Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"
Оценка 4.9

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
13.04.2017
Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"
Данный урок разработан по программе Школа 21 века по теме : Природные зоны. Тайга. урок проводится в 4 классе. тип урока открытие новых знаний. Форма проведение-поиск информации. Форма работы групповая. цель данного урока: познакомить учащихся с природной зоной Тайга, с экологическими проблемами , редкими животными.
откр урок.docx
Конспект урока по окружающему миру  Природные зоны  Тайга (1 мин) Орг.момент: Ребята посмотрите у нас сегодня много гостей давайте  поприветствуем их Нас сегодня ждет дорога И узнать нам надо много Так, возьмемся ребята скорей за работу Что бы времени зря не терять О том как потрудились дома. Поспешим друг­другу рассказать Садитесь, спинка стула, дружит с вашей спинкой ( 5 мин) Акт.знаний:  Сегодня   вы   будете   работать   в   группах   у   каждой   группы   есть   свое название: Географы, зоологи, ботаники, экологи А что нам нужно знать, чтобы уметь работать в группах? Давайте вспомним Правила работы в группах: А   чем   будет   заниматься   каждая группа вы узнаете чуточку позже. Ребята   скажите   с   какой   темой   мы познакомились на прошлом уроке? Сейчас мы с вами и проверим как вы усвоили   предыдущий   материал урока. У  вас  у  каждого  лежит  тест.  Ваша задача выполнить его выбрав только один вариант ответа. (Приступаем к выполнению теста) И так давайте проверим (Ключ 1 доска)  Возьмите лист самооценки запишите фамилию, имя.  Оцени те вашу работу.  выполнил все верно – ставим за тест 5 б 1 ошибка – 4 б  2 ошибки 3 б  3 и более 2 б Поднимите   руку   кто   сделал   все   без   ошибок,   а   у   кого   есть   ошибки?   Какой   вывод сделаем? Отложите в сторону тест и лист самооценки (5 мин) Формулирование темы: ребята тундра это только одна из природных зон. Сегодня мы познакомимся с новой природной зоной, а с какой вы узнаете когда разгадаете кроссворд. (Разгадывают) Какое слово получилось в выделенных клетках? Сформулируйте цели нашего урока: Познакомиться с природной зоной тайги Рассмотреть   географическое   положение,   климат   природной   зоны тайги Узнать о растительном и животном мире Выявить экологические проблемы (8 минут)  Изучение нового Сейчас вы сейчас вы начнете работать группами у каждой группы свое задание которое лежит в конвертиках. Ваша задача в течении 7 минут  найти информацию и ответить на вопросы, составить устный рассказ. По   истечению   времени   каждой   группе   будет   дано   по   3   минуты   чтобы презентовать свой ответ, а мы внимательно послушаем и запомним, так как этот материал вам понадобиться в конце урока. Экологам вопрос, чем отличается сосна от кедра, и от ели? (гербарий), А   что   можете   рассказать   о   шишках   какая   шишка   к   какому   дереву относится  Приступаем к работе и не забывайте о правилах группы (12 минут на презентацию) У   вас   на   партах   лежат   карточки   с   баллами   посоветуйтесь   в   группах   и поднимите тот балл который по вашему мнению заслуживает каждая группа. Географы, зоологи, ботаники, экологи. Занесите ваш результат в лист самооценки. (5 мин) Итог урока: С какой темой мы познакомились? Давайте проверим как же вы усвоили материал урока? Выполните тест № 2 Запишите свой результат в лист самооценки  Ребята а сейчас подсчитайте свой результат. Пожалуйста кто набрал 14­15 б. какую оценку поставили?... (5 минут) Рефлексия . Посмотрите в корзиночках лежат шишки. Если урок вам понравился и вы усвоили материал, то положите кедровую шишку, если урок понравился, но вы частично усвоили материал, то еловую, а если урок не понравился и вы не усвоили материал, то сосновую. Посмотрите корзинка у нас заполнена почти кедровыми шишками. Какой можем сделать вывод? Эти шишки я вам каждому подарю Дом задание: подготовить рассказ о полезных свойствах кедровых шишек! Сосновые шишки Как выглядит сосновая шишка, наверное, видели все. Коричневая, деревянистая, по  величине больше грецкого ореха. Под старыми соснами можно увидеть множество  сухих, рыхлых, с оттопыренными чешуйками шишек. Цветов у обыкновенной сосны не бывает ­  она никогда не цветет. Но у нее есть  стробилы: мужские – микростробилы и женские – мегастробилы. Шишками  называются  соплодия с собранными в них семенами. Еловые шишки Шишки ели ­ длинные коричневатых оттенков, а шишки сосны удлиненно­яйцевидные, серого   цвета.  