Тема: § 1. Великое переселение народов и образование германских королевств. Дата: _______
Цель урока:
1. Познакомить с жизнью древних германцев в IV-VI веках и подвести к пониманию причин появления у них неравенства и возникновения первых германских государств.
2. Усвоить понятие «великое переселение народов».
3. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими источниками, давать развернутый ответ на вопрос.
Оборудование:
карта «Великое переселение народов». «Римская империя в IV-VI веках. Падение Западной Римской империи», иллюстрации, атласы.
Ход урока.
Актуализация знаний учащихся по пройденным материалам по истории древнего мира в 5 классе.
Работа с классом.
а) Название каких наук, дающих информацию о жизни людей, зашифрованы ниже: А******я (археология), Э******я (этнография), Н*********а (нумизматика).
б) Работа по карте «Римская империя в IV-VI веках. Падение Западной Римской империи».
- В 395 году Римская империя была разделена на два государства – Восточную и Западную. Какие территории вошли в состав Восточной империи? (Северная Африка, Испания, Галлия, Италия).
- Какие территории вошли в состав Западной империи? (Балканский полуостров, полуостров Малая Азия, восточное Средиземноморье, Египет)
- Какие племена римляне называли варварами? (Племена готов, гуннов, франков, вандалов, бургундов).
- В 476 году Западная Римская империя пала. Назовите причины.
Причины: 1. Упадок хозяйства, большинство крестьян было разорено. 2. Обострение классовой борьбы. Выступление рабов и крестьян. 3. Ослабление римского войска. 4. Вторжение «варваров».
Изучение новой темы.
План.
1. Мир варваров приходит в движение. Великое переселение народов.
2. Германские королевства.
3. Франки и их король Хлодвиг.
4. Выбор веры.
Беседа с учащимися.
В курсе истории Древнего мира мы с вами выяснили причины образования государств в Древнем Египте, Междуречье, Греции, Риме.
- Вспомните, что называется государством? Дайте определение этому понятию. (Государство – это такая организация общества, в которой существуют границы, судебная и исполнительская власть, законы, сбор налогов, армия)
- Почему появляется государство? (Изменяется орудия труда, происходит распад родовых общин, поя неравенство, классы и государство.)
Подобное явление происходило и с германскими племенами.
Рассказ учителя.
для того, чтобы решать вопросы войны и мира, разбирать споры между членами рода, все свободные мужчины по зову старейшины собирались на поляне. Это было народное собрание. Но в начале нашей эры у германцев появляется неравенство.
— Вспомните, что называется неравенством? (Появление людей богатых и бедных.)
— Почему появляется неравенство? Дело в том, что германцы научились обрабатывать металл, а значит, изменились орудия труда. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать свой участок земли, поэтому на смену родовой общине, приходит соседская. деление земли производит старейшина. Он сам и его ближайшие родственники, военные вожди становятся богатыми или знатными. Они решают все самые важные вопросы, выступают на народных собраниях, а простые люди либо соглашаются, либо не соглашаются с их предложениями.
Неравенство еще более усилилось, когда германцы начали набеги на территорию Римской империи. Вожди и воины их дружины обогащались за счет ограбления новых территорий: Многие из них перестали обрабатывать свои участки сами, а заставляли это делать рабов.
С конца IV века от отдельных набегов на Римскую империю германцы перешли к крупномасштабным завоеваниям. Началось Великое переселение народов, т. е. эпоха массовых перемещений племен, в результате которых папа Западная Римская империя. Главной причиной этого явления стало вторжение из глубин Азии кочевников гуннов. К концу V века германцы расселились на всей территории Римской империи. Посмотрите на карту.
Работа по карте (стр. 20 в учебнике).
— Каким знаком на карте обозначены направления вторжений германских племен в V-VI веков. (Стрелочкой.)
— Где расселились германцы к началу VI века? (Вандалы — в Северной Африке, вестготы — в Испании, остготы — в Италии, франки — в Галлии, англы и саксы — в Британии.)
— Что произошло с Западной Римской империей? (Она была разрушена и перестала существовать.)
Работа учащихся с учебником. Прочитать пункты 3.4,5 стр. 18-24
Выяснить, какие причины способствовали образованию германских государств?
Какие личные качества одного из вождей франков Хлодвига позволила ему быть выше всех и образовать государство франков? Какие причины принятия христианства франками.
Беседа с учащимися.
- Как называлось государство у франков (королевство)
- Как стал называться Хлодвиг. (Хлодвиг стал королем франков)
- Как король управлял королевством? (Единолично)
Закрепление изученного материала на уроке. Заполнить таблицу, используя текст в учебнике.
Изменения в управлении франков к началу VI века.
Вопросы для сравнения |
Племенное управление |
Государство в начале VI века. |
Кому принадлежала высшая власть? |
|
|
Каков был состав войска? |
|
|
Кто проводил суд? |
|
|
На основе чего выносились решения на суде? |
|
|
Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.
Домашнее задание:
1. Прочитать §1.
2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: Каковы причины появления государства у франокв?
3. Прочитайте рассказ в конце параграфа о суассонской чаше. Ответьте на вопрос: О чем свидетельствует случай с чашей?
• Франки – германский племенной союз.
• Хлодвиг – король франков.
• Меровинги – первая династия франкских королей.
• Династия – ряд правителей из одного рода, сменявшие друг друга на престоле.
• Титул – почётное или высокое звание.
• Майордом – высшая придворная должность, управляющий королевским домом.
• Феод – земельные владения, за которые надо нести службу.
• Феодал – владелец феода
Папа Римский – глава церкви в Западной Европе
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.