Учебный предмет: информатика
Класс: 9 класс
Учебник: информатика 9 класс Н.Д.Угринович
Тип урока: урок-практикум
Технология : учебно-исследовательских проектов
Методы и приемы: проблемное обучение, учебно-исследовательская деятельность, взаимооценка, самооценка.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах, всем классом.
Межпредметные связи: математика, физика.
Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: определение уровня усвоения учебного материала.
Основные понятия и термины: моделирование, формализация, основные этапы моделирвания.
Представленный урок – урок деятельностной направленности, урок –практикум по теме «Основные этапы моделирования». Урок построен на основе метапредметного подхода. Метапредметная тема «Цели и задача». В рамках метапредмета «Задача» формируется учащиеся осваивают обобщенные способы и этапы решения задач на моделирование реальных объектов и явлений в различных предметных дисциплинах. Здесь под способом мы понимаем устойчивую структуру деятельности моделирования, закономерную для задач на составление компьютерной модели.
Технологическая карта урока математики в соответствии с требованиями ФГОС.
Учебный предмет: информатика
Класс: 9 класс
Учебник: информатика 9 класс Н.Д.Угринович
Тип урока: урокпрактикум
Технология : учебноисследовательских проектов
Методы и приемы: проблемное обучение, учебноисследовательская деятельность, взаимооценка, самооценка.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах, всем классом.
Межпредметные связи: математика, физика.
Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: определение уровня усвоения учебного материала.
Основные понятия и термины: моделирование, формализация, основные этапы моделирвания.
Представленный урок – урок деятельностной направленности, урок –практикум по теме «Основные этапы моделирования». Урок
построен на основе метапредметного подхода. Метапредметная тема «Цели и задача». В рамках метапредмета «Задача»
формируется учащиеся осваивают обобщенные способы и этапы решения задач на моделирование реальных объектов и явлений в
различных предметных дисциплинах. Здесь под способом мы понимаем устойчивую структуру деятельности моделирования,
закономерную для задач на составление компьютерной модели.
Тема
Цель
Модуль числа
Содержательная: сформировать представление об основных этапах компьютерного моделирования;
Деятельностная: создать условия для формирования у учащихся практических навыков применения электронных
таблиц к моделированию жизненных процессов; сформировать умение создавать и исследовать математические
компьютерные модели.
Образовательные: Учащиеся должны
знать
:
назначение моделирования;
основные этапы моделирования и последовательность их выполнения.
разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи;
задавать цель моделирования и формализовать задачу на этапе ее постановки;
создавать информационную модель и преобразовывать ее в компьютерную на этапе разработки модели.
уметь
:
Учащиеся должны
Развивающие:
Развитие коммуникативных способностей детей.
Расширение познавательного кругозора учащихся;
Выработка навыков логического и аналитического мышления.
Воспитательные:
развивать аккуратность и эстетическое восприятие при разработке и построении моделей.
Планируемый
результат
УУДo Регулятивные УУД:
Умение поставить цель урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и
того, что еще неизвестно.
Умение контролировать свою деятельность в форме сличения результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Умение корректировать свои результаты внесением необходимых дополнений и корректив и способ
действия в случае расхождения с эталоном.
Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения
o Познавательные УУД:
Поиск и выделение необходимой информации:
Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной форме
Умение «сканировать» текст, т.е. быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, знака,
формулы.
Умение делать выводы, анализировать, исследовать результат проектной деятельности.
Умение создавать учебный проект по заданной карте
o Коммуникативные УУД:
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Оценка своих действий и действий партнера
Формирование личностных УУД:
o получить представление о методе современного научного познания через освоение понятия компьютерной
модели
Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в рамках ФГОС:
1. Тестирование.
2. Самооценка результатов учебной деятельности учащимися.
3. Представление собственного проекта и карты самоанализа полученной модели.Межпредметны
е связи
Формы работы
Организация пространства
Ресурсы
работа в парах
Индивидуальная работа
Фронтальная
(коллективная) работа
ИКТ.
учебник,
рабочая тетрадь,
компьютер,
доска,
мультимедийный проектор и экран,
инструктивные листы,
карты самоанализа компьюерной модели.
Пропедевтика
темы данного
урока
осуществлялась:
5 класс
информатика
6 классы
информатика
объект и
предмет, язык
как объект
моделирования
№ Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Формируемые
УУД
Мотивационноориентировочный блок
1. Мотивация к
учебной
деятельности.
• вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;
• организовать самостоятельное формулирование вопросов и
постановку цели
1. Приветствие, сосредоточение внимания ответом на вопрос
Подготовка к уроку.