Так   же  еловые   шишки  имеют  целебные   свойства,  их  настой  и  отвар, ингаляции ­ применяют при заболевании верхних дыхательных путей и бронхиальной астмы. Сосновые шишки для лечения не используют, в лечебных целях используют молодые почки сосны и хвою. Это основные различия между еловыми и сосновыми шишками. Кедр— однодомное растение (раздельнополое). И мужские и женские шишки его  располагаются на одном дереве. Причем мужские расположены у самого основания побега, а женские — на его концах,  возле самой верхушечной почки. Опыление растения происходит с помощью ветра. Почки конической формы  (постепенно сужающаяся) имеют длину до 10 мм. На оси шишек женских имеются  чешуи с двумя почками семенными в небольших пазухах. Зрелые крупные шишки достигают размеров до 15 см в длину и 10 см в ширину. Молодая кедровая шишка имеет фиолетовый оттенок, и потихоньку становится  коричневой, приобретая яйцевидную, а вскоре и ромбовидную форму. Чешуи шишечные плотно прижаты и покрыты короткими жёсткими волосинками.  Полностью они созревают в течение 15 месяцев. 1. Где расположена зона  тайги? А) Севернее тундры Б) Восточнее тундры В) Южнее тундры 2. Какие животные обитают в тайге? А) Медведь, соболь,  росомаха  Б) Гагара, северный олень,  лемминг В) Морской котик, белый  медведь, полярная лисица 3. Какие климатические  условия характерны для  тайги? А) Зима короткая, лето  долгое, весна  продолжительно долгая Б) Зима суровая, лето  умеренно теплое, весна  поздняя В) Зима суровая, лето  холодное, весна ранняя 1. Где расположена зона  тайги? А) Севернее тундры Б) Восточнее тундры В) Южнее тундры 2. Какие животные обитают в тайге? А) Медведь, соболь,  росомаха  Б) Гагара, северный олень,  лемминг В) Морской котик, белый  медведь, полярная лисица 3. Какие климатические  условия характерны для  тайги? А) Зима короткая, лето  долгое, весна  продолжительно долгая Б) Зима суровая, лето  умеренно теплое, весна  поздняя В) Зима суровая, лето  холодное, весна ранняя 4. Какие заповедники есть в Забайкальском крае? А) Даурский и Сохондинский Б) Приволжский и  Пинежский В) Баргузинский и Алтайский 4. Какие заповедники есть в Забайкальском крае? А) Даурский и Сохондинский Б) Приволжский и  Пинежский В) Баргузинский и Алтайский 5. Какие растения есть в  тайге? А) Карликовая береза, мак,  ягель Б) Кермек, белая полынь,  солнцецвет В) Кедр, ель, сосна 5. Какие растения есть в  тайге? А) Карликовая береза, мак,  ягель Б) Кермек, белая полынь,  солнцецвет В) Кедр, ель, сосна 6. Каковы экологические  проблемы тайги? А) Высыхание почвы Б) Быстрое уничтожение  массивов тайги В) Накопление бытовых и  промышленных отходов 6. Каковы экологические  проблемы тайги? А) Высыхание почвы Б) Быстрое уничтожение  массивов тайги В) Накопление бытовых и  промышленных отходов                       Лист самооценки Фамилия___________________Имя______________ №п /п 1. 2. 3. 4. Задание Оценка Тест № 1 Презентация группы Тест № 2 Общий результат ОЦЕНКА  «5» ­ 14­15 б.                 «3» ­ 10­11 б. «4» ­ 12­13 б.                   «2» ­ 9 и менее Лист самооценки Фамилия___________________Имя______________ №п /п 1. 2. 3. 4. Задание Оценка Тест № 1 Презентация группы Тест № 2 Общий результат ОЦЕНКА  «5» ­ 14­15 б.                 «3» ­ 10­11 б. «4» ­ 12­13 б.                   «2» ­ 9 и менее Лист самооценки Фамилия___________________Имя______________ №п /п 1. 2. 3. 