Конспект по литературе на тему «Мой дом – Россия» («Нравственные приоритеты, эстетические позиции в творчестве Анны Андреевны Ахматовой»)
Оценка 4.9

Конспект по литературе на тему «Мой дом – Россия» («Нравственные приоритеты, эстетические позиции в творчестве Анны Андреевны Ахматовой»)

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
docx
русская литература
11 кл
24.02.2017
Конспект по литературе на тему «Мой дом – Россия» («Нравственные приоритеты, эстетические позиции в творчестве  Анны Андреевны Ахматовой»)
Ахматова конспект Сизикиной.docx

Тема урока: «Мой дом – Россия»

(«Нравственные приоритеты, эстетические позиции в творчестве

Анны Андреевны Ахматовой»)

 

Когда перелистываешь книги Ахматовой,

вдруг набредёшь на такие стихи, которые

убеждают нас, что в жизни и поэзии этой

бездомной странницы был Дом,

служивший ей во все времена верным и

спасительным прибежищем.

К. Чуковский

 

Цели: 1) вспомнить с учащимися наиболее известные поэтические тексты Ахматовой, посвященные Родине, написанные в разные годы;

2) выявить специфику мироощущения, видение лирической героиней истории России;

3) продолжить работу по развитию умения учиться анализу лирического произведения, чувствовать авторскую интонацию в стихотворении;

4) воспитывать любовь к Отечеству, понимание значения связи с родной землей.

Оборудование:

1. Портрет Анны Ахматовой (Ю. П. Анненков. 1921 г.) со шторой.

2. Живые цветы (гвоздики).

3. Выставка самых популярных книг – произведений Ахматовой.

4. Музыка Л. В. Бетховена «Лунная соната», Шуберта «Аве Мария», Д.Шостаковича – «Симфония № 7».

5. Сборники стихотворений А. А. Ахматовой.

6. Фонозапись с голосом Ахматовой.


Ход урока

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!

Меня зовут Нина Александровна.

Я шла сегодня с огромным желанием пообщаться с вами. Теперь, видя ваши доброжелательные лица, уверена, что наш урок по литературе обязательно получится. Тема его очень звонкая, гордая, звучная «Мой дом – Россия» и посвящена она творчеству великого поэта А.А. Ахматовой.

А проведем мы его в форме устного журнала.

В ходе урока я предлагаю вам вспомнить наиболее известные поэтические тексты Ахматовой о Родине, написанные в разные годы, выявить специфику мироощущения, видение лирической героиней истории России. Мы попробуем проанализировать ее произведения, ощутить ценность бесценного под названием «Родина».

Итак, ребята, открыли тетради, записали число, тему и эпиграф к данному уроку (озвучиваю его).

Читаю стихотворение «Забудут…»

Забудут? – вот чем удивили!

Меня забывали сто раз,

Сто раз я лежала в могиле,

Где, может быть, я и сейчас,

А Муза и глохла и слепла,

В земле истлевала зерном,

Чтоб после, как Феникс из пепла,

В эфире восстать голубом.

21 февраля 1957, Ленинград.

 

(Возлагаю к портрету 6 штук красных гвоздик).

Учитель: Открывая первую страницу устного журнала, я попрошу вас задуматься над таким вопросом: какую главную цель жизни ставит перед собой Ахматова? Но торопить с ответом я вас не буду. Мы к нему придем постепенно, вместе.

«Наш дом – Россия». Действительно, тема звонкая, звучная, гордая.

Реплика № 1. Учитель: Почему именно так называется наш урок и какие аргументы вы смогли бы привести к разъяснению выбранного эпиграфа?  

Ученик № 1: Мы знаем, что для Ахматовой не было в Отечестве конкретного места, которое она могла бы назвать Домом. Ведь домом для нее были Одесса, Царское Село, Воронеж, Киев, Петербург, Ташкент, Москва… Поэтому Чуковский и называет ее бездомной странницей, для которой Домом было всё огромное пространство нашей Родины – России.

Реплика № 2. Учитель: Ребята, назовите все категории, которые могут входить в очень значимое и высокое понятие «Родина».

Задание № 2:

1 ученик: Это земля. Мать-земля, Мать-женщина.

2 ученик: Природа.

3 ученик: История.

4 ученик: Конкретные близкие люди: родные, друзья.

5 ученик: Великие люди, без которых немыслима Родина.

6 ученик: Народ.