Настраиваются на успех.
Взаимное приветствие, контроль
присутствующих, проверка
Регулятивные
УУД: умения
организовывать
своюЦель: создать
условия для
возникновения
у ученика
внутренней
потребности
включения в
учебный
процесс
• вызвать
эмоциональный
настрой и
познавательный
интерес к теме;
• организовать
самостоятельно
е
формулировани
е вопросов и
постановку
цели
«Оператор ввода » (Ответ хором «read»)
2. На современном этапе развития науки трудно представить себе
процесс познания без использования технологий моделирования.
Что такое моделирование? Что такое модель? Для чего и в
каких случаях мы используем модели? В каких сферах
деятельности используется моделирование?
3. Тему «Моделирование» мы изучаем уже не первый урок. Мы
моделировали различные ситуации, биологические процессы,
решали задачи, связанные с математическими расчетами.
Давайте представим, что нам необходимо расставить мебель в своей
комнате. Как мы организуем свою деятельность? Как необходимо
организовать деятельность для построения дома?
Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? (моделирование,
основные этапы моделирования)
Сформулируем тему и цель урока.
Тема: Основные этапы разработки и исследования моделей на
компьютере
Цель: Узнать какие бывают этапы моделирования, разработать
поэтапную схему моделирования для конкретной задачи, научиться
формировать информационную модели и преобразовывать ее в
формальную и компьютерную модель.
готовности кабинета и учащихся к
уроку
1. Делятся мнениями на
поставленную проблему.
Моделирование – это создание
модели объекта. (отвечает ученик).
Объект – это некоторая часть
окружающего мира,
рассматриваемая человеком как
единое целое (предметы, процессы,
явления). Модель это аналог
(заменитель) объекта. (отвечает
ученик). Ответы учеников: Для
исследования, изучения объектов.
Когда объекты слишком малы или
слишком велики, когда
исследование объекта может быть
опасно, когда объект уже или еще
не существует. Модели
применяются людьми ещё с
глубокой древности, однако лишь в
эпоху новых информационных
технологий и компьютеризации
этот метод исследования приобрел
столько разнообразных форм и
средств реализации. Ответы
учеников: В архитектуре и дизайне,
при изучении различных наук, при
проектировании, в творческой
деятельности и т .п.
2. Записывают информацию.
3. Формулируют и записывают
вопросы.
деятельность
Познавательны
е УУД: умения
результативно
мыслить
Регулятивные
УУД: умения
организовывать
свою
деятельность
Познавательны
е УУД: Умения
результативно
мыслить
Коммуникатив
ные УУД:
Умения
общаться,
взаимодействова
ть с людьми,
Регулятивные
УУД: Умения
организовывать
свою
деятельность
Личностные
УУД: Умения
самостоятельно
делать свой
вывод и отвечать
за этот выбор2. Актуализация
знаний и
пробное
учебное
действие.
Цель:
организовать
актуализацию
изученных
способов
действий,
мыслительных
операций,
необходимых
для
проблемного
изложения
нового знания.
Организовать
самостоятельно
е планирование
и выбор
методов поиска
информации
Цель нашего сегодняшнего урока: «Исследование движения тела под
действием силы тяжести». Решать данную задачу мы будем поэтапно.
Давайте вспомним этапы моделирования:
1 этап – Постановка задачи
2 этап – Разработка модели
3 этап – Компьютерный эксперимент
4 этап – Анализ результатов моделирования
Работа
Отвечают
Называют известные им этапы
моделирования, дают
характеристику и цель каждому
этапу, знакомятся с предложенной
учителем последовательностью
действий
Метапредметн
ые Овладение
навыками
самостоятельной
постановки цели
и задач.
Развитие
диалогической
речи, построение
умозаключений.
Регулятивные
УУД:
планировать, т.е.
составлять план
действий с
учетом
конечного
результата.
ученики
предполагают,
выдвигают
гипотезы.1.
1 этап: Постановка задачи
2.
3. Выявление
места и
причины
затруднения.
Цель
организовать
осмысленное
восприятие
новой
информации,
зафиксировать
причину
затруднения.
Анализируют и делают вывод по
заданию
Анализируют информацию на
слайдах. Устанавливает связь
между различной информацией.
Делают выводы.