4. Задание Оценка Тест № 1 Презентация группы Тест № 2 Общий результат ОЦЕНКА «5» ­ 14­15 б.                 «3» ­ 10­11 б. «4» ­ 12­13 б.                   «2» ­ 9 и менее Лист самооценки Фамилия___________________Имя______________ №п /п 1. 2. 3. 4. Задание Оценка Тест № 1 Презентация группы Тест № 2 Общий результат ОЦЕНКА  «5» ­ 14­15 б.                 «3» ­ 10­11 б. «4» ­ 12­13 б.                   «2» ­ 9 и менее Тест №1  Выбери один вариант ответа  1. Зона тундры расположена? А) Севернее арктических пустынь Б) Южнее арктических пустынь В) Восточнее от арктических пустынь 2. Тундра расположена?  А) На равнинах Б) На возвышенностях В) В горах 3. В тундре… А) Ярко выражены все 4 времени года, одинаковы по продолжительности Б) Длинная, суровая зима и жаркое лето В) Длинная, суровая зима и короткое прохладное лето 4. Главное занятие коренного населения? А) Рыболовство  Б) Оленеводство В) Земледелие 5. В тундре обитают? А) Тюлени, моржи, киты Б) Песцы, волки, кролики В) Ласка, росомаха, заяц­беляк 6. К растениям тундры относятся? А) Брусника, ягель, исландский мох Б) Кедр, сосна, пальма В) Береза, осина, кактус Выполнено верно­5б; 1 ошибка­4б; 2 ошибки­3б; 2 и более ­2б Выпол нено верно­ 5б; 1 ошибка ­4б; 2 ошибки ­3б; 2 и более ­2б Лист самооценки Фамилия имя______________________________________________ 1. Тест №1  Выполнено все верно_____б. 1 ошибка______б. 2 ошибки_____б. Более 2х ошибок_____б. 2. Презентация группы (поставить +) 5б____; 4б___; 3б_____; 2б____; 1б____. 3.Тест №2 Выполнено все верно_____б. 1 ошибка______б. 2 ошибки_____б. Более 2х ошибок_____б. Общий результат 14­15б­«5» 12­13б­«4» 10­11б­«3» Менее 10 – «2» Кроссворд 1.Короткое название ледяной зоны 2. Арктика царство снега и… 3. Вид рыбы обитающей в северных морях 4. Остров, на котором расположен заповедник 5. Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей Приложение 1 Когда говорят об огромных лесах ­ "лёгких планеты", то обычно имеют в виду  леса в бассейне Амазонки. На самом деле самый большой лес на планете Земля ­ это  тайга, которая в несколько раз превышает амазонскую сельву. Тайга простирается  полосой к югу от северного полярного круга, ширина которой достигает 1300 км  между арктической тундрой и зоной умеренного климата. На территории России зона тайги начинается примерно на широте Санкт­ Петербурга, тянется к верховьям Волги, севернее Москвы к Уралу, далее до  Новосибирска и так вплоть до Хабаровска и Находки на Дальнем Востоке. Вся  Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток, Уральских гор, Алтая, Саян,  Прибайкалья, Сихотэ­Алиня, Большого Хингана покрыты таежными лесами. Южное полушарие Земли лишено столь прекрасных мест. Климат Конечно, такая обширная география тайги не может не сказаться на различии  климата отдельных её частей. Для тайги характерны большие годовые колебания температуры, относительно  небольшое количество осадков. Разумеется, для всех континентов характерно, что ближе к северу холоднее,  чем южнее, тем теплее. Хотя и здесь не все так просто. Во  многих местах особенности рельефа создают уникальные климатические зоны. В среднем продолжительность зимы в тайге составляет от 6 до 8 месяцев. Зимы  суровые, холоднее, чем в тундре. Абсолютные рекорды самых низких зимних  температур принадлежат территориям тайги. Наиболее холодные зимы наблюдаются в  Якутии. Весна поздняя, с частыми заморозками и похолоданиями. Снег сходит на юге  тайги в начале мая, на севере — в июне. На севере лето умеренно теплое, влажное, с преобладанием облачной погоды,  температура воздуха в июле +12...+15°С. Но в центральных материковых районах лето  может быть жарким. Осенью часты осадки в виде обложных моросящих дождей, переходящих в  снегопад. Тайга ­ это самый здоровый климат на планете. Летом воздух насыщен  фитонцидами, что предотвращает распространение инфекций, а благодаря низкой  влажности зимние морозы переносятся значительно легче, чем в Арктике или тундре.  