7 ученик: Культура.

8 ученик: История Отечества.

9 ученик: Дорогие сердцу места.

Учитель: Спасибо. Я согласна с вами. Поэзия Ахматовой – это прежде всего подлинность, невыдуманность чувств, отмеченная необычайной взыскательностью нравственного начала.

И ее гражданская лирика – это дневник много пережившего и глубоко думавшего современника сложной и великой эпохи своей страны.

Ребята, я знаю, что вы знакомы со стихотворением «Молитва». Может быть кто-то из вас знает его наизусть?

Ученик читает стихотворение «Молитва». (Звучит вокализ).

Портрет 1917 года – отдельный лист на фоне нашего храма и креста.

 

 

Молитва

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей

1915

 

Реплика № 3. Учитель: Вы, конечно же, обратили внимание, что жанр этого произведения – молитва. Какие слова подтверждают это?

Ученик № 3: Я наблюдаю слова «молюсь» и «литургия». Это лексика церковного языка.

Реплика № 4. Учитель: Как вы думаете, почему Анна Андреевна обращается именно к этому жанру?

Ученик № 4: По-моему, когда речь идет о чем-то важном, решающем, люди всегда обращаются к молитве. Здесь же конкретно речь идет о судьбе Родины. Ведь написано стихотворение в 1915 году.

Учитель: Война предстает в стихах Ахматовой, «как стихийное бедствие – засуха, от которой избавляет лишь полив кровью».

Ребята, попрошу вас сосредоточиться и ответить на вопросы, которые вы видите на экране.

(Дать время прочитать вопросы и сосредоточиться).

1) Как развивается лирический сюжет стихотворения, как соединяются здесь повествовательное и драматическое начала;

2) попытайтесь выделить образные, стилевые средства, передающие крайнюю степень эмоциональной напряженности.

Реплика № 5. Учитель: (И потом зачитываю первый вопрос: Так как же развивается лирический сюжет стихотворения и т.д.)

Ученик № 5 отвечает на первый вопрос: Кровная связь с Отечеством в глубоком мироощущении Анны Ахматовой наблюдалась с обостренной резкостью, что касается лирического чувства автора. А драматизм, пожалуй, связывается с трагедией первой мировой войны, которая в судьбу Ахматовой  и в судьбы других россиян ворвалась страшным бедствием.

Реплика № 6. Учитель: Кто готов ответить на второй вопрос?

Ученик № 6 отвечает на второй вопрос: Ахматова использует слова, близкие по значению к религиозно-библейским (отыми), эмоционально-окрашенные эпитеты, такие как горькие, таинственный, песенный, томительный, темной.

Реплика № 7. Учитель: Каковы ваши наблюдения?

Ученик № 7: Лирический герой идет в своей просьбе к Богу, используя такой прием, как градация, выраженный в словах: недуга, задыханья, бессонницу, жар.

Реплика № 8. Учитель: А какие стилевые средства вы заметили здесь?

Ученик № 8: И самые сильные эмоции выражаются в мольбе о светлом  будущем  России. Она просит:

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

 

Учитель: Обратимся к другому поэтическому произведению Анны Ахматовой, которым определяется совершенно новое летоисчисление в творчестве поэтессы. Это стихотворение «Мне голос был». Есть желающие прочитать его? (Ученики читают под музыку «Лунной сонаты» Бетховена).

Мне голос был

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

 

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

1917

 

К. Елисеев. Портрет Анны Ахматовой, 1928 г., стр. 177 из книги «Об Анне Ахматовой. Стихи, эссе, воспоминания, письма, Ленинград, 1990 г.

1. На фоне Дворцовой площади, картинка № 4;

2. Картина Левитана «Туман»;

3. На фоне падающего снега или старенького домика в деревне.

 

Реплика № 9. Учитель: Попытаемся определить в тексте стихотворения, сколь безмерно велика любовь Ахматовой к Родине.

Ученик № 9: Исходя из содержания стихотворения, думаю, что поэт считает страшным предательством призыв покинуть свой край, «глухой и грешный» и эмигрировать по примеру тысяч соотечественников за границу. Такой поступок она сравнивает с черным стыдом. Ахматова считала бегство от русской революции позором.

