занятие. Посмотрите, что не хватает нашему пасхальному
куличику?
(Дети вместе с воспитателем делают аппликацию, звучит спокойная
музыка)
Воспитатель: Научитесь благодарить Бога за то, что у Вас есть. Тогда Он
подарит Вам то, чего не хватает.
Уважаемые гости, мы хотим вам вручать праздничный пасхальный подарок,
который ребята сделали своими руками. Ребяткам спасибо за старание!
Спасибо гостям за их внимание! Все мы дружно скажем сейчас «До свидания!