При этом на борьбу с холодом не надо тратить все человеческие силы. Вместе с тем  этого холода достаточно, чтобы убивать болезнетворные микробы. Короткое, жаркое  лето позволяет отдохнуть от холода и сделать запасы на зиму. Достаточно сказать, что одно из мест на планете, где много долгожителей ­ это  Якутия. Приложение 1 Из­за суровости климата условия жизни в тайге сложны. Но таежные животные  хорошо приспособлены к ним. У многих зверей зимой отрастает густой и длинный мех.  А снежный покров для некоторых животных служит хорошим убежищем, в нем они  устраивают временные жилища. Например, заяц­беляк и тетерев ночуют, зарывшись в  снег, а в сильные морозы, метели остаются там и на день.  Глубокий и рыхлый снежный покров в тайге затрудняет передвижение животных.  Однако многие звери и к этому приспособились. У зайца­беляка, рыси и росомахи  широкие лапы. Кроме того, зимой на лапах у них вырастают длинные жесткие волосы, и они ходят по снегу не проваливаясь. Своеобразны приспособления к жизни в тайге и у  некоторых птиц. Например, у глухаря и рябчика пальцы оторочены роговидной  бахромой. На зиму эта бахрома отрастает и помогает птицам удерживаться на  обледенелых ветвях деревьев           Познакомимся с некоторыми животными тайги.  Росомаха – крупный хищник. Ведет одиночный образ жизни. Легко лазает по деревьям, имеет отличное зрение, слух и обоняние. Длина тела с хвостом достигает 1 м, вес – 18 кг. Голова крупная, с удлиненной тупоносой мордой. Большие когтистые ступни позволяют зверю не проваливаться в рыхлый снег. Мех коричневый, густой, грубый, не смерзающийся в мороз. Соболь. Обладатель чуткого обоняния и слуха. Зрение развито слабее. Длина тела – до 0,56 м, хвоста – до 0,2 м. Ведет наземный образ жизни, хотя отлично лазает по деревьям.   Ловкий   и   сильный   хищник­одиночка.   Кроме   животной   пищи,   любит кедровые орехи, голубику, ягоды рябины. Красивый мех зверя очень высоко ценится. Амурский   (уссурийский)   тигр –хищник   семейства   кошачьих.   Очень   редкое животное.   Имеет   сильное,   гибкое   тело   с   длинным   хвостом   и   невысокими   лапами. Голова округлая с короткими ушами. Самцы крупнее самок и достигают 3,8 м в длину, высоты в холке до 1,15 м и веса до 280 кг. Один из самых характерных представителей таежной фауны — лось. Питаются лоси молодой хвоей, древесной листвой, побегами, корой деревьев и кустарников и околоводными растениями.   Поражает   способность   этих   больших   зверей   жить   в болотах, нередко в настоящих трясинах, где не пройдет ни лошадь, ни человек. Приложение 1 Вечнозеленую тайгу делят на светлохвойную, состоящую преимущественно из сосны и  лиственницы, и темнохвойную, где преобладает кедр сибирский, ель и пихта.  Растительный мир тайги – царство хвойных деревьев. Хотя, здесь изредка встречаются  и мелколиственные породы (береза, рябина, осина, ольха зеленая). В этих местах много  болот, с собственной экосистемой. Везде растут мхи, лишайники, кустарники и грибы. Ель сибирская – один из базовых представителей темнохвойной тайги. Ее хвоя,  богатая полезными веществами, эфирными маслами и витаминами, выделяет в воздух  антибактериальные фитонциды. Древесина успешно используется в строительстве.  Еловый лес почти не имеет подлеска – в условиях повышенной влажности и  затененности, создаваемых лапами елей, выживают только самые тенелюбивые  растения. Пихта – хвойное дерево с мягкой хвоей. Пихтовые ветви часто используют  охотники, готовя подстилку для ночевки в тайге. Пихтовое масло – компонент многих  косметических средств. Из хвои заваривают ароматный чай. Древесина пихты не  является ценным для строительства материалом. Лиственница – самое морозоустойчивое из деревьев тайги (выдерживает  температуры ниже ­70°C). Ее мягкая хвоя каждую осень опадает и вырастает заново  весной. Можжевельник – мелкий кустарник, повсеместно произрастающий в тайге. Образует  плоды, в виде шишкоягод, содержащих сахара, кислоты, микроэлементы, а