Учитель: Да, в этом стихотворении Ахматова по существу проявляет себя поэтом сильнейшего патриотического звучания, что прослеживается, по сути, во всем творчестве. Ее поэзия приобретает невиданную эпическую широту, гражданственность, особенно в годы Великой Отечественной войны.             В сентябре 1941 года в блокадном Ленинграде она, как верная дочь России, обратилась к тем, кто должен был не только выжить, но и победить врага. (На фоне симфонии № 7 Шостаковича читается обращение к ленинградцам).

Напоминаю начало этого обращения к соотечественникам: «Мои дорогие согражданки, матери, жены и сестры Ленинграда! Вот уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжелые раны. Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором. Я, как и все ленинградцы, замираю от одной мысли о том, что наш город, мой город может быть растоптан. Вся жизнь моя связана с Ленинградом – в Ленинграде я стала поэтом, Ленинград стал для моих стихов их дыханием... Я, как и все вы сейчас, живу одной непоколебимой верой в то, что Ленинград никогда не будет фашистским. Эта вера крепнет во мне, когда я вижу ленинградских женщин, которые просто и мужественно защищают Ленинград и поддерживают его обычную, человеческую жизнь... Наши потомки отдадут должное каждой матери эпохи Отечественной войны, но с особой силой взоры их прикует ленинградская женщина, стоявшая во время бомбежки на крыше с багром и щипцами в руках, чтобы защитить город от огня; ленинградская дружинница, оказывающая помощь раненым среди еще горящих обломков здания... Нет, город, взрастивший таких женщин, не может быть побежден. Мы, ленинградцы, переживаем тяжелые дни, но мы знаем, что вместе с нами вся наша земля, все ее люди. Мы чувствуем их тревогу за нас, их любовь и помощь. Мы благодарны им, и мы обещаем, что мы будем все время стойки и мужественны...»

(Во время обращения показывается фото «Анна Ахматова читает стихи. Москва. Апрель 1946 г., стр. 241,  затем идут слайды на тему: «Блокадный Ленинград»).

Учитель: Тема единства со своим народом в трудные годы войны ярко звучит в стихотворении «А вы, мои друзья последнего призыва…», написанном в 1942 году.

Учитель: Задумайтесь, к чему призывает автор ленинградцев.

Появляются 3 слайда с изображением Вечного огня.

Читаю стихотворение «А вы, мои друзья последнего призыва…»

А вы, мои друзья последнего призыва!

Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена

Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,

А крикнуть на весь мир все ваши имена!

Да что там имена!

Ведь все равно – вы с нами!..

Все на колени, все!

Багряный хлынул свет!

И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами –

Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.

1942

 

Реплика № 10. Учитель: В чем же заключается призыв?

Ученик № 10: Она призывает вечно хранить память о погибших, утверждая, что «для славы мертвых нет».

Учитель: Итак, мы перевернули еще одну страницу поэтического журнала.

Пути познания мира, Родины, народа и самого себя бесконечны и разнообразны. Ахматова шла к этому очень сложно, по-своему.

Нельзя оставить без внимания стихотворение «Родная земля». Вспомните, что в начале нашего урока одной из составляющих понятия «Родина» мы с вами назвали родную землю, ту, на которой живем и по которой ходим.

Кто из вас знает это стихотворение наизусть? Можно по тексту.

Ученик читает стихотворение «Родная земля».

Звучит вокализ, фото «Анна Ахматова. Комарово. 1960-е г.г., страница 347. Идут слайды с иллюстрациями Левитана: 1. «Поздняя осень». 2. «Осенний пейзаж». 3. «Осенний пейзаж с церковью».

Родная земля

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею.

1961Ленинград

 

Реплика № 11. Учитель: Как сумела раскрыть Анна Ахматова понятие «земля»?

Ученик № 11: Автор написала о самом обычном так, как, пожалуй, не писал ни один поэт, т.е. написала о земле в буквальном смысле этого слова, но придала всему широкий философский смысл.

Учитель: Сейчас вы услышите очень хорошо знакомые вам строки (читаю эпиграф к поэме «Реквием»).

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, –

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

 

Реплика № 12. Учитель: Вспомните, пожалуйста, эпиграфом к какому известнейшему произведению Ахматовой они являются?

Ученик № 12: Это эпиграф к поэме «Реквием».

Учитель: Я вижу, тексты названного произведения на всех столах есть. Попрошу открыть вас заключительную часть поэмы – «Эпилог». (Звучит «Аве Мария» Шуберта).

Ахматова читает первую часть «Эпилога» (фонозапись).

