Конспект по музыке на тему "Душа музыки - мелодия" (1 класс)
Оценка 4.6

Конспект по музыке на тему "Душа музыки - мелодия" (1 класс)

Оценка 4.6
Работа в классе +2
docx
искусство +1
1 кл
17.03.2019
Конспект по музыке на тему "Душа музыки - мелодия" (1 класс)
Цели и задачи урока: - показать (подчеркнуть) значение мелодии в музыке, показать мелодию как основное средство музыкальной выразительности; - выявить характерные особенности жанров песни, танца и марша на примере пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского; - систематизировать опыт учащихся в восприятии жанровых особенностей песни, танца, марша.
мелодия.docx
Урок 4. ДУША МУЗЫКИ – МЕЛОДИЯ З а д а ч и:   Показать (подчеркнуть) значение мелодии в музыке; систематизировать опыт учащихся в восприятии жанровых особенностей песни, танца, марша. Э л е м е н т   с о д е р ж а н и я.   Песня, танец, марш. Песни, танцы и марши — основа многообразных   жизненно­музыкальных   впечатлений   детей.   Основные   средства музыкальной выразительности (мелодия). Мелодия – главная мысль любого  музыкального произведения, его лицо, его суть, его душа. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского.   Опираясь   на   простые   жанры – песню,   танец, марш,  выявить  их  характерные особенности.  В   марше ­ поступь,  интонации  и  ритмы шага,     движение.   Песня   ­   напевность,     широкое     дыхание,     плавность       линий мелодического     рисунка.     Танец  ­   движение     и    ритм,     плавность    и     закругленность мелодии,  узнаваемый  трехдольный  размер   в  вальсе,  подвижность,  четкие  акценты, короткие  «шаги» в  польке.  В  песне учащиеся  играют  на  воображаемой  скрипке.  В марше  пальчики­«солдатики» маршируют  на  столе,  играют  на  воображаемом  барабане. В  вальсе  учащиеся  изображают  мягкие  покачивания  корпуса. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:   «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза», «Полька» (или «Вальс») из «Детского альбома» П. Чайковского. Пение – Г. Струве «Веселая песенка». Х О Д   У Р О К А I. ПОВТОРЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ Узнаём  песни по мелодии  («Чему учат в школе» Шаинского,  «Песню о школе» Кабалевского) и доучиваем или исполняем хотя бы один куплет. Учим детей слышать и оценивать качество собственного исполнения. Обращаем   внимание   на   то,   что   при   исполнении   хор   детей   поёт  мелодию,   а сопровождение (аккомпанемент) исполняет учитель. II. РАБОТА ПО ТЕМЕ 1. Введение в тему УЧИТЕЛЬ. Часто бывает в жизни, что мы напеваем какой­либо мотив, напев, который не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы «мурлычем» эту мелодию «про себя», не задумываясь над тем, что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил и тем более кто ее сочинил. Просто она запомнилась нам и полюбилась. Музыка словно живое существо: в ней бьётся сердце, стучит пульс. У музыки есть и душа – это её мелодия. Мелодия – это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. В музыке, звучащей вокруг нас, мы всегда услышим песни, танцы и марши. Но какая бы музыка ни звучала – песня, танец или марш – мы выделяем в ней всегда мелодию. Сегодня, ребята, вы познакомитесь с мелодиями композитора, которого уже знаете. С его музыкой вы встречались на предыдущих уроках. Звучит фрагмент «Па­де­де» из балета «Щелкунчик». Какой композитор написал эту музыку? (Ответы детей.) Как звучала мелодия? Какой инструмент её исполнял? (Ответы детей.) П. И. Чайковский сочинил много музыки специально для детей, например, в это число входит   фортепианный   альбом,   который   так   и   называется   –   «Детский   альбом».   