Продолжают процесс анализа и
самооценки
Проблемный диалог, работа с
интерактивным
плакатом (презентация)
Познавательны
е УУД: Умения
результативно
мыслить
Коммуникатив
ные УУД:
Умения
общаться,
взаимодействова
ть с людьми,
Регулятивные
УУД: Умения
организовывать
свою
деятельность
Личностные
УУД: Умения
самостоятельно
делать свой
вывод и отвечать
за этот выбор4. Этап
информациоонн
ого
моделирования
1. С помощью проблемных вопросов позволяет детям
построить информационную и математическую модель
планируемого продукта для учебного проекта
Цель:
обеспечить
осмысленное
усвоение и
закрепление
знаний
Организовать
усвоение
детьми нового
способа
действий при
выполнении
проблемного
задания.
1. Отвечают на вопросы, опираясь
на знания математических законов.
Анализируют и делают вывод по
заданию
Анализируют информацию на
слайдах. Устанавливает связь
между различной информацией.
Делают выводы.
Продолжают процесс анализа и
самооценки
Предметные
УУД:
Применять
определение
модуля,
использовать его
свойства.
Познавательны
е УУД:
анализировать и
сравнивать
объекты,
подводить под
понятие
Предметные Раз
витие
теоретического
мышления в
различении
причин и
следствий
5. Физминутка
Встаньте, пожалуйста. Изобразите в паре с партнером коробку любого
объема.
Выполняют упражнение
6. Этап создания
компьютерной
Предлагает решить задачи с использованием компьютера
Выполняют задания, анализируют
свои действия, проводят
Познавательнымодели
Цель:
организовать
усвоение
учениками
нового способа
действий с
компьютерной
реализацией в
ТП
6. Самостоятельн
ая работа с
картами
самоанализа
модели
Цель:
организовать
самостоятельно
е выполнение
учащимися
продуктивных
компьютерный эксперимент,
делают выводы.
Работа с интерактивным
плакатом (презентация), групповая,
парная, индивидуальная формы
организации деятельности
учащихся, организация
взаимопомощи, применение ИКТ
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы
продуктивных заданий, выявление места и причины затруднений, работу
над ошибками.
Создает условия для формирования ИКТкомпетенций.
Работа с интерактивным
плакатом (презентация), парная,
индивидуальная формы
организации деятельности
учащихся, организация
взаимопомощи, применение ИКТ,
работа с программными
приложениями Microsoft Office
е УУД: Умения
результативно
мыслить
Коммуникатив
ные УУД:
Умения
общаться,
взаимодействова
ть с людьми,
Регулятивные
УУД: Умения
организовывать
свою
деятельность
Личностные
УУД: Умения
самостоятельно
делать свой
вывод и отвечать
за этот выбор
Регулятивные
УУД:уметь
вносить
необходимые
коррективы в
действие после
его завершения
на основе его
оценки и учета
характера
сделанныхзаданий,
самоанализ,
организовать
выявление
места и
причины
затруднений и
способы
изменения
модели,
наличие ошибок
при построении
модели и
работу над
ошибками.
Предлагает работу с текстовым процессором, заполнение карт анализа
модели.
ошибок.
Личностные
УУД: уметь
осуществлять
самооценку на
основе критерия
успешности
учебной
деятельности.2. Предлагает оценить факт достижения цели урока: на все
ли вопросы найдены ответы.
2. Предлагает каждому учащемуся высказать свое мнение в виде 1
фразы: Вопросы рефлексии:
Что для меня стало открытием?
Что было наиболее сложным?
Что мне понравилось?
Чему я научился?
Ребята отвечают на вопросы
рефлексии и оставляют свое
мнение об уроке.
Индивидуальная форма,
самоконтроль, взаимоконтроль,
опора на карты анализа проекта
Личностные
УУД: умение
осуществлять
самоконтроль
Коммуникатив
ные УУД:
Умения
общаться,
взаимодействова
ть с людьми
7. Этап
рефлексивно
оценочный
Анализ
построенного
проекта.
Цель:
осмысление
процесса и
результата
деятельности,
организовать
фиксацию
преодоления
затруднения,
провести
самооценку
работы на
уроке, осознать
метод
построениянового знания и
спрогнозироват
ь направления
будущей
деятельности.
Методы и
приемы
обучения:
Беседа,
письменное
высказывание.
8. Домашнее
задание
Предлагает решить дома задачу с описанием всех этапов
моделирования.
Учащиеся записывают задание в
дневник и рабочую тетрадь.
1. Найти площадь треугольника, показать зависимость величины
площади от параметров. Решить задачу с использованием
основных этапов. Сформировать компьютерную модель.
Основной уровень: с помощью ТП
Повышенный уровень: программа на языке программирования.