Конспект по музыке на тему "Истоки. Музыка и природа" (5 класс)
Оценка 4.9
Работа в классе +2
docx
искусство +1
5 кл
12.03.2019
Разработка урока музыки в 5 классе по программе Алеева «Искусство. Музыка 5 класс».
I ЧЕТВЕРТЬ. Тема раздела: ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ.
Урок 2. Тема: ИСТОКИ. МУЗЫКА И ПРИРОДА
Цели урока: привести учащихся к пониманию того, что является первоисточником музыки; углубить уровень понимания многообразного взаимодействия музыки с природой.
музыка и природа.docx
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
Тамбовская область, г. Моршанск
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ
I ЧЕТВЕРТЬ
Тема раздела: ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ
Урок 2. ИСТОКИ. МУЗЫКА И ПРИРОДА
Разработал: И.В. Мокшанова, учитель музыки I квалификационной категории
Цели урока: привести учащихся к пониманию того, что является первоисточником музыки; углубить
уровень понимания многообразного взаимодействия музыки с природой.
Материалы к уроку: портрет композитора Е. Крылатова, слуховая наглядность: муз. Е. Крылатова,
сл. Ю. Энтина, песня «Где музыка берёт начало?», «Звуки природы».
Организационный момент
Ход урока:
Урок начинается с песни «Где музыка берёт начало?», Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Все, что звучит в природе и есть музыка». И Гердер
Сообщение темы урока
Ребята, мы не зря начали урок с этой удивительно красивой и содержательной песни. Наш разговор
сегодня пойдёт о том, откуда приходит музыка, каковы её истоки, где берёт она свое начало.
Работа по теме урока
1. Музыкальный эксперимент
Представьте себе, что вы оказались на далёкомдалёком острове, где живет племя дикарей, которое
оторвано от всего культурного человечества, и не пользуется знаниями и достижениями остальных
людей, а вам хочется рассказать о музыкальном чуде, при помощи, к примеру, магнитофона. Но у
магнитофона, к сожалению, села батарейка, а подключиться, сами понимаете, не к чему.
Я предлагаю вам разделиться на две команды: команда «дикарей» (большая по численности), команда
«музыковедов» (5 человек). Команда «музыковедов» должна любым способом объяснить команде
«дикарей», что такое музыка.
Выслушиваются различные версии, рассматриваются различные действия учащихся до тех пор, пока
не получен нужный результат.
Итак, используя слова, жесты, мимику ребята изо всех сил пытались объяснить жителям этого
острова, что же такое музыка, но всё было тщетно до тех пор, пока Ваня (представитель команды «музыковедов») не запел свою любимую песню... и в глазах «дикарей» появился интерес, они
притихли и стали слушать. Ваня показал зрителям самое главное, что есть в музыке, «поющий» звук,
музыкальный звук. Именно из него и «делают» музыку, только его специально для этого
обрабатывают.
Конечно же, музыка это не только звук, но и многое другое, о чём мы обязательно с вами поговорим,
но без музыкального «поющего» звука не может быть музыки. Именно звук её главное начало.
Задумывались ли вы когданибудь о том, что звук это одно из самых ярких проявлений жизни? А
оказывается, что у каждого звука есть свое «лицо», и мы, даже ничего не видя, с закрытыми глазами,
лишь по звуку, можем угадать, что происходит вокруг.
Учитель включает записи звуков природы.
Перечислите, какие бывают звуки. (Шелест, скрип, шипение, скрежет, треск, шорох, шуршание,
топот, гул, грохот, жужжание, журчание, свист, крик, щёлканье, щебет, лай, кудахтанье и т. д.)
Все эти звуки действительно нам знакомы с детства, мало того, мы можем даже в абсолютной тишине
внутренним слухом услышать любое из перечисленных звуков как бы наяву. Попробуем?
Сосредоточьтесь, включите ваше слуховое воображение, закройте глаза и постарайтесь услышать
внутренним слухом, как...
• хлопают крыльями вспугнутые птицы
• как трещит сухая обламываемая ветка
• как чавкает грязь под ногами
• как скрипит дверь, рассохшаяся старая половица и снег под тяжестью чьихто шагов.
Какие они разные, эти скрипы, правда? Какой вывод мы можем с вами сделать? (Окружающие нас
звуки не похожи друг на друга, все они очень разные высокие и низкие, тихие и громкие, звонкие и
глухие, каждый звук имеет свой источник, свой образ.)
Теперь вы убедились, что звук оживает в вашем воображении. И вы можете не только слышать
воображаемый звук, но также видеть нарисованные им «звуковые картины» и луговую траву, в
которой стрекочет кузнечик, и облака, проплывающие над шумящими гдето в вышине соснами, и
тяжёлую, мокрую, липкую грязь, из которой едва удаётся вытащить ногу.
2. Древние люди и музыка
Давайте немного углубимся в историю. Вы, наверное, знаете, что у большинства народов есть
легенды, рассказывающие о происхождении музыки, о богах и героях, открывших её людям, такое
совпадение неудивительно.