Этот музыкальный   альбом   был   написан   Чайковским   в   1878   году.   Композитор   посвятил   его Володе Давыдову, своему маленькому племяннику. Альбом состоит из 24 пьес разного характера и разного жанра. Три пьесы из этого альбома, которые вы сейчас услышите, нарисуют   в   вашем   воображении   три   разных   образа.   Характерные   особенности   трёх различных жанров: песни, танца и марша создадут в вашем сознании три характера, три настроения.      В марше вы услышите поступь, интонации и ритмы шага, движение. В песне, которую никто   не   поёт   голосом,   но   удивительно   выразительно   исполняет   на   фортепиано,   — напевность,   широкое   дыхание,   плавность   линий   мелодического   рисунка,   мягкость аккомпанемента. В танце — движение и ритмы, подвижность, чёткие акценты, короткие «шаги» в польке, (плавность и закруглённость мелодии и узнаваемый трехдольный размер в вальсе). 2. «Марш деревянных солдатиков» ­ слушание, музыкальный анализ, исполнение и игра Вопросы и задания: Какие чувства передаёт эта музыка? Что удобно делать под неё? Кто   марширует?  (Подчеркиваем   поступь,   интонации   и   ритмы   шага   игрушек, оживлённое движение.) Чайковский назвал эту пьесу «Марш деревянных солдатиков». Споём её мелодию на слог «та»*. Одновременно пальчики­«солдатики» маршируют на столе или на коленях. * Здесь и далее – дети исполняют мелодии пьес на какой­либо слог в удобной для пения тональности. Можно организовать увлекательную игру – игрушечный парад: девочки «исполняют» пульсацию  марша движением  согнутых  в локтях рук «игрушечных кукол»,  мальчики  – играют на воображаемых барабанах. Руководит парадом дирижер с «жезлом» (указкой) в руках. 3. «Сладкая грёза» УЧИТЕЛЬ. Прослушайте мелодию ещё одной пьесы из «Детского альбома». Как    она звучит, какие чувства передаёт? Она похожа на марш или на танец? Или, может быть, песню? Слушание, музыкальный анализ, исполнение, игра: Это песня, которую никто не поёт голосом, но выразительно исполняет на пианино. (Подчеркивается   напевность,   плавность   мелодического   рисунка.)  Название   пьесы   – «Сладкая   грёза».   Слово   «грёзы»   означает   –   мечты;   сильные   желания,   которые   можно увидеть во сне.  Споём   мелодию   этой   пьесы   на   звук   «а»*   и   сыграем   на   воображаемой   скрипке мелодическую линию пьесы, изображая длинные, певучие движения смычка. 4. «Полька» УЧИТЕЛЬ. Прослушайте следующую пьесу. Какие чувства передаёт музыка? Слушание, музыкальный анализ: К какому жанру вы отнесёте эту музыку: песне, танцу или маршу? Что можно сказать о темпе и характере звучания? ДЕТИ. Это танец: подвижный темп, чёткие акценты, короткие «шаги».  Исполнение, музицирование: УЧИТЕЛЬ. Споём на слог «ля»*, помогая себе пульсирующими хлопками. Акценты в начале (или в конце) фраз отмечаем ударами в бубен (солисты­исполнители). III. ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ УЧИТЕЛЬ. Перечислите движения и назовите те музыкальные инструменты, которые помогли бы вам «исполнить» пульс танца, песни, марша. Запишите   в   тетради   под   звучащую   музыку   пульс   марша   вертикальными   линиями. (Можно   потренироваться   –   рисовать   линии­палочки   в   воздухе   воображаемыми мелками, двое­трое учащихся делают это на доске.) Рисуем в воздухе линии мелодий песни, танца.

Конспект по музыке на тему "Душа музыки - мелодия" (1 класс)

Конспект по музыке на тему "Душа музыки - мелодия" (1 класс)

Конспект по музыке на тему "Душа музыки - мелодия" (1 класс)

Конспект по музыке на тему "Душа музыки - мелодия" (1 класс)

Конспект по музыке на тему "Душа музыки - мелодия" (1 класс)

Конспект по музыке на тему "Душа музыки - мелодия" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2019