В. П. Астапов. Анна Ахматова. Бронза. 1962., стр. 406, на фоне иллюстрации «Стрелка Васильевского острова. Вид на Петропавловскую крепость.

Эпилог

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жёсткие страницы

Страдание выводит на щеках,

Как локоны из пепельных и чёрных

Серебряными делаются вдруг,

 

Улыбка вянет на губах покорных,

И в сухоньком смешке дрожит испуг.

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною ослепшею стеною.

 

Учитель: Анна Андреевна Ахматова прочитала первую часть «Эпилога». А мы давайте завершим прочтение поэмы.

Я предлагаю это сделать в эстафетном порядке. Вас устроит такой вариант? Начинаем.

Изображения иллюстраций:

1. № 16. «Вид на Петропавловскую крепость».

2. «Нева. Дворцовый мост. Вид на Зимний дворец»

 

 

2

Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что красивой тряхнув головой,

Сказала: «Сюда прихожу, как домой».

 

Хотелось бы всех поимённо назвать,

да отняли список, и негде узнать.

для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

 

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня

В канун моего погребального дня.

 

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем – не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов,

И где для меня не открыли засов.

 

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание чёрных Марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

 

И пусть с неподвижных и бронзовых век

Как слёзы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гýлит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

 

<около 10 марта 1940>, Фронтальный Дом

 

Ученики (6 человек) читают.

Учитель: Мы еще раз вспомнили с вами заключительную часть поэмы «Реквием». Это произведение можно рассматривать в историческом, биографическом и православном контекстах. (Прежде всего, в нем слышен отзвук личной трагедии – арест сына. И в этом горе она едина со всеми матерями России, которых коснулась такая беда). Мне же хочется еще раз обратить ваше внимание на тему нашего урока «Мой дом – Россия».

Реплика № 13. Учитель: В небольшую поэму Ахматова сумела вместить всю Россию и, самое главное, – народ, многоликий и многострадальный. Вспомните, какие трагические моменты нашей Родины отражены в поэме?

Ученик № 13: Это страшные времена репрессий, «ежовщины», судилищ без судов.

Реплика № 14. Учитель: Скажите, пожалуйста, какая связь,              по-вашему, может быть между народом и поэтом в такие трагические моменты?

Ученик № 14: Я думаю, что поэт должен действовать именно так, как поступила Ахматова: она совершила героический поступок, стала «голосом стомиллионного народа», озвучила его невероятное страдание, запечатлела всё это в поэтическом творении. А значит, дала народу бессмертие.

Реплика № 15. Учитель: А вот теперь я жду от вас ответа на вопрос: какова же цель жизни Ахматовой?

Ученик № 15: Ахматова мечтала посвятить себя поэзии и в итоге стала великим поэтом, признанным народом.

Реплика № 16. Учитель: Да, действительно, перед нами великий поэт в образе предсказателя-пророка. Следуя пушкинским традициям во взгляде назначения поэта в жизни она возлагает на себя высокие задачи, которые решила с достоинством. Назовите их.

Ученик № 16: Она своим творчеством воспитала у граждан любовь к Отечеству, понимание значения связи для каждого с родной землей.

(По ходу, как иду к выставке книг, я говорю):

Учитель: И согласитесь, что верующие обнаружат в ее книгах христианство, монархисты – ее имидж, со слов Марины Цветаевой, «Анны Всея Руси», мужчины – женственность, интеллектуалы – ее ученость, патриоты – истинную русскость, которой стоит учиться.

«Любовь, звенящая до боли», до надрыва, до коленопреклонения, к Родине, к Отчему краю – именно эти качества А.А. Ахматовой научили меня чувствовать, понимать мою Русь, дышать моей землей.

Разрешите предложить мою версию восторга родным мордовским краем, который появился во мне благодаря творчеству Анны Ахматовой.

Идет мой видеоклип. Слова и музыка Н. Сизикиной «Край мой мордовский»

Учитель: Ребята, наш сегодняшний урок подходит к концу. Я очень благодарна вам за внимание, участие, отклик, который я видела, если не в словах ваших, то в глазах.

Реплика № 17. Учитель: Подводя итог сегодняшнего общения, давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке?

Ученик № 17: (Реплика № 17 учителя): Мы учились исследовать и понимать поэтические тексты Ахматовой, видеть лирического героя, его переживания.