С какими бы звуками природы ни сталкивался человек в древности, их возникновение он приписывал
сверхъестественным силам. Ему казалось, что звуки издают некие существа, таинственные и
невидимые. Например, как повествует немецкий эпос, не гром, а злой дух Тор, рассердившись на
людей, посылает на землю свои раскатыпроклятья. В журчащих водах реки или водопада сидит
ласковый и нежный Нек и поёт русалкам свою размеренную песню; а в глубине шумящего леса
смеётся Пан или рычит Рюбецаль...
В древности человек на каждом шагу встречался с музыкой природы пением птиц, рёвом животных,
раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морского прибоя. Окружённый этими
разнообразными звуками, он, конечно же, пытался подражать им. Таким образом, общение человека с
природой было одним из главных источников, из которых возникла сознательно создаваемая музыка. 3. Работа с учебником
А сейчас мы с вами обратимся к учебникам, откройте страницу 7, всмотритесь внимательно в
репродукцию картины Александра Александровича Осмёркина «Вётлы у пруда» и попробуйте
«услышать» то, что здесь изображено. (Здесь можно услышать шум ветра, который кроется в
верхушках деревьев, тихое журчание речушки, некоторую таинственности. Общее звучание картины
несколько мрачноватое.)
А. А. Осмеркин. «Ветлы у пруда»
Перелистываем страницу. Что вы можете «услышать» в картине Архипа Ивановича Куинджи
«Берёзовая роща»? (Общее звучание картины светлое, солнечное, чистое. Можно услышать пение
соловья, стрёкот кузнечика...)
А. И. Куинджи. «Берёзовая роща»
Что вы можете сказать о следующих картинах? (Мы видим перед собой картину Константина
Фёдоровича Юона «Купола и ласточки». Здесь можно услышать колокольный звон, хлопанье крыльев
огромного количества ласточек, кружащих над городом, голоса выходящих после утренней службы
людей. Общее звучание картины имеет оттенок радости и чистоты ...
К. Ф. Юон. «Купола и ласточки»
На следующей странице мы видим картину Ивана Константиновича Айвазовского «Чёрное море».
Море действительно почти чёрное, потому что изображён шторм. На небе тёмные тучи, и мы как
будто слышим раскаты грома, гул разбушевавшегося моря...) И. К. Айвазовский. «Чёрное море»
Посмотрите внимательно на репродукцию картины «Джоконда» Леонардо да Винчи: её загадочный
взгляд действительно не оставляет равнодушным ни одного человека на протяжении многих столетий.
Леонардо да Винчи. «Джоконда»
4. Вокальнохоровая работа
Угадайте музыкальную загадку (учитель наигрывает мелодию припева песни «Продавец зонтиков»,
разучиваемую на предыдущем уроке). Исполняется первый куплет песни и разучивается второй и
третий.
5. Беседа о музыкальных инструментах
Мы сегодня говорим с вами о том, что музыка это искусство звуков, неудивительно, что основными
жителями в стране Музыки являются музыкальные инструменты, которых существует огромное
количество. Как вы думаете, чем отличаются одни инструменты от других? Откройте учебники на
странице 10. (Музыкальные инструменты отличаются формой, разными способами извлечения звука, а
самое главное окраской звука (тембром).)
Попробуйте сказать, за что же мы любим музыку? (Заслушиваются ответы учащихся.)
Итог урока
Мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства
человека и его мысли, мечты и поступки, слышим всё, чем живут не только отдельные люди, но и
целые народы, всё человечество.
Как вы думаете, только ли музыка способна на это? Разве не то же творчество рождает шедевры
литературы, изобразительного искусства, например: Парфенон, «Мона Лиза», «Война и мир» Льва
Николаевича Толстого.
Первоистоки всех искусств едины. Всюду, в любом произведении искусства, будь то поэма,
музыкальная пьеса или полотно живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаем различные ее грани. Жизнь открывается нам через изображение, через слово, через мелодию. Каждое из этих
открытий бывает понастоящему волнующим, заставляет думать, сопереживать, плакать, смеяться.
Никакая наука не способна вызвать в человеке такого эмоционально отклика, ничто так полно и ярко
не может выразить человеческие переживания, как искусство, которое открывает нам жизнь через
слово, изображение, мелодию.
Прочитайте слова из последнего абзаца на странице 11. Выскажите своё мнение.
Искусство присутствует в мире как мудрый наставник; оно рассказывает человеку о нем самом, о
его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других людей; оно хранит память об ушедших
временах.
Заслушиваются ответы учащихся.
Вопросы и задания:
1. Есть ли у тебя свой собственный звуковой мир?
2. Какие звуки природы ты мог бы назвать? Подумай, как звучит природа утром и вечером, днём и
ночью. Какими звуками могут выражаться времена года?
3. Назови музыкальные произведения, связанные с темой природы.
4. Нарисуй в «Дневнике музыкальных наблюдений» картинку на тему «Звучащая природа».
Конспект по музыке на тему "Истоки. Музыка и природа" (5 класс)
Конспект по музыке на тему "Истоки. Музыка и природа" (5 класс)
Конспект по музыке на тему "Истоки. Музыка и природа" (5 класс)
Конспект по музыке на тему "Истоки. Музыка и природа" (5 класс)
Конспект по музыке на тему "Истоки. Музыка и природа" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.