также  значительное количество фитонцидов. Широко используется в народной медицине. Черника – кустарничек высотой 10­50 см. Растение имеет ползущее корневище,  которое дает много побегов. Листья мелкие, округлые. Плоды синевато­черные. В  природе произрастает преимущественно в северных районах — в лесах, главным  образом сосновых, и на болотах. Ягоды черники употребляются в пищу и для  приготовления киселей, варенья, пирогов. Хранят также в замороженном виде. Во  многих местах сбор ягод приносит населению значительный заработок. Приложение 1 К числу важных "лесных" экологических проблем, связанных с  лесопользованием, землепользованием и управлением лесами Европейского Севера  России, можно отнести следующее: быстрое уничтожение массивов естественной тайги.  Из­за глобального потепления в российских лесах серьезно меняются типы  растительности. Специалисты считают, что это приводит к еще большему потеплению. Ученые из Виргинского университета заявили, что последние несколько десятков лет российская тайга (по площади близкая к площади США), переживает значительное  потепление, что доказано документально. В результате чего холодолюбивых деревьев  становится все меньше, а теплолюбивые виды все быстрее распространяются на север  (место сбрасывающих хвою лиственниц занимают вечнозеленые хвойные) . Вечнозеленые хвойные, такие как ель и пихта, сохраняют иголки круглый год, что способствует удержанию уровня тепла у земной поверхности. Что в свою очередь  создает условия для дальнейшего распространения вечнозеленых хвойных.  Процесс продвижения вечнозеленых растений на север все ускоряется, и, по  словам исследователя Хэнка Шугарта, ­ «этот сценарий выглядит не слишком  приятно». Бесконтрольный, а по сути браконьерский, промысел пушного зверя, привел к  исчезновению некоторых его видов, а другие поставил на грань исчезновения. Еще в конце XIX века таежные леса были не исследованы человеком и считались  непригодными к жизни, а почвы для сельскохозяйственного использования. Освоение  началось с лесозаготовки. Поначалу для промышленных и строительных нужд  требовалась древесина крупных деревьев, стволы которых не имели бы дефектов. Под  топор ложилась так называемая беломорская сосна. Ее вырубке сопутствовало  уничтожение деревьев, «мешающих» удобному ведению хозяйства. Затем запасы этой  древесины истощились, да и промышленность перестала столь остро в ней нуждаться.  Настало время вырубки более тонких деревьев. Низкая рентабельность такого вида  древесины, потребовала увеличения объемов ее заготовки. Изменилась и технология рубки. Топор и избирательная вырубка ушли в прошлое. На смену им пришла сплошная валка леса, и техника для этого использовалась любая. Все зависело от аппетитов и  возможностей заготовительных контор. Хвойный лес не смог выдержать такой интенсивности вырубки. Он не восстанавливался и отступил. Его место заняли болота, березняки и осинники. С хвойными лесами  отступали или совсем исчезала их флора и фауна. Кроме лесозаготовки, тайге досталось от освоения земель под сельскохозяйственное  производство. А когда в Сибири были найдены углеводороды, то еще и от вырубки  участков для размещения добывающего оборудования, транспортных путей и  прокладки трубопроводов. Сейчас естественные таежные леса в России быстро уничтожаются. Нет действенной их охраны. Таежные реки засорены затонувшими от сплава деревьями. Почвы после  «ухода» тайги подвергаются эрозии и тоже засоряют реки. Видовое разнообразие  животного и растительного мира уменьшается. Она становится местом скопления  промышленных и бытовых отходов. В глубокой древности, если земли истощались и становились непригодны для жизни,  кочевые племена шли искать новые. Приложение 2 Заповедники Забайкальского края Заповедники Забайкальского края Забайкалье в силу особой биосферной значимости ее природных комплексов, имеет два Государственных биосферных заповедника ­ Сохондинский и Даурский. Сохондинский  заповедник Сохондинский   биосферный   заповедник   в   Забайкальском крае России, расположен на горном массиве Сохондо. Заповедник основан в 1973 году, занимает   площадь   211   тысяч   га.   