Ученик № 18: (Реплика № 17 учителя): Выделяли нравственные приоритеты высокой поэзии.

Ученик № 19: (Реплика № 17 учителя): Несколько моментов мы посвятили анализу отдельных стихотворений.

Ученик № 20: (Реплика № 17 учителя): Интересно было услышать голос поэтессы.

Учитель: И я думаю, эта встреча с поэзией Анны Андреевны Ахматовой была нам нужна. Надеюсь, за эти короткие минуты мы стали внимательнее,  благороднее и духовно-сильнее, ибо наша Родина крепка по-настоящему сильными людьми.

Разрешите, пожалуйста, мне прочитать свое поэтическое посвящение.

«Великая Анна».

Великое русское слово  «святыня»:

Лик поколения, мужества, скорби.

Нас вдохновляет оно и поныне

Слово ее, великой гордыни.

Божественный дар – видеть мир с высоты:

Зарю, лучи солнца и капельки рос.

Небесный слуга видит всю красоту,

Ее воспевая с восторгом, до слёз.

Поэзии краски порой иллюзорны,

Слегка лучезарны за дымкой тумана,

Но всё-таки маски срывала позорные,

Властей не боясь, Великая Анна.

Ни горе, ни   беды ее не сломили,

Тюремные тяжбы трясли непрестанно.

Ее уважали и очень ценили,

Боготворили Великую Анну.

Серебряный век звенел чистотою,

В родник светлых красок

влил золото света.

Великая Анна сияет звездою,

Яркой звездою пророка-поэта!

 

Обратимся вновь к поэтическим строкам, с которых мы начали наш урок:

Забудут? – вот чем удивили!

Смотрю вниз, потом – на детей и говорю: «Не забыли! Помним! Благодарим».

Всем, кто помогал мне сегодня и проявил свои знания в литературе, я ставлю оценку «отлично».

Спасибо, и успехов вам во всём, и особенно при сдаче экзаменов.

Тема «Мой дом – Россия» в творчестве А. Ахматовой очень объемна, и поэтому многие вопросы остались за рамками урока. Это такие темы, как «Анна Ахматова и Пушкин», «Анна Ахматова и Петербург», «Анна Ахматова и Москва», «Родная природа в лирике Ахматовой».

Внимание на экран. Запишите домашнее задание.

На экране слайд со словами:

Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на тему (по выбору):

1. «Анна Ахматова и Пушкин»,

2. «Анна Ахматова и Петербург»,

3. «Анна Ахматова и Москва»,

4. «Родная природа в лирике Ахматовой».

 

Желаю вам удачи в вашем творчестве.

Всего доброго! До свидания!

 


 

Тема урока: «Мой дом – Россия» («Нравственные приоритеты, эстетические позиции в творчестве

Тема урока: «Мой дом – Россия» («Нравственные приоритеты, эстетические позиции в творчестве

Ход урока Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!

Ход урока Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!

Реплика № 1. Учитель: Почему именно так называется наш урок и какие аргументы вы смогли бы привести к разъяснению выбранного эпиграфа?

Реплика № 1. Учитель: Почему именно так называется наш урок и какие аргументы вы смогли бы привести к разъяснению выбранного эпиграфа?

Молитва Дай мне горькие годы недуга,

Молитва Дай мне горькие годы недуга,

А драматизм, пожалуй, связывается с трагедией первой мировой войны, которая в судьбу

А драматизм, пожалуй, связывается с трагедией первой мировой войны, которая в судьбу

Чтоб этой речью недостойной

Чтоб этой речью недостойной

Нет, город, взрастивший таких женщин, не может быть побежден

Нет, город, взрастивший таких женщин, не может быть побежден

Нельзя оставить без внимания стихотворение «Родная земля»

Нельзя оставить без внимания стихотворение «Родная земля»

Там, где мой народ, к несчастью, был

Там, где мой народ, к несчастью, был

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что родимой не топчет земли,

Мне же хочется еще раз обратить ваше внимание на тему нашего урока «Мой дом –

Мне же хочется еще раз обратить ваше внимание на тему нашего урока «Мой дом –

Любовь, звенящая до боли», до надрыва, до коленопреклонения, к

Любовь, звенящая до боли», до надрыва, до коленопреклонения, к

Божественный дар – видеть мир с высоты:

Божественный дар – видеть мир с высоты:

Анна Ахматова и Москва», 4

Анна Ахматова и Москва», 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017