Заповедная   территория   занимает   горный   массив (голец)   Сохондо,   вытянутый   с   юго­запада   на   северо­восток   более   чем   на   20   км,   в ширину   ­   на   14   км.   Рельеф   горный,   характерны   формы   рельефа   связанные   с оледенением   ­   цирки,   троги   и   морены.   Наиболее   значительные   горные   вершины   ­ Сохондо (2508 м над уровнем моря) и Малый Сохондо (2404 м). На территории Сохондинского заповедника расположены несколько горных озер, самое крупное ­ Букукун (площадь 58 га, глубина 20 м, расположено на высоте 1892 м над уровнем моря) Климат   резко   континентальный,   зимой,   под   влиянием   сибирского   антициклона, преобладает   ясная,  тихая,  морозная   погода;   весна   теплая,  засушливая;   для   летнего периода характерен тихоокеанский муссон, приносящий в июле­августе осадки в виде ливней. Летом выпадает 80% годовой суммы осадков. Среднегодовая температура ­2,9 °С. Растительность Сохондинского заповедника имеет выраженную высотную поясность: внизу расположен степной пояс (до высоты 1106 м); выше (до 1620 м) ­ светлохвойно­ таежный (лиственница и сосна); еще выше (до 1940 м) ­ темнохвойно­таежный (кедр, пихта, ель); еще выше (до 2114 м) лугово­стланниковый пояс (с кедровым стлаником) и в высокогорье ­ гольцово­тундровый пояс. В заповеднике обитает около 40 видов млекопитающих, 125 видов гнездящихся птиц, три вида пресмыкающихся, два вида земноводных и 10 видов рыб. Из степных видов характерны   заяц­толай,   тарбаган,  сибирский   тушканчик,  даурский   хомячок,  корсак, степной хорек, солонгой, даурская куропатка. Из   таежных  ­   белка,   бурундук,  летяга,   соболь,   бурый   медведь,   кабарга,   поползень, дятлы, синицы. В светлохвойной тайге встречаются лось, колонок, дрозды (бледный и пестрый), овсянки (белошапочная и седоголовая), каменный глухарь, канюк, филин, сплюшка.   В   горной   тайге   ­   соболь   и   кабарга.   В   высокогорьях   встречаются   белая куропатка,   горный   конек,   альпийская   завирушка,   сибирский   вьюрок,   пищуха. Сохондинский заповедник ­ соболиный резерват Южного Забайкалья. Даурский заповедник Даурский заповедник расположен в Забайкальском крае, близ города Борзя; основан в 1987 году как биосферный заповедник. Площадь заповедника 44,7   тыс.   га.   Рельеф   равнинный,   заповедная   территория   включает   степные,   озерно­ степные,   водно­болотные   и   лесные   ландшафты   на   юго­востоке   Забайкалья.   На территории   Даурского   заповедника   находятся   Торейские   озера   (лежат   на   пути перелетных птиц через Центральную Азию), наиболее крупное из них ­ озеро Барун­ Торей. Животный мир включает 41 вид млекопитающих, 256 видов птиц, 4 вида рыб, 6 видов земноводных и пресмыкающихся, а также более 520 видов насекомых. С 1994 года Даурский заповедник ­ часть совместного с Монголией и Китаем заповедника; одна из программ ­ реинтродукция лошади Пржевальского и монгольского кулана. Заповедник   включен   в   список   водно­болотных   угодий   международного   значения (Рамсарская территория). Четыре вида млекопитающих обитающих на его территории (манул,   даурский   еж,   монгольский   сурок,   дзерен)   и   35   видов   птиц   занесены   в Международную Красную книгу. Тест №2 Выберите один вариант ответа 1.Где расположена зона тайги? А) Б) В) 2.Какие животные обитают в тайге? А) Б) В) 3. Какие климатические условия характерны для тайги? А) Б) В) 4. какие заповедники есть в Забайкальском крае? А) Б) В) 5.Какие растения есть в тайге? А) Б) В) 6. каковы экологические проблемы тайги? А) Б) В)

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"

Конспект по окружающему миру 4 класс на тему: "Тайга"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2017